Ткач Елена Николаевна учитель-логопед МОУ СОШ 2 города Карасука Презентация настроена по щелчку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация деятельности учителя – логопеда Автор: учитель-логопед МКОУ «Башлыкентской СОШ им. Ш.Г. Шахбанова» Агаева Роза Османовна.
Advertisements

Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии.
« Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза, как средство коррекции дисграфии у младших школьников с ОВЗ » Учитель - логопед I категории.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой..
Логопедическая работа с детьми в условиях ГБОУ общеразвивающего вида. ГБОУ д/с 300 ЮЗАО г.Москвы Учитель-логопед Ишанова Ирина юрьевна.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
НДОУ «Д ЕТСКИЙ САД 137 ОАО «РЖД» Взаимодействие логопеда и воспитателя в реализации лексической темы Учитель-логопед высшей категории: Яковлева Елена Владимировна.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
1.Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику у детей с ОНР. 2.Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. 3.Использовать в своей работе.
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда МБДОУ «Детский сад 36» г. Краснокамск Учитель – логопед: Коломиец Н.А.
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда ГБОУ «Ялгинский детский дом-школа» Учитель – логопед: Колотухина М. А.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Подготовила учитель-логопед : МАДОУ «Детский.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Транксрипт:

Ткач Елена Николаевна учитель-логопед МОУ СОШ 2 города Карасука Презентация настроена по щелчку

Система работы (2007 год) Речь – не врождённая способность человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

На бумаге всё так просто, Всё так сложно наяву – Словно в океане остров В жизни школьной я живу. Вроде бы со всеми вместе, Но особый темп и строй И порой обходят вести Школьной жизни стороной… Вроде даже несерьёзно – Распеваем «а» да «о» И звонок, страж ритма грозный, Обтекает стороной, Мимо шумные теченья Бесконечной детворы, У меня ж столпотворенье В междусменный перерыв.

Логопедическая работа дети родители педагоги Повышение квалификации

Три с ступеньки р русской орфографии Чтобы научиться грамотно писать, необходимо преодолеть

Фонетический принцип заключается в том, многие слова пишутся так, как слышатся. заключается в том, многие слова пишутся так, как слышатся. Этому принципу подчиняются лишь те слова, где все звуки слышатся чётко, ясно. Этому принципу подчиняются лишь те слова, где все звуки слышатся чётко, ясно.

Морфологический принцип Ведущий принцип русской орфографии. Ведущий принцип русской орфографии. Требует знания правил и умения применять их. Требует знания правил и умения применять их.

Традиционный принцип Так называемые Так называемые словарные слова. словарные слова. Значительный пласт лексики, где законы правописания бессильны. Значительный пласт лексики, где законы правописания бессильны.

Причины дислалии. (от греч. dis – расстройство, lalia –речь) (нарушение звукопроизношения) Функциональные Функциональные (проблемы (проблемы развития и воспитания) воспитания) Органические Органические(строение)

Коррекционная работа (в целом) Звукопроизношение. Звукопроизношение. Развитие общих речевых навыков. Развитие общих речевых навыков. Работа над слоговой структурой слова. Работа над слоговой структурой слова. Использование лексических тем Использование лексических тем Обучение связной речи. Обучение связной речи. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

Логопедическая работа 1-й класс Развитие фонетико-фонематических процессов. Развитие фонетико-фонематических процессов. Дифференцировании оппозиционных групп. Дифференцировании оппозиционных групп. Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Формирование действия изменения слов. Формирование действия изменения слов. Помощь в обучении детей (слоговой анализ-синтез и т.д.) Помощь в обучении детей (слоговой анализ-синтез и т.д.) Формирование грамматически правильной связной речи. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. Развитие словаря.

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению дисграфии и дислексии Дисграфия, Дисграфия, дизорфография – нарушения процесса письма. Дислексия – нарушения процесса чтения. Дислексия – нарушения процесса чтения.

2-й класс Коррекция на фонетическом уровне Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии. Лексический уровень. Пропедевтика грамматической дислексии и диграфии. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Проблемно- концептуальный план работы логопедического кабинета на период текущего учебного года (начальная школа). Проблема Проблема (см. далее) Концепция Концепция(см.далее)

Адаптация уч-ся в школе. Повышение мотивации учебной деятельности. Создание условий для успешной адаптации. Организация образовательно- воспитательного процесса с учетом интересов, желаний, возможностей, особенностей психофизического здоровья.

Из плана Индивидуализация процесса обучения и воспитания мл. шк. Индивидуальная коррекционная помощь учащимся – логопатам. Развитие творческих способностей учащихся. Активизация непрерывного процесса развития творческих способностей. Охранительный режим обучения в начальной школе. Сохранение и укрепление здоровья. Организация о/в работы, направленной на сохранение, укрепление и коррекцию здоровья уч-ся, профилактика заболеваний.

Преемственность в работе: дошк. учр.- нач. шк.- средн. Шк. Единство требований, сопровождение учебной деятельности учащихся. Комплексный подход к развитию уч-ся в условиях нач. шк. Согласованность в работе пед. состава Взаимодействие пед. с родителями Развитие сотрудничества, взаимопомощи. Обмен полезной информацией, учитывая интересы обеих сторон.

Методы При постановке: постановке: по подражанию; с механической помощью; смешанный способ. Вербальные Вербальные Невербальные Невербальные (например, рисуночные методики)

Артикуляционный профиль – схематическое изображение способа произнесения каждого звука При работе над нарушенным звуком При работе над нарушенным звуком Целесообразно в классе, где есть дети с нарушением слухового восприятия – можно одновременно, работая над каждым новым звуком: Целесообразно в классе, где есть дети с нарушением слухового восприятия – можно одновременно, работая над каждым новым звуком: - слышать звук, - видеть на профиле способ его произнесения, - сопоставлять акустический образ, картинку и положение собственных органов речи, используя одновременно слуховой, зрительный и проприоцептивный анализаторы.

Логомассаж – один из методов коррекционно- педагогического воздействия. 1. В работе активно использую самомассаж. 2. Цель – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса определённой группы мышц. 3. Можно использовать с группой детей одновременно, многократно в течение дня. 4. Схема – массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Самомассаж – массаж, выполняемый самим ребёнком Провожу самомассаж под стихотворное сопровождение – этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно- проприоцептивную стимуляцию в определённом ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. На основе упражнений,разработанных Е.А.Дьяковой, к.пед наук, написала рифмованное сопровождение ко всем упражнениям, с сохранением в тексте ключевых характеристик.

Чуковский писал в одной из своих работ, что именно хорей, в котором «написаны» все колыбельные, наиболее благотворно влияет на восприятие, успокаивает. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущения дискомфорта, все движения должны приносить удовольствие.(Е.А.Дьякова) Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущения дискомфорта, все движения должны приносить удовольствие.(Е.А.Дьякова) Текст для упражнений написан хореем. Текст для упражнений написан хореем.

Из моего авторского самомассажа 1.Мне такой массаж поможет, 1.Мне такой массаж поможет, Это точно знаю я: «Я хороший, я хороший», - Пальцы медленно скользят, Гладят голову и уши, И по шее, по плечам, - Я ещё бываю лучше, Я хороший, знаю сам! 2. Пальцы, будто ножки, Провели дорожки От средины лба к височкам И назад к исходным точкам!

Обязательный элемент занятия по звукопроизношению – артикуляционная гимнастика Комплексы со стихотворным сопровождением для различных органов речи: языка, губ, челюстей. Комплексы со стихотворным сопровождением для различных органов речи: языка, губ, челюстей. Тематические комплексы игр- упражнений. Тематические комплексы игр- упражнений. Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики. Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики. Классические упражнения. Классические упражнения. В основе занятий – чаще то, что придумала сама на основе классических упражнений.

Тренировка Развитие Дыхательного Дыхательного Голосового Голосового Слухового аппаратов Слухового аппаратов Памяти Памяти Внимания Внимания Мышления Мышления Восприятия (слухового, зрительного, тактильного) Восприятия (слухового, зрительного, тактильного)

Последовательность автоматизации поставленного звука (на примере Ш). 1. Отработка звука в открытых слогах - ша-шу-шо и т.д. 2. Отработка звука в словах с этими слогами – шаг, шапка и т.д. 3. Предложения с этими словами – Наташа пишет… 4. Отработка звука в обратных слогах –юш-аш-ош и т.д. 5. Отработка звука в словах с этими слогами – ваш, кошка и т.д. 6. Отработка звука в предложениях с этими словами – кошка ловит мышку. 7. Отработка звука в слогах со стечением согласных – ушк-ошк и т.д. 8. Отработка звука в словах со стечением – штык, шкаф и т.д. 9. Отработка звука в предложениях – Книги стоят в шкафу. Звуки Ц и Ч сначала автоматизируются в словах на конце слова – танец, заяц, ночь, мяч и т.д.

Направления работы при дисграфии. 1. Развитие зрительного восприятия. 2. Тактильные ощущения. 3. Слуховое восприятие. 4. Развитие зрительной памяти. 5. Развитие линейной памяти. 6. Развитие слуховой памяти. 7. Формирование мышления. 8. Развитие понимания речи. 9. Развитие, формирование речи. 10. Развитие слоговой структуры.

Основные принципы коррекции дислексий Комплексности. Комплексности. Патогенетический (принцип учёта патогенеза). Патогенетический (принцип учёта патогенеза). Учёта психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности. Учёта психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности. Максимальной опоры на различные анализаторы. Максимальной опоры на различные анализаторы. Опоры на сохранные звенья нарушенной функции. Опоры на сохранные звенья нарушенной функции. Поэтапного формирования умственных действий. Поэтапного формирования умственных действий. Учёта зоны «ближайшего развития». Учёта зоны «ближайшего развития». Постепенного усложнения заданий и речевого материала. Постепенного усложнения заданий и речевого материала. Системности. Системности. Симптоматики и степени выраженности дислексий. Симптоматики и степени выраженности дислексий.

заикание дыхательные упражнения упражнения голоса упражнения в чтении и разговоре

Время проведения занятий. Занятия с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, провожу индивидуально, как правило, в внеурочное время, с учётом режима школы 2-3 раза в неделю, продолжительностью 20 минут. Занятия с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, провожу индивидуально, как правило, в внеурочное время, с учётом режима школы 2-3 раза в неделю, продолжительностью 20 минут. Подгрупповые занятия с первоклассниками провожу во время уроков ( по положению – кроме уроков обучения грамоте и математики). Подгрупповые занятия с первоклассниками провожу во время уроков ( по положению – кроме уроков обучения грамоте и математики). Подгрупповые занятия с классами КРО – согласно расписанию. Подгрупповые занятия с классами КРО – согласно расписанию.

тетради Классные для 1 классов. Классные для 1 классов. Карточки для домашних тетрадей дислаликам. Карточки для домашних тетрадей дислаликам. Прописи для классов КРО. Прописи для классов КРО. Дневники для заикающихся. Дневники для заикающихся. Классные и домашние для дисграфиков. Классные и домашние для дисграфиков. Учёта для дислексиков. Учёта для дислексиков.

Создание необходимой атмосферы Эмоциональная память сильнее памяти рассудка. « Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике… Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все решительно формы нашего поведения и на все моменты воспитательного процесса». Можно добавить: и образовательного. « Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике… Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все решительно формы нашего поведения и на все моменты воспитательного процесса». Можно добавить: и образовательного. Академик Л.С.Выгодский Академик Л.С.Выгодский М.М.Безруких ( директор Института возрастной физиологии РАО) М.М.Безруких ( директор Института возрастной физиологии РАО)

кабинет Опорные стенды Опорные стенды Сменная информация Сменная информация Специальная литература Специальная литература Обучающая литература Обучающая литература Разнонаправленные карточки Разнонаправленные карточки Папки Папки Зоны коррекции и отдыха. Зоны коррекции и отдыха.

Успех работы во многом зависит от того, насколько логопедическая работа обеспечена помощью со стороны родителей. Стараюсь осуществлять постоянную связь: консультации-беседы; консультации-беседы; совместные занятия; совместные занятия; уголки с рекомендациями, памятками в коридорах; уголки с рекомендациями, памятками в коридорах; папки с подборкой материалов из прессы и специальной литературы; папки с подборкой материалов из прессы и специальной литературы; специальные тетради-дневники. специальные тетради-дневники.

Контакт с педагогами Поддерживаю тесную связь с учителями начального звена. Поддерживаю тесную связь с учителями начального звена. Информацию о всех проявления дисграфии и дислексии довела до сведения каждого ещё на начальном этапе работы в печатном виде. Информацию о всех проявления дисграфии и дислексии довела до сведения каждого ещё на начальном этапе работы в печатном виде. Стараюсь работать в тесном контакте с теми, чьи дети посещают логопедические занятия. Стараюсь работать в тесном контакте с теми, чьи дети посещают логопедические занятия.

Порой незаметно-легки По слову, по звуку, по строчке К грядущим пятёркам шажки, Невидимые шажочки… Есть неодолимость порой Надуманного барьера – Там знаний не сложится строй, Где в силы отсутствует вера… Рой стереотипов-помех На этом пути неизбежен, Но там будет верный успех, Где добрые руки поддержат!

«Воспитание правильной речи у ребёнка – это не только задача эстетическая, но и задача полноценного развития его личности, так как речь является средством общения между людьми, средством передачи опыта, накопленного предыдущими поколениями.» профессор М.Е.Хватцев, 1962г.

***Известно всем, за годом годМы повторяем снова:Нам важен личностный подход,Нацеленное слово.Когда горит ориентир,Когда все средства к цели,Возможно переделать мир,Открыть любые двери,В любую душу заглянуть –Сиянье глаз – ответом…Пусть не сейчас, когда-нибудь,Но точно будет это!