Новое качество образования: основная проблематика Занятие школы молодого администратора Ноябрь 2009г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новое качество образования: основная проблематика г.Тверская область 17 октября 2009.
Advertisements

Новое качество образования: основная проблематика Формирование ГОС нового поколения С.В.Горохов, эксперт ИПОП «Эврика» г.Нальчик, 25 ноября 2008г.
Новое качество образования: основная проблематика г.Казань 3 октября 2009.
Дидактические принципы в современной трактовке. Научность Расширение понятия научности. Наука теперь – это не истина, а версия, множественность разных.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Доклад директора МОУ «Яблоницкая СОШ» Т.А.Козловой
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно.
Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Формирование модели оценки качества общего образования в Москве. Выступление на педагогическом совете 24 апреля 2012 г. Автор выступления: Шмелева Галина.
Качество образования каждому ученику. Качество образования – масштабное и многогранное понятие, которому придается особое значение в современных условиях.
МОУ Юго- Камская средняя общеобразовательная школа Пермского района Проект модернизации основной школы «Школа развития и становления личности» 2011 год.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Транксрипт:

Новое качество образования: основная проблематика Занятие школы молодого администратора Ноябрь 2009г.

Система образования - образовательный институт идеал (цель образования) задается извне, но формулируется не как «Портрет» выпускника, а как ожидания общества, предъявленные к человеку, заканчивающего школу; образовательное пространство (содержание, средства и методы) выстраивается для достижения цели.

Древняя Греция (гражданин полиса); Схоластика (христианина, укорененный в догматах церкви); Возрождение (разносторонне развитый человек, владеющий всеми достижениями культуры); Новое время (специалист, компетентный в достаточно узкой области). Исторические ожидания

Россия сегодня ФГОС 1998 и 2004 года; проект ГОС нового поколения РАО (портрет выпускника): патриот; уважающий ценности иных культур ; креативный, мотивированный к познанию и творчеству; разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни; уважающий и готовый сотрудничать с другими; осознающий себя личностью, готовой нести ответственность тесты

Структурные характеристики традиционного обучения предметность; классно-урочная система; принцип наглядности, доступности; последовательности, систематичности; принцип индукции (от частного к общему); ориентация на ЗУНы; принцип самодостаточности (школа замкнута в себе)

Достижение «внутренних» целей (качество ЗУНов) 30-40% троечников - НО: за все школа ответственности не несет (виноваты…); 5-7% отличников (освоивших учебную программу) – НО: скорее заслуга родителей, выстроивших для детей образовательную программу; парадокс: в недостатках – виновата не школа; достижения – заслуга не школы… вопрос: зачем нужна школа???

Реальность традиционная школа эффективна в относительно стабильном обществе; Любовь Глебова (руководитель Рособлнадзора): « Недавно на президентском совете был озвучен следующий тезис: проблема заключается не в том, что образование стало хуже, требования к качеству стали ДРУГИЕ…» Педагогические разработки

знания, умения, навыки; предметные и универсальные компетентности (умение применять ЗУНы, определять собственные возможности и ограничения для решения задач); позитивный социальный опыт; позитивная динамика вышеперечисленного Современное качество образования: Анкеты

Знания, умения и навыки Вопросы: Что необходимо ЗНАТЬ, для того, чтобы успешно ориентироваться в изменяющемся мире? Какие УМЕНИЯ нужны для осуществления продуктивного действия? Какие НАВЫКИ пригодятся выпускнику во взрослой жизни?

Подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности – основная цель профессионального образования. (из Концепции модернизации Российского образования до 2010 года)

Тезаурус Компетентность можно понимать, как способность результативно действовать; способность достигать результата эффективно разрешать проблему

КОМПЕТЕНТНОСТЬКОМПЕТЕНТНОСТЬ Уметь анализировать ситуацию, пе­реформулировать ее в проблему Точно и своевременно ставить (принимать) цели действия Выявлять средства, варианты решений проблемы и переводить их в задачи Отбирать средства решения проблемы Совершать реальное действие (решать проблему; выходить, а не предлагать выход из сложившейся ситуации); Совершать реальное действие (решать проблему; выходить, а не предлагать выход из сложившейся ситуации); Анализировать полученный результат относительно проблемы

Ребенок учится и обитает (живет) в школьной среде Учеба хотя и важная, но лишь часть школьной жизни Учебная деятельность предоставляет возможность школьнику освоить только одну компетенцию ученика Реальная жизнь ставит перед Человеком массу проблем. Школа пытается смоделировать их, причем так, чтобы «мертвые» знания, полученные ребенком на уроке, были востребованы

Традиционное обучение Новые реалии системы образования «Знаниевый» подходКомпетентностный подход понимается как распространенная массовая практика трансляции готового знания, т.е. информации, сведений. При компетентностном подходе осуществляется попытка внести личностный для обучающегося смысл в образовательный процесс Различия

СОЦИАЛЬНЫЙЗАКАЗСОЦИАЛЬНЫЙЗАКАЗ сводился к достижению выпускником определенного уровня обученности и выработке «правильной привычки», которая хоть и изменяла свой облик от десятилетия к десятилетию, но все-таки существовала как идеологически предписанная государством. В современных условиях следует говорить о наличии множества запросов. Реальными заказчиками школы становятся ученик, его семья, работодатели, общество, профессиональные элиты при сохранении определенной позиции государства.

ОБУЧЕНИЕОБУЧЕНИЕ это процесс приобретения опыта решения значимых практико- ориентиро- ванных проблем. это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений подрастающе му поколению

РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения. При компетентностном подходе эталон в принципе не задается, а обучение и проверка результата ведутся на нестандартных задачах понимается прежде всего как определенная сумма знаний и умений, личность, достаточно эффективно функционирующ ая в условиях стабильного общества

ИЗМЕНЕНИЯВМЕТОДИКЕИЗМЕНЕНИЯВМЕТОДИКЕ Традиционное образование основывается на идее педагогики требований. Для успешного ученика предполагается сочетание активности и послушности. В компетентностно- ориентированном образовании можно говорить о педагогике возможностей, в основе мотивации компетентности лежит мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности. Традиционная школа все еще регламентирует процесс образования. Компетентност- но-ориентирован- ное образование говорит именно о регламентации результата

ПОЗИЦИЯУЧИТЕЛЯПОЗИЦИЯУЧИТЕЛЯ Инициативное и ответственное лицо, судья, позиция старшего, носителя «сакрального знания», передающего фрагменты этого знания лучшим. В новом компетентностном подходе учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организато­ра, консультанта, толкователя «правил игры», «администратора сети», он лишь организует (регулирует, направляет) процесс.

ПОЗИЦИЯУЧЕНИКАПОЗИЦИЯУЧЕНИКА Подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий В компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия.

УРОКУРОК Одновременное занятие одним предметом с целым классом. В традиционном уроке учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опира­ясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, и оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит репродуктивный характер. Знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде, т.е. предназначены для воспроизводящего усвоения. Урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на расширении применения иных, неурочных форм организации занятий сессия, группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе Основной единицей организации материала для занятий может являться не только урок, но и модуль (кейс). Поэтому учебные книги в рамках нового подхода имеют отличную от традиционной структуру это материалы для организации занятий в достаточно короткие сроки (от 10 до 70 ч), структура которых обозначена не как уроки, а как блоки (модули).

Варианты обновления образовательного процесса в логике компетентностного подхода Начальная школа система оценивания формы организации учебных занятий, индивидуализация образовательных программ и т. д. поддержание образова- тельной инициативы ребенка обучение навыкам общения, сотрудниче ства расширение опыта самостояте- льного выбора формирование учебной самостоятель- ности

Основная школа ПРОЕКТНАЯПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «точечная» (небольшие по продолжительности предметные Проекты, фактически небольшие творческие задания) организация проектов от предметного содержания курсов с их продолжением в курсах по выбору; организация тематических проектов Внедрение проектных форм работы влияет на: организационные формы учебного процесса, меняет структуру образовательного процесса в целом; изменение форм и методов оценивания (введение новых критериев оценки) формирование способности работать с информационными источниками, навыков работы в группе, умений спланировать деятельность по достижению результата (достичь цели проекта); выполнить программу проекта, представить результаты своей деятельности. Формирова- ние информаци- онно- коммуникати вной компетент- ности

Старшая школа ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Профилизации особого типа через индивидуализацию, внутреннюю дифференциацию. При этом учащиеся осуществляют реальный ответственный выбор формы образования, школы, уровня изучения отдельных дисциплин, видов исследовательской, проектной, организационной деятельности, профессиональных проб и допрофессиональной подготовки. Включения старшеклассника в процессы переговоров и достижения соглашений при определении форм получения профильного образования, реализации разнообразной учебной и неучебной деятельности. Эта деятельность создает реальные условия для применения и повышения уровня коммуникативной компетентности. Расширения «зоны ответственности» учащегося за свои образовательные действия, связанные с перспективами продолжения образования через выбор предметов ЕГЭ, других форм вступительных испытаний или непосредственного выхода на рынок труда. В этой связи становится востребованной компетентность в решении проблем как комплексный результат образовательною процесса на старшей ступени школы.

Компетентность – не противоположна знанию Читательская компетентность: «способность интерпретировать текст, сделать заключение о намерении автора, связать информацию, полученную в тексте, со знаниями из других источников, критически оценить текст» и т.д. Математическая компетентность: способность «распознавать проблемы, которые могут быть решены с помощью математики, извлекать нужную для ответа информацию из графиков и схем, при этом отсеивая избыточные данные» и т.д. Если знание не может быть применено – его нет.

Новые условия в образовательном пространстве принятие нового ФГОС, соответствующего современным вызовам, ожиданиям со стороны государства, общества, семьи, бизнеса; изменение компетенции и компетентности педагога; создание и применение новых КИМов;

влияния на принятие ( необходимость нового стандарта; методология формирования (требования, а не описание предметности); Ф ормирование ГОС нового поколения п.4 статьи 7 Закона «Об образовании» (в редакции 2007г.)

Проблемный рефлексивно-ориентированный анализ предполагает выстраивание предметно- проблемного поля на каждом данном уровне Вариант 1. Содержание анализаПроблемы руководителя Раздел. Исполнительская дисциплина Уклонение от участия в общественно- педагогических мероприятиях. Опоздания. Несвоевременная сдача отчётных документов. Небрежность в выполнении заданий, формализм. Отписки. Невыполнение согласованных требований, вытекающих из анализа учебно- воспитательной деятельности учителя. Отсутствие интереса к инновационной исследовательской, поисковой деятельности у многих педагогов Случайный характер управленческих действий, отсутствие системы управленческих требований. Не осуществлён процесс делегирования полномочий заместителям, педагогу- психологу, социальному педагогу, руководителя МО. Неправильно работает система стимулирования труда. Не создана творчески-деятельностная атмосфера. Руководитель не умеет или забывает увлечь коллектив, не уделяет должное внимание обучению коллектива

Вариант 1. Содержание анализаПроблемы руководителя Раздел. Качество обучения Независимые контрольные работы показали реально низкий уровень предметной подготовки учащихся. Значительное число педагогов не готовится к урокам. Как, правило, используется только вербальный способ профессионального общения. Низок уровень участия учащихся в деятельности на уроках. Как, правило, не учитываются интересы талантливых и заинтересованных учащихся: творческие работы выдаются редко и не носят системного характера. Домашние задания не мотивированы и не интересны Не проводятся уровневые испытания по выбору. Ни ученики, ни педагоги не имеют ясно выраженных представлений об интересах учащихся. В основном в школе проводятся комбинированные уроки с упором на фронтальные формы работы. В школе плохо организована профессиональная учёба педагогов. Не созданы исследовательские формирования педагогов. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта носит случайный характер. У школы нет серьёзного взаимодействия с родителями, направленного активизацию познавательной активности учащихся

Проблемно-деятельностный анализ предполагает выстраивание проблем учителя, участнике педагогического процесса, поиск возможностей решений и организация необходимой деятельности Вариант 2. Проблемы учителяНеобходимая деятельность администрации и учителя Личные затруднения: неустроенная личная жизнь; не хватает денег и сил на то, чтобы воспитать собственных двоих детей; болеют родственники; проблемы с нервной системой; боюсь учеников; нет никаких интересов; обваливается домик на участке; хочется куда-нибудь съездить хоть на неделю; ощущение полной ненужности В школе необходимо: нацелить психологическую службу на оказание психологической поддержки педагогов; создать КЦП «Здоровый учитель – здоровые дети»; активизировать деятельность культурно- массового сектора в профсоюзной организации; организация экскурсий, поездок; организовать учительский творческий клуб; привлечь учителей к занятиям физической культурой.

Вариант 2. Проблемы учителяНеобходимая деятельность администрации и учителя Профессиональные затруднения: плохо знает предмет; слабо владеет современными методиками и технологиями; к 5-ому уроку выматывается полностью; не умеет увлечь учащихся своим предметом; нуждается в помощи хорошего предметника, который показал бы… Необходимо: в рамках индивидуального подхода договориться при согласии автора анкеты с лучшим педагогом- предметником района; завучу оказать действенную помощь в разработке планов и сценариев уроков; составить план индивидуального посещения уроков у коллег и администрации; работа психолого-педагогических семинаров и педагогических мастерских

Вариант 2. Проблемы учителяНеобходимая деятельность администрации и учителя Отношения с учащимися: учащиеся не испытывают интереса к учителю и его предмету; учитель не ходит общего языка и тем для бесед; компенсирует затруднения за счёт жёстких требований и давления оценками; нет задушевных отношений ни с кем из учащихся. Необходимо: провести глубокое диагностирование педагогов на предмет полезности для учащихся; помощь в организации и рефлексии внеклассных мероприятий и организации ученического самоуправления; договориться с педагогом о том, что в течение определённого времени учитель объявляет мораторий на неудовлетворительные оценки.

Вариант 2. Проблемы учителяНеобходимая деятельность администрации и учителя Отношения с родителями: часто возникает конфликт с родителями; учитель не любит ходить по домам; учитель не владеет методикой проведения собраний. Необходимо: провести психологическое обучение педагогов; рефлексивно-тренировочные семинары; посещение родителей совместно с психолого- педагогической службой с выходом на совет профилактики (если это необходимо)

Вариант 2. Содержание анализаПроблемы администрации Раздел. Педагогические советы Это чисто формальное мероприятие, давно выродившееся в пустую говорильню. Всё труднее заставить или уговорить кого-либо выступить на педсовете. Все попытки активизировать деятельность педсовета обречены на неудачу. Учителя не видят пользы в деятельности педсовета. Проведение педагогических советов в активных его формах

ВСКРЫТЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ Уровень качества знаний учащихся заметно снижается с переходом в среднюю ступень обучения ПРОБЛЕМА: недостаточное влияние методической службы на ход и результаты образовательных процессов КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ВОПРОСАХ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ (индивидуализация обучения, педконсилиумы) Проблемы методической службы

ХОТЯ ОУ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ В РЕЖИМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. А В РЕЖИМЕ РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, А ТАКЖЕ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ ИСПЫТЫВАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОВЕДЕНИИ ПРОБЛЕМНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРОБЛЕМА: недостаточное влияние методической службы на формирование навыков анализа педагогической деятельности СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ ВСКРЫТЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ХОТЯ В РАБОТЕ С ПЕДКАДРАМИ АПРОБИРОВАНО БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ВСКРЫТЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО ПРЕОБЛАДАЕТ «РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ И ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ» НАД «РАБОТОЙ САМИХ УЧИТЕЛЕЙ» ПРОБЛЕМА: Наблюдается ориентация на массовый « охват» педагогов, а не на индивидуальный и личностно-деятельностный подход в работе с ними ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ВСЁ БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ИЗЪЯВЛЯЮТ ЖЕЛАНИЕ УЧАСТВОВАТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ, МАСТЕР-КЛАССАХ, КОНКУРСАХ ВСКРЫТЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМА: недостаточное влияние методической службы на формирование навыков работы с презентацией Обучение педагогов навыкам создания презентационных материалов (практические занятия) ПОВЫШАЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОДУКТОВ СВОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХОТЯ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ ЕЖЕГОДНО АТТЕСТУЮТСЯ НА ИМЕЮЩИЕСЯ ВЫСОКИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ ВСКРЫТЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМА: недостаточное влияние методической службы на формирование навыков анализа педагогической деятельности СЕМИНАРЫ по форимрованию навыков аналитического анализа педагогической деятельности УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТНИКИ ИСПЫТЫВАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ В САМОАНАЛИЗЕ И В СОЗДАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПОРТФОЛИО

Цель научно- методической службы Повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности учителя ОУ Поиск новых возможностей методической работы, гибкое реагирование на возникающие проблемы системы образования

Учителя, работающие в 9 классе, организуют образовательный процесс, соблюдая все требования к логике учебных занятий по структуре и типам и формируют ОУУН ВСКРЫТЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМА: недостаточное влияние административного контроля на этапе подготовки выпускников 9 класса к ГИА Классно-обобщающий контроль в 9 классе (2 раза в год) Выпускники 9 класса испытывают затруднения в учёбе, наблюдается высокая напряжённость обучающихся, а также у отдельных учителей критический уровень взаимоотношений Проблемы внутришкольного контроля

Школа работает в режиме школы культуры здоровья личности ВСКРЫТЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМА: учебной перегрузки обучающихся Педагогический совет по проблеме перегрузки обучающихся с дальнейшим выходом методических рекомендаций Посещённые уроки, наблюдения за учащимися говорят о том, что в школе существует перегрузка учащихся Проблемы внутришкольного контроля

Введение в начальной школе итогового контроля в формате ЕГЭ ВСКРЫТЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМА: низкий уровень формирования навыков в работе с тестами в начальной школе Заседания методических объединений с разбором проблемы Итоговый контроль прошлого года показал, что учащиеся 4 класса имеют недостаточные умения и навыки по работе с тестовыми заданиями Проблемы внутришкольного контроля

Структура анализа учебного года по цели достижения необходимого уровня развития Краткая характеристика моделируемого состояния школы и педагогических процессов в ней Основные концептуальные подходы к реализации модели в практической деятельности школы. Прогнозы развития школы. Характеристика условий необходимых для практической реализации вновь прогнозируемого состояния педагогического процесса Анализ фактического состояния педагогического процесса в школе. Характеристика условий, имеющихся в школе, и тех, которые необходимо создать дополнительно для практической реализации вновь прогнозируемого состояния педагогического процесса. Педагогические проблемы нового учебного года. Цели, задачи и средства их решения в переходный период

Снижение уровня познавательных процессов в подростковом периоде Для чего нам нужна школа культуры здоровья личности? Для решения проблем, связанных с психологическим, социальным и физическим здоровьем учащихся: снижение уровня успеваемости рост уровня заболеваемости, Высокий процент учащихся, нуждающихся в социальной реабилитации

В чем причины роста уровня заболеваемости? Социальные условия Наследственность Экология

В чём состоят системные противоречия? Высокий уровень физического развития школьников Фактическое состояние здоровья учащихся

Программа развития КЦП «Здоровый учитель – здоровые дети» КЦП «Семья и здоровый образ жизни»

Школа, как и всякая система, характеризуется сложными структурными и функциональными связями с другими системами высшего и низшего порядка, имеющими множество разнородных целей Схема «Дерево целей» Создать системы индивидуализированного взаимодействия субъектов школьной жизни, обеспечивающей сохранение и укрепление их здоровья, содействующей интеллектуальному и духовному развитию личности с учётом её интересов и способностей. Совершенствовать мониторинговую службу школы Овладевать здоровьесберегающими технологиями Определить оптимальные пути, приёмы, методы индивидуализированного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса Диагностика в соответствии с мониторинговой картой школы Работа с педагогическими кадрами Профилактическая работа Валеологическая работа Консультативная и коррекционная работа

Комплексный подход к изучению личности школьника направлен на осмысление реальных учебных возможностей С Т Е П Е Н Ь обученности С Т Е П Е Н Ь обучаемости У Р О В Е Н Ь познавательных способностей С Т Е П Е Н Ь мотивации учения С Т Е П Е Н Ь удовлетворённости учителей и учащихся образовательным процессом Х А Р А К Т Е Р внутришкольных отношений П Р О Ф Е С И О Н А Л Ь Н А Я культура

Обученность – эффективность педагогической деятельности учителя. На первом (высшем) уровне требований, когда «5» ставится учащемуся за умение делать «перенос» знаний, а «3» - за понимание Формула, Где К На втором (среднем) уровне требований, когда «5» ставится учащимся за умение осуществлять простейшие умения и навыки, а «3» - за запоминание Формула, На третьем (низшем) уровне требований, когда «5» ставится учащимся за «понимание», а «3» - за умение осуществлять «различие» (распознавание) Формула,Для выявления уровня обученности школьников в школе разработана мониторинговая система знаний.

Мониторинговая система знаний Конкретное средство для определения расхождения между образовательным процессом и его целями Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса Нулевой срезПромежуточный срезИтоговый срез Цель – определение уровня знаний учащихся в начале цикла (начальное диагностирование) Задачи: прогнозирование успешности обучения; разработка схемы действий для преодоления затруднений; согласование при переходе от одного предмета к другому Задачи: -оценка успешности выбора методики обучения; корректировка учебного процесса; формирование рейтинговой оценки учащихся Задачи: анализ результатов обучения; оценка успешности усвоения; анализ действий учителя; формирование итоговой рейтинговой оценки Индикация учебных линий, охватывающих их несколько последних лет данной ступени Конкретный набор тестовых инструментов для реализации системы регистрации результатов учебного процесса Индикация стандартов для оценки динамики обученности субъектов образовательного процесса Цель – успешности продвижения учащихся; -подведение промежуточных итогов обучения. Цель – подведение итогов завершающего года обучения

Система выявления уровня качества знаний Качества знаний Показатели сформированности качестваВысокий уров ень СреднийНизкий Прочность знаний Свободное воспроизведение существенных признаков понятий и их использование при решении учебных задач Полное сохранение и воспроизведение знаний при отсроченном контроле Чёткая организация самостоятельной познавательной деятельности Преимущественное использование логической памяти Владение умением выделять главное в учебном материале Наличие умения свёртывать и схематизировать знания при запоминании и развёртывать их при воспроизведении Действенность знаний Свободное объяснение явлений, фактов соответствующими правилами, закономерностями Правильное (безошибочное)применение всех правил или основных понятий Свободное применение знаний по образцу в знакомой и новой ситуациях Самостоятельное преобразование учебного материала и поиск новых путей решения учебных проблем Владение мыслительными действиями по преобразованию учебного материала Чёткая самоорганизация, самоконтроль и самооценка своей деятельности Системность знаний Полное знание существенных признаков понятий, законов, теорий Свободное установление связи между понятием, его конкретным выражением и законом Владение умением сравнивать и анализировать основные признаки понятий, сами понятия, изучаемы объекты Самостоятельное влияние причинно-следственных связей Владение обобщением по системе существенных признаков Проявление устойчивого интереса