Поэзия Марины Цветаевой Поэзия Марины Цветаевой Риторические фигуры Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Стрелецкая СОШ» Гондарева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выразительные средства текста Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса.
Advertisements

Стилистические фигуры Выполнила:Курбатова Е Группа 102фл.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Урок литературы в 10 классе Приёмы анализа лирического стихотворения.
Федор Иванович Тютчев ( ). «… БЕЗУМНАЯ ДУША ПОЭТА ЕЩЕ ЛЮБИТЬ ОСУЖДЕНА…» (Любовная лирика Ф.И. Тютчева – «денисьевский цикл») О ты, последняя.
Лексические образные средства речи СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста. Стихотворение А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» Составитель Светлана Валерьевна Боровлёва, учитель.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Средства связи предложений в тексте: Лексические: Синтаксические: Повтор Риторический вопрос Однокоренные слова Инверсия Синонимы Анафора Антонимы Эпифора.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
Стилистические фигуры Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Среди них.
Ассонанс. Повторение гласных.. Аллитерация. Повторение согласных. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РИТОРИКИ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Цели урока: 1. Изучить риторические фигуры. 1. Изучить риторические фигуры. 2. Уметь находить риторические.
Э.Григ «Утро» Солнышко всходит, И небо светлеет Природа проснулась И утро пришло.
Транксрипт:

Поэзия Марины Цветаевой Поэзия Марины Цветаевой Риторические фигуры Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Стрелецкая СОШ» Гондарева И.Г.

Цель: определить роль риторических фигур при анализе стихотворения. Задачи: Научится находить риторические фигуры в тексте; Научится их классифицировать; Провести параметрический анализ риторических фигур в поэтическом тексте; Сделать вывод о значимости и частотности риторических фигур.

Антитеза (противопоставление) Безумье и ии и благоразумье, Позор – и честь… Но в вашей любви любовной Стократ -моя нелюбовь! Лебеди слева, справа вороны…

Градация (расположение понятий в порядке нарастания или убывания значений) Ключевой, ледяной, голубой глоток… Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век… Не думаю, не жалуюсь, не спорю… Всем – праведник – певец – и мертвый.

Лексический повтор В январе на заре было горе, Длилось – час, Настоящее, горькое горе В первый раз! Я вас не забыла и вас не забуду Но в вашей мне любви любовной…

Синтаксический параллелизм (одинаковое построение фраз) Я – маленький плясун. Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик - Письмо в бесконечность. – Письмо в беспредельность. – Письмо в пустоту.

Инверсия (обратный порядок слов) Всходили и гасли очи… Летят они, -написанные наспех; Горячие от горечи и нег. Рокочет ярая колотушка…

Парцелляция (нарушение границ предложения) Когда, и как, и кем, и много ли Целованы твои уста. Не спрашиваю. Дух мой алчущий Переборол сию мечту. И взглянул, как в первые раза Не глядит. А так: падает снег, Лампы горят. К дому Подошел человек…

Инфинитивная цепочка Научил не хранить кольца, - С кем бы Жизнь меня ни венчала! Начинать наугад с конца И кончать еще до начала. Кто спит по ночам? Никто не спит! Ребенок в люльке своей кричит, Старик над смертью своей сидит, Кто молод – с милою говорит, Ей в губы дышит, в глаза глядит.

Номинативная цепочка Август – астры, Август – звезды, Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август.

Эллипсис (своеобразное построение фраз) Но облик мой – невинно-розов! Ветры – веяли, птицы – реяли, Лебеди – слева, справа – вороны... Наши дороги – в разные стороны. Ты отойдешь – с первыми тучами, Будет твой путь – лесами дремучими… Душу – выкличешь, Очи - выплачешь…

Анафора (единоначатие) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами… Как эти солнца, -прощу ли себе сама? Как эти солнца сводили меня с ума! Имя твое - птица в руке Имя твое – льдинка на языке…

Эпифора (повторение слов в конце текста) Други его – не тревожьте его! Слуги его – не тревожьте его! И если для целого мира вы мертвы, Я тоже мертва. В декабре на заре было счастье, Длилось – миг. Настоящее первое счастье,

Эпанафора ( повторение фразы в конце строк в начале другой и наоборот) Ночь! Я уже не нагляделась в зрачки человека! Испепели меня, черное солнце – ночь! Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая Свет – люблю тебя, зоркая ночь. Поздних роз и молний поздних!

Кольцо (1-я строфа повторяется и 4-я) Всходили и гасли звезды (Откуда такая нежность?) Всходили и гасли очи У самых моих очей. Еще не такие песни Я слушала ночью темной (Откуда такая нежность?) На самой груди певца.

Зеркало ( Зеркальное отражение фразы) Шалость – имя мне, имя – шалость!

Риторическое обращение Милый друг, ушедший дальше, чем за море! Голосу дай мне воспеть тебя, о праматерь Песен, в чьей длани узда четырех ветров. Падай же, падай же, тяжкая медь! Соперница, а я к тебе приду Когда-нибудь такою ночью длинной…

Риторический вопрос Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей – сколько? Ты солнце стерпел, не щурясь, - Юный ли взгляд мой тяжел? Откуда такая нежность?

Риторическое восклицание Я вас целовала! Я вам колдовала! Смеюсь над загробною тьмой! Я смерти не верю! Я жду вас с вокзала Домой! Смеетесь! в блаженной крылатке дорожной!

Риторическое умолчание Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли… Быть как стебель и быть как сталь В жизни, где мы так мало можем… Вы креститесь у часовни, А я подымаю бровь…

Диалог Вскинула ресницы и стою. -Что, - светла? – Не скажу, что выпита дотла. И я скажу: - утешь меня, утешь, Мне кто-то в сердце забивает гвозди! И я скажу тебе, что ветер - свеж, Что горячи – над головою звезды…

Аллитерация (повтор согласных) Рок приходит не с грохотом и громом… Длинной искрой звонок вспыхнул. Взошел, вскинул глаза. Шелест шелка вокруг колен… Метель метет…

Оксюморон (два противоположных понятия) Испепели меня, черное солнце – ночь!

Перечисление Темный, прямой и взыскательный взгляд. О чем – поэты, любовники, полководцы? От скрипки – от автомобиля – Шелков, огня…

Аллюзия (сноска к другому произведению) О, возлюбленный, - видишь, вот она- Отравительница! – Кармен. Не ты ли Ее шелестящей хламиды Не вынес – Обратным ущельем Аида?

Выводы! По результатам анализа 30-ти стихотворений М. Цветаевой выяснилось, что: Риторическое восклицание – 56 раз Лексический повтор – 32 раза Анафора – 26 раз Риторическое обращение – 20 раз Риторический вопрос – 16 раз Синтаксический параллелизм – 14 раз Эллипсис – 14 раз Риторическое умолчание – 14 раз

Выводы! Кольцо – 10 раз Перечисление – 9 раз Аллитерация – 8 раз Градация – 7 раз Эпифора – 6 раз Парцелляция – 5 раз Инфинитивная цепочка – 5 раз Антитеза- 4 раза Аллюзия – 4 раза Эпанафора – 3 раза

Выводы! Инверсия -2 раза Диалог – 2 раза Хиазм (кольцо) – 1 раз Оксюморон – 1 раз Номинативная цепочка – 1 раз Риторические фигуры помогают определить стиль поэта и, конечно, его образованность. Риторические фигуры несут

Выводы! не только художественную окраску, но и смысловую. В данном случае, Марина Цветаева является очень образованным и чувственным человеком, о чем говорит разнообразие риторических фигур в ее поэтике…