«В бесслезный век Астафьев заставил нас плакать настоящими, а не крокодиловыми слезами... и за этот редкий душевный талант ему поклонилась читающая Россия»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В.П. Астафьев Рождённый Сибирью. Биографический этюд по произведениям писателя.
Advertisements

Мальчик и тайга Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Детство писателя было трудным. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать.
Рождённый Сибирью. Родился 2 мая 1924 г. в деревне Овсянка Красноярского края.
В.П. Астафьев. Детские годы. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924г. в с. Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска. Мать – Лидия Ильинична,
- 1мая ноября 2001 советский советскийсоветский и русский писатель.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро» учитель Веденяпина Ольга Геннадьевна МБОУ СОШ 83.
В.П.Астафьев ( ). Детство писателя Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в деревне Овсянка, в окрестностях Красноярска,
Сибирские писатели В.П.Астафьев ( г.) В.Г.Распутин ( род. в 1937г.) Одной из главных тем в современной русской литературе является вопрос о взаимоотношениях.
Посвящается жизни и творчеству поэта - фронтовика Э.А. Асадова.
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
МБОУ СОШ 31 г. Красноярска Туезова Т.Ф. 2011г.. Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем (В. Астафьев). Человек должен.
Презентацию подготовила ученица 4 «Б» класса ГОУ СОШ 2031 Дозморова Евгения.
В.П.Астафьев Выполнила: Федотова Екатерина 6 Б класс.
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
Виктор Петрович Астафьев( ). -Он же российский и советский писатель, Герой Социалистическо го Труда, лауреат двух Государственных премий СССР.
Самая благородная в мире профессия Деятельная любовь к людям - вот предназначение учителя Песталоцци. Я назвала профессию учителя самой благородной. И.
МКОУ Городокская СОШ 2 Астафьевские чтения. Зачем и как читать книги? « В книге ищи не буквы, а мысли ». Пословица « Книга учит даже тогда, когда вы этого.
В особо тяжелые минуты, когда всё валится из рук и любая фраза о том, как прекрасен белый свет, кажется насмешкой - всегда надо помнить, что:
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Транксрипт:

«В бесслезный век Астафьев заставил нас плакать настоящими, а не крокодиловыми слезами... и за этот редкий душевный талант ему поклонилась читающая Россия» П. БАСИНСКИЙ Если мне удастся внушить хотя бы немногим людям, что жизнь дается человеку лишь единожды и никогда, никогда и ни в чем более не повторяется, что сама по себе сознательная и созидательная жизнь столь коротка, что бессмысленно... обрывать ее прежде времени, тратить силы на разрушение, жестокости и убийства и надо пробовать жить на земле в мире и согласии, то, значит, существование и работа моя и писателей моего поколения были не напрасны» В. АСТАФЬЕВ «Прекрасных людей я знавал немало» В.П. АСТАФЬЕВ «Астафьев писатель, «умный» сердцем» К. АЗАДОВСКИЙ

«Я уже говорил, что везло и везет мне на людей совестливых, честных, тех самых, о которых говорится: если бы даже из меди сделан, потершись о золото, хочешь не хочешь - заблестишь. Жить и работать, сверяясь с их жизнью, совестью и книгами, очень трудно. Что и говорить, дружба настоящая всегда требовательна, строга. Но помогают в бою и с поля боя выносят только настоящие друзья». В.П.АСТАФЬЕВ Начальную школу В.П. Астафьев оканчивал уже в Игарке, куда его увез отец. Там Астафьева ждало беспризорничество, голод, настоящее сиротство, пока он не был отправлен в детский дом. «Прекрасных людей я знавал немало, но не из родни: первым -после мамы, бабушки и деда - был Василий Иванович Соколов (воспитатель, затем директор детского дома в Игарке). Василий Иванович возвышал в собственных глазах униженных и прибитых сиротством малых людей, выявляя в них не то, за что их можно еще больше унизить и растоптать, а то, что от рождения было дано им матерью и природой». «Валериана Ивановича Репнина из повести «Кража» я писал, имея в виду Василия Ивановича Соколова. Подлинная простота, подлинная, не показная интеллигентность - одна из отличительных черт настоящего человека, а если еще природой дарованы ему доброта и способность к состраданию, то и удивляться нечему, что сперва я начал уважать Василия Ивановича, затем полюбил скрытой, застенчивой любовью, мне уже хотелось стать лучше...». В детском доме преподавал литературу другой замечательный педагог и воспитатель - красноярский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский. На одном из уроков литературы и появилось школьное сочинение Виктора Астафьева «Жив!», впоследствии ставшее рассказом «Васюткино озеро». А тогда, в детском доме, сочинение поместили в рукописном журнале школы.

Демобилизован в октябре 1945 года. Душевная боль, память о мгновенной смерти друзей не отпускала его всю жизнь. Однажды Астафьев написал о своем друге, писателе-фронтовике Константине Воробьеве: «Он писал страдая, а не любуясь войной и подвигами, не наряжал войну в романтические одежды... писал о войне, страдая за людей... В этом его правда, жестокая, горькая правда, предостерегающая человечество от самоистребления и унижения насилием». Это он сказал и о себе. Солдат Ланцов, персонаж повести «Пастух и пастушка», говорит: «Я сегодня думал. Ночью, лежа в снегу, думал: неужели такое кровопролитие не научит людей? Эта война должна быть последней! По-след-ней! Или люди недостойны называться людьми». Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушел добровольцем на фронт. Весной 1943 года уже сражался на передовой, до самого конца войны оставаясь рядовым. Менялись только профессии: шофер, артразведчик, связист, конюх (в нестроевой после ранения). Воевал на Брянском, Воронежском, Степном фронтах. Осенью 1943 года на Днепровском плацдарме Астафьеву повредило глаз, затем серьезно контузило, а в сентябре 1944 года в районе польского города Кросно он был тяжело ранен.

Пастораль (от латинск. pastorale's - пастушеский) -литературный жанр, в котором изображается сельская природа, идиллическая жизнь пастухов. «Пастух и пастушка» - повесть о войне и любви; о смерти, крови, страданиях. Война не просто бесчеловечное явление, она противоестественна. «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты.Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные...» «Еще я помню театр с колоннами и музыку, - рассказывает Борис Костяев Люсе. - Знаешь, музыка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны». Сопоставив эти сцены, понимаешь, почему Астафьев назвал повесть «Пастух и пастушка» и добавил: современная (военная?) пастораль.

На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро»... Это первый детский рассказ Астафьева. «Васюткино озеро» - один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем. Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня.

«...Начавши писать «страницы детства» вразброс, без определенного плана и замысла, я в конце концов нащупал какую-то свою собственную дорогу повествования и написал «по кускам», а затем и составил книгу «Последний поклон» из отдельных глав-рассказов. Книга получилась такой, как я хотел светлой и горькой до слез, самая моя заветная, самая свободная и искренняя... книга». В.П. АСТАФЬЕВ В «Последний поклон» вошли многие из ранее написанных, известных читателям рассказов: «Конь с розовой гривой», «Зорькина песня», «Гуси в полынье» и другие. Книга создавалась на протяжении 20 лет -с 1957 по 1977 год. Три главных героя в повести: бабушка Катерина Петровна, внук, он же рассказчик Витя Потылицын, и природа - сибирская тайга, Енисей, его многочисленные притоки, озера. « Очень м ного я в ложил в э ту к нигу с амого с ебя ».

Известность Астафьеву принесла повесть «Кража». Повесть захватывает сразу, с первых страниц. В детском доме города Краесветска живут ребята, оставшиеся без родителей, успевшие хлебнуть горя. Заведующий детдомом Репнин (прототип его - Василий Иванович Соколов, воспитатель, затем директор детского дома в Игарке), тетя Уля пытаются сломать в ребятах «то чувство бросовости, сорности», которое появляется от унижений, попреков куском хлеба, агрессивного равнодушия взрослых. Трудно, медленно оттаивают дети. Умирает детдомовец Пашка Воробьев. «... Живые всегда горевали о мертвых, и, может, из жалости и памяти вырастала и получалась любовь к живым, желание помочь им - продлить их дни на этом свете...», -думает Толя Мазов, герой повести «Кража». «Спешите, торопитесь, не опаздывайте с любовью к живым, им помогайте преодолеть заботы бесконечно текущих дней, им помогайте всеми силами улучшить и тем самым продлить их жизнь, пишет литературовед Николай Яновский об этой повести. Не к себе одному обращены мысли Толи Мазова, они обращены к нам, ко всем живущим, они образное выражение смысла произведения ».

«Царь-рыба» не повесть... но и не цикл рассказов. Это именно повествование в рассказах... В нем исследуется художественными средствами вопрос, который я бы назвал «природа и человек». Меня интересует нравственная сторона. Какие отношения возникают между природой и современным человеком!» В.П. АСТАФЬЕВ

«Чтение вслух, особенно детям, это самое важное в воспитании» «Никогда еще, никогда не был человек так несвободен и обезличен, как в XX веке, в особенности в наши дни, на исходе века. Никогда еще не наваливалась на человека и так уверенно не завладевала им массовая культура... Она, массовая культура, как окопная вошь, что грызет тело, но подтачивает душу; кино, телевизор, приемник, танцплощадка, спортзал, лекторское заведение все-все создается для того, чтобы человек вкушал, что ему дают, учился тому, что вдалбливают... раб времени, раб машин, раб обстоятельств, не умеющий распоряжаться собой, даже если б захотел...» «Я считаю, что и сомнение питательное вещество творчества... Самоуверенность, самоуспокоенность всегда были противоестественны мыслящему человеку. Только посредственность думает, что с нее все началось и ею все кончится» «Дома перед книжной полкой я иногда думаю: Господи, какое же счастье могу протянуть руку и взять книгу Достоевского, Толстого, открыть и свободно ее читать. Это счастье, к сожалению, многими недооценивается, как часто сытые люди не ценят хлеб». «Высший сан на земле называться человеком» «Более всего мне хотелось бы пожелать не жить по одряхлевшему принципу: «Не согрешишь не покаешься». Такое «миротворчество» всегда было изощренной формой криводушия, лицемерия и лжи... Пусть молодые будут разумней нас...»