Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» Москва,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Advertisements

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » Москва,
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2013.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Типология уроков деятельностной направленности. Основные цели: 1.Познакомить с типологией уроков деятельностной направленности 2.Познакомить с логикой.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Модель урока деятельностной направленности. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
Логика урока открытия нового знания (ОНЗ). ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
Деятельностный подход в организации образовательного процесса Автор презентации Игнатьева А.С.
Зиганшина С. В., учитель начальных классов, МБОУ « НОШ 5» Урок ОНЗ.
Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
1)Ориентация на результаты образования. 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные, метапредметные и предметные результаты. Ключевые.
НИКОЛАЕВА Е.В. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГОУ СОШ 1315 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА ХИМИИ.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Департамент образования города Москвы Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » АПК и ППРО 14 сентября 2011 да ГЭП второго уровня: «Построение.
Транксрипт:

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » Москва, 2012 г. Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС Методист Центра системно-деятельностной педагогики «Школа » Синицына Вероника Валерьевна

Цель, задачи курсов Основная цель занятия: Уточнить способ формирования УУД на уроках открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон по разным учебным областям средней школы. Основные задачи: 1) познакомить с типологией уроков деятельностной направленности; 2) рассмотреть структуру урока открытия нового знания (ОНЗ) в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (Школа 2000…»); 3) зафиксировать основу для конструирования урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения.

1. ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Типология уроков – это определение типов уроков по какому-либо основанию. В качестве основания типологии уроков в дидактической системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») принята последовательность процесса построения любой системы, установленная в общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ: ПОДГОТОВКА МЕСТА ДЛЯ НОВОГО ЭЛЕМЕНТА; ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ЭЛЕМЕНТА, УСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ СВЯЗЕЙ; ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЭЛЕМЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННОЙ НОРМОЙ; УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НОВЫМ И ИСХОДНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СИСТЕМЫ; КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации» «Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Тип урока Этап процесса построения любой системы 1) Урок открытия нового знания (ОНЗ) Построение нового элемента системы и установление первичных связей. 2) Урок рефлексии (Р) Применение нового элемента в соответствии с установленной нормой и коррекция нового элемента. 3) Урок систематизации знаний (С) Установление связей между новым и исходными элементами системы. 4) Урок развивающего контроля (К) Контроль деятельности системы. ТИПЫ УРОКОВ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1) РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ). 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ. УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1)ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д. 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ.

УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ИЗУЧЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ. 1) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ. 1) САМОКОНТРОЛЬ И КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗУНов.

Цель, задачи курсов 2. СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ В ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Л.Г. ПЕТЕРСОН («ШКОЛА 2000…»)

1 где 1 действие, в котором возникло затруднение; 2 фиксирование затруднения; 3 анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование И); 4 определение причины затруднения (критика К); 5 постановка цели и проектирование (П); 6 реализация проекта И 4 К 5 П Схема-аксиома «Рефлексивная самоорганизация» ОНТОСХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная деятельность, 4 класс

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1) РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ). 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ. УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Задание 1

Задание 2

1.Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1. Знаю что значит уметь учиться (норма учебной деятельности) 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться 9

Задание 3

1.Мотивация к учебной деятельности Требования к этапу УУД самоопределение (Л); смыслообразование (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). 2

Задание 4 Работая в группах, перечислите приёмы, которые можно использовать на этапе мотивации.

Этап урока ОНЗ 1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Требования к этапу

Этап урока ОНЗ 1. Мотивация к учебной деятельности 1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. Требования к этапу 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приемы мотивации Успешность предыдущих уроков. Пословицы, поговорки, высказывания известных людей (зачем учиться?). Практическая значимость новых знаний. Персонажи (1 класс); …

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 4. Фиксация затруднения

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие 4. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Требования к этапу УУД 6. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); использование знаковосимволических средств (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); использование критериев для обоснования своего суждения (К). 6.

Задание на пробное действие

Фиксация затруднения - У кого нет результата, что вы не смогли сделать? - Кто выполнил задание, вы можете доказать, что правильно определили последовательность отбора содержания? Что вы не можете сделать?

Фиксация причины затруднения - В чём причина ваших затруднений? - Сформулируйте цель дальнейшей деятельности. Узнать последовательность отбора содержания для проведения второго этапа урока ОНЗ.

1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2)Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3)Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4)Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5)Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию. 7)Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8)Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Требования к этапу «Актуализация знаний»

Задание 5

1)Организовать восстановление выполненных операций. 2)Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3)Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4)На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Требования к этапу «Выявление места и причины затруднения»

Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1)Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2)Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3)Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4)Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Требования к этапу «Построение проекта»

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). Требования к этапу «Реализация проекта»

Самостоятельная работа Отбор учебного содержания Включение в систему знаний Первичное закрепление

О ТБОР УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ На этап «Первичное закрепление» На этап «Самостоятельная работа» На этап «Включение в систему знаний» Пробное действие, как промежуточный шаг задания + задания на повторение (ценных для последующих уроков) Аналогичные пробному действию

Задание 6

1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2)Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3)Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4)Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5)Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6)Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8)Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Требования к этапу «Актуализация знаний»

О ТБОР УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Задание 7

О ТБОР УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ Новое знание Продумать логику (план) построения нового знания Отобрать понятия и способы действия, которые могут использовать дети при построении нового знания Подобрать задания на те понятия и способы действия, которые используются при построении нового знания

О ТБОР УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ Новое знание Продумать логику (план) построения нового знания Отобрать понятия и способы действия, которые могут использовать дети при построении нового знания Подобрать задания на те понятия и способы действия, которые используются при построении нового знания

Пример

Новое знание Правописание гласных а-о в корнях рос-раст-ращ

Логика открытия 1.Прочитать список слов с верным написанием гласных букв в корнях. 2.Проанализировать правописание гласных в словах. 3.Сделать вывод. 4.Сформулировать гипотезу. 5.Сравнить с эталоном (учебником). 6.Вернуться к пробному заданию и выполнить его правильно на основе открытого эталона.

Список понятий и способов действий 1. Умение выделять корень в словах. 2. Правописание чередующихся гласных а/о в корни -лаг-/-лож-. 3. Графическое обозначение орфограммы.

Актуализация знаний 1. Задания на вставку гласной буквы в словах с корнями на чередование –лаг-\-лож-. 2. Графическое обозначение орфограммы в словах с корнями на чередование –лаг-\-лож-.

О ТБОР УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Задание 8

М ЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ Анализ; Синтез; Сравнение; Классификация; Аналогия; Обобщение

Анализ Операция мысленного или реального расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Синтез Процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое.

Сравнение Сопоставление для установление сходства или различия. Обобщение Метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции.

Аналогия Сходство, подобие, близость; соотношение двух сходных предметов; выводы из сравнительных заключений. Классификация Система распределения предметов или понятий какой-нибудь области на классы, отделы, части, разряды и т.п.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Разбейте слова на две группы; Какое выражение можно считать лишним и почему? Какие эталоны из представленных на доске потребуются для выполнения этого задания? …

1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2)Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3)Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4)Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5)Организовать актуализацию мыслительных операций, остаточных для построения нового знания. 6)Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7)Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8)Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Требования к этапу «Актуализация знаний»

О ТБОР УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Задания должны помочь избежать «побочных» затруднений при выполнении пробного действия.

Пример

Н ОВОЕ ЗНАНИЕ Способ образования грамматического времени Past Simple Tense (прошедшее простое время)

П РОБНОЕ ЗАДАНИЕ Переведи предложения, используя глаголы в прошедшем времени: 1) Мы собирали грибы и ягоды в лесу прошлой осенью. 2) Я помогал маме по дому прошлым летом. 3) Мои друзья и я играли в футбол вчера. 4) Позавчера я плавал в реке летом. 5) Вчера я смотрел телевизор и играл в компьютерные игры.

П РИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЯ Я не знаю как использовать глаголы в прошедшем времени. Я не знаю способа образования прошедшего времени. Я не знаю как сказать «грибы и ягоды» на английском.

А КТУАЛИЗАЦИЯ Переведи на английский язык: 1) Мы собираем грибы и ягоды в лесу. 2) Я помогаю маме по дому. 3) Мои друзья и я играем в футбол. 4) Я плаваю в реке летом. 5) Вечером я смотрю телевизор или играю в компьютерные игры.

П РОБНОЕ ЗАДАНИЕ Попробуйте преобразовать эти предложения в прошедшее время и рассказать, что вы делали прошлым летом. (предложения даны на английском языке) 1) Я помогаю маме по дому. 2) Мои друзья и я играем в футбол. 3) Мы собираем грибы и ягоды в лесу. 4) Я плаваю в реке летом. 5) Вечером я смотрю телевизор или играю в компьютерные игры.

О ТБОР УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Задания должны помочь избежать «побочных» затруднений при выполнении пробного действия. Время!

Задание 9

Э КОНОМИМ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ : Использование многофункциональных заданий; Использование заданий из домашней работы; …

Пример

Н ОВОЕ ЗНАНИЕ Понятие «СИМБИОЗ»

П РОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ В какой паре организмов, представленных в таблице, форма взаимоотношения – симбиоз? Пара организмовПольза(+)/вред(-) Волк - заяц+/- Собака - клещ+/- Береза - береза-/- Клевер – клубеньковые бактерии +/+

А КТУАЛИЗАЦИЯ Заполнить таблицу: Пара организмовПольза(+)/вред(-) ?+/- собака - клещ? ?-/- Клевер – клубеньковые бактерии +/+

Задание 10 Работая в группах, из готовых блоков составьте алгоритм отбора учебного содержания для этапа АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Продумать логику построения нового знания Отобрать понятия и способы действия, которые будут использоваться учащимися при построении нового знания Сформулировать задания так, чтобы они актуализировали мыслительные операции Минимизировать количество заданий за счет многофункциональных заданий и/или использования заданий из домашней работы Если нужно, подобрать задания на снятие «побочных» затруднений при выполнении пробного действия Подобрать задания на эти понятия и способы действия

Продумать логику построения нового знания Отобрать понятия и способы действия, которые будут использоваться учащимися при построении нового знания Сформулировать задания так, чтобы они актуализировали мыслительные операции Минимизировать количество заданий за счет многофункциональных заданий и/или использования заданий из домашней работы Если нужно, подобрать задания на снятие«побочных» затруднений при выполнении пробного действия Подобрать задания на эти понятия и способы действия

ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН) Чтобы собрать пирамидку правильно можно: 1. Выбрать наибольшее колечко. 2. Надеть его на основу пирамидки. 3. Если остались ненадетые колечки, выбрать из оставшихся наибольшее и надеть его, если нет, закончить сбор пирамидки «шишечкой». 4. Выполнить третий шаг.

Продумать логику построения нового знания 1. Попробовать собрать правильно пирамидку из 2 колец. 2. Зафиксировать шаги, которые выполнялись при сборе простейшей пирамидки. 3. Собрать пирамидку из 3–х колец. 4. Зафиксировать шаги, которые выполнялись при сборе этой пирамидки. 5. Выявить общее. 6. Сформулировать правило. 7. Проверить выполнение правила на пирамидке с большим количеством колец. 8. Сделать вывод.

ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН) 1 2 3

Чтобы собрать пирамидку правильно можно: 1.Разложить колечки по убыванию. 2.Надеть их на основу пирамидки в том же порядке. 3.Закончить сбор пирамидки «шишечкой».

Продумать логику построения нового знания 1. Разобрать правильно собранную пирамидку, раскладывая колечки не меняя их порядка. 2. Проанализировать расположение колец. 3. Выявить, как должны надеваться колечки на пирамидку.

Отобрать понятия и способы действия, которые будут использовать дети при построении нового знания Понятие пирамидки (Что такое пирамидка). Понятие правильно собранной пирамидки (Какая из пирамидок собрана правильно). Понятие «по убыванию» (предметы располагаются от большего к меньшему). или Понятие «наибольший» предмет.

Подобрать задания на эти понятия и способы действия Как называется эта игрушка? Обведи ту пирамидку, которая собрана правильно (даны рисунки с правильно и неправильно собранными пирамидками). Соедини стрелками кружки так, чтобы они располагались по убыванию. или Подчеркни наибольший мяч из нарисованных.

Сформулировать задания так, чтобы они актуализировали мыслительные операции Задание: Обведи ту пирамидку, которая собрана правильно (даны рисунки с правильно и неправильно собранными пирамидками). На какие группы можно разбить эти предметы, по какому признаку.

Если нужно, подобрать задания на снятие «побочных» затруднений при выполнении пробного действия Среди «побочных» причин затруднения можно выделить: «Я не могу (физически) надеть кольцо на пирамидку». Задание: Потренируйся надевать колечки на пирамидку

Минимизировать количество заданий за счет многофункциональных заданий и/или использования заданий из домашней работы Обведи ту пирамидку которая собрана правильно (даны рисунки с правильно и неправильно собранными пирамидками); Соедини стрелками кружки так, чтобы они располагались по убыванию; Подчеркни наибольший мяч из нарисованных. Задание: Даны рисунки с правильно и неправильно собранными пирамидками разного размера. 1) На какие группы можно разбить эти предметы, по какому признаку; 2) Соедини стрелками пирамидки так, чтобы они располагались по убыванию; 3) Подчеркни наибольшую из пирамидок.

Минимизировать количество заданий за счет многофункциональных заданий и/или использования заданий из домашней работы Потренируйся надевать колечки на пирамидку дома (на уроке игра-проверка домашнего задания: «Кто быстрее наденет колечко на пирамидку»)

Задание 2 К пирамидкам, собранными группами, учитель добавляет правильно собранные. 1) На какие группы можно разбить эти пирамидки, по какому признаку. 2) Расположи правильно собранные пирамидки по возрастанию. 3) Какая из пирамидок наибольшая. Задание 1 Какая игрушка лежит в разобранном виде у вас на столах? Игра: «Какая из групп быстрее наденет все колечки (условие одно кольцо – один ребенок).

Цель деятельности: Узнать последовательность отбора содержания для проведения второго этапа урока ОНЗ.

К АК ? Что? Отбор учебного содержания к этапу Методика организации этапа

Как?

Организация работы в классе, при которой все учащиеся самостоятельно выполняют предложенные задания на актуализацию знаний. Как? Организация обратной связи.

Задание 11

Задание 12

Цель этапа: Выявление и фиксация места и причины затруднения. 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина) 4

3. Выявление места и причины затруднения Требования к этапу УУД 1. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); постановка и формулирование проблемы (П); структурирование знаний (П) 4.

1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта) 2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств) 3. План построения нового знания. 2 6

4. Построение проекта выхода и затруднения Требования к этапу УУД 7. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); планирование (Р); прогнозирование (Р); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); 7.

1. Реализация построенного проекта. 2. Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон). 3. Решение задачи, вызвавшей затруднение

Эталон: знаковая фиксация способа действия (знаковая фиксация N) I. x + а = b x = b – a II. Чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть III. x + а = b x = b – a xa b

ЭТАЛОН: 1. Грамотный – без математических ошибок. 2. Сконструирован учащимися на уроке ОНЗ – хорошо им знаком и понятен. ЭТАЛОН – инструмент для решения задач данного типа

5. Реализация построенного проекта Требования к этапу УУД 3. выдвижение гипотез и их обоснование (П); поиск необходимой информации из текстов (П); использование знаковосимволических средств (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); осознание ответственности за общее дело (Л); 3.

Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях. 1. Решение типовых заданий на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) 7

6. Первичное закрепление во внешней речи Требования к этапу УУД 8. выполнение действий по алгоритму (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); использование критериев для обоснования своего суждения (К); управление поведением партнёра (К); осознание ответственности за общее дело (Л);

1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха 11

Эталон для самопроверки: реализация способа действия, соотнесенная с эталоном Пример: Решите уравнение: х + 15 = 27 Эталон для самопроверки на новый способ действия: х + 15 = 27 x + а = b х = 27 – 15 x = b – a х = 12

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Требования к этапу УУД использование знаковосимволических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); доказательство (П); контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем 10

8. Включение в систему знаний и повторение Требования к этапу УУД 9. нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); моделирование, преобразование модели (П); установление причинноследственных связей (П); выведение следствий (П); выполнение действий по алгоритму (П);

1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание 12

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Требования к этапу УУД рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

Этап урока ОНЗ 9. Рефлексия учебной деятельности Требования к этапу Как? 1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3)Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4)Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5)Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Задание 13 Работая в группах, перечислите возможные формы проведения самооценки.

Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ 1) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и пробное учебное действие. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности на уроке

Концептуальная идея формирования УУД Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Мотивация и приобретение знаний Представление о действии и первичный опыт его выполнения + ? + +

3. ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ОНЗ В ТДМ ОБУЧЕНИЯ.

Задание 14

НОВОЕ ЗНАНИЕ (ПОНЯТИЕ, СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ)

Из четырех представленных пробных действий выберите только одно задание, соответствующее сформулированному новому знанию. Задание 15

ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Из трех представленных формулировок фиксации затруднения выберите только одну правильную формулировку. Задание 16

ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Из четырех представленных формулировок фиксации причины затруднения выберите только одну правильную формулировку. Задание 17

ПРИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЯ

Из двух представленных формулировок целей деятельности выберите только одну правильную формулировку. Задание 18

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН) Чтобы собрать пирамидку правильно можно: 1.Выбрать наибольшее колечко. 2. Надеть его на основу. 3. Если остались ненадетые колечки, выбрать из оставшихся наибольшее и надеть его, если нет, закончить сбор пирамидки «шишечкой».

ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН) 1 2 3

Цель, задачи курсов Основная цель занятия: Уточнить способ формирования УУД на уроках открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон по разным учебным областям начальной и средней школы. Основные задачи: 1) познакомить с типологией уроков деятельностной направленности; 2) рассмотреть структуру урока открытия нового знания (ОНЗ) в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (Школа 2000…»); 3) зафиксировать основу для конструирования урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения.

Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » АПК и ППРО РФ тел. (495) , Спасибо за внимание!