МОУ «Парбигская средняя общеобразовательная школа» Бакчарского района Томской области Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности Моё рабочее место – лаборатория творчества Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Смирнова Татьяна Александровна
Кабинет русского языка и литературы – это моё рабочее место. Здесь всё устроено таким образом, чтобы было комфортно и педагогу, и учащимся. Радует новая мебель. Для создания благоприятного психологического климата в кабинете много цветов.
Творить самой и формировать творческие способности детей – это моё учительское кредо. И успешно справиться с этой задачей помогали ТСО. В 90- е годы – это видеомагнитофон и кассеты к нему. В начале 200 о гг. в школе появились первые DVD. Как замечательно при изучении романа Ф. М. Достоевского посмотреть с детьми одноименный фильм, оценить игру актёров, сравнить режиссёрскую работу и текст романа.
ИКТ С 2008 года в моём кабинете появился компьютер, затем проектор с экраном. Какие дополнительные возможности разнообразить учебный процесс пришли с ИКТ в сельские школы !
Современные информационные технологии позволяют по - новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения : ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановке учебных заданий и управления процессом их выполнения. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии
Любимое место в кабинете – за компьютерным столом.
На компьютере верстаем школьную газету « Портфельчик » Газета МОУ « Парбигская сош » Издаётся с февраля 2006 года 8, 19 апреля, 2011 г. Газета МОУ « Парбигская сош » Издаётся с февраля 2006 года 8, 19 апреля, 2011 г. Девиз газеты : Хочешь писать – пиши !
Компьютерные программы, которые используются мною на уроках и во внеурочной деятельности текстовый редактор Word MS Power Point программа MyTest программа « Кто хочет стать отличником » ( автор С. Волобуев, 2009) Smart Board « Кирилл и Мефодий » (2001, 2010)- приложения по русскому языку, литературе, МХК.
Текстовый редактор Word В программе Word я совместно с детьми создаю карточки для индивидуальной работы на разных этапах урока, перфокарты, тесты, модульные задания, таблицы, и пр. Использование данной программы даёт возможность приготовить дидактический материал, который имеет эстетичный вид, легко читается детьми ( обычно используется кегль 14), удобен в хранении и т. д. Вместе с детьми создали игру « Лингвистическое лото ».
Текстовый редактор Word. - чик - или - щик - ? Текстовый редактор Word. - чик - или - щик - ? Карточка 1 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Камен..ик, водопровод..ик, барабан..ик, стеколь..ик, полиров..ик, сбор..ик, развед..ик, перебеж..ик, газет..ик, бетон..ик, рассказ..ик. С одним из слов составьте сложное предложение. Карточка 2 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Развед..ик, буриль..ик, табун..ик, разнос..ик, зачин..ик, перевод..ик, пулемёт..ик, уголь..ик, забастов..ик, перебеж..ик, забой..ик. С одним из слов составьте сложное предложение.
Лингвистическая игра «Типы безударной гласной» (учащиеся, работая индивидуально или в группах, должны поместить слова в нужный столбик). Карта для лингвистической игры Проверяемая НепроверяемаяЧередующаяся Слова для лингвистической игры Прил..жениеПр..дмет Заб..ратьП..ркет Сл..гаемоеР..форма Пол..гатьсяАтм..сфера Предпол..житьР..кета Р..стокС..лдат Подр..слиП..рила Скл..нятьТ..рраса
Карта орфографического лото на тему «Безударная гласная» (ведущий выкрикивает слова с безударными гласными, учащиеся должны положить их в соответствующую клетку карты) В корне -гар- - -гор- в безударном положении пишется буква О. Угореть Угорать угарный Чтобы не ошибиться в написании проверяемой безударной гласной в корне, нужно подобрать проверочное слово (однокоренное или изменить форму слова), чтобы гласная оказалась под ударением. Тяжёлый - тяжесть В корне –кас- – -кос– в безударном положении пишется А, если за корнем стоит суффикс А; буква О пишется, если за корнем нет суффикса А. Прикасаться коснуться В корне – лаг – лож – в безударном положении пишется А, если за корнем стоит суффикс А; буква О пишется, если за корнем нет суффикса а. Предполагать Предположение (нет а) Чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной в корне, нужно слово запомнить! В случае затруднения справляться в словаре. Багряный Бордовый В корне –раст- - -рос- безударная А пишется перед СТ, Щ. Расти, подросли Исключения: Ростов, росток, Ростислав, ростовщик, отрасль, В корнях пер – пир тер – тир бер – бир мер – мир дер - дир стел – стил блест – блист Пишется гласная А перед суффиксом А Убирать уберёшь В корне -зар- - -зор- в безударном положении пишется буква А, под ударением – О. Заря зарница зорька В корнях с чередованием А(Я) – ИМ(ИН) пишутся сочетания ИМ, ИН, если после них идёт суффикс -А-.Пожать – пожимать Замять – заминать Начать - начинать В корне -клон- - -клан - в безударном положении пишется буква О, под ударением и О, и А. Склонение наклонить Поклон кланяться Чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной в корне, нужно слово запомнить! В случае затруднения справляться в словаре. Багряный В корне -гар- - -гор- в безударном положении пишется буква О. Угореть Угорать угарный
программа программа MS Power Point Программа используется учителем для сопровождения урока или внеклассного мероприятия. Учащиеся как дома, так и на уроке готовят небольшие презентации с заданиями на то или иное правило. В данной программе проходит презентация проектов. воспитывается в детях эстетический вкус и чувство меры, обязательным является требование : оформление должно быть качественным, не переходить в пестроту, в погоню за внешним блеском.
Использование программы во внеурочной работе Использование программы MS Power Point (+ проектор ) во внеурочной работе Конкурс чтецов стихотворений о Ю.А.Гагарине Бал литературных героев Круглый стол «В защиту любимых произведений»
Используется в качестве тренажёра при повторении изученного, во время подготовки к контрольной работе. Компьютерная программа « Кто хочет стать отличником » ( Волобуев С. А., Москва, 2005 – 2009 гг.) Используется в качестве тренажёра при повторении изученного, во время подготовки к контрольной работе. Программа Smart Board Использование этой программы при подготовке и проведении урока делает его разнообразным по видам работы и эффективным по достигнутым результатам.
программа My Test Служит хорошим тренингом для учащихся. В программе есть несколько режимов тестирования : обучающий, штрафной, свободный, монопольный. По окончании работы с тестом ученик видит свои результаты в виде процентного соотношения верно и неверно выполненных заданий и отметку с её обоснованием. Школьники очень любят составлять в данной программе тесты для своих одноклассников.
Использование ИКТ в обучении не является самоцелью. Это дополнительная возможность повысить мотивацию школьников для более успешного и качественного усвоения школьной программы. Применение ИКТ – это часть комплексного подхода в решении образовательных, культурологических и коммуникативных задач в учебном процессе.
О чём я мечтаю … Мечтаю о подключении компьютера в кабинете к сети Интернет ( эта мечта совсем скоро исполнится – уже 6 кабинетов в школе подключили. Мой на очереди ). Мечтаю о хорошем, соответствующем санитарным нормам, освещении – вот это старая, но пока неосуществимая мечта. Мечтаю, чтобы современное техническое оснащение школ способствовало всестороннему развитию наших детей. И конечно же, очень хочется, чтобы в наши школы приходили талантливые, преданные делу учителя, чтобы школы РОССИИ были лучшими в мире.