ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В МИРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРНЕТА Миловзоров Сергей Александрович, методист центра информатизации образования областного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Красноруцкая Лариса Владимировна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории.
Advertisements

Презентацию подготовили учителя начальных классов МОУ Тутурской СОШ Бережных Е. В. Шабалина Н. А. Пугачева А. С. Нечаева О. Ю.

Подготовил: Твеленёв Алексей 10 «А» класс. Компьютерный вирус – это небольшая вредоносная программа, которая самостоятельно может создавать свои копии.
Тема урока: Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Типы компьютерных вирусов.
Ребёнок + Интернет = ??? или Как уберечь ребёнка от опасностей, подстерегающих его в сети? (пособие для родителей и не только…)
Презентация на тему: Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Типы компьютерных вирусов. Выполнил: Каскинов И.
Цель : Изучение понятия стресса, как психологического явления и обучение способам выхода из стрессового состояния. Задачи : Дать общее представление о.
Выполнила: Натпит Аэлита. Первая «эпидемия» компьютерного вируса произошла в 1986 году, когда вирус по имени Brain (англ. «мозг») заражал дискеты персональных.
ЛЕКЦИЯ 7 Обеспечение безопасности корпоративных информационных систем.
Защита и резервирование информации Под защитой информации понимается порядок и правила применения принципов и средств защиты информации. Prezentacii.com.
Компьютерные вирусы – программы, которые создают программисты специально для нанесения ущерба пользователям ПК. Их создание и распространение является.
Защита информации. Защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных.
БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТЫ В ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ Учитель информатики и математики МОУ «Ушаковская СОШ» Шимановского района Амурской области Гатилова Татьяна Геннадьевна.
Игровой номер: dt453. Сегодня, говоря об Internet, обычно имеют в виду лишь часть этой всемирной компьютерной сети, а именно Всемирную паутину – World.
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ПОДГОТОВИЛА
Безопасность детей в Интернете. Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором.
«Безопасность детей в Интернет» Правовые, психологические, технические аспекты безопасной работы в Интернет.
Дети в Интернете презентация для родителей. Интернет? Да! Первое место среди самых популярных современных инноваций занимает Интернет. Сегодня все больше.
УРОКИ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ. Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть.
Транксрипт:

ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В МИРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРНЕТА Миловзоров Сергей Александрович, методист центра информатизации образования областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования»

1. Психическое и физическое здоровье детей при работе за компьютером

Здоровьесберегающие технологии: Защитно-профилактические (приемы, методы, направленные на защиту ребенка от неблагоприятных для здоровья воздействий, определены СанПиНами) Компенсаторно-нейтрализующие (восполнение недостатка того, что требуется для полноценной жизнедеятельности или частичная нейтрализация неблагоприятных воздействий) Стимулирующие (приемы и методы активизации функций организма, например проведение физкультминуток и т.п.) Информационно-обучающие (формирование необходимого уровня грамотности для эффективной заботы о своем здоровье)

Гигиенические нормы и правила: Требования к помещениям (температура, влажность, состав воздуха, шум, вибрации, освещение, определены СанПиНами) Требования к оборудованию (системные блоки, видеомониторы, дополнительное оборудование, столы, стулья и т.д.) Требования к режиму занятий и отдыха при работе с ПК (ограничение времени работы за ПК, чередование компьютерных занятий и физической активности, использование специальных упражнений и др.)

Практическое занятие «Сядьте правильно» 1.Сядьте прямо. 2.Спину держите ровно, корпус разверните к монитору. 3.Поставьте ноги на пол или подножку. 4.Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла. 5.Расслабьте корпус и ноги, Вам должно быть удобно. 6.Расслабьте плечи, руки, пальцы. 7.Линия плеча должна располагаться прямо над линией бедер. 8. Предплечья можно положить на подлокотники, запястья чуть ниже, чем локти. 9.Руки располагаются на опоре. 10.Руки выпрямите более, чем на половину (угол в локте больше 90 градусов). 11.Локти согнуты и находятся недалеко от корпуса. 12.Клавиатура – ниже или на уровне локтей. 13.Голова – прямо или слегка наклонена вперед.

Факторы развития«Компьютерного зрительного синдрома»: Свечение и мерцание монитора Постоянный перевод глаз с клавиатуры на монитор Использование устаревшей техники

Симптомы«Компьютерного зрительного синдрома»: Быстрая утомляемость глаз Сухость, покраснение, резь в глазах Головная боль Болезненные ощущения в области спины, шеи, плеч Слезоотделение Подрагивание век

Упражнения профилактики нарушений зрения 1.Плотно закройте глаза руками. Спина и шея - прямые и расслабленные. Закрыв глаза, попытайтесь увидеть чёрный цвет. 2.Закрыв глаза, глядя сквозь веки на солнце, поворачивайте глаза вправо-влево, делая круговые движения. После крепко сожмите веки на несколько секунд.

Динамика изменений функционального состояния организма ребёнка и его работоспособности I период (врабатывания) характеризуется всплеском функциональных изменений (несогласованностью действий, отвлечённостью внимания) II период (оптимальной работоспособности) включает наиболее трудные фрагменты занятий III период (пониженной работоспособности – стадия компенсированного утомления) совпадает с моментом закрепления полученных знаний

2.СОЦИАЛЬНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Советы по использованию видеоигр Просмотрите и критически оцените содержание игры Обсудите содержание игры с ребёнком Домашнее задание и домашние обязанности должны стоять на первом месте Ограничьте время, проводимое за видеоиграми Следите за возникновением симптомов «отстранённого» поведения Ищите игры, поощряющие чтение и нахождение оригинальных решений

Практические рекомендации по улучшению внимания 1.Обратить особое внимание на программное или мультимедийное обеспечение в отношении маленьких детей 2.Ребёнок должен получать достаточно физических упражнений 3.Соблюдать режим сна 4.Беспокойство или депресия также приводят к снижению внимания. 5.Наблюдайте за ребёнком. Если он теряет самостоятельность, выбросите программу 6.Покажите ребёнку, как рассказывать о своих планах и обсуждать стратегии перед запуском программы

Влияние компьютера на внимание, мотивацию 1.Позвольте ребёнку быть активным участником, а не просто нажимать кнопки. 2.Избегайте программ, которые предлагают «награду» за выполнение задания. 3.Исправляющие ответы развивают умственные навыки и уверенность. 4.Выработайте у ребёнка понятие, что обучение является интересным занятием. 5.Хорошо разработанные гипермедийные программы могут повышать мотивацию. 6.Проверьте, требует ли программа стандартных ответов 7.Лишенный индивидуальности компьютер может помочь нерешительным ученикам. 8.Заставляйте ребёнка брать на себя реальную ответственность.

Признаки, характерные для игромании постоянная вовлечённость, увеличение времени, проводимого в ситуации игры изменение круга интересов, постоянные мысли об игре персонификация компьютера появление «теории игры» состояние психологического дискомфорта, раздражительности, беспокойства через короткие промежутки времени после игры с желанием возобновить игровую деятельность увеличение частоты участия в игре снижение способности сопротивляться соблазну нежелание учиться и вообще посещать школу

Признаки стрессового напряжения Невозможность сосредоточиться на чём-то. Слишком частые ошибки в работе. Ухудшается память. Слишком часто возникает чувство усталости. Очень быстрая речь. Мысли часто улетучиваются. Частые боли (головы, спины, области желудка). Повышенная возбудимость. Работа не доставляет прежней радости. Потеря чувства юмора. Пристрастие к алкогольным напиткам и табакокурению. Постоянное ощущение недоедания. Потеря аппетита. Невозможность вовремя закончить работу

Возможные реакции организма человека на стресс 1.Неблагоприятные факторы (стрессоры) 2.Пассивность 3.Активная защита от стресса 4.Активная релаксация (расслабление)

Средства снятия стресса 1)разрядка эмоций 2)плач 3)тёплый душ 4)физические упражнения 5)релаксация через расслабление мышц 6)переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость 7)дыхательные упражнения 8)умение жить настоящим моментом

Тест «Шкала оценки личностной тревожности (ЛТ)» Оцените, как часто в последнее время вы испытываете каждое из приведённых в шкале состояний, с помощью баллов:1-почти никогда, 2-иногда, 3-часто, 4-почти всегда. 1.Я испытываю удовольствие. 2.Я обычно быстро устаю. 3.Я легко могу заплакать. 4.Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. 5.Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения. 6.Обычно я чувствую себя бодрым.

Тест «Шкала оценки личностной тревожности (ЛТ)» 7. Я спокоен, хладнокровен и собран. 8.Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня. 9.Я слишком переживаю из-за пустяков. 10.Я вполне счастлив. 11.Я принимаю всё слишком близко к сердцу. 12.Мне не хватает уверенности в себе. 13.Обычно я чувствую себя в безопасности. 14.Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

Тест «Шкала оценки личностной тревожности (ЛТ)» 15.У меня бывает хандра. 16.Я доволен. 17.Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня. 18.Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть. 19.Я уравновешенный человек. 20.Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. Сумма баллов 46 и более – высокая тревожность.

3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Информационная безопасность обеспечивает конфиденциальность целостность доступность

Основные составляющие и аспекты информационной безопасности Защита информации Компьютерная безопасность или безопасность данных Защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных и преднамеренных воздействий Информационно-психологическая удовлетворённость потребностей граждан и защищённость от негативных информационно- психологических и информационно-технических воздействий

Угроза- это потенциальная возможность определённым образом нарушить информационную безопасность Три разновидности угроз: 1.Угроза нарушения конфиденциальности 2.Угроза нарушения целостности 3.Угроза отказа служб

Уровни информационной безопасности законодательный административный процедурный программно-технический

Основные законы в области компьютерного права Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (от г ). Закон «Об авторском праве и смежных правах» (от г с посл. измен. и дополн.) Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ (от г. 230-ФЗ) Федеральный закон «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса РФ» (от г. 231-ФЗ)

Основные законы в области компьютерного права Закон «О государственной тайне» (от г с посл. измен. и дополн.) Федеральный закон «О связи» (от г. 126-ФЗ с посл. измен. и дополн.) Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от г. 149-ФЗ)

4.БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

Риск получения ребёнком доступа к неподходящей информации включает в себя: доступ к информации не подходящей ребёнку вообще; сайты по продаже контрабандных товаров; сайты, подвергающие риску конфиденциальность посетителей; сайты, размещающие изображения порнографического характера; сайты с рекламой табака и алкоголя; сайты, посвящённые изготовлению взрывчатых веществ; сайты, пропагандирующие насилие и нетерпимость; сайты, позволяющие детям принимать участие в азартных играх онлайн; сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о самих детях и их семье.

Типы рисков 1.Доступ детей к неподходящей их возрасту информации (порнография, дезинформация, обман и т.д.). 2.Доступ детей к информации, покупка товаров, потенциально опасных для них. 3.Дети могут быть подвержены притеснениям со стороны других пользователей сети, загрузить себе на компьютер вирусы, подвергнуться нападению хакеров. 4.Дети могут выдать важную и личную информацию. 5.Дети могут стать жертвами обмана при покупке товаров через Интернет. 6.Дети могут стать жертвой киберманьяков, ищущих личной встречи с ребёнком.

Рекомендации к безопасной работе в Интернете 1.Работу с электронной почтой лучше осуществлять с помощью почтовых сервисов Web-сайтов, выполняющих проверку сообщений. 2.Можно использовать «временный» адрес электронной почты. 3.Если вы почтовый клиент, не конфигурируйте его на автоматическое открытие почтовых вложений. 4.Предпочтительней выступать на форумах с модераторами. 5.Перед отправкой производите контрольное прочтение. 6.Следите за поведение компьютера, когда посещаете Web-сайты.

Инструкция по безопасному общению в чатах 1.Не доверяйте никому вашу личную информацию. 2.Сообщайте администратору чата о проявлениях оскорбительного поведения участников. 3.Если вам неприятно находиться в чате, покиньте его. 4.Если вам что-то не понравилось, обязательно расскажите об этом родителям. 5.Будьте тактичны по отношению к другим людям в чате.

Правила поведения в сети 1.Узнайте правила прежде, чем что-нибудь сказать или сделать. 2.Думайте прежде, чем что-либо напечатать. 3.Не относитесь критически к другим, особенно к новичкам, даже если они нарушают правила. 4.Не тратьте время других пользователей впустую. 5.Защищайте личную жизнь и личную информацию других пользователей. 6.Не присваивайте вещи, не платя за них ( в основном это касается условно - бесплатного программного обеспечения).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТИ: Экономический аспект: неспособность и нежелание отвлечься от работы в Интернете. Межличностный аспект: готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от состояний тревоги или депрессии; нежелание принимать критику подобного образа жизни. Аспект здоровья: резкое сокращение длительности сна, пренебрежение личной гигиеной, избегание физической активности, постоянное забывание о еде. За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются различные психические отклонения.

Рекомендации при работе с сайтами и приёмом почты 1.Не ходите на незнакомые сайты. 2.Если ходите, то выключайте поддержку языка Java и использование cookies. 3.Если к вам по почте пришёл файл Word или Excel обязательно проверьте его на макровирусы. 4.Если пришло незнакомое вложение, не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину. 5.Никогда не посылайте никому свой пароль. 6.Используйте для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

Советы по безопасности при работе на общедоступном компьютере 1.Не сохраняйте свои учётные данные для входа в систему. 2.Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране. 3.Заметайте свои следы. 4.Опасайтесь подглядывания через плечо. 5.Не вводите важные сведения на общедоступном компьютере.

5. ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОТ РАЗРУШЕНИЯ И НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА

Уровни защиты информации защита информации на уровне рабочего места ученика и учителя защита информации на уровне компьютерного класса защита информации на уровне образовательного учреждения

Задачи информационной безопасности контроль загрузки и входа в систему с помощью персональных идентификаторов разграничение и контроль доступа субъектов к ресурсам и компонентам системы, внешним ресурсам изоляция программ процесса, выполняемого в интересах конкретного субъекта, от других субъектов управление потоками конфиденциальной информации с целью предотвращения записи на носители данных несоответствующего уровня секретности

Задачи информационной безопасности защита информации от компьютерных вирусов стирание остаточной конфиденциальной информации в разблокированных после выполнения запросов полях памяти компьютера обеспечение целостности информации путём введения избыточности данных автоматический контроль над работой пользователей системы на базе результатов протоколирования и подготовка отчётов по данным записей в системном регистрационном журнале

Методы обеспечения защиты информации препятствие управление доступом маскировка регламентация принуждение и побуждение

МЕРЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ следует распределять ответственность за поддержание сетевых ресурсов и компьютерных операций следует устанавливать процедуры и обязанности по управлению удалённым оборудованием специальные средства контроля следует внедрять для обеспечения конфиденциальности и целостности данных, а также для защиты подключенных систем

Предусматривая меры безопасности в отношении использования сетевых сервисов, должны быть определены: сети и сетевые услуги, к которым разрешён доступ процедуры авторизации для определения, кому, к каким сетям и сетевым сервисам разрешён доступ мероприятия и процедуры по защите от несанкционированного подключения к сетевым сервисам

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАЩИЩЁННЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ все современные ОС являются многопользовательскими чтобы отличить одного пользователя от другого, применяются учётные записи с уникальными именами и паролями учётные записи различаются уровнем полномочий для входа в компьютер нужно указать имя и пароль учётной записи, зарегистрированной в системе уровень доступа после входа в систему и получения доступа к ресурсам компьютера определяется списком разрешений

УГРОЗЫ ПРИ РАБОТЕ В СЕТИ «взлом» компьютера повреждение системы кража данных уничтожение данных

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В СЕТИ отключайте компьютер, когда вы им не пользуетесь своевременно обновляйте операционную систему

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ КОМПЬЮТЕРОВ используйте ограниченный набор хорошо проверенных приложений без необходимости не предоставляйте ресурсы своего компьютера в общий доступ установите на компьютере персональный межсетевой экран (брандмауэр) установите на компьютер специализированное антивирусное и «антишпионское» программное обеспечение даже если вы единственный владелец компьютера, для обычной работы применяйте пользовательскую учётную запись

ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ СЕТИ И ДАННЫХ Система управления доступом. Система аудита. Система аутентификации пользователей. Аутентификация с использованием смарт-карт. Политика на ограничение использования программ. Служба управления правами. Центр сертификации. Встроенные средства шифрования. Шифрующая файловая система EFS. Поддержка протокола IPSec. Безопасность беспроводных соединений. Организация виртуальных частных сетей (VPN).

6. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

ВИРУСЫ Это фрагменты программного кода, которые видоизменяют другие программы на компьютере при приведении их в действие.

ВИРУСНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Вредоносный код. Вирус. Червь. Антивирусная программа. Антивирусная база. Уязвимость. Программы удалённого администрирования. Клавиатурные шпионы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИРУСОВ ПО МАСШТАБУ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ Степень воздействия Безвредные Неопасные Опасные Очень опасные

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИРУСОВ ПО СРЕДЕ ОБИТАНИЯ сетевые файловые (макровирусы, драйверные) загрузочные

ЦИКЛ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВИРУСА Первый этап: вирус находится в неактивном состоянии. При запуске исполняемого файла или загрузке с заражённой дискеты вирус активизируется. Второй этап: активного размножения. Третий этап: связан с внешними проявлениями вируса. Некоторые вирусы к этому моменту могут безвозвратно нарушить файловою структуру.

ПРИЗНАКИ ЗАРАЖЕНИЯ КОМПЬЮТЕРА ВИРУСОМ Компьютер работает медленнее, чем обычно. Компьютер перестаёт отвечать на запросы и часто блокируется. Каждые несколько минут происходит сбой и компьютер перезагружается и после этого работает со сбоями. Установленные на компьютере приложения работают неправильно. Не удаётся выполнить печать. Появляются необычные сообщения об ошибках. Открываются искажённые меню и диалоговые окна.

ПРАВИЛЫ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ 1.При переносе на свой компьютер файлов в архивированном виде проверяйте их сразу после разархивации на жёстком диске. 2.Всегда защищайте свои носители информации от записи при работе на других компьютерах. 3.Делайте архивные копии. 4.Используйте брандмауэр Интернета. 5.Посетите Центр обновления Microsoft и включите функцию автоматического обновления. 6.Подпишитесь на получение стандартного антивирусного программного обеспечения.

ПРАВИЛЫ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ 7.Никогда не открывайте вложения в сообщениях электронной почты, полученных от незнакомых людей. 8.Не открывайте вложенные файлы в сообщениях, если характер содержимого точно не известен. 9.Чтобы не заразится макровирусом, на вкладке Общие параметры настройки диалогового окна Параметры воспользуйтесь пунктом Защита от вирусов в макросах.

Презентация подготовлена на основе учебно- методического комплекта «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет» - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2010 – 176 с.: ил.