Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках биологии (из опыта работы) учителя биологии МОУ «СОШ 6» Г.Кирова, Калужской области Менделеевой Е.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 6» г.Киров Калужской области Мастер – класс «Давайте займёмся … здоровьем!!!» для учителей биологии Кировского района.
Advertisements

Если вы хотите, чтобы ребенок знал о возможностях своего организма, стремился сохранить свое здоровье на долгие годы, а так же с интересом относился к.
Г.Фурманов МОУ СОШ 1. Курс «Секреты красоты» предусматривает: Развить интерес к своему организму. Сформировать интерес к науке косметологии. Изучить правила.
Организация здоровьесберегающей деятельности с обучающимися начальной школы Из опыта работы учителя начальных классов Завьяловой Валентины Александровны.
Элективный курс для 9 класса Учитель биологии МОУ СОШ 8 Родькина Е.П.
Выполнила работу Бокова Наталия Николаевна. Учитель начальных классов МОУ СОШ 10 Г. Люберцы, Московская область.
Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования.
« Уроки здоровья » Дополнительная образовательная программа по валеологии для детей средней группы Автор : Тодрик Светлана Геннадьевна.
Тайны здоровья человека Элективный курс для предпрофильного биологического образования.
Роль учителя в формировании здорового и безопасного образа жизни Муниципальное образовательное учреждение Усть-Изесская основная общеобразовательная школа.
Деятельностный подход к формированию здорового образа жизни. МОУ ООШ 68 г. Малкова Надежда Дмитриевна, координатор оздоровительной работы, учитель валеологии.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии Павлова А. С.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе..
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время Учитель начальных классов Нетяга Галина Гавриловна.
Реализацияздоровьесберегающихобразовательных технологий технологий на уроках истории.
Подростки недооценивают роль конкретных поведенческих факторов в сохранении и укреплении здоровья, они фактически снимают с себя ответственность за своё.
Тема: Создание здоровьесберегающего пространства в школе. Цели: -Повышение уровня знаний в вопросах охраны здоровья ; - Содействие укреплению здоровья;
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии в 6 – 8 классах Автор: Тюрина Лариса Петровна, учитель биологии МОУ СОШ 18 г. Оренбурга;
Здоровый образ жизни. Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Проектная группа Учителя начальных классов: Мясникова Т.И. Аликина Е.В Холодная И.И.
Транксрипт:

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках биологии (из опыта работы) учителя биологии МОУ «СОШ 6» Г.Кирова, Калужской области Менделеевой Е.А.

Цели работы: Показать систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленной на сохранение здоровья ученика и самого учителя; Доказать значимость проблемы сохранения здоровья и назвать реальные пути её преодоления; Привлечь коллег к созданию банка информации применения здоровье сберегающих технологий с минимальными материальными и временными затратами в старших, полностью укомплектованных учащимися, классах с городских школ.

Название педагогических технологий, здоровье сберегающие элементы которых,применяю на своих уроках. 1.Педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса – педагогика сотрудничества; 2.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; 3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса- технология уровневой дифференциации, компьютерная технология обучения. 4. Технологии развивающего обучения -система развивающего обучения Д.Б. Эльконина –В.В.Давыдова. 5. Технология валеологического воспитания – система смены двигательного режима школьника.

Гуманно-личностный подход педагогики сотрудничества или что для меня ученик? «Все дети талантливы»-вижу в каждом ученике личность, стараюсь понять и принять её. «Учись победно!»-стараюсь создавать ситуацию успеха, поддержки, доброжелательности. «Ребёнок хорош, плох его поступок»-стараюсь понять причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их не нанося ущерба достоинству ребёнка. «В каждом ребёнке –чудо; ожидай его!»-помогаю детям реализовать себя в положительной деятельности.

Пример применения игровых технологий. Игра «Найди меня». Применяю при отработке понятий, определений, правил. Смысл игры - найти определение заявленного термина. Каждый ученик получает две карточки. Одна с понятием или термином, другая с определением, но другого термина или понятия. Первый ученик зачитывает термин, тот у кого определе - ние, зачитывает следом. Карточка с понятием отдаётся ему. Если определение не зачитано, то его даёт тот, кто объявил понятие. У кого карточка с понятием и карточка с определением –тому балл.

Технология уровневой дифференциации При контроле знаний, при изучении нового материала и при выполнении домашнего задания применяю методику свободного выбора разноуровневых заданий.

Элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, предложенной В.Ф.Шаталовым, позволяет учить без принуждения, учитывать способности каждого ребёнка и проводить уроки на высоком эмоциональном уровне. Памятка учащемуся: 1.Внимательно выслушай объяснение учителя, используя предложенную опорную схему. 2.Прочти данный материал по книге. 3.Сопоставь прочитанное с опорной схемой. 4.Расскажи материал учебника с помощью опорной схемы. 5.Запомни наизусть опорную схему как основу рассказа. 6.Воспроизведи письменно схему- опору и сравни с образцом.

Система физкультминуток -повышает работоспособность, сохраняет осанку и снимает психологическое напряжение. В своей работе я применяю систему так называемых « физкульт- минуток».В зависимости от возраста детей, уровня подготовки учащихся, степени усталости, на уроке комплекс упражнений можно варьировать. Физкультурная пауза 1.(Примерный вариант) 1.Подготовка. Выпрямились, спина чувствует спинку стула, ноги вместе, руки соединили перед собой, потерли ладошки друг о друга. Корректируем биополе. Наши ладони обладают большим количеством биологически активных точек, активизируя которые, можно воздействовать на внутренние органы. 2.Указательными пальцами, снизу вверх, от бровей к линии волос, от центра лба к вискам, слегка надавливая,растираем лоб. Снимаем усталость с коры головного мозга, выполняя упражнение «умница». 3Массируем ушные раковины, вспоминая,что форма ушной раковины соответствует положению плода ребёнка в утробе матери. А значит, на ушной раковине, много биологически активных точек, активизируя которые, можно воздействовать на ряд систем органов. 4.Упражнение «чебурашка». Растянули ушные раковины в стороны, завернули в трубочку, растянули опять. Снимается напряжение с опорно-двигательной системы, расслабляется мускулатура спины. 5.Расправили руки в стороны. Напрягли дельтовидные мышцы и трапецевидную мышцу спины. Представили что вы маленькие самолётики. Наклоняясь в стороны, можно пожужжать, совершите свой маленький полёт. 6.Опять корректируем своё биополе, потирая ладони друг о друга. 7.Упражнение «колечки». Надо соединить все пальцы руки с большим, при этом слегка надавливая подушечками пальцев друг на друга. Сначала в одном направлении, затем в другом. 8.Возьмём ребристую ручку, покатаем между ладонями, пока они не разогреются. Затем погладим ими друг друга. 9.Упражнение «стадо мамонтят».Выпрямились, спина чувствует спинку стула, ноги вместе, потопали ногами. Выполняется 10 секунд. 10.Руку подняли вверх, положили на макушку головы, погладили себя со словами : « Я умница, я молодец, я всё запомнил!» 11.Упражнение «священная корова».Соединить руки перед собой, а теперь также за спиной и удержать в течении 5 секунд. Все упражнения выполняются в положении сидя. Рекомендуется выполнение в быстром темпе. Между упражнениями интервал 1- 2 секунды. Проведение физкульт-минуток должно быть на высоком эмоциональном уровне. Упражнения можно варьировать, порядок выполнения не важен. Учитель решает какие упражнения выполнять, учитывая при этом состояние класса и время проведения физкультминуток.

Работа в системе дополнительного образования при МОУ ДОД «Дом детского творчества» г.Киров, Калужской области. Пояснительная записка к плану работы эколого - биологического обьединения Менделеевой Е.А. при МОУ ДОД «Дом детского творчества» г.Кирова, Калужской области. Программа рассчитана на учащихся 6 классов (в первую очередь девочек ) и позволяет приобрести новые знания оборганизме человека, расширить знания по уходу за своей внешностью, учит правильно оценивать состояние своего здоровья. Программа «Моё здоровье» ставит такие биологические задачи: - гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека ; - установление гармоничных отношений с природой и обществом ; - стремление к пониманию жизни как высшей ценности. Цели данного курса: 1.Расширить и углубить знания по анатомии, физиологии, гигиене организма человека; 2.Научить учащихся наблюдать за физиологическими особенностями своего организма, использовать гигиенические знания применительно к самому к себе; 3.Воспитывать аккуратность, опрятность, уверенность в себе, индивидуальность, чувство ответственности за своё здоровье. Формы контроля: - отчёт по результатам практических работ; -защита проекта в конце курса; -выступления с результатами личных достижений. Уровень компетенции: К концу курса прочитать литературу по списку (один - два источника), обсудить проблемы, изучить их на занятиях, под руководством учителя, используя материал прочитанных книг. За учебный год в режиме самообразования и при поддержке учителя собрать дополнительную информацию по изучаемым темам, оформив её в виде рафератов и сообщений. Выполнить и защитить результаты практических работ.

Программа «Моё здоровье» (расчитана на 144часа, 4 часа в неделю) 1.Вводное занятие. Тестирование «Что тебя в жизни интересует?». Анализ тестов. Ознакомление с планом работы кружка. Корректирование плана, в соответствие с результатами тестов. 2.Ты и твой мир. Взаимоотношения в семье. Что значит понимание родителей. Как избегать конфликтов с родителями. Ты и твои друзья. Дружба-это труд или нагрузка. Твоя первая любовь. Практическая работа.Тестирование по темам. 1Считаешься ли ты со своими родителями?2.Настоящий ли друг твоя подружка?3.Каково твоё отношение к любви? Анализ тестов, обсуждение результатов, подведение итогов. 3.Секреты красоты. Строение кожи человека. Типы кожи. Гигиена кожи, волос, ногтей.Правила маникюра. Как ухаживать за волосами. Гигиеническая косметика. Болезни кожи и волос. Лечебные маски. Особенности кожи подростка. Практическая работа.1.Определение типа кожи. 2.Знакомство с гигиенической косметикой. 3. Практическое применение лечебной косметики. 4.Гигиена органов чувств. Строение глаза человека. Формирование зрительного образа. Болезни глаз. Утомление глаз. Гигиена зрения. Гимнастика для глаз. Практическая работа. Разучивание комплекса упражнений для глаз. 5.Как ты питаешься. Строение пищеварительной системы человека. Грамотное питание. Питание подростка. Что такое диета. Питание и вес.Нормы веса для подростка. Дневной рацион. Практическая работа.1 Определение нормы веса. 2.Составление дневного рациона питания.

Продолжение программы курса «Моё здоровье» 6.Ты и движение.Ещё раз о пользе спорта. Движение и спорт. Идеальные виды спорта при избыточном весе. Отлично выглядеть хотят все. Главное–не расслабляться. Правильная осанка. Регуляция физической нагрузки. Комплекс утренней гимнастики. Упражнения на все группы мышц. Диск вращения. Волшебная скакалочка. Комплекс упражнений «У стенки». Дыхательная гимнастика. Практическая работа.1Определение правильности осанки 2.Разучивание комплексов упражнений. 7.Твой дом.Правила обустройства комнаты девочки. Гигиена помещения. Подбор мебели Освещение. Комнатные растения. Уход, посадка, подбор по гороскопу. Практическая работа.1.Составление плана комнаты девочки. 2.Знакомство с комнатными растениями. 8.Твой стиль.Как должна одеваться девочка-подросток.Практическая работа.1.Составление гардероба и правила подбора вещей друг другу. 9.Болезни человека.Как оказать первую помощь. Классификация болезней. Как вести себя, чтобы не случилось беды. Как защищаться от насекомых. Ушибы, переломы. Растяжения. Ожоги, обморожения, переохлаждение, перегрев. Попадание инородних тел в глаз, ухо,нос. Домашняя аптечка. Как себя вести, если что-то болит. Практическая работа.1.Преобретение навыков оказания доврачебной помощи. 2. Составление домашней аптечки. 10.Режим дня. Биоритмы человека. Правила организации трудовой и учебной деятельности. Практическая работа.1Составление примерного режима дня на неделю. 11. Твои домашние любимцы.Общее знакомство со строением и физиологией домашних животных. Правила ухода. Гороскоп животных. Болезни животных.Практическая работа 1.Изучение внешнего строения домашнего животного. Оформление отчета. 12.Вредные привычки.Подросток и алкоголь, наркотики, никотин. Влияние вредных веществ на организм человека. Бранные слова. Практическая работа.1.Анализ конкретных ситуаций и их предупреждение. 13.Ты и школа.Ознакомление с нормами САН ПИНа. Практическая работа 1. Оценка экологического состояния рабочего места школьника. 14. Заключительное занятие. Выступление с результатами личных достижений.

Примерный тематический план курса «Моё здоровье» п/п ТемаКоличество часов всего Теоретически х занятий Практиче ских занятий 1Вводное занятие22- 2Ты и твой мир Секреты красоты1284 4Гигиена органов чувств Как ты питаешься1486 6Ты и движение Твой дом211 8Твой стиль642 9Болезни человека14104 Режим дня862 11Твои домашние любимцы Вредные привычки Ты и школа Заключительное занятие422 Итого:

Программа краткосрочного элективного курса по выбору «Моё здоровье» для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки учащихся. (Курс расчитан на 8 занятий, 1 час в неделю, в течении 1 учебной четверти.) Программа предназначена для учащихся 9 классов (в первую очередь девушек) и позволяет расширить знания об организме человека, приобрести минимум знаний по уходу за своей внешностью, правильно оценивать состояние своего здоровья. Программа «Моё здоровье» вносит большой вклад в решение таких важных биологических задач: - гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека; -установление гармоничных отношений с природой и обществом, понимание жизни как высшей ценности. Цели данного курса: 1. расширить и углубить знания учащихся по анатомии, физиологии, гигиене организма человека; 2.научить учащихся наблюдать за физиологическими особенностями своего организма, 3.использовать гигиенические знания применительно к самому к себе; 4.воспитывать аккуратность, опрятность, уверенность в себе, индивидуальность, чувство ответственности за своё здоровье; 5.Познакомить учащихся с разделами современной биологической науки, позволяющей человеку сохранять здоровье как можно дольше и отодвигать биологическую старость; 6.Ориентировать детей на углубленное изучение предмета в классах и выбор специальности, связанной с биологическими дисциплинами. Формы контроля: отчёт по результатам практических работ ; защита проекта в конце курса; выступления с результатами личных достижений ( портфолио ). Уровень компетенции: к концу курса прочитать литературу по списку (один – два источника ), обсудить проблемы, изучить на занятиях под руководством учителя, используя материал прочитанных книг; за учебную четверть в режиме самообразования и при поддержке учителя собрать дополнительную информацию по изучаемым темам, оформив её в виде рефератов и сообщений; выполнить и защитить результаты практических работ; обязан участвовать в защите проектов.

Приложение 6.Учебно-тематическое планирование краткосрочного курса по выбору «Моё здоровье» для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.(8 часов) п.пСодержаниеКоличе ство часов ЛекцияПрактическое занятие 1Секреты красоты.1Лекция 2Твоя кожа и уход за ней2 Факторы влияющие на состояние и заболевания кожи. Гигиена кожи. ЛекцияОпределение типа кожи и влияние на кожу моющих средств. 3Красивые волосы – это не роскошь.1 Загадка наших волос.Как ухаживать за волосами ЛекцияПодбор моющих средств 4Заботься о себе.2 Наука о питании –древняя 1и современная. Давайте считать калории. ЛекцияРасчет суточного рациона питания.Составление меню. 5Надёжные помощники –гигиена и спорт.1 Гигиена тела. Фигура должна быть красивой. ЛекцияРазучивание комплекса упражнений для коррекции фигуры. 6Уход за собой -это не роскошь, а средство предупреждающее старение. 2Реклама портфолиоличных достижений. Защита проекта «Я самая обаятельная и привлекательная».

Содержание программы курса по выбору «Моё здоровье»: Тема 1.Секреты карасоты.(1ч.) Введение.Предмет,задачи данного курса.Слагаемые секретов красоты.Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Тема 2. Твоя кожа.(2ч.) Кожа лица.Типы кожи и уход за ней.Заболевания кожи.Факторы,влияющие на состояние кожи.Классификация и характеристика косметических средств.Лечебные растения в косметологии.Типы внешности.Макияж.Основные прёмы макияжа. Тема 3. Красивые волосы – это не роскошь.(1ч.) Типы волос.Мытьё головы.Факторы влияющие на состояние волос.Лечение волос.Принадлежности для ухода за волосами. Тема 4.Заботься о себе.(2ч.) Наука о питании- древняя и современная.Питательные вещества,их значение.Режим питания.Суточный рацион.Кулинарная обработка пищи.Диета.Тип телосложения.Осанка и грация. Тема 5. Надёжные помощники-гигиена и спорт (1ч) Гигиена тела.Уход за руками и ступнями ног.Маникюр.Педикюр.Коррекция фигуры.Разучивание комплекса упражнений для укрепления различных групп мышц.Фигура и мода.Мода и здоровье.Искусство вести здоровый образ жизни.Физическое и психоэмоциональное здоровье. Тема.6 Уход за собой –это не роскошь,а одно из важнейших и действительных средств предупреждения раннего старения организма.(2ч.) Реклама портфолио личных достиженийв изучении собственного организма. Защита проекта на тему «Я самая обаятельная и привлекательная». Оборудование: Таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека(курс 9 класс; каталоги ведущих косметических фирм; образцы и гербарии лекарственных растений; компьютерный диск «Дамский мастер».

Приложение 5.При обьявлении тематических дней здоровья, ученикам предлагаю создание презентаций, которые затем используются как агитационный материал. Данная презентация была выполнена в этом учебном году при проведении «Дня отказа от сигареты».

Работа по изучению экологического состояния пришкольной территории. В рамках работы эколого-биологического объединения при МОУ «Дом детского творчества» г.Киров Быковой Л.Н.было предложено проведение комплексной оценки экологического состояния пришкольной территории. Мы познакомились с планировкой пришкольной территории, изучили зелёную защитную полосу пришкольного участка, определили видовой состав растительности, изучили степень запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории, определили шумовой режим пришкольной территории, произвели комплексную оценку почвы пришкольного участка. Затем был проведён социологический опрос среди учеников, учителей, родителей «Я и природа». Он помог выяснить отношение ребят к своей «малой родине» и наметить дальнейшие пути работы по экологическому просвещению людей, чья жизнь связана с нашей школой. На слушаниях по защите проекта «Наша зелёная школа» при МОУ «Дом детского творчества», которые состоялись в декабре года наша работа была оценена достаточно высоко и мы заняли 2 место. Сегодня мы продолжаем работу в этом направлении. Оценка экологического состояния пришкольной территории будет первым шагом по созданию экологического паспорта школы.

Участие ребят нашей школы в мероприятиях городского уровня в системе ЗОЖ.

Продолжение следует…