Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» д.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » Результаты.
Advertisements

Вспомните свой опыт учения в школе и вузе: Вы сами ставили перед собой учебные цели? Или Вас вел за собой педагог, предлагая усвоить некоторую тему, а.
Определение. Система дидактических принципов. Технология деятельностного метода.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
1 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2012г. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС–2.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования 26 января 2012года практический семинар для руководителей методических.
Методический совет. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность.
«Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Д. Ушинский ( ) «Новый стандарт это, прежде.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » Февраль.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон.
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО г. Москвы 12 ноября 2013 года «Надпредметный курс «Мир деятельности» – недостающее ключевое.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме)
В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ. Благодаря системе формирования универсальных учебных действий.
«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения» Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Типология уроков деятельностной направленности. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Стандарт устанавливает.
С25С25 ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВИЗНА ПОДХОДА Предложен способ обучения, который обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых.
Транксрипт:

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » д.п.н. Л.Г. Петерсон 6 апреля 2010 года Механизмы реализации стандартов второго поколения в образовательной системе «Школа 2000…»

Цель лекции Цель лекции: 1) уточнить понимание сущности перехода к новым образовательным стандартам; 2) познакомить с механизмами реализации новых стандартов в образовательной системе «Школа »; 3) познакомить с методикой разработки ООП и рабочих программ учителей на основе надпредметного курса «Мир деятельности (МИД)». Для парусника, который не знает, куда плыть, ни один ветер не будет попутным. Сенека

«В начальной школе основным результатом образования является формирование ОУУ, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, и умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач». Из ФГОС2 (2009): А. Дистервег «Главная цель воспитателя заключается в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». Из ФГОС1 (2004): «Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, самоконтроль и самооценка и др.)». «Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач и др.)».

Ключевые изменения в ФГОС2: 1) на первое место выходят требования к результатам образования; Как обучать, чтобы формировать УУД и умение учиться в целом? Как разработать ООП школы и рабочую программу учителя, соответствующие новым образовательным стандартам? Как освоить новый способ обучения? Ключевые изменения в ФГОС2: 1) на первое место выходят требования к результатам образования; 2) объектами итогового контроля и аттестации являются: предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам); метапредметные результаты (усвоение учащимися УУД и умения учиться); личностные результаты (система ценностей отношение к себе, другим, к образовательному процессу и его результатам).

Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование универсальных умений. Контроль Сообщение темы и цели Актуализация знаний Проблемное объяснение Закрепление Контроль Структура традиционного метода обучения (ОИМ):

Вспомните свой опыт учения в школе и вузе: Вы сами ставили перед собой учебные цели или Вас вел за собой учитель, предлагая усвоить ту или иную тему, а затем объяснял ее? Вопрос 1 «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и никуда и не годятся…» А. Дистервег, ХIХ век

Запишите определения: Прямоугольный треугольник это … Цель это … Вопрос 2

Сравните свои определения с образцом: Прямоугольный треугольник это треугольник, один из углов которого прямой. Цель это диагностичное описание результатов деятельности. Вопрос 2

Сравните свои определения с образцом: Прямоугольный треугольник это треугольник, один из углов которого прямой. Цель это диагностичное описание результатов деятельности. Вопрос 2

Сравните свои определения с образцом: Прямоугольный треугольник это треугольник, один из углов которого прямой. Цель это диагностичное описание результатов деятельности. Вопрос 2 Где взять знания о том, что такое деятельность, цель, проект и т.д.?

В.В. Давыдов Выбор теоретического основания «... о развивающем обучении и воспитании можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее теорию)». В.В. Давыдов ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Москва, 1995 Теория учебной деятельности В.В. Давыдова СД-педагогика «Школа » (Л.Г. Петерсон) Общая теория деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова Теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. (психологическая версия) Теория деятельности Г.П. Щедровицкого (социотехническая версия)

Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация» 2 1

2 1

2 1 И И – исследование где возникло затруднение? 3 Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»

2 1 И И – исследование где возникло затруднение? К К – критика почему оно возникло? 3 4 Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»

2 1 И И – исследование где возникло затруднение? К К – критика почему оно возникло? П П – проект устранение причины затруднения 3 45 Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация »

2 1 ИКП где 1 – выполнение нормы, которое привело к затруднению; 2 – фиксирование затруднения; 3 – исследование; 4 – критика; 5 – проектирование; 6 – реализация проекта. Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»

Структура учебной деятельности методологическая Структура учебной деятельности (методологическая версия) рефлексия пробного действия исполнительская рефлексия 10 = рефлексия учебной деятельности «Уметь учиться» – это значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию.

Суть СДП Суть системно-деятельностного подхода «Школа 2000…»: исходя из выявленных в теории деятельности общих законов, построен новый способ обучения (ДСДМ «Школа »), который обеспечивает учащимся возможность прохождения всех 4 этапов формирования комплекса УУД в их достаточной полноте. Структура учебной деятельности Мотивация Пробное действие Цель Затруднение

Суть СДП Суть системно-деятельностного подхода «Школа 2000…»: исходя из выявленных в теории деятельности общих законов, построен новый способ обучения (ДСДМ «Школа »), который обеспечивает учащимся возможность прохождения всех 4 этапов формирования комплекса УУД в их достаточной полноте. Пробное действие Затруд- нение Мотивация КИ П цель проект Рефлексивный метод Само- оценка Реали- зация проекта Само- контроль Структура учебной деятельности Кто должен пройти этот путь? Что при этом делает учитель?

Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип деятельности Принцип целостности ТДМ Дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…»

Курсы Т-уровня П С Т Курсы С-уровня БАЗОВЫЙ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ) УГЛУБЛЕННЫЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ) МЕТОДИЧЕСКИЙ ТДМ М Курсы M-уровня Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип деятельности Принцип целостности ТДМ

Связь ДСДМ с традиционной школой Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип деятельности Принцип целостности ТДМ Связь ДСДМ с системой Л.В. Занкова Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип деятельности Принцип целостности ТДМ

Связь ДСДМ с системой В.В. Давыдова Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип деятельности Принцип целостности ТДМ Связь ДСДМ с исследовательским и проектным методами Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип деятельности Принцип целостности

1. Дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…». 2. Непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы «Учусь учиться». 3. Курсы Федерального перечня по другим учебным предметам по выбору образовательных учреждений при условии их использования на основе базового уровня ДСДМ «Школа 2000…». УМК Открытый учебно-методический комплект «Школа 2000…»

Прохождение 2-го шага формирования УУД планируется осуществлять в рамках надпредметного курса «Мир деятельности (МИД)» ДСДМ позволяет организовать прохождение 1-го шага формирования УУД на уроках по разным учебным предметам без потери потенциала традиционной школы и различных инновационных направлений и систем.

Цель курса «Мир деятельности (МИД)» создать теоретический фундамент для формирования УУД и связанные с ними способности и личностные качества у учащихся в общеобразовательной школе ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Содержательно-методические линии курса ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ

2 шага Учебная деятельность 1 класс, I четверть (то, что нужно, чтобы поставить цель) (постановка цели и ее достижение) Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Центр системно деятельностной педагогики «Школа 2000…» ПРОГРАММА надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МИД)» » Москва 2008 БИБЛИОТЕКА ПРОГРАММЫ «ШКОЛА 2000…»

Как научить учиться? Первичный опыт и мотивация Знание, как учиться Умение учиться Контроль Надпредметный курс «Мир деятельности» Учебные предметы В ТДМ 3-й шаг формирования УУД учащиеся проходят на уроках по разным учебным предметам, а 4-й шаг в рамках курса «Мир деятельности (МИД)».

Анализ итоговой контрольной работы по математике за курс НШ в 2008/2009 учебном году (Москва) Контролируемый элемент Среднее по городу37,2%44,3%79,8%69,6%77,6%76,9%2,5% Учебники Л.Г. Петерсон (общегородской) 44,2%52%84,3%75,6%81,8%83,7%1,5% Учебники Л.Г. Петерсон (школы ГЭП) 58,4%63,2%87,1%75,6%89,5%89,3%0,2% Не справились с работой Выполнили работу на «4» и «5» Не допустили ошибок на порядок действия Не допустили ошибок при сравнении величин Верно решили обе задачи Не допустили вычислительных ошибок Выполнили всю работу без ошибок

Городской контроль знаний по математике, сентябрь 2008 г. ГОУ СОШ 1315, Москва класспрограммакачество 5 «А»Л.Г. Петерсон80% 5 «Б»Л.Г. Петерсон88% 5 «В»Н.Я. Виленкин50% Результаты экзамена с независимой комиссией по математике в 9-х классах в 2008 г. классПрограмма 16% обученности% качества 9 «А»Л.Г. Петерсон100% 9 «Б»М.И. Моро Н.Я. Виленкин100%33% Результаты ЕГЭ в 11-х классах по математике в 2008 г. классПрограмма 16% обученности% качества 11 «А»Л.Г. Петерсон100%77% 11 «Б»М.И. Моро Н.Я. Виленкин83%43%

Результаты СУНЦ Результаты тестирования учащихся СУНЦ им. А.Н. Колмогорова (МГУ) Вопрос: По какому учебнику начальной школы ты учился? (Представлены обложки учебников) Учебник Количество учащихся % от общего числа учащихся Л.Г. Петерсон9551 % М.И. Моро4625 % Б.П. Гейдман105 % И.И. Аргинская32% В.В. Давыдов21 % Н.Б. Истомина00 % Затрудняюсь с ответом 3016 %

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

УМК Структура овладения учащимися ОУУ Познавательная деятельность город66%116%63%21%67% 62% УМК «Школа » 72%1,128%62%31%73%75%70% ГЭП УМК «Школа 2000…» 84%1,285%49%46%87%89%74% Средний % выполнения Коэффициент овладения ОУУ по отношению к группе школ Процент учащихся, овладевших ОУУ на одном из трех уровней Информационно- коммуникативная деятельность низкий средний высокий Методо- логические умения Обще- логические умения Тестирование МЦКО 5 класс (сентябрь 2008)

Из письма на сайт ОГЭУ Из письма на сайт ОГЭУ: Юреева Елена Дмитриевна, г. Челябинск Вы затронули реально существующую проблему. Однако используя предложенную Вами метафору, мы бы описали свое видение ситуации так: ноша немалая, но у нее есть «колесики с ручкой», которые делают ее не только посильной, но и приятной. И одновременно полезной, ведь багаж знаний и умений в жизни лишним не бывает. Проблема же заключается в том, что этот «механизм» надо знать. Из ответа ЦСДП: Это "непосильная ноша" для ребёнка!

Аристотель На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Л.С. Выготский «Обучение ведет за собой развитие». В.А. Сухомлинский «Всели в ученика веру в себя, в успех». «Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребенок черпает в своих успехах».

Су Дун По (средневековый китайский поэт) «Взгляни горе в лицо тупа вершина, А сбоку погляди она остра. Иди навстречу и гора все выше, Иди назад и ниже все гора... О нет, она свой облик не меняет, Гора одна и та же в этом суть. А превращенья от того зависят, с какого места на нее взглянуть».

Основная образовательная программа ОУ это поэтапный план реализации ОУ поставленных целей ФГОС2. Литература 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М. : Просвещение, ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса с позиций непрерывности образования на ступенях ДОУНШСШ. ООП включает в себя описание целей, средств, способов, ресурсов, планируемых результатов, диагностического инструментария реализации ФГОС2 («дорожная карта» ОУ). Литература 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М. : Просвещение, Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа ». М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа », Литература 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М. : Просвещение, Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа ». М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа », Л.Г. Петерсон и др. Что значит «уметь учиться». Литература 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М. : Просвещение, Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа ». М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа », Л.Г. Петерсон и др. Что значит «уметь учиться». 4. Л.А. Аверкиева, Т.В. Текнеджян. Методическая работа в школе на этапе освоения ДСДМ «Школа ». М.: УМЦ «Школа », Литература 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М. : Просвещение, Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа ». М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа », Л.Г. Петерсон и др. Что значит «уметь учиться». 4. Л.А. Аверкиева, Т.В. Текнеджян. Методическая работа в школе на этапе освоения ДСДМ «Школа ». М.: УМЦ «Школа », Л.Г. Петерсон. Программа надпредметного курса «Мир деятельности (МИД)». М.: УМЦ «Школа », 2009.

Рабочая программа учителя это поэтапный план реализации учителем поставленных образовательных целей ФГОС с четко обозначенными целями каждого этапа, средствами их реализации, сроками, планируемыми результатами и диагностическим инструментарием (то есть своеобразная «дорожная карта»). Основные разделы рабочей программы по математике 1. Пояснительная записка, в которой фиксируются основные нормативные документы, а также конкретизируются цели обучения математике с позиций общих целей начального общего образования ; Закон РФ «Об образовании», ФГОС НО, Федеральные перечни, программа по математике НШ «Учусь учиться»; Пояснительная записка к программе «Учусь учиться», раздел Цели и задачи обучения в начальной школе, с. 810; Пояснительная записка к программе «Мир деятельности (МИД)», с. 36

2. Дидактические основы организации учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса, то есть средства реализации поставленных целей. Пояснительная записка к программе «Учусь учиться», разделы Организация учебного процесса, Организация воспитательного процесса, Управление сохранением и поддержкой здоровья детей, с. 1120; программа МИД, с Описание временного ресурса, то есть место в учебном плане (количество часов на изучение предмета в учебной и внеурочной деятельности, исходя из учебного плана школы). Пояснительная записка к программе «Учусь учиться», разделы Организация учебного процесса, Организация воспитательного процесса, Управление сохранением и поддержкой здоровья детей, с. 1120; программа МИД, с. 710

4. Планируемые результаты обучения личностные (социальный опыт), метапредметные (УУД) и предметные (ЗУН по математике), используемый диагностический инструментарий и критерии оценивания результатов обучения. Программа МИД, с. 15, 17, 19, 21; программа «Учусь учиться», с. 29, 32, 34, 36. Система диагностики МИД, система педагогической диагностики познавательных процессов, система измерителей ЗУН на основе использования ИКТ «Электронные приложения к учебникам математики». 5. Особенности содержания курса математики в контексте реализации задач ФГОС2. Пояснительная записка к программе «Учусь учиться», с. 2227

6. Календарно-тематическое планирование с определением типов уроков, сроков их проведения, планируемых результатов, основных видов учебной деятельности учащихся, средств диагностики. Программа МИД, с. 2126; программа «Учусь учиться», с. 4182; Самостоятельные и контрольные работы по курсу математики «Учусь учиться»; Электронные приложения. Целесообразно выделить колонки «дата по плану» и «дата по факту». 7. Описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета: УМК по математике в рамках открытого УМК «Школа ». Программа «Учусь учиться», с. 3740, Эталоны, Сценарии уроков, МИД

Золотые правила учителя, придуманные саими учителями «Умей радоваться маленьким успехам учеников и сопереживать их неудачам». «Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с учениками в поиске». «Будь для детей добрым другом. Каждый раз, когда тебе захочется командовать или рассердиться, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое». «Детей можно увлечь только тем, чем увлечен сам». Н.В. Гоголь «Уча других, также учись». Сенека «Уча, учимся».