00 Развитие системы менеджмента качества в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова: научно- исследовательская и инновационная деятельность Горбунова И.Б. Начальник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Advertisements

Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
УТВЕРЖДАЮ Ректор ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России член-корр. РАМН, профессор П.В.Глыбочко 15 декабря 2010 г. ПОЛИТИКА В.
Цель и задачи внедрения СМК в научно-исследовательскую деятельность Университета Литвинова Т.М. Начальник управления качеством подготовки специалистов.
ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Научно-исследовательский отдел Федорова Т.Н.
Лидерство руководителя организации в системе менеджмента качества Выполнил: магистрант 1 курса Самойлова Дарья Васильевна.
Анализ системы менеджмента качества руководством Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Начальник отдела менеджмента качества И.Б. Горбунова 30 мая 2011 г.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
ПЛАН РАБОТЫ СЛУЖБЫ КАЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТА НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Рабочее совещание с уполномоченными по качеству структурных подразделений Университета.
УТВЕРЖДАЮ Ректор ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России член-корр. РАМН, профессор П.В.Глыбочко 15 декабря 2010 г. Цели в области.
1 Управление бизнес-процессами (лекция 7). 2 Принципы менеджмента качества Выполнение организацией 8 принципов менеджмента качества – критерий возможности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА 9 26 МАРТА – 26 АПРЕЛЯ 2013 года Рабочее совещание с уполномоченными по качеству Университета 28 мая 2013 года Управление.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА 7 27 МАРТА – 27 АПРЕЛЯ 2012 года Рабочее совещание с уполномоченными по качеству Университета 31 мая 2012 года Отдел менеджмента.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Транксрипт:

00 Развитие системы менеджмента качества в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова: научно- исследовательская и инновационная деятельность Горбунова И.Б. Начальник отдела менеджмента качества

11 Стандарты ISO 9001 ISO 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования ISO 9004:2009 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

22 МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ ПРОЦЕССЫ СОЗДАНИЯ НАУЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ПОТРЕБИТЕЛИ (И ДРУГИЕ ЗАИНТЕРЕ- СОВАННЫЕ СТОРОНЫ) ПОТРЕБИТЕЛИ (И ДРУГИЕ ЗАИНТЕРЕ- СОВАННЫЕ СТОРОНЫ) Удовле- творен- ность заказчи- ков НИР НИР Требо- вания заказчи- ков НИР ВходВыход

33 Принципы управления качеством Ориентация на потребителя Лидерство руководства Вовлечение работников Процессный подход Системный подход к менеджменту Постоянное улучшение Основанный на фактах Подход к принятию решений Взаимовыгодные отношения со сторонними организациями (поставщиками)

44 Ориентация на заказчика НИР Организации зависят от своих заказчиков НИР (потребителей), и поэтому им следует понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания

55 Применение принципа требует осознания всех потребностей и ожиданий потребителей, включая качество НИР/НИОКР, цену и т.д.; обеспечения сбалансированного подхода к запросам заказчиков НИР/НИОКР (потребителей) и потребностям других заинтересованных сторон (например, работодателей, общества в целом); доведения этих потребностей и ожиданий до всего персонала организации (Университета); измерения удовлетворенности заказчиков НИР/НИОКР (потребителей) и корректирующие действия; управления взаимодействием с заказчиками НИР/НИОКР (потребителями)

66 Лидерство руководства Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации Они стремятся создать и поддержать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач Университета

77 Применение принципа требует демонстрации приверженности должному уровню качества НИР/НИОКР собственным примером; понимания и реагирования на внешние изменения; ориентации на потребности всех заинтересованных сторон; четкого определения прогноза будущего организации; обеспечения атмосферы доверия и работы без страха; обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободы действия в рамках ответственности; инициирования, признания и поощрения вклада персонала; поддержки открытых и честных взаимоотношений; обучения и «выращивания» квалифицированных сотрудников; установления смелых целей и применения стратегии для их достижения

88 Вовлечение работников Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности

99 Применение принципа требует от персонала принятия инициативы и ответственности в решении проблем активного поиска возможностей улучшения активного поиска возможностей повышения своих знаний, опыта и компетентности передачи своего опыта и знаний членам коллектива ориентации на создание дополнительных ценностей для заказчиков НИР/НИОКР (потребителей) представление своего Университета наилучшим образом всем заинтересованным сторонам

10 Применение принципа требует от руководства обеспечить условия, при которых персонал будет: получать удовлетворение от работы испытывать чувство гордости, работая в данной организации

11 Процессный подход Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как производственным циклом - процессом

12 Применение принципа требует определения процесса создания продукции(НИР) идентификации и измерения необходимых ресурсов и полученных результатов определения взаимодействий всех заинтересованных сторон для выполнения НИР/НИОКР оценки рисков, последствий и влияния качества НИР на удовлетворенность заказчиков; установления четких прав, полномочий и ответственности за выполнение НИР/НИОКР определения внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон

13 Системный подход в управлении Выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами создания научной продукции как системой способствуют результативности и эффективности достижения целей организации

14 Применение принципа требует определения системы управления научной деятельностью путем установления и проработки этапов выполнения НИР, обеспечивающих достижение заданных целей; проектирования такого подхода, при котором цели достигаются наиболее эффективным путем; понимания взаимозависимости всех этапов при проведении НИР; постоянного улучшения качества выполнения через измерения и оценку; определения прежде всего возможностей ресурсов, а затем принятия решений о действии

15 Постоянное улучшение Постоянное улучшение всей деятельности организации следует рассматривать как её неизменную цель

16 Применение принципа требует формирования потребности у каждого работника организации в постоянном улучшении качества продукции, процессов и системы в целом применения основных концепций постоянного улучшения с помощью постепенных действий и нетрадиционных решений периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства качества НИР для определения области потенциального улучшения постоянного повышения эффективности всех действий обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения признания улучшений

17 Основанный на фактах Подход к принятию решений Эффективные решения основываются на анализе данных и информации

18 Применение принципа требует измерения и сбора данных и информации, относящихся к решению поставленной задачи; обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации; использования апробированных методов для анализа данных и информации; понимания ценности соответствующих статистических методов; принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции

19 Взаимовыгодные отношения со сторонними организациями (поставщиками) Организация и её поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения повышают способность обеих сторон создавать ценности

20 Применение принципа требует идентификации основных поставщиков; установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества; организации четких и открытых связей; инициирования совместных разработок и улучшения услуги и процессов; совместной работы по четкому пониманию запросов потребителя; обмена информацией и планами на будущее; признания достижений и улучшений поставщика

21 О стандарте ISO 9001:2008 Представляет требования к системе менеджмента качества, которые могут быть использованы организацией для удовлетворения требований потребителя и законодательных требований Используется другими сторонами для оценки возможности организации отвечать требованиям потребителя и законодательным требованиям

22 Структура Системы менеджмента качества Университета НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО УПРАВЛЯЕТ? СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Документы (требования) КТО УПРАВЛЯЕТ? Руководство Университета, НИИ, научных подразделений ЧЕМ УПРАВЛЯЕТ? Виды деятельности

23 Функции Уполномоченного по качеству Внедрение СМК в своем структурном подразделении Сбор информации и анализ выполнения плановых мероприятий, составленных по результатам внешних и внутренних аудитов СМК Обеспечение хранения и распространения выделенных на структурное подразделение копий оригиналов документации СМК Доведение до сотрудников структурного подразделения информации о функционировании системы менеджмента качества Сбор информации для оценки качества выполняемых в соответствии СМК НИР/НИОКР Информирование руководителя своего структурного подразделения о нарушении принципов и требований настоящей системы

24 Сертификат соответствия СМК требованиям ISO 9001:2008

25 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СМК (образовательная, научно-исследовательская и инновационная деятельность) Сферами образовательной деятельности Университета являются: довузовская подготовка; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование Сферами научно-исследовательской и инновационной деятельности Университета являются: фундаментальные научные исследования; прикладные научные исследования и разработки

26 Структура взаимодействия процессов Университета СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА Довузовское образование Высшее профессиональ- ное образование Послевузовское профессиональ- ное образование Дополнительное профессиональ- ное образование КЛИНИ- ЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСАМИ Управление экономикой и финансами Управление персоналом Обучение и развитие персонала Управление трудом и заработной платой Управление инновациями в образовательном процессе Управление материально- техническими ресурсами Документационное обеспечение Правовое обеспечение деятельности вуза Управление информационными технологиями Управление капитальным строительством Административно- хозяйственная деятельность Управление безопасностью ПРОЦЕССЫМЕНЕДЖМЕНТАКАЧЕСТВАПРОЦЕССЫМЕНЕДЖМЕНТАКАЧЕСТВА ПРОЦЕССЫМЕНЕДЖМЕНТАКАЧЕСТВАПРОЦЕССЫМЕНЕДЖМЕНТАКАЧЕСТВА Управление записями Управление документацией Проверка качества Корректирую- щие действия Предупреждаю щие действия Управление несоответству ющей продукцией

27 Владелец процесса создания продукции/услуги Ответственное лицо, наделенное полномочиями в области проектирования, внедрения, поддержки и совершенствования процесса, ответственное за результат процесса Владельцами процессов СМК Университета являются проректоры по соответствующему направлению деятельности Сфера ответственности владельцев процессов в СМК соответствует полномочиям и ответственности, определенным приказом Ректора Университета

28 Структура документации СМК ДОКУМЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВКЛЮЧАЕТ: IV. III. Процедуры СМК II. Руководство по качеству I. V. Формы документов (шаблоны) Внутренние регламентирующие документы: приказы, распоряжения, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях и пр. Политика и Цели в области качества Внешние регламентир- ующие документы Записи по качеству Документы СМК улучшаются постоянно! Документы СМК улучшаются постоянно!

29 Документы СМК Университета Политика в области качества, версия 3.0 Цели Университета в области качества, версия 4.0 «Руководство по качеству», версия 4.0 «Список актуальных документов», версия 4.0 «Альбом форм», версия 3.0 «Показатели качества процессов Университета», версия 4.0 Процедуры по СМК: «Управление документацией», версия 3.0 «Управление записями», версия 3.0 «Проверка качества», версия 3.0 «Управление несоответствующей продукцией», версия 3.0 «Корректирующие и предупреждающие действия», версия 4.0 Процедуры по основным процессам: «Довузовская подготовка российских граждан», версия 3.0 «Довузовская подготовка иностранных граждан», версия 1.0 «Высшее профессиональное образование», версия 3.0 «Дополнительное профессиональное образование», версия 3.0 «Послевузовское профессиональное образование. Ординатура. Интернатура», версия 3.0 «Послевузовское профессиональное образование. Подготовка научно-педагогических и научных кадров», версия 3.0 «Научно-исследовательская и инновационная деятельность», версия 1.0 Рабочие инструкции: «Разработка учебно-методического комплекса», версия 1.0 «Проведение учебных мероприятий в Центре непрерывного профессионального образования», версия 1.0

30 Ознакомление с новым документом СМК Уполномоченный по качеству структурного подразделения знакомит сотрудников с документом СМК, о чем делается запись в соответствующем разделе документа - листе ознакомления ВАЖНО зафиксировать обсуждение вопросов внедрения СМК в протоколе заседания структурного подразделения

31 Политика Университета в области качества предоставление образовательных услуг и проведение научных исследований высшего качества, конкурентоспособных как на российском, так и на международном рынках; обеспечение высокого уровня подготовки выпускников Университета; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием, в научно-педагогических кадрах высшей квалификации, сочетающих в себе высокую профессиональную квалификацию, культуру и гражданственность; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации в избранной области деятельности; непрерывное совершенствование и повышение результативности процессов образовательной, лечебной и научной деятельности; постоянное совершенствование методологической, методической, материально- технической и информационной базы Университета; непрерывное повышение компетентности персонала, представляющего сплоченную команду высококвалифицированных профессионалов. Высшее Руководство ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России подтверждает свою приверженность качеству и обязуется выделять ресурсы для достижения поставленных целей в области качества и поддерживать соответствие Системы менеджмента качества Университета требованиям ISO 9001:2008.

32 Цели в области качества на гг. Ресертифицировать Систему менеджмента качества образовательной деятельности ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России (далее – Университет) в соответствии с требованиями и рекомендациями международного стандарта ISO 9001:2008 Срок: до августа 2013 года Разработать и внедрить Систему менеджмента качества научно-исследовательской деятельности в научно-исследовательских институтах Университета в соответствии с требованиями и рекомендациями международного стандарта ISO 9001:2008 Срок: до августа 2013 года Внести дополнения и изменения в 80% учебно-методических комплексов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по лицензированным специальностям Срок: до декабря 2012 года Обеспечить разработку электронных образовательных ресурсов по дисциплинам и специальностям, предусмотренным образовательными программами, реализуемыми в Университете: Разместить 100% электронных версий учебно-методических материалов кафедр (рабочие программы дисциплин, специальностей, контрольно-измерительные материалы и т.п.) на едином образовательном портале Университета для использования обучающимися Срок: до декабря 2012 года Разработать не менее одного электронного образовательного ресурса от каждой кафедры с размещением на едином образовательном портале Университета для использования обучающимися Срок: до марта 2013 года

33 Цели в области качества на гг. (продолжение) Организовать ежегодное повышение профессиональной квалификации не менее 20% профессорско-преподавательского состава Университета Срок: годы Обеспечить внедрение на 30% кафедр системы послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования элементов дистанционного обучения Срок: до декабря 2013 года Довести до 70% эффективность защит диссертационных работ аспирантами в срок Срок: до декабря 2013 года Увеличить количество программ сотрудничества с вузами-партнерами на 15% Срок: до декабря 2013 года

34 Цели в области качества НИИ/НИЦ и План мероприятий по их достижению на гг. Копии хранятся в научных подразделениях НЕОБХОДИМО: скорректировать годовой план работы научного подразделения (отдела, лаборатории) на 2012 год и включить данные мероприятия в план на 2013 год

35 Потребители и их потребности N п/пПотребителиОсновные потребности и ожидания 1.Внутренние потребители 1.1. Персонал вуза, включая профессорско- преподавательский состав, научных работников, инженерно- технический и вспомогательный персонал Достойная заработная плата, непрерывный профессиональный и административный рост, удовлетворение от работы и интерес к ней, обеспеченность необходимыми ресурсами всех рабочих процессов 1.2. Руководство факультетов, кафедр, НИЦ, НИИ и др. структурных подразделений, обеспечивающих образовательные программы и/или научно-исследовательскую и инновационную деятельность Ясное, четкое руководство и помощь со стороны администрации вуза, непрерывное улучшение качества работы и имиджа, обмен информацией, кооперация и взаимодействие 2.Внешние потребители 2.1. Абитуриенты, обучающиеся Знания, навыки, компетенции, возможности достижения личных и профессиональных целей, комфорт и удовольствие от обучения, дополнительные услуги (питание, проживание и т.п.), оперативные и полные ответы на возникающие вопросы 2.2.Работодатели Компетентные, работоспособные и социально- адаптированные работники необходимых специальностей 2.3. Заказчики научно- исследовательской продукции Соответствие получаемой научной продукции установленным требованиям, критериям и стандартам

36 Показатели качества процессов (образовательная и научная деятельность) 1. Довузовское образование Процент абитуриентов, поступивших в Университет, к общему числу окончивших подшефные школы – 50% Процент слушателей подготовительных курсов, получивших на итоговом тестировании оценку «достаточно» - 80% Удовлетворенность слушателей курсов и подшефных школ качеством образовательного процесса - 80% 2. Высшее профессиональное образование Средний балл по итоговой государственной аттестации выпускников – 4,2 Соотношение лиц, отчисленных в учебном году, к общему контингенту студентов учебного года – 2,5% Удовлетворенность студентов качеством образовательного процесса - 90% 3. Дополнительное профессиональное образование Средний балл по итоговой государственной аттестации (процент аттестованных) слушателей – 4,4 Удовлетворенность слушателей качеством образовательного процесса – 70% Доля основного штатного профессорско-преподавательского состава Университета, повысившего квалификацию в календарном году – 20%

37 Показатели качества процессов (образовательная и научная деятельность) 4. Послевузовское профессиональное образование Процент защищенных кандидатских диссертаций в течение года после окончания обучения в аспирантуре %; 2012 – 65%; 2013 – 70% Удовлетворенность интернов, клинических ординаторов, докторантов и аспирантов качеством образовательного процесса – 70% 5. Научно-исследовательская и инновационная деятельность Объем НИР на единицу научно-педагогического персонала – 70 тыс.руб.; 2012 – 75 тыс.руб.; 2013 – 80 тыс.руб. Количество монографий на 100 основных штатных ППС – 8 монографий Доля публикаций в рецензируемых российских и зарубежных журналах – 1,2 публикации

38 Руководство по качеству, процедуры, рабочие инструкции идентифицируются следующим образом: Каждому документу присваивается индекс документа, т.е. буквенно-цифровое обозначение, имеющее следующий формат: 1МГМУ-XXX-YY-ZZZ, где: XXX – обозначение области, к которой относится документ: СМК в случае, если документ относится к обязательным процедурам по качеству; ДВО в случае, если документ относится к процессу «Довузовское образование»; ВПО в случае, если документ относится к процессу «Высшее профессиональное образование»; ППО в случае, если документ относится к процессу «Послевузовское профессиональное образование»; ДПО в случае, если документ относится к процессу «Дополнительное профессиональное образование»; НИД в случае, если документ относится к процессу «Научно-исследовательская и инновационная деятельность»; ОБЩ – в случае, если документ относится более чем к одному процессу. YY – вид документа: ПР в случае, если это Процедура; РИ в случае, если это Рабочая инструкция; РК в случае, если это Руководство по качеству; Ф в случае, если это Форма. ZZZ порядковый номер документа в данной области. Пример индекса: Процедура 1МГМУ-СМК-ПР «Управление документацией»

39 Для обеспечения идентификации каждая страница документа СМК содержит в верхнем и нижнем колонтитулах следующую информацию: логотип Университета; наименование вида документа; индекс документа; версия документа; номер страницы; количество страниц. 1МГМУ-СМК-ПР-001 Стр. 9 из 17 Версия 3.0 Управление документацией

40 Предоставление информации о СМК Во исполнение следующих требований стандарта ISO 9001: Внутренний обмен информацией Связь с потребителем 1.Газета «Сеченовские вести» 2.Информационные стенды 3.Сайт университета 3.1. Система менеджмента качества Первого МГМУ 3.2. Страница/раздел Вашего структурного подразделения 4.Ученые советы, научные советы, заседания структурных подразделений и т.п. (протоколы – объективные свидетельства проводимой работы)

41 В разделе «Система менеджмента качества» представлены новости, события, презентации, объявления, а также документация СМК: -доступная для всех посетителей сайта, -доступная только для зарегистрированных сотрудников Университета -с возможностью изменения файла – использование форм документов -доступно только чтение файлов

42 Документы СМК Университета, регламентирующие научную деятельность Процедура 1МГМУ-НИД-ПР-001 «Научно-исследовательская и инновационная деятельность», версия 1.0 Процедура 1МГМУ-ППО-ПР-002 «Послевузовское профессиональное образование. Подготовка научно- педагогических и научных кадров», версия 3.0

43 Вопросы охраны труда и безопасности Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте Журнал регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектрическому персоналу И ИНСТРУКЦИИ К НИМ

44 БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! Отдел менеджмента качества: г. Москва, ул. Трубецкая, д.8, стр.1 НИЦ, левый лифтовой холл, каб тел.: 8 (495) ; тел./факс: 8 (495)