Ограды и решетки Петербурга Решетки! Это кажется мелочью. Но в завитке из бронзы, в извиве литого железа, порою – душа забытой эпохи. (С.К. Маковский)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Твоих оград узор чугунный…». 8/23/ Ограды и решётки Санкт-Петербурга – настоящее чудо! Их создавали мастера кузнечного дела по рисункам архитекторов,
Advertisements

Ажурные ограды на улицах Санкт- Петербурга Учитель изобразительного искусства: Остова Тамара Анатольевна Государственное бюджетное общеобразовательное.
Викторина «Люблю тебя, Петра творенье…». Выбери герб нашего города.
Русский музей. Михайловский дворец Михайловский дворец был построен для сына Павла Первого - МИХАИЛА.
Решетка Летнего сада Знаменитая кованая решётка Летнего сада, отделяющая сад от набережной, является уникальным произведением декоративного искусства.
Викторина «Люблю тебя, Петра творенье…». Выбери герб нашего города.
Русская архитектура XIX века. В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной.
Этапы развития петербургского классицизма Ранний классицизм ( ), в котором ещё сохранялись некоторые отзвуки барокко. Крупнейшими мастерами, работавшими.
Санкт-Петербург. Дворцовая площадь Исторический парадокс заключался в том, что национальная гордость русского царя-победителя нашла воплощение в формах.
10 символов Петербурга Кочетова Т. К., лицей 590.
Научная конференция на тему: Стиль Ампир конца 18 – начала 19 века Выполнила ученица 7 Б класса СОШ 27 Олифиренко Полина Игоревна.
ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ. АРКА ГЛАВНОГО ШТАБА Архитектор К. Росси. Арка, соединяющая криволинейные в плане здания, состоит из трех частей. Первая выходит.
Первый мост Санкт-Петербурга - ведущий в Петропавловскую крепость, построен из дерева.
Классицизм в архитектуре Петербурга Ученица 11 класса Мягкова Наталья.
Петровские преобразования начала века способствовали приближению русской культуры к западной. Россия, вступив на путь императорского величия, требовала.
Архитектура России в XIX веке Эпоха Российской империи.
Храм Спаса на крови Александровская колонна второй половины ТЕМА: ШЕДЕВРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие во 2 «б» классе во 2 «б» классе «Храните чудо - город – «Храните чудо - город – Наследие Петра» Наследие.
Модерн Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл,
Чугунное кружево Петербурга. Какие решётки у мостов? Аничков мост.
Транксрипт:

Ограды и решетки Петербурга Решетки! Это кажется мелочью. Но в завитке из бронзы, в извиве литого железа, порою – душа забытой эпохи. (С.К. Маковский)

Неповторим архитектурный облик Петербурга – его ансамбли, набережные, мосты… В нем нашли отражение важнейшие этапы развития русского зодчества XVIII–XX столетий. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «чугунное кружево» – садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решетки, ворота, фонари… Они, словно изысканное кружево, украшающее город, придают ему особое очарование.

До середины XVIII века Летний сад вплотную подходил к Неве. В 1760-х годах начались работы по устройству гранитных набережных на Неве. Между Летним садом и Невой образовалась набережная. Это потребовало некоего архитектурного вмешательства для придания саду законченного вида. В годах по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова возводится знаменитая чугунная ограда, на которую уже современники смотрели как на чудо света. Рис. 1 Решетка Летнего сада

Строгость и простота рисунка, прекрасные пропорции, ритмическое чередование гранитных колонн с металлическими звеньями создают впечатление удивительной легкости и монументальности. Ограда состоит из гранитных столбов-колонн и железных кованых звеньев решетки с орнаментальными украшениями из золоченой бронзы. Звенья решетки выполнены в стиле классицизма. Надворотные украшения выполнены в стиле барокко. Но вместе они вызывают смутное, словно во сне, необыкновенное ощущение, ради которого стоит хоть раз побывать в Петербурге. Рис. 2 Ворота Летнего сада

Удивительная красота решетки не могла не породить легенд. Одна из красивейших рассказывает о некоем сказочно богатом англичанине, который, наслышавшись на склоне лет о волшебной красоте Северной Пальмиры, вдруг заявил, что ему совершенно необходимо побывать в Петербурге и увидеть ограду Летнего сада. В прекрасную пору белых ночей его яхта вошла в Неву и бросила якорь напротив Летнего сада. Изумленный и очарованный фантастической красотой северного шедевра, престарелый британец отказался сойти на берег, заявив, что в этом нет никакого смысла. Ничего более прекрасного он уже увидеть никогда и нигде не сможет. На глазах удивленных петербуржцев яхта снялась с якоря и взяла курс на Англию. Рис. 3 Беггров А.К. Лунная ночь на Неве

Это выдающееся произведение искусства создано архитектором А.Н. Воронихиным в гг., когда художественное литье из чугуна достигло в России своего расцвета. Между массивными фигурными столбами с каннелюрами расположен орнамент в виде ромба с рисунком, похожим на тончайшее кружевное полотно. Две половинки такого же рисунка расположены по бокам столба. Очень красив фриз, несущий в себе элементы растительного орнамента. Пожалуй, в целом мире нет решетки, подобной этой, которая сочетала бы в себе тончайшую изысканность и филигранную четкость с чистотой строго классического стиля. Рис. 4.1, 4.2 Ограда Казанского собора

В связи с перепланировкой Летнего сада в 1830-х гг. появился Нижне- Лебяжий мост, который пересек Лебяжий канал. Он был спроектирован инженером П.Базеном, а оформление перил, возможно, разработано при участии К. Росси. В рисунке решеток и фонарей моста использованы многочисленные стилизованные изображения античного оружия. Такое оформление достаточно типично для архитектуры той эпохи. После победоносного окончания Отечественной войны 1812 года в русском искусстве необычайно широкое отражение получила патриотическая тема. В композиции оград, балконных решеток и фонарей, созданных в то время, часто встречаются изображения воинских атрибутов и символов славы: лавровые венки, щиты, мечи, копья. Рис. 5 Перила Нижне-Лебяжьего моста

Михайловский дворец был задуман как свадебный подарок великому князю Михаилу Павловичу от его брата Императора Александра I. Для реализации своей идеи Александр I пригласил архитектора Карла Росси. По сторонам главного корпуса Михайловского дворца поставлены боковые двухэтажные флигеля, связанные между собой высокой чугунной оградой простого рисунка. Ограда состоит из длинных пик с позолоченными наконечниками, расположенных между стойками в виде ликторских пучков, с лавровым венком – символом славы. По низу ограды идет орнамент. В центре ограды расположены тройные ворота, четырехгранные колонны которых увенчаны арматурой и скрещенными щитами на створах. Рис.6 Ограда Михайловского дворца

Многое в декоративном убранстве Петербурга напоминает о морской славе города, неразрывно связанного с просторами Балтики. Это получило отражение и в художественных работах в металле. Кроме русалок, или наяд, Литейного моста морская тематика отражена в оформлении Аничкова моста в виде трезубца Нептуна и морского конька, а также в рисунке перил моста Лейтенанта Шмидта, выполненных архитектором Брюлловым. Рис.7.1 Решетка Литейного моста Рис.7.2 Решетка моста Лейтенанта Шмидта

Поиски новых форм в искусстве привели к рождению на рубеже веков стиля модерн. Художественные работы в металле, созданные в это время, отличают плавные, «льющиеся» линии в сочетании с изображениями растений, цветов, женских масок.

Вокруг храма Спаса-на-крови по проекту архитектора А.А. Парланда была создана полукруглая ограда, исполненная в гг. Причудливый и очень красивый рисунок из кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего модерна. Звенья расположены между монументальными цилиндрическими столбами с красивым декором. Нижняя часть столба облицована глазурованным кирпичом двух тонов: охра и киноварь. Великолепная ограда органично вписалась в ансамбль Михайловского сада. Рис.8 Ограда Михайловского сада

Всемирное признание получила ограда сада Зимнего дворца, выполненная по проекту Р.Ф. Мельцера. В 1920-х гг. она была перенесена на проспект Стачек, откуда в 1905г. началась мирная демонстрация рабочих Нарвской заставы. Модель звена этой ограды на Международной выставке в Париже в 1900г. была удостоена «Гран-при». Позднее вензеля и гербы были изъяты из решетки, но сейчас ведется работа по их восстановлению. Рис.9 Ограда сада 9-го Января

…Для того чтобы почувствовать прелесть металлического «кружева» Петербурга, нужно не торопясь пройти по его улицам, набережным, площадям, внимательно вглядываясь в «лица» домов, фонари, рисунок садовых оград, перил мостов… Это дает возможность в полной мере ощутить, как ансамбль удивительных произведений искусства придает городу совершенно особый, только ему свойственный колорит.