(Решение задач по генетике как метод формирования ключевых компетенций)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Х = ? Наглядное пособие по биологии. Женский организм Мужской организм Р Родительские организмы × Знак скрещивания F1, F2Гибриды первого и второго поколения.
Advertisements

Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»
I закон I закон (правило единообразия гибридов первого поколения F1): у гибридов первого поколения F1 проявляется один из пары признаков преобладающий.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ Грегор Иоганн Мендель (20 июля июня 1884) С древних времен люди на интуитивном уровне подозревали что.
1. Изучить закон независимого наследования Менделя, углубить знания основных понятий генетики. 2. Развивать умение пользоваться генетической символикой;
Тема: «Наследование признаков» МОУ «Кривошеинская СОШ»
Основные понятия генетики Генетика Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости; Наследственность Наследственность – свойство родителей.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов.
Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя г. Еремеева Наталия Николаевна МКОУ «Воловская СОШ 2»
Грегор Иоганн Мендель родился 22 июня 1822 года в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчинцы на территории современной Чехии, а тогда - Австрийской.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Закономерности наследования… Выполнила Галина Ахмудинова 11 «Б».
I ЗАКОН МЕНДЕЛЯ То, что мы знаем - ограничено, то чего мы не знаем - бесконечно. (П. Лаплас)
Тема урока: «Моногибридное скрещивание». Тема урока: «Моногибридное скрещивание».
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. СОДЕРЖАНИЕ Ученые Термины Генетические символы Первый закон Менделя Второй закон Менделя Третий закон Менделя Неполное доминирование.
Цели урока: Развитие и закрепление знаний генетических основ и умение их использовать для решения генетических задач; Повторить тему: «Кровь»; Раскрыть.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. урок биологии в 9 классе.
Работу выполнила: ученица 10 класса Матвиенко Юлия Руководитель: Братына Татьяна Леонидовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Клюквинская.
Транксрипт:

(Решение задач по генетике как метод формирования ключевых компетенций)

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать… Л.Н.Толстой

Потребности учащихся в свободной творческой деятельности, в самоактуализации знаний в практической работе, в осознании значимости изучаемых учебных предметов, в овладении коммуникационно – технологическими способами работы с информацией, в самоуважении, самоутверждении, самореализации, конкурентоспособности на рынке труда определяют стратегическое направление модернизационных процессов в современной школе. Наиболее важным в современном образовании является создание условий для развития компетентностной личности школьника, способного ориентироваться в обществе. Биология – это одна из наук, где можно качественно формировать все виды компетентностей. Компетентностный подход предполагает связь обучения учащихся с жизненными ситуациями, развивает самостоятельность в познавательной деятельности, учит применять полученные знания в своей жизни.

Ключевые компетенции Решение биологических задач к оммуникативные кооперативные проблемные информационные реферат решение биозадач семинары исследо- вания решение биозадач индивид. работа лаборат. работы игры, проекты решение биозадач проекты диспуты решение биозадач Лаборат. работы проекты беседы, доклады проекты

Цель Обучение решению задач по генетике на основе алгоритма Обучение решению задач по генетике на основе алгоритма

Задачи Изучить терминологию и генетические закономерности, необходимые для решения задач Изучить терминологию и генетические закономерности, необходимые для решения задач Запомнить алгоритм решения генетических задач Запомнить алгоритм решения генетических задач Сформировать умение применять алгоритм при решении генетических задач на уроке и в жизненной ситуации Сформировать умение применять алгоритм при решении генетических задач на уроке и в жизненной ситуации

Актуальность Раздел генетики является одним из самых сложных разделов биологии. Особенно «пугают» учащихся генетические задачи. Генетические закономерности нельзя заучить, их нужно понимать. Именно на понимание этих закономерностей направлены генетические задачи Раздел генетики является одним из самых сложных разделов биологии. Особенно «пугают» учащихся генетические задачи. Генетические закономерности нельзя заучить, их нужно понимать. Именно на понимание этих закономерностей направлены генетические задачи

Моногибридное скрещивание × гаметы А а F 1 А, Аа, а А а Фенотип 1 : 0Генотип 1 : 0 Р

× гаметы А а F 2 А, а А А а а Р Фенотип1 : 2 : 1 Неполное доминирование Генотип 1 : 2 : 1

Дигибридное скрещивание Р АаВв × АаВв гаметы А В, А в, а В, а в F 2 А В А в а В а в А В ААВВААВвАаВВАаВв А в ААВвААввАаВвАавв а В АаВВАаВвааВВааВв а в АаВвАаввааВваавв Фенотип 9 : 3 : 3 : 1

Анализирующее дигибридное скрещивание × гаметы F 1 А В, А в, а В, ав Р АаВваавв а в, а в, а в, а в А В А в а В А в а в АаВвАаввааВваавв Генотип 1 : 1 : 1 : 1 Фенотип

Определение пола × гаметы F 1 Р Генотип1 : 1 Фенотип XY X X XY XX XY

Сцепленное наследование × гаметы F 1 А В а в Р А В а в Генотип1 : 1 Фенотип А В а в

Наследование признаков сцепленных с полом × гаметы F 1 Р XВXbXВXb XBYXBY XВXВ XbXb XBXB Y XВXBXВXB XВXbXВXb XBYXBY XbYXbY

Наследственные болезни, сцепленные с полом Р × XDXDXDXD XDXdXDXd XDXdXDXd XdYXdY XDYXDYXDYXDY гаметы XDXD XDXD XdXd Y F 1 50 % Носитель50 % Здоров

Алгоритм решения задачи 1. Прочитать условие задачи 2. Определить количество признаков 3. Перевести данные задачи в генетические символы и записать в дано женский генотип слева, мужской справа; женский генотип слева, мужской справа; записать фенотипы особей (родителей и потомков); записать фенотипы особей (родителей и потомков); записать генотипы особей (используйте таблицу).; записать генотипы особей (используйте таблицу).; определить количество возможных гамет у каждой особи определить количество возможных гамет у каждой особи 4. Осуществить решение, опираясь на существующие законы и правила.

Терминология Генотип-совокупность генов, которые организм получает от родителей. Генотип-совокупность генов, которые организм получает от родителей. Генотип-совокупность генов, которые организм получает от родителей. Генотип-совокупность генов, которые организм получает от родителей. Фенотип –совокупность внешних и внутренних признаков организма. Фенотип –совокупность внешних и внутренних признаков организма. Фенотип –совокупность внешних и внутренних признаков организма. Фенотип –совокупность внешних и внутренних признаков организма. Гамета –половая клетка. Гамета –половая клетка. Гамета –половая клетка. Гамета –половая клетка. Моногибридное скрещивание –скрещивание родительских форм различающихся по одному признаку. Моногибридное скрещивание –скрещивание родительских форм различающихся по одному признаку. Моногибридное скрещивание –скрещивание родительских форм различающихся по одному признаку. Моногибридное скрещивание –скрещивание родительских форм различающихся по одному признаку. Закон чистоты гамет- в каждую гамету попадает один аллельный ген из пары. Закон чистоты гамет- в каждую гамету попадает один аллельный ген из пары. Закон чистоты гамет- в каждую гамету попадает один аллельный ген из пары. Закон чистоты гамет- в каждую гамету попадает один аллельный ген из пары. Кодоминирование – совместное проявление действия двух доминантных генов в гетерозиготном организме. Кодоминирование – совместное проявление действия двух доминантных генов в гетерозиготном организме. Кодоминирование – совместное проявление действия двух доминантных генов в гетерозиготном организме. Кодоминирование – совместное проявление действия двух доминантных генов в гетерозиготном организме. Гетерозигота –особи, которые образуют разные сорта гамет. Гетерозигота –особи, которые образуют разные сорта гамет. Гетерозигота –особи, которые образуют разные сорта гамет. Гетерозигота –особи, которые образуют разные сорта гамет. Гомозигота - особи, которые образуют одинаковый сорт гамет. Гомозигота - особи, которые образуют одинаковый сорт гамет. Гомозигота - особи, которые образуют одинаковый сорт гамет. Гомозигота - особи, которые образуют одинаковый сорт гамет. Доминантный ген –преобладающий. Доминантный ген –преобладающий. Доминантный ген –преобладающий. Доминантный ген –преобладающий. Рецессивный ген – внешне себя не проявляющий в присутствии доминантного гена. Рецессивный ген – внешне себя не проявляющий в присутствии доминантного гена. Рецессивный ген – внешне себя не проявляющий в присутствии доминантного гена. Рецессивный ген – внешне себя не проявляющий в присутствии доминантного гена. Р – родители. Р – родители. Р – родители. Р – родители. Г – гаметы. Г – гаметы. Г – гаметы. Г – гаметы. F1 – будущее поколение. F1 – будущее поколение. F1 – будущее поколение. F1 – будущее поколение.

Зачем нам необходимо знать свою группу крови? переливанием крови лечат многие болезни; переливанием крови лечат многие болезни; в случаях ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения; в случаях ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения; несовместимость групп крови при переливании ведет к серьезным последствиям; несовместимость групп крови при переливании ведет к серьезным последствиям; бывают случаи, когда благодаря определению группы крови устанавливали родство ребенка с той или иной супружеской парой бывают случаи, когда благодаря определению группы крови устанавливали родство ребенка с той или иной супружеской парой

Система групп крови АВО была открыта в 1900 г австрийским ученым К. Ландштейнером. Россия I–35%II–36%III-22%IV -7%

Группы крови по системе АВО фенотип генотип генотип I OO OO II II AO, АА AO, АА III III BO, ВВ BO, ВВ IV IV AB AB

Задача 1. Перед судебно- медицинской экспертизой поставлена задача выяснить: является ли дочь, имеющаяся в семье супругов, родной или приемной. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: муж имеет IV, жена I, дочь III группы крови. Какое заключение должен дать эксперт? фенотипгенотип IОО II АА, АО IIIВВ,ВО IVАВ

Дано: I и IV F 1 -? Решение Р: I x IV ОО АВ ОО АВГ: F1:F1:F1:F1: АО ВО АО ВО II III II III О AВ

Задача 2. фенотипгенотип IОО II АА, АО IIIВВ,ВО IVАВ В родильном доме перепутали двух малышей. У одного ребенка Коли I группа крови, у другого Жени- II. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группы крови, а другая II и IV. Помогите супругам найти своих детей 1. Прочитать условия задачи 2. Определить количество признаков 3. Перевести данные задачи в генетические символы и записать в дано женский генотип слева, мужской справа; женский генотип слева, мужской справа; записать фенотипы особей (родителей и потомков); записать фенотипы особей (родителей и потомков); записать генотипы особей (используйте таблицу); записать генотипы особей (используйте таблицу); определить количество возможных гамет у каждой особи определить количество возможных гамет у каждой особи 4. Осуществить решение, опираясь на существующие законы и правила

Дано: I и II ; I и IV. F 1 -? Решение Р: I x II OO A OO AГ: F1:F1:F1:F1: II II P: I x IV ОО АВ ОО АВГ: F 1 : АО ВО II III II III ООА АВ О I

Практическая значимость решения генетических задач Развитие у школьников логического мышления Развитие у школьников логического мышления Глубокое понимание учебного материала Глубокое понимание учебного материала Развитие сообразительности Развитие сообразительности Формирование кибернетического подхода в весьма ценных и самых далеких от биологии областях деятельности Формирование кибернетического подхода в весьма ценных и самых далеких от биологии областях деятельности Формирование ключевых компетентностей Формирование ключевых компетентностей