Дионисий (ок.1440-после 1503) Богоматерь Одигитрия Ангел (деталь)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московский Кремль древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная.
Advertisements

Культура и быт в XIV – XV веках 10 класс. История.
Начинается земля, как известно, от Кремля В. В. Маяковский.
Московский Кремль Кремль при Иване III В гг. белокаменную крепость сменила крепость из красного кирпича. Строят итальянские зодчие, во главе.
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XIV-XVII ВЕКАХ. Русь в 14 веке Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот период играли монастыри, ставшие не.
Грановитая палата.
Архитектура и живопись в XIV – XVI вв. Авторы: Елисеева В.И., 2010 г.
КУЛЬТУРА РОССИИ В XV в Автор: Куляшова И.П. МОУ-СОШ 3 г. Красноуфимск.
МОУ – гимназия 1 Целое уравнение и его корни Урок алгебры в 9 классе Автор Дацко Елена Владимировна, Учитель математики Клин, 2009 год.
Искусство периода образования Российского государства Учитель Солодова О.Р. МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Архитектурные памятники Московского Кремля
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
Культура Руси XIV-XV вв.. Особенности культуры XIV-XV вв. Замедление темпов культурного развития вследствие татаро- монгольского нашествия Некоторое обогащение,
Архитектура в веках В это время центром зодчества становиться Москва.
Храмы Московского Кремля Храмы Московского Кремля.
История Московского Кремля Тема «Культура России в в.в.» Урок «Архитектура и живопись в 14-16в.в.»
15 век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой. Строительство новых храмов было связано.
МОСКВА КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ Красная площадь - центральная площадь Москвы, примыкающая к Кремлю. Образовалась в конце XV века. Первоначально была торговой.
Из цикла «Шедевры Московского Кремля» Цыбанков Александр. 10 класс.
Экскурсия по кремлю. Москосвский Кре́мль древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно- религиозный и историко-художественный комплекс.
Транксрипт:

Дионисий (ок.1440-после 1503) Богоматерь Одигитрия Ангел (деталь)

Распятие (1500 г.) Митрополит Алексей с житием

Богоматерь Одигитрия ( гг.)

Символом возрождения кремлевского строительства на Руси стало возведение стен белокаменного Московского кремля, которое началось в 1367 году в годы правления великого князя Дмитрия Ивановича Донского; возможно, белокаменные стены и башни соседствовали с деревянными фрагментами.

Строительство московского кремля. Васнецов А.

Васнецов А.М. - Московский Кремль при Иване Калите 1921.

Первоначально, Кремль служил как укрепление посёлка кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 году во время монголо- татарского нашествия Кремль был разрушен. С 1264 года являлся резиденцией князей Москвы. В 1339 году построены стены и башни из дуба. В Кремле находилась самая древняя московская церковь Собор Спаса на Бору, или собор Спас-Преображения «что на Бору», построенный к 1330 году, к тысячелетию Константинополя «Нового Рима».Храм был уничтожен в 1933 году. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору для мужчин и Вознесенскому монастырю (также разрушенному) для женщин. После учреждения Новоспасского монастыря в конце XV века собор Спаса на Бору получил статус придворного храма. В результате сооружения Кремлёвского дворца в период годов храм Спаса оказался вписанным во внутренний двор Дворца.

В осаду. Троицкий мост. А.Васнецов

Московский Кремль при Дмитрии Донском (оборона Москвы от Тохтамыша в 1382 г.). Картина А. М. Васнецова

Васнецов А.. Московский Кремль при Дмитрии Донском

Собор Спаса на Бору в 19 в. В Кремле находилась самая древняя московская церковь Собор Спаса на Бору, или собор Спас- Преображения «что на Бору», построенный к 1330 году, к тысячелетию Константинополя «Нового Рима». Храм был уничтожен в 1933 году. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору для мужчин и Вознесенскому монастырю (также разрушенному) для женщин. После учреждения Новоспасского монастыря в конце XV века собор Спаса на Бору получил статус придворного храма. В результате сооружения Кремлёвского дворца в период годов храм Спаса оказался вписанным во внутренний двор Дворца.

Чудов монастырь в начале XX века Другим древнейшим сооружением был Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1365 году, находился в восточной части территории Кремля, примыкая к Вознесенскому монастырю. Название получил по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия. В 1483 году на территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в неё перенесли мощи митрополита Алексия. В годах древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведённый итальянскими мастерами. В 1929 году все постройки Чудова монастыря были снесены. В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). С этого периода в летописях часто встречается название «Москва белокаменная»

Строительство Кремля при Иване III.

Московский Кремль при Иване III

Чудов монастырь

Вид на колокольню Ивана Великого и Архангельский собор Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается с участием итальянских зодчих (см.: Кастелло Сфорцеско) и обретает в значительной мере свой современный вид. Центром его стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (147579), Благовещенским собором (148489), Грановитой палатой (148791), Архангельским собором (150508) (усыпальницей русских князей и царей) и колокольней Иван Великий. В годах, при Иване III, фортификационные сооружения Кремля перестраиваются: новые стены и башни выше и толще прежних, облицовываются красным кирпичом. В годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.

Соборная площадь Акварель Кваренги

Успенский собор Успенский собор годов был первым каменным храмом Москвы. Это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве- Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»[1][1] Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися». 20 мая Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием. Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С. В. Заграевского

Благовещенский собор Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на месте старого собора начала XV века и изначально был трёхкупольным. Собор серьёзно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей; его протопопы одновременно были духовниками царей. В петербургский период придворный статус протопресвитеров собора сохранился.

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в годах. В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года. Существующий собор был сооружён в гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века. С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей. С 1743 года по 1883 год был кафедральным храмом Московской епархии. Указом Николая II от 13 января 1895 года был передан в придворное ведомство.

Колокольня Ивана Великого (Церковь Иоанна Лествичника) Колокольня является самым высоким зданием Московского Кремля (81 м) и вплоть до конца XIX века (сооружения Храма Христа Спасителя) была самым высоким зданием Москвы. В 1329 году на этом месте была построена церковь Св. Иоанна Лествичника типа «иже под колоколы». Здание храма представляло собой неправильный восьмерик, имелась апсида, подъёма на верх, вероятно, не было, и звон осуществлялся с уровня земли. В 1505 году старая церковь была разобрана, и на её месте приглашённым итальянским мастером Боном Фрязином была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. В годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня.В севернее звонницы была сооружена еще одно строение - Филаретова пристройка, увенчанная шатром. В 1600 году при царе Борисе Годунове к двум ярусам колокольни Иоанна Лествичника была достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни: Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича / всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя / Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их.

Грановитая палата Гранови́тая пала́та памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антони Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Изначально называлась Большая палата. Построена на месте древней гридни (столовой). На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 году. В 1930 году лестница была убрана по приказу И. В. Сталина и в 1994 году снова восстановлена. Лестница состояла из 32 ступеней. Была построена из белого камня, ступени покрыты железными плитами. На лестнице были устроены три отдыха (площадки). На каждой площадке стояла каменная вызолоченная фигура льва. По левой стороне лестницы стояли каменные перила. Лестницу покрывала медная кровля в виде шатров. На вершинах шатров были установлены орлы. Кровля верхней площадки в виде бочки. Шатёр нижней площадки был установлен на каменную арку с резными орлами. Во время пожара 1696 года кровля лестницы сгорела и больше не восстанавливалась. Во время царствования Фёдора Иоанновича лестница называлась Золотой. В XVII веке её также называли Большой и Красной. У входа лестница закрывалась позолоченной железной решеткой. Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату. Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца. Челобитные собирали думные дьяки. У Красного крыльца и в подклетах Грановитой палаты располагался стрелецкий караул.

Царская площадка и Красное крыльцо.

Название Грановитая палата идёт от зала, расположенного на втором этаже, площадь которого составляет 495 квадратных метров. Зал перекрыт крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Своды и стены покрыты росписью палехских иконописцев выполненной в 1882 году в соответствии с описью Симона Ушакова 1668 года. Грановитая Палата главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Для царицы и детей царя в Грановитой палате была устроена тайная смотрильная палатка. Смотрильная палатка находилась на западной стороне палаты, над Святыми сенями, напротив царского места (трона). В окне была вставлена смотрильная решётка. Решётка завешивалась занавеской. В смотрильной палатке царица и дети наблюдали различные пышные церемонии, включая приёмы послов.

Жанры литературы Биографический Жанр (житие) Героический Жанр(о борьбе с Ордой) «хождения» Исторический Жанр (летописание, «Хронограф») Религиозный жанр

Ремесло. Вознесение. Икона-мощевик наперсная

Ковчег Дионисия Суздальского

Потир.1329 г. Новгород

Преподобный С. Радонежский Саккос и посох митрополита Шитьё Петра (XIVв.)