Архитектура Софийского собора.. Зарождение… Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
Advertisements

Византийское наследие и архитектурные особенности собора Святой Софии в Киеве Презентация Хайруллиной Алины, 10 « б »
Урок окружающего мира «Древнерусская культура». В правление князей Владимира и его сына Ярослава Мудрого наступает расцвет Древней Руси. К этому времени.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 10 класс) по теме: презентация по МХК "Художественная культура Киевской Руси"
Культура древней Руси (10 класс). Урок – презентация Николаевой Н.Н. МОУ «СОШ 55» г.Чебоксары.
Собор Святой Софии был построен в XI в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого был построен в XI в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ. АРХИТКТУРА КИЕВА Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии. Золотые ворота.
Подготовила Ученица 9 «А» класса Балаян Маргарита.
Культура Киевской Руси Разработала: Алехина Ю.Ю. учитель МОУ «СОШ 51 им. Ф.Д. Воронова» Магнитогорск 2012г.
БАЗИЛИКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ СОЗДАВАЛИСЬ НА ОСНОВЕ СТАРЫХ РИМСКИХ БАЗИЛИК. ОНИ ИМЕЛИ ТРИ ИЛИ ПЯТЬ ПРОДОЛЬНЫХ НЕФА, ОТДЕЛЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА КОЛОННАМИ. ВХОД РАСПОЛАГАЛСЯ.
Борисов Павел, Золотов Алексей 10 класс. Деревянная архитектура, которая восходит к Руси языческой Каменная архитектура, которая связана с Русью христианской.
Христианство и культура Киевской Руси Проект 7 В класса.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Христианский храм – сакральный центр Вселенной, подобие христианского мироустройства.
Архитектура Древней Руси вв.. Софийский собор в Киеве 1037г. Киево-Печерская лавра,1051г. Борисоглебский собор в Чернигове, 12в. Спасо - Преображенский.
( X - XIII века ). Софийский собор в Киеве 1017 – 1037 гг. Современный вид Собор перестроен в конце XVII века. Он приобрёл черты, характерные для архитектуры.
Говорят, что архитектура это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и.
Культура и искусство Древней Руси. Фольклор Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой.
Мозаики и фрески Киевской Софии. 1. Краткие сведения о соборе. 2. Мозаики и фрески собора.
Транксрипт:

Архитектура Софийского собора.

Зарождение… Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе народных умельцев. Шедевры древнерусской архитектуры вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением строительных вопросов, богатством внутренней отделки. С принятием христианства начинается сооружение храмов и монастырей.

Первоначально все эти постройки были деревянными. Такой была 13-купольная новгородская София, построенная в 989 году, таким же был храм Бориса и Глеба начала 11 века в Вышгороде. С развитием феодального государства росли и требования к такого рода сооружениям. Они призваны были стать действенным средством пропаганды православия, должны были подчеркивать мощь и величие великокняжеской власти. Наряду с деревянными постройками начинают возводить сооружения из камня. Каменное строительство в определенной степени возникло под воздействием Византии, где к векам были достигнуты большие успехи в строительстве каменных храмов и выработаны более или менее устоявшиеся типы культовых сооружений.

Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в неё элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусской архитектуры является киевский Софийский собор. Он относится ко времени бурной строительной деятельности Ярослава Мудрого, когда, помимо Софии, в Киеве возводятся Золотые ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь, когда Ярослав церкви «ставил… по городам и иным местам». Сам собор был задуман не только как главный храм создавшейся русской митрополии, но и как центр общественной и культурной жизни, как символ политического могущества Ярослава Мудрого.

Софийский собор для Киева был как бы основным архитектурно- композиционным стержнем, вокруг которого группировались другие постройки. «Повесть временных лет» рассказывает о закладке Софийского собора под 1037 г. Очевидно, строился он несколько лет. В 1051 году в Софийском соборе был торжественно провозглашен русским митрополитом Илларион. При разгроме Киева Батыем в 1240 году Софийский собор был разграблен. В течение многих веков своего существования он неоднократно горел и приходил в ветхость, ремонтировался и подвергался переделкам.

Перестройка гг. сильно изменила его первоначальный облик. Были надстроены галереи с двумя башнями и куполами, заложены наружные входы в башни, стены собора подведены под один карниз; древним низким параболическим куполам придана характерная для Украины 17 века грушевидно-барочная форма. Фасад собора был оштукатурен и побелен, на западной и восточной частях стен появились барочные фронтоны, а купола и главки были позолочены. Софийский собор имел так называемое «позакомарное» покрытие. Закомары представляли собой полукруглое завершение верхней части стены церкви, соответствующее внутренней форме свода. Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры. Наличие хоров во многих храмах Древнерусского государства было характерным явлением. Они предназначались для князя, его семьи и феодальной знати. Хоры как бы отделяли их от общей массы, возвышали над подданными, приближая к богу.

Софийский собор производил исключительное впечатление. Расположенный на высоком берегу Днепра, блестя свинцовыми куполами, он как бы господствовал над окрестностями. Открытые арки галерей связывали храм с окружающей природой, а декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и другие украшения в сочетании с цветовой гаммой стен и общим обликом здания оставляли след в памяти и сердце человека. Если внешний вид киевской Софии был прекрасен, тоне менее великолепны, богаты и парадны были внутренние помещения собора. Благодаря умелой внутренней композиции храма внимание вошедшего приковывалось прежде всего к алтарной части и пространству под центральным куполом, в центре которого помещено было изображение Христа-Вседержителя. Мозаика покрывала всю центральную часть храма. Даже сейчас, когда сохранилось далеко не все, мозаики покрывают и все подкупольное пространство, предалтарные столбы и алтарную часть. Стены храма, своды и столбы сверху донизу были расписаны фресками. Льющийся сверху, сквозь неширокие проемы окон, свет играет многообразными красками мозаики, создает полумрак под хорами.

Внутренняя отделка храма неразрывно связана с архитектурной формой, она усиливает впечатление монументальности сооружения. Одним из шедевров Софии является фигура божьей матери – Марии - Оранты, выполненная в мозаике и помещенная на «конхе», внутренней, сферической поверхности апсиды. В молитвенной позе, с поднятыми вверх руками, Мария обращается к Христу. Стоит она на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Различных оттенков синие одежды с черными складками выделяются из общей массы золотой смальты. Яркий, преобладающий в мозаике золотой цвет умело сочетался с приглушенными теплыми тонами мрамора, шифера.

Много места в киевской Софии занимают фрески. Техника фрески давала возможность на длительное время сохранять роспись, однако она требовала от художника большого мастерства и четкости в работе. Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшими в сырую поверхность грунтовки. И хотя в них не было той яркости, блеска и разнообразия, как в мозаике, фресковая живопись киевской Софии достигла большой выразительности. Исследования показали, что в древности фресковая живопись покрывала все стены и своды храма, пристройки, башни, галереи. Но затем от пожаров, разорений и небрежения часть фресок погибла, часть была забелена и записана. Фрески башен киевской Софии являются уникальными памятниками светской живописи Древнерусского государства. Манера исполнения этих фресок несколько своеобразна. Канонические положения религиозного письма требовали создания статической композиции. В светской же росписи мы видим динамику и пространственность в построении фигур и композиции, стремление показать движение человека, скачущих коней, бегущих зверей и т. д. Вполне возможно, что росписи светского реалистического характера применялись и в княжеских дворцах Древней Руси.

Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве. Освоив передовую для того времени строительную технику Византии, заимствовав первоначальный византийский тип крестово – купольного храма, русские зодчие сумели внести в архитектуру приёмы, выработанные практикой деревянного строительства, творчески применительно к местным задачам и условиям.

Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне развития материальной и духовной культуры Древней Руси. История этой культуры связана неразрывно с историей создавшего её народа. Истоки её уходят в глубь веков, она впитала в себя опыт и традиции восточнославянских племён. Развитие феодальных отношений, формирование древнерусской народности повлекло за собой изменения в области древнерусской культуры. Принятие и утверждение христианства способствовало развитию письменности и просвещения, литературы, ярко проявившихся в последующем в новых исторических условиях.