Конференция МАРО, посвященная 80-летию В.В. Давыдова. 18 декабря 2010 года В.А. Львовский lvovsky@mail.ru valvovsky@yandex.ru 8-916-1569511.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
13-я Конференция МАРО Инновационный учебно-методический комплекс по физике в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 15 декабря 2007 г. Кандидат психологических.
Advertisements

Проектирование инновационного учебно- методического комплекса на базе платформы «1С:Образование», нацеленного на становление компетенций В.А. Львовский.
УМК А.В. Перышкин УМК Н.С. Пурышева УМК А.Е. Гуревич.
Учебно-методическое обеспечение современного образования подростков Тьюторская конференция Томск, 8 октября 2009 года В.А. Львовский, кандидат психологических.
Элективные курсы ЦелиФункцииТипология. Цели элективных курсов: Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов; Создать условия для дифференциации.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Опережающее и догоняющее обучение физике. Ритмы и интенсивности Кандидат психологических наук В.А. Львовский
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Методическая разработка раздела «Тепловые явления» 8 класс Выполнил: учитель физики МОУ СОШ 185 Симонова Т. А.
Предлагаемый курс физики для основной школы создан на кафедре теории и методики обучения физики физического факультета МПГУ.
Апробация нового учебно-методического комплекта по курсу физики 7 – 9 класса учитель физики лицея 8 «Олимпия» Г. В. Елькина Волгоград.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Естествознание»
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
1 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2012г. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС–2.
Особенности изучения географии в условиях апробации УМК «Сферы» Из опыта работы учителя географии МОУ СОШ п.Комсомольский Котельничского района Плехова.
Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
Учимся работать по новым стандартам!. Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания учебных планов,
Транксрипт:

Конференция МАРО, посвященная 80-летию В.В. Давыдова. 18 декабря 2010 года В.А. Львовский (10.00 – мск) Физика: примерная программа и планирование для основной школы (6 – 9 классы)

1. ООП ООО 2. Структура курса физики 3. Содержание курса физики 4. Учебно-методическое обеспечение 5. Механизмы внедрения 6. Контакты

1. ООП ООО

Примерная программа курса физики для 6-9 классов Пояснительная записка (психолого-педагогическое введение, цели физического образования, структура курса физики, логика содержания, методика обучения, межпредметная координация) Требования к результатам изучения курса физики (личностные, метапредметные, предметные результаты) Содержательные линии курса физики и основные результаты (6-9 классы) Примерное учебно-тематическое планирование к курсу физики (6 – 9 классы) Рекомендации по обеспечению учебного процесса по физике Рекомендуемые информационные источники

Содержательные линии курса физики и основные результаты (6-9 классы) Предметное содержание// Основные предметные и метапредметные результаты (компетентности) 1. Экспериментальный и теоретический методы в физике 2. Пространственно-временное описание явлений и процессов 3. Силовой способ описания явлений как средство управления, прогнозирования, конструирования 4. Энергетический способ описания явлений как средство управления, прогнозирования, конструирования 5. Объяснение явлений и построение теорий на основе представлений о дискретном строении материи (элементы структурной физики) 6. Объяснение явлений и построение теорий на основе представлений о непрерывном строении материи (элементы полевой физики)

Примерная программа

Примерное учебно-тематическое планирование к курсу физики (6 – 9 классы)

Планирование

2. Структура курса физики

Физика 20-е годы (408 ч.) : в 5 – 7 кл. по 4 ч. в неделю В 30-е годы (493 ч.): 6 – 10 кл. по 3 ч. в неделю В 80-е годы (527 ч.): 6 – 7 кл. пропедевт.курс (2 ч.), 8 кл. механика (3 ч.), 9 кл. молекулярная физика и электродинамика (4 ч.), 10 кл. колебания и волны, оптика, квантовая физика (4,5 ч.) Новая система концентров (340 ч.): 7 – 11 кл. (2 ч.) РазделОсновная (7-9)Старшая (10-11) Механика50 ч.32 ч. Мол. физ.45 ч.20 ч. Электрод.50 ч.34 ч. Квант. физ.25 ч.40 ч.

Варианты структуры (по П.А. Знаменскому) Радиальная (линейная): отделы, которые изучаются полностью и однократно Концентрическая: все отделы изучаются несколько раз на новом уровне Ступенчатая: похожа на концентрическую, но более свободное расположение материала

Недостатки линейных курсов (1) Из программы 1890 года для гимназий и реальных училищ: «Распределение материала сделано согласно общепринятой системе науки» (т.е. радиальное построение). Не учитываются возрастные и психологические особенности. Переход от раздела к разделу определяется только логикой содержания без учета детей. В каждом разделе есть простой, легко доступный юным ученикам материал, есть крайне сложный и доступный только более взрослым ученикам. От трудных вопросов одного отдела совершается резкий переход к легким вопросам другого отдела.

Недостатки линейных курсов (2) Не удается простроить межпредметные связи, т.к. в каждом научном предмете своя логика и последовательность. В частности, не хватает математической подготовки. Глубина изучения определяется не важностью материала, а возрастом. «Раньше, чем формировать отвлеченные понятия и идеи, раньше, чем вырабатывать приемы отвлеченного мышления и прибегать к строгим доказательствам, надо запастись фактическими, часто еще логически не обоснованными, сведениями, надо пройти предварительную фазу накопления восприятий и создания физических представлений» (П.А. Знаменский).

Государственная программа (80-е годы) 7 кл. Строение вещества (6 ч.); движение и силы (23 ч.); давление т.т., ж., г (23 ч.); работа, мощность, энергия (12 ч.) 8 кл. Тепловые явления (24 ч.); электричество (44 ч.) 9 кл. Механика, практикум (102 ч.) 10 кл. Молек. физика и термодинамика (45 ч.); электродинамика (72 ч.); практикум (16 ч.) 11 кл. Колебания и волны (48 ч.); оптика и СТО (41 ч.); квантовая физика (32 ч.); практикум (12 ч.); 11 кл. Астрономия (34 ч.)

Что такое «базовый курс»? «До последнего времени первая ступень курса физики (7-8 классы) играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики (9-11 классы) и астрономии (11 класс). Теперь ситуация коренным образом меняется классы будут работать в условиях профильной дифференциации … В этих условиях курс физики и астрономии в 7-9 классах приобретает новое значение. Он становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и ее применений для всех учащихся независимо от их будущей профессии». (Ю.И. Дик, А.А. Пинский, 1998) Систематический (базовый) курс физики строится на фундаменте аксиоматики Галилея и Ньютона.

Программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин 7 кл. Строение вещества (5 ч.); взаимодействие тел (21 ч.); давление т.т., ж., г (23 ч.); работа, мощность, энергия (13 ч.) 8 кл. Тепловые явления и изменение агр. сост. вещества (23 ч.); электр. и эл/магн. явления (34 ч.), свет.явл.(9 ч.) 9 кл. Законы механики (26 ч.); мех. колеб. и волны (10 ч.); электромагн. поле (17 ч.), атом и ядро (11 ч.)

Программа А.В. Грачев и др. 7 кл. Механ. явления. Законы Ньютона (59 ч.) 8 кл. Строение вещества и тепловые явления (33 ч.); электромагнитные явления (30 ч.) 9 кл. Механ. явления, законы Ньютона (30 ч.); электромагнитные колебания и волны (8 ч.); оптические явления (12 ч.); квантовые явления (12 ч.) 10 кл. Механика (20 ч.); молекулярная физика и термодинамика (20 ч.), электродинамика (20 ч.) 11 кл. Мех. колеб. и волны (14 ч.); электродинамика (19 ч.); оптика (14 ч.); физика микромира и астрофизика (10 ч.)

Программа В.Г. Разумовского и др. 7 кл. Сила, момент силы, масса, центр тяжести (16 ч.); давл.в ж.и г. (13 ч.); мех. движение (13 ч.); взаимодействие (16 ч.); закон сохр. импульса (7 ч.) 8 кл. Закон сохр. мех. энергии (10 ч.); мех. колеб. и волны (10 ч.); тепловые явления (12 ч.); молек.ф. и фазовые переходы (15 ч.); электростатика и пост.ток (18 ч.) 9 кл. Электромагнетизм (25 ч.); лучевая оптика (13 ч.); физическая оптика (10 ч.); атом и ядро (18 ч.)

Программа А.Е. Гуревича 5-6 кл Физика и химия. Тело и вещество (22 ч.); взаимодействие тел, в т.ч. гравитационные, электрические и магнитные (26 ч.); механические, тепловые, электромагнитные, световые, химические (45 ч.); человек и природа, в т.ч. элементы астрономии, географии, механики, техники, экологии (33 ч.) 7 кл. Основы молекулярной теории и термодинамики МКТ (57 ч.), атом и ядро ( 6 ч.) 8 кл. Электродинамика (48 ч.); геом. оптика (19 ч.) 9 кл. Механика

Программа Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской 7 кл. Механические явления и звук (44 ч.); световые явления (16 ч.); 8 кл. Элементы молекулярной физики и термодинамики (45 ч.); электрические явления и ток (23 ч.) 9 кл. Законы механики, колеб. и волны (30 ч.); электромагнитные явления, колеб. и волны (19 ч.); элементы квантовой физики (9 ч.); Вселенная (8 ч.)

Программа Н.М. Шахмаева и А.В. Бунчука 7 кл. Первоначальные сведения о свете, звуке, строении вещества. Физические величины. Тепловые явления. Тепловые двигатели. 8 кл. Электрические заряды и поле. Электрический ток и его законы, ток в средах. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитные волны. Атом. 9 кл. Механическое движение. Кинематика (прямолинейное движение и движение по окружности). Законы движения, силы в механике. Закон сохранения импульса и энергии. Гидро- и аэростатика. Механические колебания и волны.

Программа Г.Н. Степановой 5 кл. Измерения (22 ч.); световые явления (37 ч.); звуковые явления (9 ч.) 6 кл. Тепловые явления и агрегатные превращения (27 ч.); электр.и электромагнитные явления (38 ч.) 7 кл. Механические явления (62 ч.): основы кинематики и динамики, законы сохранения, простые механизмы, гидро- и аэростатика 8 кл. Тепловые явления (50 ч.): МКТ, термодинамика, идеальный газ, квантовые явления); постоянный ток (18 ч.) 9 кл. Электромагнитные явления (27 ч.): электро- и магнитостатика; колеб. и волны (22 ч.); световые явления (19 ч.)

Программа А.А. Фадеевой и др. 7 кл. Молекулярная физика и термодинамика; практикум по решению задач (8 ч.) 8 кл. Кинематика, динамика, законы сохранения, равновесие тел, механические колебания и волны; практикум по решению задач (10 ч.) 9 кл. Электростатика, постоянный электрический ток, электромагнетизм; атом и ядро (8 ч.); практикум по решению задач (8 ч.)

6 кл. Физический эксперимент (34 ч.); силовой и энергетический способы описания явлений (34 ч.) 7 кл. Основы молекулярной физики (32 ч.); элементы термодинамики, агрегатные состояния и превращения (38 ч.) 8 кл. Элементы механики (24 ч.); гравитационное, электрическое, магнитное поля (44 ч.) 9 кл. Электродинамика (24 ч.); механика (24 ч.); строение вещества (20 ч.) Программа В.А.Львовского и др. (до 2009 г.)

Первая ступень (1 - 7 классы) – введение в естествознание и физику: центральный вопрос «КАК?». Прообраз экспериментальной физики Вторая ступень (7 – 9 классы) – базовый курс физики: центральный вопрос «ПОЧЕМУ?». Прообраз теоретической физики Теоретический подход к построению ступеней

Уравнение теплового баланса молекулярная теория Законы Кулона (эл.заряды, магниты) и всемирного тяготения полевые представления Силы трения, упругости электромагнитная природа Примеры эклектической смеси «ЭФ» и «ТФ»

Всякое понятие должно появляться в обучении, по меньшей мере, дважды: Сперва как средство управления реальными ситуациями, явлениями (построение практики); Затем как средство объяснения (построение теории). Важно: это две разные линии, два разных способа порождения знания Гипотеза о содержании обучения подростков

Вихри или радиусы? Научность, системность, систематичность требуют линейного построение курсов Доступность, возрастосообразность, сознательность, активность и т.д. требуют отхода от линейного построения Это реальное противостояние культуры и индивида, реальное противоречие, которое неразрешимо в рамках старой дидактической модели: научность и доступность вступают в бой! Разрешение этого противоречия лежит в плоскости построения новой дидактики, в которой иначе понимается научность и доступность

3. Содержание курса физики

«Каждый учебный предмет – это своеобразная проекция той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения. Такое проецирование имеет свои закономерности, определяемые целями образования, особенностями самого процесса усвоения, характером и возможностями психического развития школьников и другими факторами». В.В. Давыдов (В.В. Давыдов, Теория развивающего обучения, М, ИНТОР, 1996, с. 275) Учебный предмет

Фундаментальность, методологичность по отношению к другим наукам и практикам Междисциплинарность, связь с историей развития философии, наук, техник, технологий Собственная богатая история с эволюционными и революционными переходами Что надо учитывать при «проецировании»?

1. Преднаука – «реальные миры»: схематизация и моделирование наличной практики. Развитая наука – «возможные миры»: 2. классическая («объективная»), 3. неклассическая («деятельностная»), 4. постнеклассическая («субъективная»). 4 этапа развития физики – один предмет?

Ступени научного образования (по С.И. Гессену) Эпизодический курс (вводный, предварительный, пропедевтический): отправная точка – окружающая ребенка среда, которая с научной точки зрения эпизодична (система только просматривается, просвечивает). Систематический курс: в отличие от старого школьного курса (конца XIX в.) краткий, очищенный от нагромождений; вносит систему, заполняя пробелы эпизодов (научный метод только просвечивает). Научный курс: самостоятельная исследовательская работа.

Ступенчатое или концентрическое построение Отказ от линейного построения курса Преемственность с начальной школой Курс природоведения (5 класс) Введение в физику (6 класс) Базовый курс (7-8 классы) Обобщающий курс (9-11 классы) Профильные курсы (9-11 классы)

«Эпизодический», вводный, описательно-технологический/ Античная физика «Систематический», базовый, монистический / Физика Нового времени «Научный», культурно- исторический, дуалистический / Физика XX века Три возраста – три учебных предмета Младший подросток / 5 – 7 классы Подросток / 7 – 9 классы Юноша / 9 – 11(12) классы

5 – 7 классы: «эпизодический», вводный описательно- технологический курс («гипотез о сущности не измышляем»). В истории: этап преднауки, схематизация и моделирование наличной практики, Античная физика (Архимед). 7 – 10 классы: «систематический», базовый, монистический курс. В истории: этап классической физики Нового времени (Ньютон, Максвелл). Молекулярная физика и физика поля. 10 – 11 классы: «научный» культурно-исторический, дуалистический курс. В истории: неклассическая физика XX века (Эйнштейн, Планк). Корпускулярно- волновой дуализм, детерминизм и вероятность, классические и релятивистские теории. Три возраста Три этапа развития физики Три учебных предмета «физика»

1.Деятельностная пропедевтика с жестким учительским контролем// создание разнообразных ученических продуктов 2.Базовый курс, построенный на принципах нелинейности и противоречивости// жесткая фиксация достижений в схемах, текстах, таблицах, шпаргалках 3.Продвинутый курс, основанный на инициативном выборе траектории и с высоким уровнем самостоятельности на пересечениях// комментирование готовых источников Границы самостоятельности и инициативы

Структура курса физики в СЭД: три «витка спирали». Первый «виток» - пропедевтика: «Природоведение. 5 класс» и «Введение в физику. 6 класс». «Описательная» физика. Второй «виток спирали» - базовый курс, который, которые посвящены двум центральным вопросам физики: «Из чего построен мир?» (структурная физика, 7 класс) и «На чем мир держится?» (физика взаимодействий, 8 класс. «Объяснительная» физика. Третий «виток» - обобщающий курс Физические картины мира (9-11 классы). «Понимающая» физика.

Деятельностная пропедевтика с жестким учительским контролем Продолжает линию младшего возраста на выделение в текучести природного мира устойчивых форм, структур и их закономерных трансформаций Не закладывает систему, не исходит из аксиом, а обращается к опыту ученика, в т.ч. полученному в предшествующем обучении, структурирует и преобразует его. Но: система просвечивает через эпизод, «интуиция системы» Порождение и фиксация опережающих вопросов «почему так»? Создание разнообразных ученических продуктов «Эпизодический» курс: описание и управление Установка на поиск экспериментальных опровержений; прагматическая мотивация прогнозирования и управления

«Методология»: схематизация физического опыта (различение «видимого» и «мыслимого», дискредитация фокуса, введение функции двух переменных, семейства функций и параметра, «нулевого» преобразования) «Математика»: 1) зависимости; таблица, формула, график как средство управления; 2) прямая и обратная пропорциональность + косвенные измерения; введение понятий: относительного (плотность) и мультипликативного (момент); «Физика»: 1) различение массы и веса = введение силового («стрелочного») способа описания, 2) различение силы и работы = введение энергетического («площадного») способа описания Цели и содержание «эпизодического» курса

Базовый курс, построенный на принципах нелинейности и противоречивости Материалом связан с предшествующим ему эпизодическим курсом, но противостоит ему по способу происхождения знания (преодолевает описание через априорные модельные конструкции) Построение теорий через квазиисторическую реконструкцию процесса развития научных понятий Через монистический и детерминированный мир начинает просвечивать дуализм и стохастичность Фиксация достижений в схемах, текстах, таблицах, шпаргалках «Систематический» курс: объяснение Установка на поиск теоретических опровержений; учебно-познавательная мотивация построения теории; поиск границ применимости теории

Продвинутый курс, основанный на инициативном выборе траектории и высоким уровнем самостоятельности на пересечениях Построение картин «возможных миров» из интенции базового курса превращается в непосредственную задачу Работа с дуалистическими концепциями в двух направлениях: культурно-историческая реконструкция и пробное пространство приложений Комментирование готовых источников «Научный» курс: эволюция Установка на «микроскопно-телескопное» рассмотрение

4. Учебно-методическое обеспечение

Вопрос не в том, нужны бумажные ресурсы или можно обойтись цифровыми. Вопрос в том, нужно ли специальным образом строить действия учеников по отношению к используемым учебным пособиям, какова их преобразовательная деятельность по отношению к ним? Надо ли закладывать эволюцию учебных и методических средств. Учебник (хоть цифровой, хоть бумажный) должен быть одинаковым и в 1 и в 10 классе? Какими средствами выращивать самостоятельность, инициативность, ответственность? Как эти ростки должны менять структуру, содержание, форму УМК при переходе из класса в класс? Можно ли допускать такую какофонию предметов в основной школе? Какие у нас основания полагать, что гармония возникнет сама собой? Эволюция учебно-методических средств

Убрали разбивку по годам обучения, включили старшую школу (пока на старом содержании классической физики). Развели функционал по разным типам учебных пособий. Рабочая тетрадь (РТ) - лишь материал, почти вся логика в методическом пособии (МП). На основе РТ создаются разные детские продукты и главный – фрагмент УП Учебное пособие (УП) с нелинейной логикой – путеводитель по построению физических теорий, средство проблематизации и организации УДе. В МП описаны разные маршруты. На основе УП оформляется фрагмент справочника (СП). СП нацелено на воссоздание логики уже изученных теорий, систематизацию (работа со схемами, шпаргалками и алгоритмами). МП показывает как организовывать тренинги. Если в УП есть логика порождения, но нет итогов, выводов, то в СП нет логики порождения, зато он изобилует готовыми схемами, таблицами и т.п. Новый УМК по физике (1)

Каждому курсу – свою главную книгу. «Эпизодический» - РТ; «Систематический» - УП; «Научный» - СП. Эволюция учебных средств: от создаваемых самостоятельно (на основе РТ создаются фрагменты УП) к допускающим соавторство и требующих преобразования (маршрутизация УП, создание фрагментов СП) далее – к использованию готовых (работа с СП) Эволюция МП: деятельностная пропедевтика – обучение психологии; теоретический базовый курс – обучение физике; завершающий обобщающий курс – обучение техникам. Один из важных принципов – незавершенность, провокация соавторства. Новый УМК должен быть «народный», иметь возможность расширяться. Автор должен сделать каркас, все настолько живо, в интернете масса новых материалов и переписывать каждый раз бессмысленно. Новый УМК по физике (2)

Учебник и учебный процесс За последнее столетие классический учебник изменился очень мало; технологии не трогали содержание и формы предъявления Были попытки идти от изменения содержания, но в конечном счете побеждала старая форма учебника и содержание становилось более традиционным Достаточно ли инноваций на уровне образовательного учреждения (работа с библиотеками учебных материалов) или авторские коллективы должны строить принципиально новые комплекты?

Эволюция учебных средств Рабочая тетрадь Сб. задач и упраж. Справочник Учебное пособие

5-6 классы 7 класс8 класс9-11 классы Рабочая тетрадь 70%15%10%5% Учебное пособие 10%50%35%5% Задачник 10%20%30%40% Справоч- ник 10%15%25%50% Распределение учебного материала по классам

Тенденции

Структура ИУМК Галерея цифровых образовательных ресурсов «Портфель» Бумажные носители Цифровые носители Модели реального мира Модели возможного мира Практикумы Демонстрации Простые ЦОРы Слайд-шоу со звуковым сопровождением Исследова- тельские лаборатории Тренажеры Учебные пособия с разными маршрутами (7-9) Рабочая тетрадь с выде- лением видов работ (7-9) Методическое пособие со встроенным обучением Презентации Сетевой (общеклассный) учебникСправочник Энциклопедия Тесты Простые ЦОРы Тесты САЙТ ПОДДЕРЖКИ Методическое пособие ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Контрольно-оценочная самостоятельность (обратимость) Выделение двух зон: эксперимента и моделирования Задача управления (моделирование в разных планах) Демонстрации

Игры, тренажеры Отработка математических умений в применении к физическим задачам Поиск способов самопроверки Установка на приближенное, вероятностное, оценочное суждение

Практикумы Построение и использование измерительных приборов Сложная проектная задача Проверка и изучение закономерностей Выход на новое понятие Установка на поиск границ применимости Обработка фото- и видеоизоб ражений

Координация с математикой Игровая ситуация – пространство пробы и поиска. Лаборатории – пространство обучения. Поисковый запрос: «межпредметные физико-математические модули» в Единой коллекции цифровых ресурсов

Простые ЦОРы Материал для организации групповой и индивидуальной работы по созданию детских «продуктов»: тексты, статические и динамические изображения (минимальная интерактивность)

Координация с информатикой Материал для организации групповой и индивидуальной работы по созданию детских «продуктов»: тексты, статические и динамические изображения (минимальная интерактивность)

Самостоятельное (автономное) действие, установка на самообразование, выбор собственной образовательной траектории, инициативность Работа в группе, соорганизация, коммуникация «по делу», управление Работа в проблемном поле, способность держать «напряжение противоречия» Умение видеть и понимать другие точки зрения, «толерантность», критичность Цели образования

Учебник и учебный процесс За последнее столетие классический учебник изменился очень мало; технологии не трогали содержание и формы предъявления Были попытки идти от изменения содержания, но в конечном счете побеждала старая форма учебника и содержание становилось более традиционным Достаточно ли инноваций на уровне образовательного учреждения (работа с библиотеками учебных материалов) или авторские коллективы должны строить принципиально новые комплекты?

Тенденции

Нужны ли бумажные ресурсы или достаточно цифровых? Этот вопрос формален (можно распечатать цифровые ресурсы) и можно было бы его опустить, если бы не одно но… За ним скрывается вопрос о степени самостоятельности учителя и ученика (нужен ли путеводитель, карта, инструкция и какова требуемая степень подробности?) За этим вопросом тянется вопрос о профессиональных позициях и о содержании обучения (нужно ли брать понятийный уровень?) Можно ли его решать одинаково для всех учебных дисциплин и для всех возрастов?

Структура ИУМК Галерея цифровых образовательных ресурсов «Портфель» Бумажные носители Цифровые носители Модели реального мира Модели возможного мира Практикумы Демонстрации Простые ЦОРы Слайд-шоу со звуковым сопровождением Исследова- тельские лаборатории Тренажеры Учебные пособия с разными маршрутами (7-9) Рабочая тетрадь с выде- лением видов работ (7-9) Методическое пособие со встроенным обучением Презентации Сетевой (общеклассный) учебникСправочник Энциклопедия Тесты Простые ЦОРы Тесты САЙТ ПОДДЕРЖКИ Методическое пособие ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Бумажные носители Главной книгой выступает методическое пособие: как строить проблемную ситуацию, как организовать поиск, как фиксировать и обсуждать результаты. Учебное пособие занимается ориентировкой в предмете и играет роль путеводителя по различным физическим проблемам и по средствам их разрешения. Рабочая тетрадь это пространство собственных проб ребенка. В тетради фиксируются основные открытия детей в форме схем и моделей, ход общеклассного продвижения в учебном предмете, а также результаты самостоятельного поиска.

Исследовательские лаборатории Весомый правильный Невесомый правильный «Сказочный» (вес) «Сказочный» (плечо) Возможное, невозможное и действительное. Видимое и мыслимое Работа с чужой точкой зрения Поиск характерных заданий (позиционное видение) Установка на поиск обоснований (опровержений)

Контрольно-оценочная самостоятельность (обратимость) Выделение двух зон: эксперимента и моделирования Задача управления (моделирование в разных планах) Демонстрации

Игры, тренажеры Отработка математических умений в применении к физическим задачам Поиск способов самопроверки Установка на приближенное, вероятностное, оценочное суждение

Практикумы Построение и использование измерительных приборов Сложная проектная задача Проверка и изучение закономерностей Выход на новое понятие Установка на поиск границ применимости Обработка фото- и видеоизоб ражений

Координация с математикой Игровая ситуация – пространство пробы и поиска. Лаборатории – пространство обучения. Поисковый запрос: «межпредметные физико-математические модули» в Единой коллекции цифровых ресурсов

Простые ЦОРы Материал для организации групповой и индивидуальной работы по созданию детских «продуктов»: тексты, статические и динамические изображения (минимальная интерактивность)

Координация с информатикой Материал для организации групповой и индивидуальной работы по созданию детских «продуктов»: тексты, статические и динамические изображения (минимальная интерактивность)

5. Механизмы внедрения

КЛУБ ФИЗИКОВ Создан в 1999 году в связи с проблемой перехода образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в основную школу. Окружающий мир. 1-4 класс Природоведение. 5 класс Введение в физику. 6 класс Физика. 7-9 классы 2500 учащихся 35 школ 25 регионов РФ

География эксперимента

Уч. годКол-во школКол-во уч-ся Статистика эксперимента

Подготовительный этап: пробные эксперименты в московских школах 91, Семинар проф. Б.Д. Эльконина «На базе 91-ой школы» Создание Клуба физиков Первый этап эксперимента: определены основные положения концепции развивающего обучения в основной школе, разработано содержание и методика концентрированного обучения физике в 6 – 9 классах. На этом этапе эксперимент шел под тщательным авторским надзором сначала в базовых московских школам, затем (с запаздыванием на месяц) разработанные материалы апробировались в остальных школах. Начало и первый этап эксперимента:

Был разработан комплект учебников- тетрадей из 13 частей, который использовался на уроках и в домашней работе. На их основе ученики создавали собственных учебники в бумажном формате. Комплект позволил школам двигаться более самостоятельно и инициативно, получая через Интернет консультативную помощь со стороны авторского коллектива. Второй этап эксперимента:

Были разработаны и апробированы учебные пособия, в которых курс физики получил четкое разделение на три ступени: вводный (6 класс), базовый (7 8 классы), обобщающий (9 класс). Эти пособия соединяли в себе разные типы учебных материалов (листы для работы в классе и для самостоятельной работы, элементы диалогического учебника, справочные материалы и т.п.), которые могли быть положены в основу создания общеклассных продуктов (учебников, справочников, «решебников») – преимущественно в цифровом формате. Третий этап эксперимента:

Учебные пособия для 6 класса: 1. Физический эксперимент. Механические явления ; 2. Тепловые и световые явления Электрические и магнитные явления Учебные пособия для 7 класса: 1. Молекулярная физика ; 2. Термодинамика ; 3. Агрегатные состояния и превращения Учебные пособия для 8 класса: 1. Поле: энергия и движение ; 2. Поле: сила и движение ; 3. Поле и вещество Учебные пособия для 9 класса: 1. Электродинамика 2008 ; 2. Механика 2008 ; 3. Строение вещества УМК по физике для 6-9 классов системы Эльконина - Давыдова

гг. Разработка Инновационного учебно- методического комплекса «Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» для 7-9 классов г. Семинар проф. Б.Д. Эльконина на базе 91-ой школы «Проблемы моделирования в развивающем обучении» Оформление УМК по физике для системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (программа, методическое пособие, рабочая тетрадь для 6 класса, учебные пособия для 7-8 классов, справочное руководство для 9 класса, сборник задач и упражнений для 7-9 классов, диск с цифровыми ресурсами, сайт поддержки курса физики) Расширение работы Клуба физиков и новые экспериментальные исследования (координация предметов, компактные модули и т.п.) Четвертый этап эксперимента:

Инновационный учебно-методический комплекс. М., «ЗАО 1С», 2008 Учебное пособие для 7, 8, 9 классов. Рабочая тетрадь для 7, 8, 9 классов. Методическое пособие для учителя. Диск «1С: Школа» Физика в системе Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова. 7 9 класс.

Все эти годы эксперимент шел в «закрытом» варианте, т.е. учебные пособия и методические разработки получали только школы, входящие в Экспериментальную площадку МАРО. В 2009 году мы вышли на широкую апробацию, выходим за пределы системы Эльконина – Давыдова. Участие в разработке новых ФГОС (группа «Эврика») Основная задача – создание Народного Курса Физики с переходом на новое поколение стандартов Издание Самоучителя по физике: Рабочая тетрадь – 2009 год Учебное пособие – 2010 год Справочное руководство – 2011 год Проектная тетрадь – 2011 год Сборник задач и упражнений – 2012 Пятый этап эксперимента:

6. Контакты

Адрес Клуба физиков: Горячая линия: