Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ Гайнутдинов Р.М., канд. псих.наук, доцент каф. управления и экономики ИРО,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Advertisements

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ гг. Авторы: Ходаков В.В.директор школы Лобкова Т.Н., зам.директора по учебно-воспитательной работе Писарева М.В.,
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Программа развития ОУ Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Муниципальное образовательное учреждение Тогучинского района Киикская средняя общеобразовательная школа.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Цель Программы – обеспечить развитие, доступность и обязательность, повышение качества, эффективность образования и безопасность обучающихся образовательного.
Бутырская М.А.. Создание в образовательном пространстве образовательного комплекса условий для становления и развития социально зрелой, адаптивной, творческой,
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОЕКТ) муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Родничок» на уч.г.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Программа «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО»
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Транксрипт:

Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ Гайнутдинов Р.М., канд. псих.наук, доцент каф. управления и экономики ИРО, т

Программа развития Это стратегический документ ОУ, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности; Ярко выраженная инновационная направленность - самое существенное отличие данного документа от других разновидностей планов работы ОУ; ПР ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и перспективных образовательных потребностей. (Я думаю, даже на формирование в социуме новых образовательных потребностей или потребности в образовании).

Инновационный характер ПР СОШ предполагает: Системные изменения на уровне конкретного ОУ, соответствующие Концепции модернизации российского образования, Программе развития РСО; Порождение новых форм и видов образовательной деятельности всех участников ОП; При этом инновационная (часто проектная) деятельность выступает в такой программе как первичная, а развитие ОУ является её следствием, эффектом, оформляющим и закрепляющим определенный этап реализации инновации.

Инновации в образовании Инновация в образовании всегда осознанный, специально организованный процесс осуществления качественных изменений, основных подсистем образовательного процесса: целей образования и способов их достижения, форм организации учебно- воспитательного процесса, характера взаимодействия учителя и учащегося, качества обеспечивающих процессов, системы подготовки педагогических кадров.

Инновационный процесс в образовании: можно разделить на четыре основных этапа: Осознание и анализ общественных потребностей в образовании со стороны учащихся, родителей, учредителей, работодателей, общества; Разработка проекта инновации (концепции, программы и плана); Реализация проекта (программы), имплантация инновации в существующий образовательный процесс; Завершение инновации, ее институализация.

Программа должна ответить на три базовых вопроса Чего достигло наше ОУ сегодня, каковы его сильные и слабые стороны, достижения, УКП и проблемы? Какой мы хотим видеть наше ОУ и его выпускников через 3-5 лет? Что и как мы должны сделать, чтобы ОУ успешно перешло из своего сегодняшнего состояния к желаемому будущему? Отвечая на эти вопросы, мы фактически и приходим как к основным элементам структуры программы развития, так и к технологии работы над ней.

Примерная структура ПР: Паспорт программы развития Общие сведения об ОУ Анализ состояния школы (диагностика ключевых проблем, причин, порождающих эти проблемы – основа будущей концепции) Концепция будущего школы Общая стратегия, основные направления и задачи развития школы Цели и план действий первого этапа программы на период… Бюджет программы Мониторинг реализации ПР - развития учреждения Механизм реализации программы

Требования – критерии Условия выполненияВозможные ошибки Актуальность, нацеленность на решение ключевых проблем Проблемно– ориентированный анализ, SWOT, PEST- анализ внешней и внутренней среды, состояния дел Прописываются частные нововведения, не планируя стратегических преобразований; Целеполагание случайное, не соотносится с анализом результатов, УВП и условиями Ориентация на удовлетворение социального заказа Прогнозирование изменений внешней среды, социального заказа, внутреннего потенциала школьного сообщества, последствий планируемых нововведений. Клиентоориентированно сть Не прогнозируются перспективный социальный заказ на результаты деятельности школы; нет видения, модели будущих образовательных потребностей

Нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании ресурсов Выбор наиболее рационального и экономичного из имеющихся вариантов развития Вообще не рассматриваются варианты развития; Не выделяются или не обосновывается выбор приоритетов Реалистичность и реализуемость 1. Просчет всех возможностей (включая финансовые) 2. Нацеленность на реализацию Решения и планы не основываются на реальном расчете возможностей; Не учитываются внутренний потенциал или внешние ограничения

Полнота и целостность Наличие системного образа школы Рассматриваются отдельные элементы или подсистемы ОУ без учета их взаимосвязи и влияния Движение от общего и концептуального – к конкретному плану действий Отказ от преждевременной реализации программных решений; разработка стратегии обновления школы Путают программу с концепцией и не включают в нее конкретный план действий

КонтролируемостьРазработка точных целей, задач, рубежей, ориентиров В связи с отсутствием четко сформулированных показателей, соотнесенных с целями, невозможно или затруднительно осуществлять контроль; Чувствительность к сбоям, гибкость Введение промежуточных и контрольных точек для оперативного внесения изменений (в случае необходимости) В ПР не предусмотрены механизм и методы мониторинга хода ее реализации. Не проведен анализ возможных рисков и угроз, или не предусмотрены «запасные» варианты в тех случаях, когда высока вероятность сбоев

Привлекательнос ть для коллектива 1. Постановка амбициозной цели; 2. Привлечение к работе значимых сотрудников; 3. Мотивация подчиненных ПР как «отписка», разработанная «кулуарно», без обсуждения, учета мнений и пожеланий, без вовлечения в программирование будущей деятельности (написание ПР) сотрудников ОУ Консолидирующ ая направленность по отношению к школьному сообществу Привлечение членов сообщества к работе над документом и его реализацией Подготовка ПР, как ДСП – документа для служебного пользования, имеющего закрытый характер, ограниченный круг разработчиков и пользователей

Соответствие специфике школы; Авторский характер документа 1. Нацеленность на решение специфических (а не глобальных) проблем школы; 2. Отказ от практики написания документа внешними специалистами Не учитываются особенности ОУ. Пишут как «кальку» с документов более «продвинутых» коллег. Некритичные заимствования глав, разделов, абзацев, оборотов. «Красивости», не имеющие для авторов смысла, подменяют материалы по данному ОУ

Инновационный характер ПР; Информативност ь ПР 1. Порождение новых форм и видов образовательной деятельности 2. Работа над содержательным и полным описанием Нововведений 3. Формирование четкой структуры документа; ПР представляет расширенный вариант плана работы ОУ. ПР перегружена избыточной информацией, бездоказательными утверждениями. ПР представляет бесструктурное и бессистемное содержание Культура оформления и внутренняя логичность материала 1. Наличие логической структуры, оглавления, связок, шрифтовых и пр. выделений; 2. Внимание к единству содержания и внешней формы Логические противоречия разделов программы. Небрежное оформление, стилистические разночтения. Длинные нечитаемые предложения. Текст перегружен наукообразными терминами и словосочетаниями

Цитата: «Миссия средней школы состоит в том, чтобы создать условия для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать».

Цитата: В ходе реализации целевых программ будет достигнуто решение следующих задач: Повышение качества обучения и воспитания обучающихся. Повышение уровня образованности выпускников школы, овладение ими базовыми компетенциями в рамках инновационных образовательных программ. Освоение и реализация технологий продуктивного обучения. Укрепление здоровья детей и подростков, создание системы профилактики вредных привычек. Вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса. Создание системы досуга детей и учащейся молодежи, расширяющей их опыт созидательной жизни.

Продолжение (цитата из Программы) Улучшение социально-психологического климата в школе. Рост престижа и общественной поддержки школы. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. Расширение возможностей социализации обучающихся. Формирование интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации. Подготовка педагогических кадров к решению перспективных проблем развития системы образования школы и совершенствование их социальной защиты. Совершенствование системы профессиональной ориентации детей и подростков в новых экономических условиях. Расширение масштабов и повышение уровня поддержки школы на основе развития сотрудничества с социальными партнерами. Обновление материально-технической базы общеобразовательного учреждения, создание необходимых условий для инновационного образования.

Финансовый план реализации программы развития (цитата) В процессе реализации программы планируется: Продолжить работу коллектива по участию в программах местного, регионального, федерального уровня, подкрепленных финансированием по грантам, проектам. Привлечение внебюджетных средств учредителя. Расходование поступающих внебюджетных средств в рамках Национального Проекта «Образование» в размере 1млн. на развитие инновационно-образовательной среды учреждения, создание здоровьесберегающих условий, информатизацию учебного процесса, что позволит: улучшить состояние здоровья обучающихся; овладеть всеми обучающимися информационной культурой; широко применять компьютеры в предметном обучении; создать информационно-методический центр; организовать издательскую деятельность на компьютерной базе; организовать и провести телекоммуникационные проекты и предметные викторины.

(цитата) «Уникальность школы заключается в том, что её педагогический коллектив находится в постоянном творческом поиске по совершенствованию учебно–воспитательного процесса, изучает опыт новаторов и развивает свои традиции по созданию школы – системы, удовлетворяющей потребности и возможности обучения всех детей п. Х, соблюдая преемственность трёх ступеней обучения, соединяя всестороннюю базовую подготовку с глубоким интеллектуальным и культурным развитием, тем самым формируя готовность выпускников каждой ступени к деятельности и принятию самостоятельных решений».

Слабоаргументированные утверждения: (цитаты) «В школе большое внимание уделяется воспитательной и спортивной работе: 8 лет подряд школа защищает честь Ярославской области на Российских соревнованиях «Безопасное колесо» в рамках Программы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма». (и всё?) «В школе трудится поистине профессиональный, дружный педагогический коллектив, кредо которого - серьезная, глубокая, добросовестная, ежедневная, высокопрофессиональная работа по внедрению современных педагогических технологий, развивающего обучения и воспитания».

Формулировка проблем: (цитата) Анализ состояния образовательного процесса в школе на современном этапе позволяет выделить противоречия между: П.3. Увеличением контингента учащихся, имеющих педагогические, социокультурные и медико- психологические дезадаптации.??? На основании вышеизложенного ключевой является проблема: Каким образом (?!) оптимизировать программно – методический, кадровый, информационный и финансовый ресурсы для удовлетворения образовательных потребностей жителей микрорайона в условиях кадрового и бюджетного дефицита.

Некоторые частные замечания: Программа развития на «2004 – 2008 годы и перспективы по 2009 год» Тексты по 50 стр. 12 шрифтом…без учета приложений План работы и финансовый план программы совершенно не соответствуют разделам, направлениям спланированных изменений

Цитата: (+ и ) Индивидуализация образования не охватила полностью все звенья школы. Разрыв составляет 40%, поэтому система внедрения личностно- ориентированного образования, индивидуализация процесса обучения, воспитания, развития является ключевой проблемой школы и по рангу является первой. Разрыв между желаемыми критериями и показателями по отдельным компонентам комплексного развития и воспитания и реальными по школе составляет от 20% до 30%. По рангу она является второй.

Противоречия текстов и цифровых данных, схем, графиков В тексте утверждается: «Наблюдается позитивная динамика успеваемости, обученности школьников за последние три года», а если проанализировать данные таблиц, то выводы скорее противоположные. В одном разделе ПР говорится о реализации проекта «Здоровье» в предшествующие 2 года, в другом разделе даются данные отрицательной динамики состояния здоровья учащихся и планируется работа по их здоровьесбережению, дополнительные средства на её реализацию. Возникает резонный вопрос, а как же результаты проекта «Здоровье»?

Рекомендации по написанию информационного и аналитического раздела Анализируется только та информация, которая позволяет выявить основные тенденции развития ОУ за последние 3-4 года; В текст ПР целесообразно включать обобщенные сведения по наиболее значимым показателям. Второстепенные можно оформить в виде приложений. В информационной справке могут быть кратко перечислены основные вехи в истории ОУ и наиболее значимые ее достижения;

Итогом прогнозирования Должно стать формулирование исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями ОУ и является основанием для разработки миссии; В основе соцзаказа: госзаказ (нормативные документы); потребности и ожидания (опрос учащихся, родителей, педагогов; требования СПО (анализ успешности) и работодателей.

Основные этапы разработки (1) Название этапаОжидаемые результаты этапов 1. Подготовительный этап Готовность команды разработчиков к работе над программой 1.1.Принятие решения о необходимости и сроках подготовки ПР Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива 1.2.Создание и запуск системы управления проектом (проект разработки программы) Создание структуры управления проектом, распределение ролей и функциональных обязанностей, начало работы по управленческому обеспечению разработки программы 1.3.Организация рабочих групп по созданию программы, их обучению и обеспечению Готовность разработчиков к действиям

Основные этапы разработки (2) 1.4.Подготовка необходимых условий и ресурсов для работы Готовность условий и ресурсов 1.5.Поиск дополнительных ресурсов, доп. работа с людьми (в случае необходимости) Полная готовность к работе 2. Основной этап – этап разработки программы Готовность первого варианта программы развития 2.1.Анализ состояния и прогноз тенденций изменений внешней среды Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы 2.2.Анализ состояния и прогноз тенденций изменений социального заказа Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы

Основные этапы разработки (3) 2.3.Анализ состояния и прогноз тенденций ресурсного потенциала Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы 2.4.Анализ объективных, «биограф.» данных об истории школы и ее современном состоянии Информационная справка о школе 2.5.Анализ и оценка достижений и конкурентных преимуществ ОУ Данные анализа и оценки. Готовность соответствующего фрагмента программы 2.6.Анализ и оценка инновационной среды и потенциала ОУ Данные анализа и оценки. Готовность соответствующего фрагмента программы 2.7.Проблемный анализ состояния дел в школе Структурированный перечень основных проблем школы

Основные этапы разработки (4) 2.9.Разработка и формулирование концепции желаемого будущего; Основные и промежуточные результаты ПР Концепция (концептуальный проект) нового состояния ОУ Перечень критериев достижения запланированных результатов 2.10.Разработка стратегии перехода к новому состоянию школы и достижение поставленных целей Стратегия, основные направления, этапы и задачи перехода к новой школе 2.11.Конкретизация целей ближайшего этапа развития ОУ Формулировка целей ближайшего этапа развития ОУ 2.12.Разработка плана действий по реализации программы Конкретный план действий «Сборка» и первичное редактирование полученного текста Готовность 1 варианта текста программы развития

Основные этапы разработки (5) 3. Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений Принятие решения о переходе к реализации программы развития 3.1.Оценка программы развития в школе, внесение корректив Внесение поправок в текст программы развития 3.2.Передача программы на независимую внешнюю экспертизу Экспертное заключение. Внесение поправок в текст программы развития 3.3.Организация обсуждения и утверждения программы в ОУ Принятие программы развития коллективом школы 3.4.Передача программы на официальную экспертизу (в случае необходимости). Представление и защита программы руководством школы. Итоговое решение о программе и переходе к ее выполнению, о финансировании программы и т.д. При негативной оценке программы – возврат ее на доработку.

Возможные трудности на первом этапе : связаны обычно с нечетким распределением обязанностей, перегрузом педагогов и недостатком ресурсов; Необходима подготовка, инструктаж исполнителей; Четкая договоренность о зонах ответственности, сроках и формах координации и взаимодействия; Возможно удлинение сроков, привлечение дополнительных ресурсов

На основном этапе затруднения, как правило, Связаны с трудностями методического, содержательного плана: Не дается проблемный анализ, не формулируются цели и задачи; Прогноз внешней среды, социальных запросов и внутреннего потенциала школы не имеет обоснования, основан на субъективных представлениях и предположениях авторов, без методического подтверждения

На завершающем этапе Основные трудности прежде всего объясняются общими недостатками организации коллективной деятельности, проблемами вовлеченности педагогов в инновационную деятельность на уровне конкретного ОУ, а также проблемами экспертной деятельности в образовании вообще.

Типичные вопросы эксперта Как разрабатывалась ПР? Кто участвовал в разработке? Насколько идеи известны и разделяются педагогами? Кому, кроме администрации, известны ожидаемые результаты ПР? Что из задуманного уже реализовано? Что пока не удалось реализовать и почему? Актуальность? Реалистичность? Логичность?

Экспертиза программы, процесса и результатов инновационной деятельности: 1. Анализ программы: фиксируется наличие или отсутствие в программе идеи и целей инновации, их соответствие ключевым проблемам и их «разрешающий» характер; фиксируется наличие или отсутствие в проекте анализа новых потребностей общества в образовании (новых результатов – ценностей, качеств и умений выпускника); исследуется, каким образом, идея и цели инновации соотносятся с новыми общественными потребностями; оценивается форма описания целей и результатов инновации: цель должна указывать на конкретный результат, измеримый с помощью определенных критериев и реально достижимый в ограниченный промежуток времени;

Продолжение… фиксируется наличие или отсутствие в проекте способов преодоления сопротивлений изменениям, в целом способов создания в образовательном учреждении благоприятного для осуществления инновации социально-психологического климата; фиксируется наличие или отсутствие определения критериев и процедур оценки результатов инновации, как в деятельности учеников, так и в деятельности учителей и руководителей. фиксируется наличие или отсутствие описания организационной структуры необходимой (если планируются изменения) для достижения требуемых результатов; 2. Анализ хода реализации инновации. Определение соответствия деятельности заявленным целям 3. Анализ результатов инновации. Анализ результатов относительно того понимания, которое сформулировано в концепции и программе, а также критериев их оценки

Как мне кажется, Образовательные учреждения психологически и информационно, в большинстве своем, уже готовы к написанию ПР. Даже попытка разработки ПР весьма полезна для руководства и педколлектива: Такая работа заставляет по-новому посмотреть на пройденный путь, нынешнее состояние, желаемое будущее организации; А руководителю дает шанс осознать собственные и командные точки роста управленческих и методических компетенций.

Как напутствовал меня однажды мой руководитель: Знаешь Р.М., пройти через это, конечно, не так-то просто, но уж скучать тебе точно не придется! И не забывайте, что написание даже самой качественной программы развития не освобождает вас от её реализации! До новых встреч!