Методический центр 2007 С С. Факторы успешности педагогического эксперимента Информационные условия о текущих результатах экспериментальной деятельности:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Источник понятия «Краткая философская энциклопедия» Словарь «Психология» «Педагогический энциклопедический словарь» Загвязинский В. И. Поташник М. М.
Advertisements

Эксперимент (от лат.experimentum проба, опыт) метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием.
Структура программы экспериментально- исследовательской деятельности К семинару руководителей муниципальных методических служб.
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Это предполагает: приведение в соответствие целей и результатов учебно-воспитательного процесса современным социальным требованиям, связанным с переходом.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Критерии, показатели, измерители результативности инновационной и экспериментальной деятельности.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Как учителю подготовить и провести эксперимент Технология разработки программы, подготовки, проведения и оценки эксперимента.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Авторы программы Сиденко А.С., Сологуб В.А. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Мин.образования РФ. С С.
МОУ Лицей 109 г. Екатеринбурга Программа «Мониторинг качества образования»
Качество образования как стратегическая цель инновационных изменений в условиях реализации компетентностного подхода в образовании.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Транксрипт:

Методический центр 2007 С С

Факторы успешности педагогического эксперимента Информационные условия о текущих результатах экспериментальной деятельности: опыт удач и затруднений Материально- технические, финансово- экономические условия осуществления экспериментальной деятельности Научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости Кадровая подготовка к профессиональному осуществлению педагогического эксперимента Мотивационные условия вхождения в эксперимент и его осуществления. Программа постепенного приобщения педагогического коллектива к освоению нового типа деятельности

Методический центр 2007 Положительные изменения в практике образования… Создание комплекса условий для обеспечения положительных изменений в базовом (педагогическом) процессе Личностные изменения в субъектах образования… Положительные приращения в личности учащегося…

Методический центр 2007 Эксперимент в образовании – метод познания педагогической действительности, направленный на проверку выдвинутой ГИПОТЕЗЫ, разворачиваемый в естественных и искусственных, контролируемых и управляемых условиях, результатом которого является НОВОЕ ЗНАНИЕ, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической (управленческой) деятельности. Эксперимент опирается на теорию, оформляется в виде педагогических (управленческих) разработок. Эксперимент в образовании – метод познания педагогической действительности, направленный на проверку выдвинутой ГИПОТЕЗЫ, разворачиваемый в естественных и искусственных, контролируемых и управляемых условиях, результатом которого является НОВОЕ ЗНАНИЕ, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической (управленческой) деятельности. Эксперимент опирается на теорию, оформляется в виде педагогических (управленческих) разработок.

Методический центр 2007 Наличие гипотезы Ориентация на получение нового знания, включающего в себя выделение факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности Использование языка науки для описания экспериментальной деятельности Разработка программы эксперимента Создание экспериментальных разработок Обеспечение достоверности, воспроизводимости результатов эксперимента

Методический центр 2007 п/п Этапы Функции Обобщающий Практический Подготовительный Диагностическая, проектировочная, организационная Контрольно- коррекционная Деятельностная Внедренческий Социализации Этапы и функции педагогического эксперимента

Методический центр 2007 Научно- методическая поддержка ЭД Материально-техническая поддержка ЭД Организационная поддержка ЭД Правовая поддержка ЭД Информационная поддержка ЭД Поддержка развития кадрового потенциала

Проблемная ситуация Характеристики: Потребность в новом знании или способе действия Наличие неизвестного знания Опора на известный опыт, теорию, факт, закономерность Наличие противоречия (как несоответствия между желаемым и действительным состоянием ) Наличие проблемы (как существующего незнаемого, звучащего вопросительно или повествовательно) Особенности :

Методический центр 2007 Пример проблемных фактов и негативных тенденций в начальной школе Преобладающим остается формализованный подход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а не школа для него Присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не развивается, а разрушается Гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольников и младших школьников, исчезает детская инициативность Сохраняется чисто формальная, «ЗУНовская» ориентация, отсутствует направленность на развитие ребенка Нивелируется индивидуальность детей Падает уровень обучения (в частности, в результате низкой престижности и низкой оплаты учительского труда) Показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны

Методический центр 2007 Пример проблемных фактов и негативных тенденций в основной школе Для подростка школа – повинность, поскольку она не решает тех возрастных задач, на которые ориентирован ученик 10-12лет (младший подросток) и лет (старший подросток) Нацеленность в массовой практике основной школы на передачу основ наук, что является прерогативой старшей школы. Потеряно (не найдено, не конкретизировано) специфически подростковое содержание образования, не выработаны собственные организационные формы (жесткая классно-урочная система, предметно-урочная форма организации учебного материала, классная форма организации учебного сообщества детей – перешли без изменений из начальной школы) Не учитываются особенности современного подростка: потребность в успешности и признании микросоциумом, самоопределение и развитие самосознания

Методический центр 2007 Пример проблемных фактов и негативных тенденций в старшей школе Стиль, содержание, методики и технологии обучения предметам в старшей школе, когда учащиеся больше всего нуждаются в социализации и выборе дальнейшего жизненного пути, остаются МОНОЛОГИЧНЫМИ, АВТОРИТАРНЫМИ, направленными лишь на усвоение информационных массивов В большинстве случаев слабо выражена направленность на формирование коммуникативных, исследовательских, проектировочных, общекультурных, учебных умений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности У многих учащихся отсутствует позитивная мотивация к продолжению образования, недостаточный уровень осознания собственных интересов и перспектив Результаты обучения по-прежнему оцениваются не через интегральные показатели, а на основе ЗУНов, по пятибальной системе 1234

Методический центр 2007 Пример проблемных фактов и негативных тенденций в старшей школе Нарастающая тестовая практика учебного контроля и бестестовая, экспертная по смыслу практика личностно развивающего обучения, на которую пытается ориентироваться старшая школа Провозглашаемая ориентация на развитие школьников -и реальная ориентация на освоение (подкрепленное традицией, программами, учебниками) МАКСИМАЛЬНО БОЛЬШОГО ОБЪЕМА ЗНАНИЙ Провозглашаемое стремление к системности знаний, формированию компетенций, ориентированности на индивидуальность ученика как ценности и цели при работе со старшеклассниками и преобладающая бессистемная, «валовая» ориентация большинства школ и внешкольных форм образования на подготовительные курсы, школы дополнительного образования, репетиторство Стремление большинства учителей максимально «захватить» часы из вариативной части – распределение часов в пользу интересов конкретной профилизации 5678

Методический центр 2007 Часть объекта, свойства, отношения, функции, выделяемые в данном эксперименте Границы исследования и изменения практики, область педагогического пространства Объект экспериментаПредмет эксперимента Для осуществления исследовательской деятельности педагогу необходимо выбрать ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ эксперимента

Методический центр 2007 Пример объектов экспериментирования Процесс совершенствования структуры и содержания общего образования Модернизация содержания образования и его структуры

Методический центр 2007 Пример направлений и предметов экспериментирования Выбор (корректировка) образовательной программы школы, вступающей в эксперимент 1 Разработка модели перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании интегративных подходов и проектной формы обучения в конкретной школе 5 Частичное обновление содержания образования за счет введения учебных модулей с социально и личностно значимым учебным материалом, а также путем реализации интегративных подходов 4 Разработка модели проектного обучения в конкретной школе как средства реализации интегративного подхода, с учетом специфики школы 3 Проектирование образовательной программы данной конкретной школы (согласование целей, ценностей, определение желаемого результата, выбор оптимального варианта учебного плана, учебных программ, технологий, программ дополнительного образования) 2 Использование дополнительного учебного времени для развития активных деятельностных форм обучения (напр. за счет практикумов) 6

Методический центр 2007 Расширение удельного веса курсов, предполагающих учет индивидуального образовательного маршрута. (В частности, увеличение учебного времени на обязательные курсы по выбору; определение возможностей предметных областей для формирования индивидуального образовательного маршрута) 7 Создание условий для выбора учащимися пространств для собственного опробования и экспериментирования в учебной деятельности 12 Система контроля и оценки знаний учащихся с учетом специфики переходной фазы 11 Проектирование пространства «встречи» соседних возрастов. Методика разновозрастного сотрудничества во внеурочной деятельности учащихся начальной школы и 5(6) классов 10 Организация и методика разновозрастных уроков для учащихся 5-6 классов и учащихся начальной школы 8 Целостная модель построения переходной фазы 5(6) классов в основной школе 9 Пример направлений и предметов экспериментирования

Методический центр 2007 Получить новое знание о… Разработать и апробировать… Выявить организационно-педагогические, организационно-методические и психолого- педагогические условия достижения нового качества образования

Методический центр 2007 Под новым качеством общего образования понимается: соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой; это предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта; соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой; это предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта; соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности содержания образования; создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях; повышение уровня востребованности обществом результатов школьного образования во «внешкольной» и «послешкольной» деятельности учащихся; соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности содержания образования; создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях; повышение уровня востребованности обществом результатов школьного образования во «внешкольной» и «послешкольной» деятельности учащихся; соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Методический центр 2007 Выявить способы повышения уровня востребованности обществом результатов школьного образования. Реализовать в полном объеме принцип доступности образования, отработать новую модель школьного образования на основе использования экспериментальных вариантов базисного учебного плана и методических рекомендаций по обновлению содержания учебных предметов. Сравнить образовательные результаты при разной продолжительности обучения в основной школе. Изучить подходы к модернизации образовательного процесса на разных ступенях школьного образования. Выявить условия, содействующие сохранению здоровья школьников. Исследовать влияние изменений оценки учебных достижений школьников на мотивацию их образовательной деятельности и на характер отношений участников образовательного процесса. Выявить оптимальный вариант организации профильного обучения в старших классах. Задачи эксперимента

Методический центр 2007 Максимально подробно изложенная модель нововведения, за счет которой ожидается получить определенную эффективность учебно- воспитательного процесса Научно-обоснованное предположение Совокупность управляющих воздействий Система мер по реализации задач эксперимента

Методический центр 2007 Форма«если…, то…» Уровень Эмпирическое исследование Теоретическое исследование Характер Модификационная Революционизирующая Механизм формирования Простые: индуктивные или дедуктивные Комплексные: индуктивно- дедуктивные Логическая структура Линейная (1 предложение) Разветвленная Функциональное назначение Объяснительная Предсказательная

Методический центр 2007 Новое качество образования может быть достигнуто при модернизации содержания образования и его структуры. необходимо включить в содержание образования такие компоненты, которые обеспечат подготовку учащихся к жизни в быстро меняющемся обществе из содержания образования должны быть исключены такие компоненты, которые оказываются невостребованными в жизни учащихся после окончания школы. Отбор содержания учебных курсов должен быть соотнесен с возможностями его усвоения всеми учащимися. Модернизация содержания образования

Методический центр 2007 Модернизация структуры образования выражается в переходе к четырехлетнему обучению в начальной школе, в увеличении продолжительности обучения в основной школе до 6 лет, в профильном обучении в старших классах в течение 2 лет.

Методический центр 2007 Обеспечение общественной поддержки программы модернизации содержания образования в процессе ее реализации Внесение системных изменений в цели достижения нового качества образования, в содержание учебных предметов в организацию образовательного процесса Осуществление модернизации содержания школьного образования возможно при следующих ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ условиях

Методический центр 2007 расширить возможность индивидуализации образовательных программ, самостоятельной познавательной и иной деятельности учащихся. Повысить практическую значимость школьного образования, одновременно сократив объем обязательного для изучения материала и обеспечив психологический комфорт для всех участников образовательного процесса, можно при следующих организационно-методических условиях: разделить содержание образования на общекультурное и профильное, перейти к профильному обучению в старших классах; обеспечить направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенции, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества;

Методический центр 2007 Достижение нового качества образования предполагает создание психолого-педагогических условий: формирование партнерских отношений участников образовательного процесса. повышение уровня социальной и личностной значимости результатов школьного образования; повышение уровня мотивации образовательной деятельности учащихся;

Методический центр 2007 достижение планируемых результатов обучения всеми или большинством учащихся, соответствующих современным социальным требованиям; Критерии оценки результативности эксперимента расширение практико- ориентированных знаний; уровень сформированности общеучебных умений учащихся при одновременном сокращении объема обязательного для изучения материала; соответствие уровня подготовки школьников потребностям профессиональной школы; создание условий для разработки и реализации образовательных программ, учитывающих особенности социокультурной среды; применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся; рациональное использование учебного времени школьников.

Методический центр 2007 Критерий - (от греч. kriterion- средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Критерий результативности – качественный или количественный, (т.е. порядковый) показатель, на основании которого можно оценить результат. Критерий обычно выражается через показатели. результативности ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Методический центр 2007 педагогической деятельности (обучения, воспитания, развития личности или коллектива) (дошкольников, школьников, молодежи, учителей, родителей, администрации); управленческой деятельности (обеспечения процессов: становления, развития, функционирования учебного заведения; обеспечение традиционного или инновационного педагогического процесса).

Методический центр комплексность - возможность через применение совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого явления, процесса -комплексность - возможность через применение совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого явления, процесса -диагностичность возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять -диагностичность возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять -достоверность достаточность для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, явлений, фактов -достоверность достаточность для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, явлений, фактов

Методический центр сформированности эмоционально-ценностного отношения к приобретаемому опыту деятельности, мышления, коммуникации… Разновидности критериев по ведущим изменениям в состоянии объекта воздействия: - обученности, - воспитанности (сформированности личностных качеств, проявляющихся в действии, деятельности, поступке), - развития личности (приобретение потенциала саморазвития, самообразования, самореализации, творческих способностей, креативного мышления…),

Методический центр 2007 ( для режима развития, становления, функционирования учебного заведения инновационного типа) -научно-методической обеспеченности -информационной обеспеченности -кадровой обеспеченности -нормативно-правовой обеспеченности -материально-технической обеспеченности финансово-экономической обеспеченности ресурсной обеспеченности педагогического процесса инновационного (традиционного типа). Разновидности критериев по ведущим изменениям в состоянии объекта воздействия:

Методический центр 2007 Критерий количества (дает представление об уровне проявленности планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности). по делению на качественные и количественные типы изменений в состоянии объекта воздействия: Критерий факта (позволяет ответить, на вопрос: имеется ли в наличии что-либо из планируемых результатов экспериментальной деятельности).

Методический центр числового шкалирования по оценке уровней изменений в состоянии объекта воздействия: -балловые: трех, пяти, десяти- балльные; -балловые: трех, пяти, десяти- балльные; -бинарные: «да» -«нет», -или «0»-«1»; -бинарные: «да» -«нет», -или «0»-«1»; -словесные: -а) «владеет свободно», «владеет недостаточно», не владеет»; -б) ………….; -а) «владеет свободно», «владеет недостаточно», не владеет»; -б) ………….;

Методический центр 2007 Листы наблюдений интервью тесты Контрольные вопросы Педагогические разработки Видеозаписи Стенограммы уроков Анкеты

Методический центр 2007 Как известно, любой мастер при изготовлении своего изделия, использует инструмент. И чем сложнее процесс изготовления, чем тоньше и изящнее изделие, тем более точный и сложный инструмент понадобится Мастеру. Это относится и к программе эксперимента. Мотивы, побуждающие учителя (руководителя учреждения образования) начать эксперимент, очень разные, решившись на него, каждый должен действовать профессионально, быть Мастером своего дела.

Методический центр 2007 Педагог - экспериментатор, стремящийся получить запланированный результат своей деятельности, должен владеть своеобразным инструментом проектирования и анализа педагогических действий набором специальных профессиональных понятий. До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебный процесс. По завершении определенного этапа эксперимента необходимо проанализировать полученные результаты, которые обычно оформляются в виде рефлексивного отчета, аналитической справки о результатах, доклада, заметки, статьи и т.д.

Методический центр 2007 Первым шагом является мотивационный, вторым - самоопределенческий, третьим - проектировочный, связанный с разработкой программы эксперимента, четвертым аналитический, связанный с рефлексией уже осуществленной экспериментальной деятельности. Первым шагом является мотивационный, вторым - самоопределенческий, третьим - проектировочный, связанный с разработкой программы эксперимента, четвертым аналитический, связанный с рефлексией уже осуществленной экспериментальной деятельности. Как подойти к разработке программы? Можно выделить этапы профессионального роста педагога - экспериментатора (и, соответственно, уровни эксперимента внутри учебного заведения), на освоение которых и самоопределяется педагог. Эксперимент I уровня опытная работа; II уровня опытно-экспериментальная деятельность; III уровня экспериментально-поисковая деятельность; IV уровня: экспериментально-исследовательская деятельность. Как подойти к разработке программы? Можно выделить этапы профессионального роста педагога - экспериментатора (и, соответственно, уровни эксперимента внутри учебного заведения), на освоение которых и самоопределяется педагог. Эксперимент I уровня опытная работа; II уровня опытно-экспериментальная деятельность; III уровня экспериментально-поисковая деятельность; IV уровня: экспериментально-исследовательская деятельность.

Методический центр 2007 ПУНКТ программыСОДЕРЖАНИЕВОПРОС для ответа 1. Исполнитель эксперимента Фамилия, имя, отчество, должность 2. Педагогическая цельОжидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях в учащихся, появившихся благодаря экспериментальной разработке Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете ?... Примерная структура программы эксперимента( II уровень) опытно-экспериментальная деятельность

Методический центр 2007 ПУНКТ программыСОДЕРЖАНИЕВОПРОС для ответа 3. Цель экспериментаОжидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о педагогической действительности и оформленный в виде экспериментальных материалов. Что хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, учебный план, концепция, методика и пр. 4.ГипотезаЛогически обоснованное предположение, совокупность педагогических воздействий, модель нововведения Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять?...

Методический центр 2007 ПУНКТ программыСОДЕРЖАНИЕВОПРОС для ответа 5. Диагностический инструментарий Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков... С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа задач или задания для учащихся будет проверяться результативность эксперимента? 6. Критерии оценки ожидаемых результатов Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как Вы предполагаете фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся?

Методический центр 2007 Подбор диагностического инструментария Выбор этапов контроля Мониторинг результатов эксперимента (по И.Д.Чечель) Мониторинг результатов эксперимента (по И.Д.Чечель) Выбор диагностируемых целей по всем направлениям эксперимента Выбор диагностируемых целей по всем направлениям эксперимента Выделение критериев оценки результатов Выбор количественных и качественных параметров

Методический центр Диагности- ческий инструмента- рий КритерииПланируемые Результаты (ПРЭ) Содержание деятельности ЗадачиЭтап Методика экспериментально-исследовательской деятельности (по И.Д.Чечель) 1098 Адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить экспериментатор 7 Достаточность для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов ИсполнительСрокиОбеспечение валидностиОбеспечение достоверности

Методический центр 2007 Условия обеспечения достоверности результатов педагогического эксперимента Наличие контрольных и экспериментальных классов Комплексность измерителей (диагностических методик) Комплексность измерителей (диагностических методик) Совокупность признаков, показателей, характеризующих состояние планируемых результатов эксперимента Количество испытуемых

Методический центр 2007