© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. «Совершенно безвредных компьютеров не бывает. Речь может идти только о более или менее опасных», - утверждают специалисты Госстандарта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компьютер и здоровье Работу выполнили ученицы 10 класса Лобачева Марина и Тимофеева Анна.
Advertisements

Правильная рабочая поза.. При работе необходимо: Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе.
ЗДОРОВЬЕ и КОМПЬЮТЕР. Единственный способ сохранить здоровье – это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. М.
Компьютер стал неотъемлемой участником нашей жизни. Вместе с ним в жизни человека появились проблемы, с которыми он раньше не сталкивался.
Выполнила ученица 9 класса МОУСОШ с. Апалиха Учитель : Козлова О. А. Инструкция по технике безопасности.
Правила работы с ПК Организация рабочего места и техника безопасности.
Знакомый и незнакомый компьютер.. В том, что компьютер является незаменимым помощником человека никто не сомневается, но компьютер друг или враг?
Компьютер и здоровье Подготовлено по Санитарным правилам и нормам (СанПиН)
Техника безопасности в кабинете информатики. Ваше рабочее место Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь.
Техника безопасности в кабинете информатики. Ваше рабочее место Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь.
Отдохни Сделай паузу Выбери вариант для зарядки: Вариант 1 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 3 Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись.
Компьютер и здоровье Улитина Е. В.. Основные вредные факторы, действующие на ребенка за компьютером: сидячее положение в течение длительного времени;
Консультация для родителей будущих первоклассников СОХРАНЕНИЕ ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА.
Т ЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ Компьютер и здоровье.
Влияние компьютера на организм человека Выполнил: Жадан Михаил.
Учёные стремятся найти пути снижения нагрузки на организм человека, связанной с работой на компьютере, участвуют в создании совершенной и безопасной техники.
Правила техники безопасности.. К работе на ПК допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности и правилам работы в кабинете.
Компьютер в жизни ребёнка. Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг,
КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ. Вредные излучения при работе за компьютером Компьютер – источник нескольких видов излучений и полей: 1.ЭЛТ монитора создает ионизирующее(рентгеновское)излучение.
Влияние телевизоров и компьютеров на организм человека Выполнил ученик 9 «б» класса Яворский Виталий Выполнил ученик 9 «б» класса Яворский Виталий.
Транксрипт:

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. «Совершенно безвредных компьютеров не бывает. Речь может идти только о более или менее опасных», - утверждают специалисты Госстандарта.

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Принципы работы мониторов с электронно-лучевой трубкой Основой монитора является пустотелая стеклянная трубка, в глубине которой находятся три электронные пушки, излучающие пучки электронов высокой интенсивности в сторону экрана. На пути этих пучков создаются мощные магнитные поля, ускоряющие и направляющие их в нужную точку экрана. Усиленные пучки пробегают по внутренней поверхности экрана, покрытой крупинками люминофора - вещества, излучающего свет под воздействием электронной бомбардировки.

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Светящиеся точки люминофора и создают видимое на экране изображение, излучая при этом не только видимый свет, но и ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Поглощение же электронов стеклом экрана приводит к накоплению на поверхности экрана электрического заряда, т.е. возникновению электростатического поля. Таким образом, человек, находящийся перед экраном монитора, испытывает воздействие: мощных электромагнитных полей, образуемых ускоряющей, отклоняющей и многими другими системами монитора; электростатического поля, возникающего на лицевой поверхности экрана; коротковолнового (ультрафиолетового и рентгеновского) излучения люминофора. Требования к монитору: Принципы работы мониторов с электронно-лучевой трубкой количество цветов не менее 256; возможность регулировки яркости и контраста изображения; размер зерна не более 0,28 мм; частота регенерации не менее 75 ГЦ.

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Влияние работы за монитором на здоровье человека Ультрафиолетовое и рентгеновское излучения вызывают многочисленные заболевания (в том числе - и онкологические). Воздействие электромагнитных полей монитора в сочетании с высоким зрительным и нервно-эмоциональным напряжением вызывает существенные изменения центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. У работающих возникают головные боли, иногда с тошнотой и головокружением. У них чаще чем у лиц контрольных групп диагностируются неврозы, нейроциркулярные дистонии, гипо- и гипертония. Электростатическое поле приводит к повышению концентрация положительных ионов и положительно заряженных частичек пыли и дыма в пространстве между пользователем и дисплеем. Пылевые частицы могут содержать антигены и бактериальную флору У работающих с ПК могут наблюдаться аллергические заболевания и повышенный уровень заболеваемости органов дыхания и кожных покровов лица и рук (дерматит), изменения иммунитета.

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Зрительные: затуманивание зрения (снижение остроты зрения); замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации); двоение предметов; быстрое утомление при чтении. Глазные: жжение в глазах; чувство «песка» под веками; боли в области глазниц и лба; боли при движении глаз; покраснение глазных яблок. Основные проявления компьютерного зрительного синдрома АСТЕНОПИЯ - отсутствие силы зрения

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Комплекс упражнений для глаз Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. 1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталость глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4.Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Нагрузка на опорно-двигательный аппарат ОТСУТСТВИЕ НАГРУЗКИ на мышцы спины приводит к их деградации. Так как обмен веществ в позвоночнике происходит с их помощью, то оннарушается. В итоге происходит деградация межпозвонковых дисков. НАГРУЗКА НА МЕЖПОЗВОНКОВЫЕ ДИСКИ намного больше, чем в положении стоя или лежа. Это может вызвать боли в голове, конечностях и внутренних органах. Остеохондроз. Заболевание при котором происходит разрушения межпозвонковых дисков, которое может привести к грыже диска (выпячиванию его в какую либо сторону). Грыжа диска может повредить как спинной мозг так и нервные отростки от него исходящие. Последствия таких повреждений могут быть самыми разными, от болей в спине, конечностях и внутренних органах до паралича конечнечностей. Одной из основных причин развития остеохондроза является недостаточное питание межпозвонковых дисков, это может быть вызванно разными причинами, однако главная из них - дистрофия мышц спины, с помощью которых и осуществляется обмен веществ в дисках.. Признаками наличия этого заболевания могут быть: были или чувство дискомфорта в спине, боли в голове, конечностях или нарушение работы внутренних органов.

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Для профилактики и лечения синдрома запястного канала необходимо, чтобы: 1. При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов) 2. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края. 3. Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, специальной формы клавиатура или компьютерный стол с такими выпуклостями). Эргономичность рабочего места, правильное положение рук

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Эргономичность рабочего места, правильное положение рук Профилактические упражнения: 1. Встряхните руки, сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз) 2. Вращайте кулаки вокруг своей оси. 3.Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Защемление может быть вызвано распуханием сухожилий проходящих в непосредственной близости к нерву а так же, распуханием самого нерва. Причиной же защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений (например при работе с мышкой) или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находиться в постоянном напряжении. Всё это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Стоит заметить что боль в руках может быть вызвана не только защемлением запястного нерва, но и повреждением позвоночника (остеохондроз, грыжи межпозвонковых дисков) при котором повреждается нерв идущий к рукам от спинного мозга.

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Эргономические требования к организации рабочего места Во время нахождения за компьютером самым оптимальным является положение тела при котором спина и шея прямые, ноги стоят на полу при прямом угле сгиба в коленях, угол сгиба в локтях то же прямой. Для этого следует: Разместить монитор прямо перед вами, причём так что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше. (Это позволит держать голову прямо, и исключит развитие шейного остеохондроза). Оптимальное расстояние от глаз до экрана см, допустимое – не менее 50 см. Постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В то же время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы с которыми вы работаете. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, что бы они находились на одной высоте. Стул на котором вы сидите должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ваши ноги могут прочно стоять на полу. Спинка позволит держать спину прямо, подлокотники дадут возможность отдохнуть рукам, правильное положение ног не будет мешать кровообращению в них же. Спина должна иметь опору в области нижних углов лопаток. Расположение других часто используемых вещей, по возможности, не должно приводить к долгому нахождению в какой либо искривлённой позе, и не должно приводить к наклонам в сторону (именно при таком наклоне самая большая вероятность повредить межпозвонковый диск).

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СЕНСОРНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОТИВАЦИОННЫЙ Основные виды психологических барьеров при работе на компьютере

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности; Субъективное переживание ими на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости; Неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности «Я-реального» и «Я- виртуального» СИМПТОМЫ ЗАВИСИМОСТИ психическиесоматические

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ЗАВИСИМОСТИ К психическим признакам относят: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или даже при ожидании ("предвкушении") контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой; желание увеличивать время взаимодействия ("дозу") с компьютером или игровой приставкой; появление чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой; использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе. К соматическим признакам относят: сухость глаз; запоры; отсутствие аппетита; неряшливость.

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Психолого-педагогические аспекты работы с программными средствами учебного назначения Повышении темпа обучения Мобилизация внутренних резервов и приводится в действие целый ряд механизмов, направленных на преодоление возникших трудностей Срыв деятельности Избыток информации Эффективность деятельности человека снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности. Имеется немало данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные, как это ни парадоксально, с утомлением: учащаются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость. Поэтому далеко не всегда главной задачей при разработке обучающих программ является уменьшение темпа подачи и сокращение потока информации. В некоторых случаях главной может оказаться задача преодоления недостатка информации.

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Психолого-педагогические аспекты работы с программными средствами учебного назначения Организация общения с программой определяется психологическими особенностями обучающегося Образный тип памяти и художественный склад мышления Активные формы обучения с преобладанием наглядно- образных форм подачи материала в интересной игровой форме Лица с мыслительным типом индивидуальности Самостоятельная работа с материалом, отработка с помощью компьютерных программ различных умений, аналитические виды заданий

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Физиологические особенности восприятия цветов и форм При проектировании обучающих программ рекомендуется учитывать следующие физиологические особенности восприятия цветов и форм: 1. Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый. 2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый. 3. Нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый. 4. Сочетание двух цветов цвета знака и цвета фона существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне). Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем. 5. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. 6. Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее. 7. Любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания. Анимационный интерфейс орудие очень мощное и поэтому требует особой осторожности. Попытки потрясти мир приводят к быстрой утомляемости пользователя и, как следствие, отторжению системы. 8. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения. Причем выраженность эффекта не зависит от интенсивности нерелевантного звука (если она колеблется в пределах от 40 до 75 дБ). Физиологические особенности восприятия цветов и форм

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. I класса (6 лет)10 минут II-V классов15 минут VI-VII классов20 минут VIII-IX классов25 минут X-XI классов 30 минут на первом уроке, 20 минут – на втором. Допустимая длительность занятий для учащихся за ВДТ

© Самарский РЦ ФИО, 2003 г. Нормативные документы, регламентирующие работу за персональным компьютером 1.Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств ВТ, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования.// Информатика и образование. – , 5, 7; , 2. 2.ГОСТ З Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности. 3.ГОСТ Р Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности. 4.СанПиН Санитарные нормы и правила. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. Госкомсанэпиднадзор России. Москва, ГОСТ Оценка качества программных средств. Общие положения.