Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века. Учебный проект по литературе Автор: Полякова Настя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века. Учебный проект по литературе.
Advertisements

Исследовательская работа по литературе на тему: Ученица 11 класса «А» Мязина Татьяна Руководитель: Учитель русского языка и литературы Наталья Андреевна.
Значение воспитания Ильи Обломова в формировании его характера и образа жизни. (По роману А.И.Гончарова «Обломов»)
« В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья.
Роль снов в произведениях русских писателей XIX века Автор работы: Ученица 11 класса б МБОУ лицея 7 Станиславская Юлия.
Теория Раскольникова. ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Сны героев русской литературы XIX века. Цели: Изучить, что представляет собой сон в литературном произведении Узнать, для чего авторы используют сны в.
1 Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Ф.М. Достоевский в восприятии современных читателей.
Ф.М. Достоевский. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
Достоевский Федор Михайлович ( ) великий русский писатель. Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич ( ), врач ( штаб - лекарь.
В чём странность этого портрета Раскольникова?. «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда.
Тема: «Пушкинские традиции в произведении М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» через призму маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Ведь и мы к.
А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали,
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Сны Родиона Раскольникова Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
ПРИСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
Теория Раскольникова Причины возникновения. Постулаты теории.
Транксрипт:

Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века. Учебный проект по литературе Автор: Полякова Настя Автор: Полякова Настя Руководитель: Яковлева Т.С. Руководитель: Яковлева Т.С.

Цели и задачи Тема: важны ли сны в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей Цель: Цель: определить роль снов в произведениях русских писателей второй половины 19 века определить роль снов в произведениях русских писателей второй половины 19 века показать многофункциональность снов показать многофункциональность снов выявить влияние снов на внутренний мир героев выявить влияние снов на внутренний мир героев Задачи: проанализировать данные различных произведений и объединить их в единый проект.

Содержание 1. Введение 2. Сон Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов» 3. Три сна Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 4. Вывод 5. Библиографический список.

Притча... Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он мудрый старец.

Сон- стирание грани между реальными и фантастическими событиями и образами Без фантастических элементов С элементами фантастики Форма введения сюжетных элементов (например экспозиция) сон Обломова у И.А.Гончарова Форма выражения взглядов автора(внесюжетный элемент) сон о моровой язве в «Преступлении и наказании» Отражение бессознательного в психике героя 1 и 2 сны Раскольникова в «Преступлении и наказании»

Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа Гончарова

«Отчего я такой?» в отчаянии спрашивает себя главный герой романа, Илья Ильич Обломов. Он ищет и не может найти «враждебного начала, мешающего ему жить как следует, как живут другие».

Этимология названия позволяет безошибочно определить значение села: оно берёт начало от слова «обломок», что говорит о нечто разрушающемся (хотя это понимает читатель, но для героя эти ассоциации совершенно не очевидны).

Для Ильи Ильича же Обломовка «благословенный уголок земли», где «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Весь уголок составляет вёрст пятнадцать двадцать вокруг и представляет ряд живописных этюдов, «весёлых, улыбающихся пейзажей».

Жизнь в Обломовке течёт однообразно и невозмутимо, и даже погода всегда одинакова и предсказуема (надо заметить, что одинаковость и предсказуемость это очень важное условие спокойной жизни обломовцев). Существование замкнутый круг, где царят старые традиции, и новые не появятся никогда, потому что люди боятся перемен...

Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения обломовцев: он не только был окружён лаской, любовью и заботой, но и совершенно лишён возможности производить какие бы то ни было самостоятельные действия. Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения обломовцев: он не только был окружён лаской, любовью и заботой, но и совершенно лишён возможности производить какие бы то ни было самостоятельные действия.

Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в запрещённое место («самое страшное место в околотке») к оврагу, откуда его сразу возвращали в заботливые руки любящих родителей. Интерес ребёнка ко всему необычайному пытаются подавить, желая сделать его похожим на всех. Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в запрещённое место («самое страшное место в околотке») к оврагу, откуда его сразу возвращали в заботливые руки любящих родителей. Интерес ребёнка ко всему необычайному пытаются подавить, желая сделать его похожим на всех.

В полдень жизнь здесь замирает, жители ложатся отдыхать, и даже собаки забиваются в свои конуры и не хотят их покидать. «Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души».

Эту картину детства героя видит читатель глазами Обломова, уже зрелого человека, которого никак (даже во сне) не отпускает родина, взрастившая в нём ленность души и тела.

Потом герой видит себя мальчиком уже лет четырнадцати. Теперь он учится у немца Штольца управляющего соседнего села Верхлёва Учиться Илюше некогда, то гости приезжали, то объяснялось, что «на Фоминой неделе не учатся», господа считают знание и обучение барчонка неприятной необходимостью, как и всякий труд.

Обломовцы верят в пророческие сны, а страшные сны приводят в ужас всю деревню. К новизне обломовцы испытывают такой страх, что, например, пришедшее письмо пролежало несколько дней под замком. Гончаров считал, что вредное воздействие на Обломова оказал и фольклор, в произведениях которого герои и богатыри побеждают препятствия без труда, волшебным образом. Фольклорная гиперболизация в духе русских былин или Гомера проявилась в восприятии и изображении спящей Обломовки и её обитателей. Да и сон Обломова на диване представлен богатырским.

Вывод: Сон Обломова, в котором читатель видит детство героя, объяснение характера Обломова. Обломовка, «обломовщина» «...одно слово, а какое ядовитое!» Это сущность Обломова, это типичность русской жизни. Обломовка постепенно и незаметно заглушила все хорошие качества и стремления. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной в романе: «...всё началось с неумения надевать чулки, а окончилось неумением жить».

Сны Раскольникова как средство раскрытия образа и авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание».

... напротив, никакой красочности роману сны не придают, а еще больше затуманивают и без того неясные вещи. Так же, как и в «Евгении Онегине», сны здесь помогают лучше понять внутренний мир очень сложного человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны (антитеза церкви и кабака в первом сне); их отголоски присутствуют на протяжении всего романа. Кроме того, прием снов помогает лучше понять смысл произведения (третий сон Раскольникова). Значение снов: Первый сон неприятие убийства натурой человека (Раскольникова) постоянная борьба души и разума предзнаменование неминуемой ошибки Видение возможность отказаться от эксперимента над собой Второй сон муки совести и страх разоблачения напрасное убийство повлечет за собой наказание Третий сон последствия воплощения теории в жизнь - апокалипсис нравственное возрождение Раскольникова

Образ Родиона Раскольникова До убийства Раскольников человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует окружающих, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он очень замкнут, не общителен. Единственный друг его это Разумихин. Раскольников задавлен нищетой, он страдает от безысходности своего положения. После убийства Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего ».

В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях многих других русских писателей, встречаются описания снов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В «Преступлении и наказании» встречается три сна Родиона Раскольникова

Первый сон Раскольникова «Страшный сон приснился Раскольникову...» Здесь символически описан момент потери героем веры и, наоборот, обретения уверенности в необходимости самому изменить мир. Видя общий грех людей, избивающих лошадку, он сначала кидается на помощь к отцу, затем к мудрому старику, но, поняв, что они ничего не могут или не хотят сделать, бросается защищать лошадку и наказывать обидчика сам. Но лошадка уже мертва, а обидчик даже не замечает его кулачков, и, наконец, отец ловит его и вытаскивает из ада и содома, в который он вверг себя своей ненасытной жаждой справедливости.

Это момент, в который он теряет доверие к Богу. Отец-Бог «умер» в сердце Раскольникова, но он постоянно помнит о Нем. Только «смерть», только отсутствие Бога дозволяет человеку карать чужой грех, а не сочувствовать ему. «Восстание» на народный грех, стремление покарать его не только бесполезно, но и опасно, отделяет героя от людей, позволяет ходить «бледным ангелом» - то есть лишает сознания собственной греховности.

Перекличка имен Миколка- «смрадно-грешный», избивающий тварь Божию Миколка- «смрадно-грешный», избивающий тварь Божию Миколка- сознающий, что нет чужого греха, и знающий одну форму отношения к греху - взять грех на себя(на себя преступление Раскольникова ) Миколка- сознающий, что нет чужого греха, и знающий одну форму отношения к греху - взять грех на себя(на себя преступление Раскольникова ) Это как бы два лика одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию.

Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи- процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое.

Второй сон Раскольникова «Он забылся... Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли...» В этом сне Раскольникову дается возможность не совершить преступление. Он бьет и бьет по голове старушонку, но его удары не причиняют ей никакого вреда. Он думает, что может убить и что его боятся, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, и над" ним смеются. Раскольников обнаруживает, что старуха живая, когда заглядывает ей снизу в лицо.

Смех прощает его и уравнивает с людьми, которые ждут, что он спустится к ним, смешается с ними, тоже будет «голова с головой», но герою дорог его смертоносный пьедестал.. Раскольников боится смешаться с толпой, с «тварью дрожащей», ибо все еще надеется, что, может быть, он еще «человек», а не «вошь».

Вывод:. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом и втором снах, - страшное преступление не свершилось бы.

Третий сон Раскольникова « «Ему грезилось в болезни...» Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. «Раскольников понимает, что этот страшный сон может стать явью, если его теория овладеет людьми и никто не захочет считать себя всего лишь «материалом», «тварью дрожащей».Таким образом, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству, то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Значение снов Раскольникова: Сон – повтор убийства. Обстановка – царство мёртвых. Но все мертвы только для Родиона – для остальных мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше толпы. Он – Наполеон, гений. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попыткой изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним.

И именно признание наконец своей вины в конце эпилога освободит его от того тяжелого мрака, в который он погружен на протяжении всего романа Таким образом, сны героя помогают читателю понять глубину образа, его неповторимость. С другой стороны, отчетливо слышим голос автора, не приемлющего никаких теорий о разделении людей, никаких идей, разрешающих кровь по совести. Только христианская любовь, сострадание, милосердие спасут душу человека и весь мир.

Вывод В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным действующим лицом своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.

Библиографический список «Преступление и наказание» - Ф.М. Достоевский, 1866 Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского, выпуск 12), 2005 «Обломов» - И.А.Гончаров, 1859