1 2 Вам будет предложен анализ этого вопроса с точки зрения биолога, специалиста по физиологии мозга. Одаренность, талантливость – более высокая, чем «в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психогенетические исследования интеллекта. Психогенетика интеллекта: Коэффициент интеллекта (IQ). Общий, или генеральный, фактор интеллекта. Наследуемость.
Advertisements

От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА» Кафедра нормальной физиологии Астана 2018 г.
Общая биология Изменчивость. Что изучает генетика? Что такое наследственность? Каким способом передаются наследственные признаки ?
Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности школьников Презентация учителя Фёдоровой Г.А.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Быть одаренным – непростая ноша Проявление повышенной самостоятельности Стремление к новым познавательным ситуациям Устойчиво высокая самооценка Независимость.

Т ВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ "Этот летящий в тартарары сумасшедший мир существует только ради двух вещей: творчества и любви…" - утверждал писатель Патрик Зюскинд.
Профессиональные интересы, склонности, способности.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
В мониторинге участвовало 74 первокласскинка: 37 из ДОУ «Сказка», «Львенок» и 37 из ДОУ «Стрелец»: 1«А» (из ДОУ «Стрелец» - 21 человек), классный руководитель.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Математические модели Динамические системы. Модели Математическое моделирование процессов отбора2.
Презентация урока по методике физического воспитания Преподаватель методики физического воспитания Хусяинова Наталия Шавкятьевна.
Транксрипт:

1

2 Вам будет предложен анализ этого вопроса с точки зрения биолога, специалиста по физиологии мозга. Одаренность, талантливость – более высокая, чем «в среднем» способность к выполнению определенного вида деятельности, одно из значений шкалы «гениальность- невозможность деятельности». Гениальность Одаренность, талантливость Средняя «норма» Затруднения при выполнении деят-ти Невозможность деятельности

3 Основные типы деятельности: интеллектуальная (наука и т.п.) коммуникативная (педагоги и др.) эстетическая (искусство) физическая (в т.ч. спорт) Каждая реальная профессия – «сплав» нескольких типов деятельности и требует участия всех основных блоков ЦНС Основные «блоки» ЦНС: сенсорные системы (воспри- ятие и обработка инф-ии) центры обучения, памяти, аналитико-синтетической деятельности двигательные системы (точность, скорость, координация) центры потребностей, мотиваций, эмоций

4 Одаренность – от слова «дар»; врожденно заданные свойства психики и организма в целом. Эти свойства обусловлены характеристиками: ЦНС, сенсорных и двигательных систем эндокринной сферы обмена веществ на клеточном и тканевом уровнях Пример : IQ (intelligence quotient) Простые характеристики (концентрация гормонов, утомляемость мышц, пороги срабатывания сенсорных систем) Сложные интегральные характеристики (интеллект, темперамент); проблемы начинаются уже тогда, когда мы пытаемся их измерить

5 В начале 20 в. было разработано большое число тестов для оценки различных проявлений интеллекта (памяти, скорости обработки информации, вербального и пространственного мышления, информированности). Было замечено, что результаты разных тестов коррелируют друг с другом. Следовательно, существует «общий фактор интеллекта», ядро интеллектуальных способностей, оценкой которого и является балл IQ. График для учащихся старших классов средних школ США (данные 1990 г.). Средний уровень: ; высшее образование затем добавляет около 10 баллов; «затруднения»: менее 80; одаренность: более 130.

6 Причины различий IQ: качество обучения, социальный статус семей учащихся и/или гены? Частичный ответ дает внутрисемейный и, особенно, близнецовый анализ; коэфф. корр. IQ составляют: МоноЗиг, вместе0.84 МоноЗиг, разлуч.0.72 ДиЗиг, вместе0.60 сиблинги, вместе0.45 сиблинги, разлуч.0.25 График для учащихся старших классов средних школ США (данные 1990 г.). Средний уровень: ; высшее образование затем добавляет около 10 баллов; «затруднения»: менее 80; одаренность: более 130.

7 Причины различий IQ: качество обучения, социальный статус семей учащихся и/или гены? Частичный ответ дает внутрисемейный и, особенно, близнецовый анализ; коэфф. корр. IQ составляют: МоноЗиг, вместе0.84 МоноЗиг, разлуч.0.72 ДиЗиг, вместе0.60 сиблинги, вместе0.45 сиблинги, разлуч.0.25 Дальнейшие расчеты пока- зывают, что наследуемость (Н, степень зависимости признака от генотипа) для IQ составляет около 60 %. Остальное дают: семейная среда – % социальная среда – % Сходные результаты получа- ются и при анализе отдельных компонентов интеллекта.

8 Гениальность Одаренность, талантливость Средняя «норма» Затруднения при выполнении деят-ти Невозможность деятельности Нам «на роду написан» определенный уровень IQ, но условия среды могут смещать его в определенных пределах (модификационная изменчивость). Оценку этих пределов дают работы по разлученным монозиготным близнецам: баллов. Подобная картина характерна для полигенного наследования признаков – на интеллект влияет не менее наших генов Основные группы: гены, влияющие на общий обмен веществ, и гены, специфические для эндокринной и нервной систем.

9 Пример из первой группы: подагра. Обусловлена врожденным нарушением обмена пуринов. В результате образуется избыток мочевой кислоты, которая может откладываться в суставах. Вместе с тем, поскольку мочевая кислота похожа на кофеин, она оказывает возбуждающее действие на нервную систему. «Подагрики» более активны, настойчивы, систематичны в достижении целей. Подобная картина характерна для полигенного наследования признаков – на интеллект влияет не менее наших генов Основные группы: гены, влияющие на общий обмен веществ, и гены, специфические для эндокринной и нервной систем.

10 В.П. Эфроимсон: подсчет числа «подагриков» среди выдающихся личностей. В среднем в популяции их около 0.5 %. Среди попавших в энциклопедию – 5-10 % ; среди попавших в несколько энциклопедий % ; среди «гениев-титанов» %. Александр Македонский Юлий Цезарь Г. Галилей И. Ньютон Ч. Дарвин Микеланджело Рубенс Рембрандт Бетховен и др.

11 Эндокринная сфера и одаренность. Активирующим действием на нервную систему характеризуются, в первую очередь, три группы гормонов: тироксины (щитовидная железа), половые гормоны (андрогены и эстрогены), гормоны надпочечников.

12 Тироксины – активация энергетического обмена во всех клетках организма; их умеренный избыток положительно влияет на многие высшие функции ЦНС (IQ, скоростью обработки информации, память). При значительном избытке – нервозность, гиперактивность, бессонница. При дефиците – вялось, депрессии («микседема»); у новорожденных – отставание умственного развития. Андрогены и эстрогены, помимо формирования вторичных половых признаков, активируют работу ЦНС. Их избыток (резкий рост концентрации) вызывает всплеск полового влече- ния (либидо), ухудшение работы мозга (например, у подростков). Андрогены, кроме того, провоцируют рост агрессивности.

13 Надпочечники – активация при стрессе. Кортикостероиды – кора надпочечников; адреналин и норадреналин – мозговое вещество надпочечников. Их умеренный избыток положительно влияет на многие высшие функции ЦНС (особенно – при реализации деятельности в условиях стресса) Синдром Марфана – системный дефект соед. ткани (нарушение синтеза коллагена); высокий рост за счет длинных ног, «паукообразные» пальцы, дефекты сердечных клапанов и аорты. При этом тяжелом и редком заболевании (1 : 50 тыс.), имеет место повышенный выброс гормонов надпочечников (прежде всего, адреналина), что поддерживает высокий физический и психи- ческий тонус. А. Линкольн Ш. де Голль Н. Паганини Г.-Х. Андерсен К. Чуковский

14 ЦНС и одаренность – основные уровни взаимосвязи: нейроанатомический: как происходили рост и созревание мозга, его отдельных нейронов; нейромедиаторный: активность различных медиаторных систем и их баланс; системный: как организо- вано взаимодействие различных функциональ- ных блоков ЦНС.

15 Этапы развития (онтогенеза) мозга: 1) образование основных отделов ЦНС; 2) миграция эмбриональных нейронов на свои места; 3) ветвление нейронов и установление между ними контактов-синапсов. Два последних этапа направляются ФРН – факторами роста нервов.

16 Этапы развития (онтогенеза) мозга: 1) образование основных отделов ЦНС; 2) миграция эмбриональных нейронов на свои места; 3) ветвление нейронов и установление между ними контактов-синапсов. Два последних этапа направляются ФРН – факторами роста нервов. От индивидуальной чувствительности нейронов к ФРН зависит уникальная «архитек- тура» мозга каждого из нас. При этом возможны весьма значительные (и не всегда понятные) вариации. А. Эйнштейн: выявлено более мощное развитие теменных зон коры больших полушарий (связанных с абстрактным мышлением). Что послужило причиной, и как это привело к формированию гениальных математических способностей? Это пока остается загадкой…

17 По данным педагогической психологии успехи в учебе связаны, в первую очередь, с: вниманием и способностью к концентрации энтузиазмом и энергичностью уровнем «учебной» мотивации уверенностью в себе и оптимизмом Часть этих свойств обусловлена активностью и балансом медиаторных систем, часть – взаимодействием мозговых структур (в первую очередь, центров потребностей и мотиваций, памяти, абстрактно-логической деятельности). Первый пункт во многом определяется балансом глутаминовой кислоты и ГАМК – основных медиаторов ЦНС.

18 Глутаминовая кислота – главный возбуждающий медиатор ЦНС, передача основных потоков информации в ЦНС. Гамма-аминомасляная к-та (ГАМК) – главный тормозный медиатор ЦНС, контроль за проведением потоков информации (не передавать лишнего = внимание и двигательный контроль). Основной центр внимания – таламус («секретарь» на входе в кору больших полушарий). Для улучшения функции внимания и способности к концентрации – ноотропы и агонисты ГАМК.

19 Нарушение баланса глутаминовой кислоты и ГАМК (обычно в сторону уменьшения торможения) негативно влияет на многие нервные процессы: дефицит внимания и гиперактивность повышенная нервозность и тревожность нарушения сна, бессонница эпилепсия (встречаемость 1 : 200) В мозге больного есть зона постоянной активации (эпилептический очаг), из которого возбуждение может распространяться по ЦНС, вызывая нарушения мыш- ления, скачки эмоций, сенсорные иллюзии, судороги. Иногда эпилептический статус мозга, видимо, может стать одной из причин одарен- ности (очаг у 2% людей).

20 Такая характеристика психики, как «энергичность» связана с дофамином. Нейроны, вырабатывающие дофамин – в среднем мозге; их аксоны идут в большие полу- шария, определяя общую двигательную активность, скорость обработки информа- ции (в т.ч. мышления), положит. эмоции, связанные с движени- ем, новизной, творчеством. Слабая активность дофамина в мозге – пред- посылка депрессии; для лечения используют агонисты дофамина («психомоторные стимуляторы»). Вещества этой же группы являются наркотиками (амфетамины, кокаин).

21 Высокая активность дофамина в мозге усиливает многие психические функции; однако избыточная активность ведет к нарушениям в сфере мышления и сенсорного вос- приятия, появлению галлюци- наций и шизофрении (1 : 100). Лечение – антагонисты дофа- мина (нейролептики; они же используются при психозах). «Голоса» Иногда шизофрения может стать причиной одаренности («Игры разума» – фильм, основанный на биографии Ноб. лауреата Джона Нэша). Нейролептики в этом случае снимали галлюцинации, но ослабляли способности к математич. мышлению.

22 Для описания биологических основ других предпосылок одаренности необходимо обратиться к потребностно- мотивационной сфере деятельности мозга. Анатомическая основа: гипоталамус и миндалина (часть базальных ганглиев больших полушарий). Удовлетворяя потребности, мы получаем положительные эмоции (и стремимся к этим эмоциям). Потребность – зависимость организма (и психики) от определенных факторов внешней и внутренней среды (стрем- ление их получать либо избегать). В основе каждой потребности – некоторая группа врожденных поведенческих программ («бессознательная сфера»).

23 П.В. Симонов: классификация биологических потребностей (врожденных поведенческих программ): - пищевые и питьевые - пассивно-оборонительные (страх, тревожность) - активно-оборонительные (агрессия) - половые и детско-родительские - иерархические (вожак-подчиненный) - исследовательские (стремление к новизне) - подражательные и т.д. Активность центров биол. потребностей врожденно предопределена, и кто-то более тревожен, а кто-то – агрессивен («холерики»). Даже опыты на животных показывают, что достижению высоких результатов в обучении мешают избыточная тревожность и низкий уровень исследовательской активности.

24 В случае человека: - развитию одаренности мешают недостаточная уверенность в себе и низкий уровень оптимизма; - развитию одаренности способствует ориентированность на новизну, экстраверсия, любопытство; - развитию одаренности способствует стремление лидировать, добиться успехов в какой-либо сфере; «получить одобрение вожака» (родителя, педагога, начальника) – ориентированность на успех. Активность центров биол. потребностей врожденно предопределена, и кто-то более тревожен, а кто-то – агрессивен («холерики»). Даже опыты на животных показывают, что достижению высоких результатов в обучении мешают избыточная тревожность и низкий уровень исследовательской активности.

25 В случае человека: - развитию одаренности мешают недостаточная уверенность в себе и низкий уровень оптимизма; - развитию одаренности способствует ориентированность на новизну, экстраверсия, любопытство; - развитию одаренности способствует стремление лидировать, добиться успехов в какой-либо сфере; «получить одобрение вожака» (родителя, педагога, начальника) – ориентированность на успех. Выраженность каждой потребности – вновь, как и в случае IQ, есть результат взаимодействия генов и влияний среды. Врожденная установка значимости основных программ – темперамент. Но как только мы начинаем учиться, над этими программами (безусловными рефлексами по И.П. Павлову) надстраиваются приобретенные навыки (условные рефлексы).

26 Средний врож- денный уровень = темперамент Средний приобре- тенный уровень = характер Группы врожден- ных потребностей (поведенческих программ) Пище- вые Пасс.- обор. Акт.- обор. Иссле- доват. Значимость, частота выбора Среда «не позволила» проявиться одаренности

27 Средний врож- денный уровень = темперамент Средний приобре- тенный уровень = характер Группы врожден- ных потребностей (поведенческих программ) Пище- вые Пасс.- обор. Акт.- обор. Иссле- доват. Значимость, частота выбора Развитие врожденно значимых и социально приемлемых потребностей

28 Таким образом, у одаренного мозга не все потребности равны; какие-то доминируют – мы говорим о целеустремленности, преданности своему делу и т.п. Однако если мозг избыточно часто «зависает» на одной из потреб- ностей – это уже психотические проявления (вплоть до мании). Мания Потребность ярко выражена Средняя «норма» Потребность слабо выражена Отсутствие потребности Сказанное справедливо не только для гипертимиков (высоко мотивированных), но и для циклотимиков («депрессия мания») [ Гете, Линней, Гоголь, Пушкин, Лев Толстой ] З десь важна роль как генов, так и среды (показан ~40-50 % вклад наследственности Н в проявления темперамента, характера, выражен- ность черт личности). Т.е. работает тот же принцип, что и для IQ (стр. 8).

29 Таким образом, ряд параметров нашего организма, влияющих на одаренность, зависит в основном от генов: особенности общего обмена веществ, эндокринные факторы, «сборка» ЦНС и баланс медиаторн. систем. Они мало зависят от среды ; их легче изучать; менять их можно с помощью фарм. препаратов (в т.ч. допингов и наркотиков). Мания Потребность ярко выражена Средняя «норма» Потребность слабо выражена Отсутствие потребности Другие параметры примерно на 50 % определяются наследственностью и на 50 % воспитанием, обучением, накоплением индивидуального опыта: интеллект, темперамент, характер, черты личности, двигат. навыки (в т.ч. спорт), анализ сен- сорных сигналов (в т.ч. искусство).

30 Таким образом, ряд параметров нашего организма, влияющих на одаренность, зависит в основном от генов: особенности общего обмена веществ, эндокринные факторы, «сборка» ЦНС и баланс медиаторн. систем. Они мало зависят от среды ; их легче изучать; менять их можно с помощью фарм. препаратов (в т.ч. допингов и наркотиков). Другие параметры примерно на 50 % определяются наследственностью и на 50 % воспитанием, обучением, накоплением индивидуального опыта: интеллект, темперамент, характер, черты личности, двигат. навыки (в т.ч. спорт), анализ сен- сорных сигналов (в т.ч. искусство).

31 В целом одаренность можно рассматривать как сумму удачных вариантов (аллелей) генов = теория эмергенеза. Выпадение «хорошей» суммы во многом случайно (аналогия с комбинацией игральных карт); оно обеспечивается десятками генов, что приводит обычно к снижению (отсутствию) одаренности уже в следующем поколении либо у сиблингов. «На детях гениев природа отдыхает», но, тем не менее, из- вестны династии музы- кантов, актеров и др.

32 В целом одаренность можно рассматривать как сумму удачных вариантов (аллелей) генов = теория эмергенеза. Выпадение «хорошей» суммы во многом случайно (аналогия с комбинацией игральных карт); оно обеспечивается десятками генов, что приводит обычно к снижению (отсутствию) одаренности уже в следующем поколении либо у сиблингов. Важна также окружающая среда, позволившая развить («тренировать») генетически заданные способности. О чень значима роль родителей, педагогов, но нередко описывается и некоторое случайное событие, «натолкнувшее» на талант, позволившее мозгу впервые ощутить заряд положит. эмоций, идущий от определенного вида деятельности – тогда говорят об импрессинге ( ярком впечатлении, изменившем жизнь ). Пример: С. Ковалевская. Этот вариант одаренности более гармоничен и характерен для % талантов и гениев.

33 Остальные % – результат более «резких» изменений генотипа; часто, видимо, отдельных мутаций. Такие мутации обычно ухудшают работу психики (эпилепсия, шизофрения, психозы), но иногда приводят к появлению одаренности. Здесь – аналогия с эволюционным процессом вообще: больш-во мутаций незначимы либо вредны, но ~ 1 : 1000 – полезна. При общем IQ = 87, не умея застегивать пуго- вицы и почти не мысля абстрактными катего- риями, он обладал феноменальной памятью и способностью к математическим операциям. Еще один пример из этой области – аутизм, который в большинстве случаев сопровождается резким снижением IQ, но иногда наблюдается одаренность в узких областях психической деятельности (например, феноменальная память). «Человек дождя» – в основе реальная личность Ким Пик.

34 Конечно, такие ситуации гораздо сложнее, и требуют от родителей, педагогов и общества в целом приложения значительно больших усилий. Но если создать такому таланту условия – он способен на многое… При общем IQ = 87, не умея застегивать пуго- вицы и почти не мысля абстрактными катего- риями, он обладал феноменальной памятью и способностью к математическим операциям. Еще один пример из этой области – аутизм, который в большинстве случаев сопровождается резким снижением IQ, но иногда наблюдается одаренность в узких областях психической деятельности (например, феноменальная память). «Человек дождя» – в основе реальная личность Ким Пик.

35 Если теперь вернуться к IQ, то очевидно, что его высокое значение – далеко не единственная предпосылка одаренности. Хотя IQ гениев не ниже 120, множество людей имеют IQ > 140, но ничем не отличились… Следовательно, очень важна идущая изнутри мотивация… «Гений продуктивен непрерывно, поскольку творчество является его сущностью». «Заурядные же личности, в отличие от гениальных, работают только из-под палки обстоятельств». (Б. Пастернак) Для родителей и педагогов очень важно как можно раньше выявить направления одаренности и социально приемлемые интересы ребенка в целях его успешного обучения, профориентации и развития личности в целом.

36 Одаренность спортсмена, музыканта, математика обнаружить относительно легко. Но как обнаружить, например, одаренного педагога? Исследования показывают, что исходная одаренность педагога – это набор таких черт личности, как демонстративность, общительность, эмотивность, эмпатия. Но это только начало. Для развития педагогической одаренности очень важны хорошо организованные условия труда и климат в коллективе (важнее, чем материальные факторы). При отсутствии этих условий – риск профессионального выгорания, и даже очень одаренный педагог может уйти из профессии.

37 Итак, биологическое (генетическое) начало одаренности, безусловно, имеется. Однако гармоничная одаренность, как правило, есть сумма влияний десятков генов, функции которых часто не до конца изучены. Поэтому, даже получив генетический паспорт, мы не можем пока что (за исключением, пожалуй, некоторых «генов спорта») прогнозировать одаренность. Тем более, что сейчас усилия медиков и биологов направлены в основном в другую сторону – как избежать нарушений психического и физического развития. Таким образом, роль родителей и педагогов в становлении одаренности является решающей. И, скорее всего, останется таковой в будущем, поскольку генетические предпосылки – это лишь почва, на которой можно вырастить настоящий талант.

38 Доп. материалы: + учебник Учебные пособия по психогенетике: Равич-Щербо Р.В. с соавт. (наслед-е двигательных способностей) Александров А.А. (роль родительской депривации и порядка рождения) Эфроимсон В.П.