Проектно-исследовательская деятельность в процессе изучения литературы (из опыта работы) Т.П. Улаева, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 5» г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Advertisements

Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
Метод проектов Старикова Н.А., учитель математики МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа 1 им. Е.С. Белинского.
"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда.
Научно-исследовательская деятельность учащихся Крутилина Юлия Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 287 Г. Заозерска Мурманской области.
Методический семинар «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся».
Формирование ключевых компетенций у детей с ограниченным интеллектом в процессе проектной деятельности. Безрякова Светлана Аркадьевна, учитель начальных.
Технология «Метод проектов». Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда. Китайская мудрость.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовил: учитель начальных классов Полякова Н. Ю.
Метод проектов. Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
Организация самостоятельной деятельности школьников.
Транксрипт:

Проектно-исследовательская деятельность в процессе изучения литературы (из опыта работы) Т.П. Улаева, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 5» г. Пыть-Ях

Приобщение школьников к проектно исследовательской деятельности – это требование времени. При изучении художественной литературы, отражающей историю нашего народа, именно в процессе исследовательской работы происходит осознание учащимися собственной сопричастности к прошлому и настоящему страны, Родины, осознание себя частью, созидательной силой, способной повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а, главное, желали выполнять, я должна быть готовой отвечать на все их вопросы, развить в них творчество, создать познавательный стимул. При изучении художественной литературы, отражающей историю нашего народа, именно в процессе исследовательской работы происходит осознание учащимися собственной сопричастности к прошлому и настоящему страны, Родины, осознание себя частью, созидательной силой, способной повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а, главное, желали выполнять, я должна быть готовой отвечать на все их вопросы, развить в них творчество, создать познавательный стимул.

Система РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова – самопознание изучаемого «Целенаправленное включение ребенка в процесс совместного творения деятельности – отличительная черта развивающего образования. Мы имеем в виду не только проектирование и исследование в учении. Более широко речь должна идти о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного Я». «Целенаправленное включение ребенка в процесс совместного творения деятельности – отличительная черта развивающего образования. Мы имеем в виду не только проектирование и исследование в учении. Более широко речь должна идти о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного Я».

Основная функция учебного исследования – познание учениками мира, себя и себя в этом мире. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников… Учитель, предъявляя ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности», - писал И.Я. Лернер «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников… Учитель, предъявляя ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности», - писал И.Я. Лернер

Результат сотворчества учителя и ученика – урок в 8 классе «Данте Алигьери. «Божественная комедия». Дети приходят к выводу: «В сонетах «О бог любви…» и «Безжалостная память…» поэт опирается на традиции трубадуров Прованса (любимая – Прекрасная Дама, возвышенная любовь – одна из главных ценностей в мире). В сонетах «О бог любви…» и «Ко мне тоска пришла…» поэт взрождает традиции античности (Амор – бог любви в древнеримской мифологии). Данте – христианин принимает в свое мировоззрение языческую культуру античности и тем самым начинает эпоху Возрождения – возрождает античность. Он раскрывает ценность человеческой личности, то есть становится гуманистом». Дети приходят к выводу: «В сонетах «О бог любви…» и «Безжалостная память…» поэт опирается на традиции трубадуров Прованса (любимая – Прекрасная Дама, возвышенная любовь – одна из главных ценностей в мире). В сонетах «О бог любви…» и «Ко мне тоска пришла…» поэт взрождает традиции античности (Амор – бог любви в древнеримской мифологии). Данте – христианин принимает в свое мировоззрение языческую культуру античности и тем самым начинает эпоху Возрождения – возрождает античность. Он раскрывает ценность человеческой личности, то есть становится гуманистом».

Освоение теории и практики вопроса исследования: 5 – 7 классы - приобретение простейших знаний, умений и навыков для выполнения проектной и исследовательской работы; обучение основам самостоятельной деятельности, развитие нестандартного мышления. «Учебный проект – это не жестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путём их самостоятельно- групповой творческой деятельности», - подчеркивает Н. Пахомова «Учебный проект – это не жестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путём их самостоятельно- групповой творческой деятельности», - подчеркивает Н. Пахомова

Вот конкретный пример: 1).«Роль портрета в раскрытии характеров литературных героев». Тема общая, а проекты выстраиваются по различным художественным произведениям: «Полтава», «Дубровский» А.С. Пушкина, «Муму», «Бежин луг» И.С. Тургенева, «Дети подземелья» В.Г. Короленко, «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова. 2). Возможен вариант интеграции : «Роль устаревших (новых слов, пословиц и поговорок и т.д.) в произведении» - интеграция с русским языком; «Роль пейзажа в произведении» - интеграция с ИЗО: «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». 3). «Отзвуки средневековой героики в поэзии веков»: исследовательские работы по стихам В.А. Жуковского, К.К. Случевского, О.Э. Мандельштама, И.А. Бунина, А.К. Толстого. 4). «Литературные памятники средневековья».

При использовании метода проекта изменяется роль учителя. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс обучения-учения из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс обучения-учения из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Освоение теории и практики вопроса исследования: 8-9 классы -углубление знаний по методике исследования и обработке результатов, выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. В процессе практической читательской работы внимание учеников акцентируется на средствах и способах работы автора, наиболее ярко проявляющихся в программных текстах. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. В процессе практической читательской работы внимание учеников акцентируется на средствах и способах работы автора, наиболее ярко проявляющихся в программных текстах.

Урок-семинар «Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» в специфике жанра» «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева – жанр литературного путешествия. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева – жанр литературного путешествия. Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров: Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров: а). фольклора; а). фольклора; б). древнерусской литературы; б). древнерусской литературы; в). новой русской литературы. в). новой русской литературы.

Для организации проекта необходимо: 1). определить цели и задачи проекта(познавательные, исследовательские, социокультурные и т. д.); 1). определить цели и задачи проекта(познавательные, исследовательские, социокультурные и т. д.); 2). определить область исследования; 2). определить область исследования; 3).обсудить это с учащимися и разбить это на группы (группы должны быть небольшими и не превышать 4-5 человек); 3).обсудить это с учащимися и разбить это на группы (группы должны быть небольшими и не превышать 4-5 человек); 4). поставить конкретные задачи перед каждой группой; 4). поставить конкретные задачи перед каждой группой; 5). определить временные интервалы для выполнения каждой задачи; 5). определить временные интервалы для выполнения каждой задачи; 6). проконсультировать каждую группу по источникам информации, необходимой для решения поставленных задач, способам их анализа, обобщения, получения конкретных результатов; 6). проконсультировать каждую группу по источникам информации, необходимой для решения поставленных задач, способам их анализа, обобщения, получения конкретных результатов; 7). Организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и критического анализа работы каждой группы, откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов; 7). Организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и критического анализа работы каждой группы, откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов; 8). организовать представление конечных результатов работы (презентация). 8). организовать представление конечных результатов работы (презентация).

Методика организации проектов предполагает несколько этапов: Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся. формулирование темы проекта для класса или группы учащихся. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний): Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и задачи; уточнение намеченной цели и задачи; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями и т. д.); обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями и т. д.); интерпретация данных; интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых. сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений и навыков): Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений и навыков): систематизация полученных данных; систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.). построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.). Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов достижения результатов; осмысление полученных данных и способов достижения результатов; обсуждение и организация презентации результатов работы (на уровне школы, округа, города и т.д.). обсуждение и организация презентации результатов работы (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Основной критерий успешности – осознание собственных достижений. Сегодня: Сегодня: Посещают факультатив «Основы исследовательской деятельности». Посещают факультатив «Основы исследовательской деятельности». Члены научного общества «НОКРО-5». Члены научного общества «НОКРО-5». Выступают на школьной, городской научно- практической конференции. Выступают на школьной, городской научно- практической конференции. Поддерживают высокий уровень познавательной активности и исследовательской мотивации, работая над исследовательскими темами. Поддерживают высокий уровень познавательной активности и исследовательской мотивации, работая над исследовательскими темами.

Исследовательские темы, способствующие постижению нового: «Гробоносное» лицо или речевые ошибки моих одноклассников». «Гробоносное» лицо или речевые ошибки моих одноклассников». «Смысл названия рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». «Смысл названия рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». «Сквозная «чудотворная» (образ матери) тема в русской поэзии». «Сквозная «чудотворная» (образ матери) тема в русской поэзии». «Братья или враги Остап и Андрий в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба?». «Братья или враги Остап и Андрий в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба?».

«Шагнут ли произведения В. Маяковского в 21-й век?» - социальный проект. Ученице удалось, предположив гипотезу «Никто не сможет сбросить Маяковского с корабля современности в море забвения», произвести необходимый детальный анализ ответов на каждый из пяти вопросов, обобщить полученные результаты и сделать выводы: Ученице удалось, предположив гипотезу «Никто не сможет сбросить Маяковского с корабля современности в море забвения», произвести необходимый детальный анализ ответов на каждый из пяти вопросов, обобщить полученные результаты и сделать выводы: «Без сомнения можно утверждать, что произведения В. Маяковского шагнут в 21-й век и «прорвут» ещё не одну «громаду лет». «Без сомнения можно утверждать, что произведения В. Маяковского шагнут в 21-й век и «прорвут» ещё не одну «громаду лет». Работа направлена на развитие чувства патриотизма, формирование внутренней культуры и на воспитание понимания ответственности за будущее. Работа направлена на развитие чувства патриотизма, формирование внутренней культуры и на воспитание понимания ответственности за будущее.

Освоение теории и практики вопроса исследования: классы Происходит дальнейшее развитие у учащихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовывать полученные знания на практике. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы по индивидуальной программе (профильные классы). Происходит дальнейшее развитие у учащихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовывать полученные знания на практике. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы по индивидуальной программе (профильные классы). Портрет современного выпускника школы обуславливает необходимость поиска таких педагогических технологий, которые бы сочетали в себе исследовательские, поисковые проблемные методы работы, творческие по своей сути. Портрет современного выпускника школы обуславливает необходимость поиска таких педагогических технологий, которые бы сочетали в себе исследовательские, поисковые проблемные методы работы, творческие по своей сути.

Как выйти на тему исследования при изучении одного произведения ? Изучение комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума». Изучение комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума». 1 урок. Обсуждение сочинений («Чацкий – новый человек нового века», «Горе от ума» - первая русская реалистическая комедия», «Роль второстепенных персонажей и композиции пьесы»). 1 урок. Обсуждение сочинений («Чацкий – новый человек нового века», «Горе от ума» - первая русская реалистическая комедия», «Роль второстепенных персонажей и композиции пьесы»). 2 урок. Фамусовское общество (Анализ 2, 3 действия). 2 урок. Фамусовское общество (Анализ 2, 3 действия). 3 урок. Чацкий – новый человек нового века. 3 урок. Чацкий – новый человек нового века. 4 урок. «Век нынешний и век минувший». 4 урок. «Век нынешний и век минувший». 5 урок. Урок – инсценирование. 5 урок. Урок – инсценирование. Замысел автора состоит в противопоставлении «века нынешного» и «века минувшего». Для этого Грибоедов использует прием антитезы, а средством выражения противопоставления часто являются слова с противоположным значением. Следовательно, одной из тем исследования по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» может быть тема:«Использование лексических антонимов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Замысел автора состоит в противопоставлении «века нынешного» и «века минувшего». Для этого Грибоедов использует прием антитезы, а средством выражения противопоставления часто являются слова с противоположным значением. Следовательно, одной из тем исследования по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» может быть тема:«Использование лексических антонимов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Мои выпускники прошли «путь восхождения» с успехом ! Они выступали на городских и окружных конкурсах исследовательских и творческих работ «Шаг в будущее», где были отмечены сертификатами, грамотами и ценными подарками. Они выступали на городских и окружных конкурсах исследовательских и творческих работ «Шаг в будущее», где были отмечены сертификатами, грамотами и ценными подарками. Умение анализировать и исследовать помогало им стать победителями городских и окружных олимпиад. Умение анализировать и исследовать помогало им стать победителями городских и окружных олимпиад. Они все выбрали форму сдачи экзамена по литературе – реферат и достойно защитили добытые знания. Они все выбрали форму сдачи экзамена по литературе – реферат и достойно защитили добытые знания. Сегодня выпускники 2002 года готовятся защищать дипломы. Я за них спокойна: они умеют исследовать, анализировать и делать выводы. Самый яркий пример - Микрюкова Евгения, выпускница гуманитарного класса, студентка юридического факультета, заняла I-е место на научно-практической конференции среди вузов Омской области и III-е место среди студентов на межрегиональной конференции вузов Западной Сибири. Сегодня выпускники 2002 года готовятся защищать дипломы. Я за них спокойна: они умеют исследовать, анализировать и делать выводы. Самый яркий пример - Микрюкова Евгения, выпускница гуманитарного класса, студентка юридического факультета, заняла I-е место на научно-практической конференции среди вузов Омской области и III-е место среди студентов на межрегиональной конференции вузов Западной Сибири.

Обновление образования В настоящее время принцип деятельностного подхода в Российском образовании становится ведущим, школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. В настоящее время принцип деятельностного подхода в Российском образовании становится ведущим, школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Идеи проектно-исследовательского обучения сегодня актуальны, я их воплощаю и тем самым выстраиваю своеобразную творческую линию в преподавании литературы. Идеи проектно-исследовательского обучения сегодня актуальны, я их воплощаю и тем самым выстраиваю своеобразную творческую линию в преподавании литературы.