Т РЕНИНГ «П РИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ » ГЦИ «Эгида» Новосибирск 6 декабря 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Advertisements

«Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности, они так и делают». Бертран Рассел «Немногие люди размышляют больше двух или трех.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Транксрипт:

Т РЕНИНГ «П РИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ » ГЦИ «Эгида» Новосибирск 6 декабря 2011

Т ЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Ассоциативный куст Бортовой журнал Взаимоопрос Групповая дискуссия Двухрядный круглый стол Диаграмма Вена Доска вопросов Идеал Инсерт Кластеры Ключевые термины Кубизм 2 Линия ценностей Мозаика «Джигсоу» Мозговой штурм Причинная карта Продвинутая лекция РАФТ Синквейн Стратегия Таблица З-Х-У Тонкие и толстые вопросы Эссе 6 шляп мышления

А ФОРИЗМЫ О «К РИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ » «Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности, они так и делают». Бертран Рассел «Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю». Джордж Бернард Шоу Огромное множество людей думают, что они мыслят, в то время как они всего лишь перетасовывают (приводят в порядок) свои предрассудки. Уильям Джеймс 3

Трудно представить себе сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Однако лишь немногим из нас когда-нибудь объясняли, как именно можно научиться мыслить более продуктивно. « Знание не считается больше отражением того, что было дано человеку извне; это индивидуальная конструкция, которой человек придает смысл, соотнося элементы знаний и опыта с некоторой организующей схемой » Л. Резник 4

Ш ЕСТЬ ВОПРОСОВ – МОРЕ ОТВЕТОВ « Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы ». Джеймс Тарбер 5

Н А ХОРОШИЙ ВОПРОС ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО ОТВЕЧАТЬ « Если бы ты был правителем средневекового города, какие бы законы ты издавал, как бы укреплял и защищал крепость?» На эти вопросы интереснее отвечать, чем на такие, как: « Какова система управления средневековым городом?» 6

К АЖДЫЙ ТИП ВОПРОСА АКТУАЛИЗИРУЕТ, ВОВЛЕКАЕТ В РАБОТУ КАКУЮ - ТО СТОРОНУ МЫШЛЕНИЯ Зная, что каждый тип вопроса задействует одну из сторон мышления, мы сможем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением наших учеников, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере. 7

3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПА РАЗВИТИЯ КМ Фаза вызова Парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм) Кластеры (ассоциативные поля) Бортовой журнал и т.д. Фаза реализации (осмысления) Инсерт Таблицы «Плюс-Минус-Интересно», «Знаем-Хотим узнать-Узнали» и т.д. Фаза рефлексии Синквейн Эссе и т.д. 8

К ЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АМЕРИКАНСКОГО ПСИХОЛОГА Б ЕНДЖАМИНА Б ЛУМА Существует шесть типов вопросов, шесть больших «крючков», на которые вы можете поймать великое множество идей. 1. Простые вопросы. 2. Уточняющие вопросы. 3. Вопросы-интерпретации. 4. Оценивающие вопросы. 5. Творческие вопросы. 6. Практические вопросы. 9

«Р ОМАШКА Б ЛУМА » 10

П РОСТЫЕ ВОПРОСЫ Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти. Например: « Где я могу купить подержанный монитор? » « Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов? » « Каков диапазон цен на подержанные мониторы? » 11

У ПРАЖНЕНИЕ «Н Е ЗНАТЬ НЕ СТЫДНО » Понятие «Критическое мышление» (КМ) 1. Дайте 2-3 возможных определения понятия КМ ___________________________________________________ 2. Что ассоциируется у вас с этим понятием? ___________________________________________________ 3. Из каких источников можно узнать значение этого понятия? ___________________________________________________ 4. Люди каких профессий могут знать значение этого понятия? ___________________________________________________ 5. Скажите, какими путями можно добраться (доехать, дойти) до источников знаний о понятии КМ? ___________________________________________________ 12

В ЕРНЕМСЯ К «Р ОМАШКЕ Б ЛУМА » 13

У ТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ Обычно начинаются со слов: « То есть ты говоришь, что...? » « Если я правильно понял, то...? » « Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...? » Цель этих вопросов уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. 14 Чужая душа потемки. Народная мудрость

15

О ЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Например: « Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок? » « Как ты относишься к этому герою? » « Что ты чувствуешь, решив эту задачу? » 16

Р ЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ 4. Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам. Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания. 5. Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос. 6. Не надо злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях. 17

18

Т ВОРЧЕСТВО Творчество это особый склад ума. Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно нетворческим человеком. Но если вы придумали новейший способ завязывания шнурков или заваривания чая, нет никаких сомнений в ваших творческих способностях. 19

Т ВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Например: « Что будет, если я немного повременю с покупкой, подкоплю немного денег, а потом куплю новый современный монитор? » « Что будет, если я попрошу твоих знакомых помочь мне найти нужную модель? » « Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен? » 20

К АКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ, ПО В АШЕМУ МНЕНИЮ, СВЯЗАНЫ С ТВОРЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ ? 1. Умение вжиться в роль другого человека 2. Фантазия 3. Критичность 4. Склонность к прогнозам 5. Способность глядеть на вещи под разным углом 6. Логичность мышления 7. Умение вести споры 8. Навык игры на пианино 9. Стремление находить новое применение известным вещам 10. Тяга к изобретениям Возможно, вы допишете еще несколько особенностей творческого ума. 21

22

И НТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей. Например: « Почему я стесняюсь попросить у своего друга денег в долг?» « Почему вы даете на монитор такой маленький гарантийный срок? » « Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда можно просто заглянуть в Интернет? ». 23

24

П РАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны. Например: « А что бы ты предпринял на моем месте? » « Объясни, пожалуйста, каким образом это можно осуществить на практике? » « Где ты видел, чтобы мониторы с высокой степенью защиты так дешево стоили? » 25

У ПРАЖНЕНИЕ «В ОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА » Четко сформулируйте проблему. Запишите десять вопросительных слов, которые придут вам на ум. Задайте эти вопросы относительно своей проблемы. А теперь ответьте на них. Вы сразу же поймете направление, в котором нужно искать там, где сложнее всего ответить. 26

Т ЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Ассоциативный куст Бортовой журнал Взаимоопрос Групповая дискуссия Двухрядный круглый стол Диаграмма Вена Доска вопросов Идеал Инсерт Кластеры Ключевые термины Кубизм 27 Линия ценностей Мозаика «Джигсоу» Мозговой штурм Причинная карта Продвинутая лекция РАФТ Синквейн Стратегия Таблица З-Х-У Тонкие и толстые вопросы Эссе 6 шляп мышления

А ССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ Написать ключевую фразу на доске Ученики предлагают идеи, которые располагаются вокруг ключевой фразы Ученики не только должны давать собственные идеи, а и объяснить, почему именно так, а не иначе. 28

Б ОРТОВОЙ ЖУРНАЛ Фиксация информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, вопросов. 29

В ЗАИМООПРОС Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. 30

Г РУППОВАЯ ДИСКУССИЯ Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: 1. уважение к различным точкам зрения ее участников; 2. совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. 31

Д ВУХРЯДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ Учитель образует из участников две группы: 1. Первая группа образует «внутренний» круг. Участники этой группы свободно высказываются по проблеме. 2. Участники «внешнего» круга фиксируют высказывания участников «внутреннего» круга, готовив свои комментария и вопросы. Учитель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, фиксирует различные точки зрения. В заключение работы учитель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии. 32

Д ИАГРАММА В ЕНА Эта диаграмма составляется с трех или больше кругов, которые пересекаются. В тех местах, которые являются общими, мы пишем те черты, которые присущие понятиям, которые сравниваются, а в тех, которые не пересекаются, мы пишем те черты, которые не являются общими. 33

34

Д ОСКА ВОПРОСОВ Это место в классе, где можно писать или вывешивать вопрос, которые возникают при обсуждении на уроке. Цель этого метода в том, чтобы: иметь место размещать свои вопросы, которые возникают в меру изучения темы; обсудить их с одноклассниками. 35

И ДЕАЛ Алгоритм: Шаг 1. И нтересно, в чем проблема? Шаг 2. Д авайте найдем как можно больше способов решения проблем! Шаг 3. Е сть ли какие-либо хорошие решения? Шаг 4. А теперь сделаем выбор! Шаг 5. Л юбопытно, как это осуществить на практике? 36

А ЛГОРИТМ ИДЕАЛ А 1. Выделить в тексте проблему, основной вопрос. 2. Описать ее (выявить суть). 3. Определить варианты подходов к решению; ответов на проблемный вопрос 4. Действие (решение); 5. Вывод (рефлексия своей работы). Формулировка проблемы в самом общем виде. Формулировка проблемы в виде вопроса. Генерирование как можно большего числа вариантов решения 6. Проблемы. Мозговая атака. Кластеры. Критика запрещена. Выбор наилучших вариантов. Планирование осуществления решения. Иногда возможен возврат к предыдущим этапам 37

И НСЕРТ ( МАРКИРОВКА ТЕКСТА ЗНАЧКАМИ ПО МЕРЕ ЕГО ЧТЕНИЯ ) Работа с текстом, возможные пометки Во время чтения текста на полях делаются пометки, а после работы необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф. В нее кратко заносятся заметки из текста 38 ¬ уже знал + новое - думал иначе ? не понял, есть вопросы

К ЛАСТЕРЫ Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно – следственных связей между «гроздьями ». 39

40 Какие факторы влияют на рост растений? ВлажностьСостав почвыНаличие корки ТемператураОсвещенностьВлажность почвыВлажность воздуха Минеральные вещества Органический вещества Глубина рыхления Рыхлость почвыТемпература воздуха Температура почвы Естественный свет Искусственный свет

К ЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины. 41

К УБИЗМ Опишите посмотрите близко на предмет и опишите то, что вы видите: цвет, форма, размеры, воспоминания, и т.д. Сравните с чем является подобным? Чем отличается? Пообщайтесь о том, что вы думаете? Что пришло на ум? Анализируйте сообщите, как это сделано. Вы не должны знать; вы можете выдумать. Применяйте сообщайте то, что вы сможете сделать с этим, как это можно использовать? Приведите доводы за или против выходите вперед и высказывайтесь. Используйте любой довод рациональный, глупый, или что-то среднее. 42

Л ИНИЯ ЦЕННОСТЕЙ 1. Ставится вопрос, требующий ответа « Да » либо « Нет ». 2. Учитель с помощником становятся в разных концах класса. Один из них высказывается « За », другой – « Нет ». 3. Учащимся предлагается занять какое-то место по прямой между ними, согласно своей точке зрения. 4. Прежде чем занять то или иное место, ученик должен пояснить свою точку зрения. 43

М ОЗАИКА «Д ЖИГСОУ » 1. Группа делится на небольшие подгруппы численностью от 3 до 5 лиц (так называемые домашние группы). Каждый участник получает номер от 1 до Называется тема статьи или текста и учитель поясняет, что надо понять текст, который будет изучаться по частям. 3. Текст делится на части. И участники с одинаковыми номерами собираются в экспертные группы 44

М ОЗАИКА «Д ЖИГСОУ » 4. Каждая группа досконально изучает свою часть текста. 5. Потом участники расходятся по домашним группам. 6. И теперь начинается полное изучение текста. То есть, каждый номер должен рассказать и изложить содержание своей части текста, чтобы все члены группы могли ответить на вопросы к нему. Учитель потом проверяет понимание текста и на вопросы отвечают все члены группы, а не тот участник, который отвечал за тот или иной кусок текста. 45

М ОЗГОВОЙ ШТУРМ Групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. 46

Р ЕКОМЕНДАЦИИ К ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ М ОЗГОВОГО ШТУРМА 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений. Примечание: парная мозговая атака помогает учащимся, которым сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся. 47

П РИЧИННАЯ КАРТА В центре причинной карты указывается та проблема, над которой предстоит подумать. Вокруг в прямоугольниках располагаются причины, которые оказывают влияние на проблему 48 Событие, явление Причина 1 Причина 2 Причина 3 Причина 4 Причина 5 Причина 6 Причина 2.2 Причина 2.1

П РОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ 1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). 2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (для начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-» услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа) 3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции. 49

П РОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ 4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов.(Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар). 5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2). 6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции. 50

П РОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ 7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар). 8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе. 9. Работы сдаются учителю. Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия. 51

РАФТ Социо-игровое задание: Р (оль) А (удитория) Ф (орма) Т (ема) Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. 52

С ИНКВЕЙН Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными. Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме. Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы. 53

П РИМЕР СИНКВЕЙНА Снег Пушистый, мягкий Лежит, хрустит, сверкает. Белоснежный ковёр покрыл землю. Красота! 54

С ТРАТЕГИЯ Задайте 3 вопроса Дайте 2 замечания Оставьте 1 предложение 55

Т АБЛИЦА З-Х-У Способ организации материала 56 ЗнаюХочу узнатьУзнал

Т ОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ На стадии вызова это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания. При рефлексии - для демонстрации понимания пройденного. 57 Тонкие вопросыТолстые вопросы Кто…? Что…? Когда…? Как звали…? Объясните, почему….? В чём различия…?

Э ССЕ (10- МИНУТНОЕ ) После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения. 58

Э ССЕ (5- МИНУТНОЕ ) Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1. написать, что они узнали по новой теме; 2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. 59

6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Белая шляпа: информация Красная шляпа: чувства и интуиция Черная шляпа: критика Желтая шляпа: логический позитив Зеленая шляпа: креативность Синяя шляпа: управление процессом Варианты использования: 60

С ПИСОК ИСТОЧНИКОВ John H. Clarke. Using visual organizers to focus on thinking. Journal of Reading, 34:7, April 1991, pp (Кларк Дж. Г. Использование визуальных организаторов для фокусирования на мышлении. © Перевод Е. Н. Волков, 2009) Дайана Халперн. Психология критического мышления. 4-е международное издание Издательство: Питер, 2000 г. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», С Метод критического мышления Примеры методических приемов технологии развития критического мышления Примеры методических приемов технологии развития критического мышления Шесть вопросов море ответов Шесть типов вопросов Яндекс.Картинки 61 Презентацию подготовила для Вас Рябухина Н.А., методист ГЦИ «Эгида»