Здоровье детей как критический фактор политики в области детства Чечельницкая Серафима Моисеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Advertisements

Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г. Бикина Здоровьесбережение – важное направление в работе школы.
Выступление заведующего Журавлевой Светланы Викторовны.
Основы здорового образа жизни. Содержание Здоровье Здоровье Соотношение факторов, влияющих на здоровье Соотношение факторов, влияющих на здоровье.
Сформированность здорового образа жизни учащихся как основа охраны и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях Звездина И.В.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Из Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года - Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного.
Возрастные особенности подростков Педагог-психолог.
ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ тепанова Марина Исааковна Д.м.н. С тепанова Марина Исааковна Москва.
-Обеспечение психологического сопровождения в кризисные периоды возрастного развития : -В периоды адаптации к новым требованиям (при поступлении в детский.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Руководитель центра здоровья: С.А.Ульянова, инструктор по физической культуре.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
НИ ТПУ ИНК Кафедра: Экология и БЖД Техносферная безопасность Группа 1Е10 Выполнила: Мельникова Татьяна.
Здоровый образ жизни. Презентацию подготовил Ученик 8 класса школы 67 Харитонов Севастиан.
Здоровье как состояние и свойства организма. Уровни здоровья Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Групповое здоровье – здоровье социальных.
Транксрипт:

Здоровье детей как критический фактор политики в области детства Чечельницкая Серафима Моисеевна

«Здоровье не является целью жизни, но это важнейший ресурс для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные, психические и физические возможности человека» Всемирная Организация Здравоохранения 1986 г.

Образ Я Физическое развитие Коммуникативная компетентность Образо вание Уровень доходов Поведенчес кие стереотипы Эмоциона льное развитие Агрессивность Здоровье Заболевания

Номинальная экспертная классификация здоровья: показатели, характеризующие уровень физического развития (вес, рост, индекс массы тела, окружность головы и груди, развитие основных двигательных качеств); показатели функционального состояния организма (функциональное состояние центральной и вегетативной нервной систем, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов, костно-мышечной системы, физическая подготовленность, сон); показатели, характеризующие уровень умственного развития (память, внимание, мышление, уровень интеллекта, успеваемость, объем знаний); показатели, характеризующие уровень личностного развития (Образ Я – самооценка, самоотношение, самопринятие; ролевая идентификация, коммуникативная компетентность, простраивание будущего, самореализация, креативность, коппинг-ресурсы, жизненные ценности, жизненные навыки);

показатели, характеризующие устойчивость, сопротивляемость (стрессоустойчивость, частота острых заболеваний, отражающая состояние иммунитета, силовая выносливость, работоспособность, умственная работоспособность, психологические защитные механизмы); заболеваемость (аллергические заболевания, хронические заболевания, врожденные пороки и уродства, последствия травм, психосоматические реакции и состояния, функциональные отклонения в состоянии здоровья биологические факторы, влияющие на здоровье (наследственность, патология в родах, беременность, роды и кормление грудью) поведение, как показатель здоровья и фактор риска нарушений здоровья (сексуальное поведение, двигательная активность, аддитивное поведение, обращение за мед услугами, увлечения, хобби)

режим (дня, питания, отдыха, труда, двигательной активности, нагрузки, закаливание и гигиена) факторы окружающей природной среды: климатические условия – влажность, количество солнечных дней в году, температурный режим и т.д.; антропогенные и техногенные воздействия – загрязненность воздуха, воды, почвы, повышенный уровень радиации и т.д.; риск природных катаклизмов – извержение вулканов, сход селей, наводнения, риск цунами, землетрясения и т.д. факторы социальной среды: декларируемая политика государства по охране и укреплению здоровья населения, средства массовой информации, доступность и качество медицинских услуг, социальная поддержка в случае утраты трудоспособности; развитость сферы досуга, традиции, социальные нормы поведения в области здоровья, состояние сферы бытовых услуг – транспорт, магазины и т.д.

факторы семейной среды: тип/состав семьи, взаимоотношения в семье, материальное положение семьи, семейные традиции, наличие инвалидов и/или хронических больных в семье факторы профессиональной среды: педагогические воздействия, гигиенические условия труда, психологический микроклимат в коллективе, интерес к учебе/работе, достижения, перспектива карьерного роста, уровень образования, сфера деятельности.

Протокол междисциплинарного обследования 1.Социальное обследование всего контингента с целью выявления обучающихся группы риска по безнадзорности и организации их сопровождения 2.3-х этапный медицинский скрининг с целью выявления обучающихся с функциональными нарушениями здоровья, помощь которым должна оказываться в учреждениях образования 3.Психологический скрининг с целью выявления детей групп риска по отклоняющемуся поведению 4.Углубленное психологическое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в оказании помощи в структурах Службы практической психологии в образовании 5.Оценка физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности 6.Логопедическое обследование обучающихся начальной школы с целью своевременного выявления риска развития школьной неуспеваемости 7.Оценка распространенности поведения, связанного с риском для здоровья, в подростковой и молодежной среде

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и ( или ) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Результаты социального обследования Этапы обследования: Заполнение социального паспорта классным руководителем на каждого ребенка Заполнение социальной анкеты на детей группы риска по безнадзорности социальным педагогом Сопровождение безнадзорных детей социальным педагогом в процессе диспансеризации

Медико-психолого-педагогические проблемы безнадзорных подростков Признаки, которые настораживают учителя Вся обследованная популяция Безнадзорные дети 1. Трудности обучения11%49%* 2. Снижение успеваемости6,6%29%* 3. Быстрая утомляемость, трудности концентрации внимания, снижение работоспособности 9,6%33,8%* 4. Плаксивость, обидчивость, частые смены настроения 5%18,5%* 5. Грубые, агрессивные формы поведения, раздражительность 3,8%27,2%* 6. Чрезмерная подвижность, неусидчивость7,4%26%* 7. Негативизм, непослушание2%21%* 8. Случаи ухода из дома, прогулы школы2%40%* 9. Случаи курения, употребления алкоголя, наркотиков2,4%30,8%*

Качество жизни безнадзорных подростков Безнадзорные дети Дети без хронических заболеваний шкала физического функционирования; 2 - шкала двигательного функционирования; 3 - шкала автономного функционирования; 4 - шкала познавательного функционирования; 5 - шкала социального функционирования; 6 - шкала позитивного настроения; 7 - шкала негативного настроения.

Распределение обследованных детей по группам здоровья Дети с врожденными пороками развития, аномалиями, не осложненными заболеваниями одноименного органа или тяжелым нарушением функции данного органа, наблюдаются по II группе здоровья без проведения активного противорецидивного и физиотерапевтического лечения. Группа по физкультуре – основная, участие в соревнованиях - по показаниям. (Методические рекомендации по организации диспасеризации детского населения. Москва 1991)

Процент детей, имеющих 1 диагноз

Процент детей, имеющих 2 диагноза

Процент детей, имеющих 3 диагноза

Процент детей, имеющих 4 диагноза

Распространенность нервно-психических расстройств и их возрастная динамика у школьников Группа психических расстройств и расстройств поведения (МКБ 10) 66,6 промиль в популяции

Ф. Эрисман 1887 г. «Доктор Нестеров, исследуя 216 человек учащихся в одном из средних учебных заведений Москвы, нашел среди них 71 человека, или 32%, нервная система которых была найдена ненормальной, причем, эти нервные расстройства (повышение психической чувствительности, головные боли, периферические невралгии, сердцебиение и т.д.) оказались резко прогрессирующими с каждым классом: в младших классах их было 8-20%, а в старших %» Г. Вологда 2002 г лет

Влияние состояния здоровья на качество жизни подростков 1 - шкала физического функционирования; 2 - шкала двигательного функционирования; 3 - шкала автономного функционирования; 4 - шкала познавательного функционирования; 5 - шкала социального функционирования; 6 - шкала позитивного настроения; 7 - шкала негативного настроения. Дети с хронической патологией ЖКТ Дети без хронических заболеваний Дети с синдромом вегето-сосудистой дистонии

Возрастная динамика железодефицитной анемии

Количество детей 1-4 классов с речевой патологией и ее истинная структура

Физическое развитие детей г. Москвы по данным здравоохранения

«Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени» (В.И. Ильинич, 1999). «Жизненная емкость легких, МПК в условиях физической работы и двигательные качества, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, комплексно тестируемые, при определенных условиях могут быть достаточно информативными в оценке уровня физического развития» В.М. Зациорский (1966):

Рис. 8. Динамика показателей силовой выносливости основных групп мышц у мальчиков с 7 до 17 лет Рис. 7. Динамика показателей силовой выносливости основных групп мышц у девочек с 7 до 17 лет Развитие двигательных качеств

Рис. 9. Динамика показателей быстроты, гибкости, ловкости у девочек с 7 до 17 лет Рис. 10. Динамика показателей быстроты, гибкости, ловкости у мальчиков с 7 до 17 лет Развитие двигательных качеств

Гармоничное развитие физических качеств Девочка 14 лет Мальчик 14 лет

Дисгармоничное развитие физических качеств Девочка 14 лет Мальчик 14 лет

Общий тренд показателя распространённости заболеваний (кифоз, кифоз позиционный, инфантильный юношеский сколиоз, юношеский сколиоз) для девочек за период от 6 до 17 лет остаётся практически горизонтальным, а для мальчиков за этот же период характеризуется снижением с 64 до 40

Физиологические особенности детей с нарушениями осанки Показатели длины тела связаны с нарушениями осанки и у девочек и у мальчиков, связь прямая, средней силы (r=0,35 для мальчиков и r=0,25 для девочек при р

По определению С.И.Ожегова осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры). В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: Без осанки – конь - корова.

Соотношение уровня самооценки и нарушений осанки у младших школьников лет

Психо-социальные предикторы нарушений осанки. Влияние семейной среды Нарушения осанки достоверно чаще встречались в неполных семьях (63%) у матерей с высшим образованием (78%). По сравнению со здоровыми сверстниками, дети с нарушениями осанки достоверно чаще расценивают отношение своих отцов как проявление враждебности и гораздо реже, как проявление позитивного интереса Отношение матери школьники с нарушениями осанки достоверно чаще расценивают как враждебное и непоследовательное Эмоционально-личностные особенности школьников, имеющих нарушения осанки Дети с нарушениями осанки имеют более высокий уровень личностной тревожности по самооценочной и межличностной шкалам, но достоверно реже тревожатся в отношениях с учителями Обладают пониженным уровнем агрессивности и негативизма

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости: кифоз, лордоз Самооценка ума 97% имеющих кифоз Самооценка уровня учебы 3% имеющих нарушение Самооценка уровня учебы 97% имеющих нарушение Самооценка красоты

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости: кругло-вогнутая спина (усиление физиологических изгибов позвоночника) Страх ожидания от окружающих Низкая сопротивляемость стрессу Снижение успеваемости

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости: плоская спина (сглаженные физиологические изгибы) Индекс агрессивности Косвенная агрессия Непоследовательность воспитательной позиции матери При непоследовательности воспитательной позиции матери у 90,9% школьников диагностируется плоская спина

Возрастная динамика компонентов социальной установки относительно курения,% отвечавших

Возрастная динамика компонентов социальной установки относительно употребления алкоголя, % отвечавших

Динамика компонентов социальной установки на секс без презерватива, % отвечавших