Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери стике героев ( Урок по литературе для 5 класса ) Автор – Судакова С. Р.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Advertisements

Эта комната служила одновременно гостиной и столовой для семьи Толстых и называлась «залой». За большим столом вся семья собиралась к обеду. Здесь любили.
Литература. 5 класс Тринадцатое января. Классная работа.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова.
Скачано с сайта Тема Идея Композиция рассказа Почему это быль? Язык рассказа Смысл названия рассказа Нравственные проблемы.
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды Презентацию подготовила учитель высшей категории МБОУ «Зубово-Полянская.
Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник. Рассказ «Кавказский пленник» напечатан в журнале «Заря» в 1872 году, затем вошёл в «Четвёртую книгу для чтения»
Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог»
Тест по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Учителя русского языка и литературы Шайхлисламовой А.Г.
Урок литературы в 5 классе (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»). Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 115 г.
5 класс А. Тургенев И.С Б. Толстой А.К. В. Толстой Л.Н.
Характеристика литературного героя.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев Волошина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной.
Разные судьбы в рассказе-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» «Вот «Кавказский пленник»- Жилин и Костылин – вот это я люблю,- сказал Л.Н.Толстой».
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. Рассказ «Кавказский пленник». Проект-презентация урока литературы в 5 классе.
Маленькая трилогия о « футлярной » жизни. Человек в футляре » « Крыжовник » « О любви » Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Подготовка к сочинению Учитель русского языка и литературы Лысенко Л.Т. МБОУ.
Транксрипт:

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери стике героев ( Урок по литературе для 5 класса ) Автор – Судакова С. Р.

Работа по вопросам : Почему рассказ называется « Кавказский пленник », если в нём два главных действующих лица ? Что общего у наших героев ? 1) Служили на Кавказе. 2) Жилин и Костылин - дворяне. 3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск попадают в плен. 4) Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.

Главное в портретах : Костылин : «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льётся ». Жилин : « Невелик ростом, а удал был ». Сравнивая портреты героев, какое отношение возникло у вас к Жилину и Костылину ». ( К Костылину появилось презрение, неприязнь, от описания его внешности. Такой жалкий, ничтожный человек может быть слабым, готовым на подлый поступок. Жилин внешне обычный человек, но чувствуется в нём сила и мужество.)

Назовите пословицы, которые придумал народ о людях неказистых, неброских, но душевно сильных, крепких ? Мал, да удал ; Мал золотник, да дорог. Заметим, что портрет Костылина противоречит портрету русского офицера. Л. Толстой не случайно отбирает лексику, характеризующую Костылина. Выбираем из текста слова, которые характеризуют внешность Костылина. Костылин : « Грузный » - тяжёлый « Толстый » - полный « Красный » - вспотевший.

Вывод : Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.

Есть ли в тексте монолог героев ? Учащиеся находят монолог Жилина, зачитывают : - Матушка, вынеси, не зацепись ногой … Жилин разговаривает с лошадью, называет её « матушкой », « сердечной ». Он любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства. Костылин не способен любить и понимать кого - либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём « закатился, что есть духу, ожаривает лошадь ».

Вывод : Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.

Сравнивая героев, выявляем : 1. Как повели себя офицеры при первой встрече ? 2. Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин ? 3. Как характеризует поведение героев в плену ? 4. Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.

Отвечают на вопросы по вариантам. Вопросы : I вариант. Занятия героев в дни долгого плена, их отношение с татарами. II вариант. Подготовка к побегу. III вариант. Совместный побег. IV вариант. Долгий путь Жилина к своим. Почему Костылин не совершает побег как Жилин ?

Жилин главная цель Жилина - освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждёт подходящего момента. Поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Старается всё предусмотреть. Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живёт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной. Костылин Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.

Отношение героев к природе. Жилин любит и понимает природу. « Костылин так и упал со страху. А Жилин смеётся, говорит : « Это олень, слышишь, как рогами лес ломит ? Мы его боимся, а он нас боится ».

Делаем вывод : Поступки, мотивы поступков, взаимоотношение героев - это необходимое средство для сравнительной характеристики. Это новый алгоритм, необходимый для сравнительного анализа. Дальше пробуем обобщить наши представления о Жилине и Костылине. Жилин - смелый, решительный, мужественный человек. Это герой. Костылин - слабый, нерешительный. Слабый телом и духом человек.

Приёма, лежащий в основе сравнительной характеристики Это антитеза. Два непохожих человека. Один обладает героическим характером. Другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Зачем Толстой противопоставляет героев ? Автор - носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой недостоин называться человеком.

Как вы поняли, что значит сравнивать героев художественного произведения ? Найти общее и отличительное, путём сравнения. Сравнительная характеристика. 1. Портрет. 2. Поведение героев. 3. Речь. 4. Отношение к окружающим. 5. Взаимоотношение героев. 6. Отношение к природе. 7. Отношение автора.

Напишите домашнее сочинение на тему « Сравнительная характеристика Жилина и Крстылина » по плану.