Адаптация ребёнка к школьному обучению в условиях учреждений дополнительного образования Волкова Л. А. - доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Advertisements

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
Предшкольная подготовка как условие обеспечения равных возможностей детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Автор учитель начальных классов Матвеева. М.А. Мониторинг готовности к школе в старших группах и подготовительной группе.
Проект Готовность детей к школе.. Актуальность 1. Начальная школа перешла на четырехлетнее обучение. Детей стали зачислять в школу с 6-летнего возраста.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Подготовка ребенка к школе рекомендации для родителей Педагог-психолог Романова Светлана Львовна.
Заведующий ГБДОУ30 Курортного района Сержант Н.В. Сохранение преемственности между детским садом и начальной школой – одно из условий реализации требований.
Территория детства- детский сад и начальная школа»- старт для успешного становления человека Муниципальная общеобразовательная школа 3 г.Аркадака Саратовской.
Используемые методики: Ларечиной Е.В. «Дитятко»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 г. Пугачева Саратовской области» «Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной.
Готовность к школе. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Конференция для родителей «Готовность детей к обучению в школе» подготовил: воспитатель - С.Л.Ненашева.
Чтобы учёба была успешной (практические советы родителям будущих первоклассников). МОУ СОШ 10 с УИОП.
Преемственность между ДОУ и начальной школой. Старший воспитатель МА ДОУ детский сад 41 Кондратьева Любовь Александровна г. Хабаровск.
Транксрипт:

Адаптация ребёнка к школьному обучению в условиях учреждений дополнительного образования Волкова Л. А. - доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО

Актуальная статистика Только 55 % детей в России получает специальную предшкольную подготовку. Лишь 5 % пятилеток абсолютно здоровы 40% дошкольников нуждаются в логопедических занятиях 30 % переживают невротические и астенические реакции

Как минимум у 70% детей, многие из которых уже умеют читать, не сформировано умение организовать свою деятельность, у 60% – недостаточно развита речь, а у 35–40% – слабо развита моторика мышц. У 60% не в достаточной степени развита устная речь. Сайт В. Т. Кудрявцева

«Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы» О введении предшкольного образования (рабочие материалы Министерства образования и науки РФ) г. (1064)

Возраст подготовки ребёнка к школе в понимании родителей. 44% родителей начинают готовить детей к обучению, когда ребенку исполняется 3–4 года. 39% родителей – в 5–6 лет, 17% родителей начинают готовить детей к школе до 3 лет. 4% родителей начинают учить детей читать в 2 года, писать в этом возрасте пытаются научить детей 2% Begin Group. Проект TOPSCHOOLS

Особенности ребёнка седьмого года жизни «… если он смотрит в тетрадь или книгу, а потом переводит взгляд на доску, то какое - то время он видит нечетко, расплывчато. То же происходит, если он переводит взгляд с доски или с учителя в книгу или тетрадь. Он не может начать читать или писать, пока его глаза не перестроятся на ближнее зрение. Кроме того, для шестилетнего ребёнка очень важно, чтобы поверхность, на которой лежит книга или тетрадь, была наклонной и параллельной той плоскости, в которой находятся его глаза. Если этого нет, то у ребенка возникает эффект « оптической перспективы » и он не видит четко ». Нейробиолог Е. Еремеева. Дошкольник становится школьником.

Предшкольное образование – это образование для детей старшего дошкольного возраста, предшествующее обучению в первом классе школы и представляющее собой подготовку каждого ребёнка к новому социальному статусу школьника, адаптированного к обучению и школьной жизнедеятельности.

Сферы готовности ребёнка к обучению в школе Физическая готовность – это состояние здоровья, уровень развития двигательных навыков, моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. Личностная готовность - это произвольность поведения, умение общаться, оценивать самого себя, стремление к учению. Интеллектуальная готовность – это в первую очередь развитие образного мышления, творчества, речи, а не умение писать и читать, чему зачастую учат также в детском саду. Доктор педагогических наук Л. А. Парамонова, Журнал « Обруч » г.

Основные критерии успешной подготовки детей к обучению по мнению педагогов начальных классов. Высокая мотивация ребёнка на обучение в школе Готовность к учебной деятельности Способность к произвольной деятельности и самоорганизации Способность к выводам и элементарной самооценке. Достаточная развитость мелкой моторики. Достаточное физическое и психическое развитие Коммуникабельность. Речевая развитость.

Основные формы предшкольного образования Г руппа кратковременного пребывания (1-3 часа в день, 2-3 раза в неделю ) в течение 2-3 месяцев Группа краткосрочного пребывания ( лагерь, дача )- 14- дней – до 1 месяца Группа ( класс ) долговременного пребывания ( не менее 1 учебного года ) Домашняя ( семейная подготовка ) ребёнка через родительский лекторий Лекотека

Основания для применения организационной формы « группа кратковременного пребывания » Форма предшкольного образования и примерный временной интервал Особенность организационной формы предшкольного образования Показания для детей Наиболее часто называемые причины выбора формы родителями. Группа кратковременного пребывания От двух-трёх месяцев до одного учебного года. Пребывание ребёнка в учреждении образования от полутора до трёх часов. -Предоставление предшкольного образование для детей не посещающих ДОУ. -Корректировка характеристик ребёнка, показывающих наибольшую неготовность его к обучению или общее развитие способностей, необходимых для обучения (зависит от программы) Не готовность (условная готовность) к обучению. Возможность предоставить ребёнку дошкольное образование. Возможность выбрать группу с удобным расписанием.

Форма предшкольного образования и примерный временной интервал Особенность организационной формы предшкольного образования Показания для детей Наиболее часто называемые причины выбора формы родителями. Группа краткосрочного пребывания (дача, лагерь) от четырнадцати дней до одного месяца. Условия лагеря (дачи) позволяют кроме корректировки некоторых личностных характеристик, укрепить здоровье детей перед школой. Коммуникативная несформированность и другие характеристики, не требующие длительной коррекции. Воспринимается, как продуктивный отдых.

Проблемы : В ВУЗах не готовят специалистов для предшкольного образования Отсутствует специально - прописанная нормативно – правовая база Предшкольное образование не является обязательным для всех детей Отсутствуют стандартные программы и недостаточно разработаны методики Не в достаточной мере выстроена преемственность школьной и дошкольной ( предшкольной ) подготовки детей.

Школа или ДОУ ? Школа + Ребёнок имеет возможность почувствовать себя почти школьником. Его социальный статус становится более значимым ( взрослым ). Легче обеспечить образовательную преемственность + Группы предшкольной подготовки свободнее по режиму, менее наполнены, ввиду чего легче ориентировать подготовку на личность, а не на группу - Школьный учитель не является специалистом в работе с 6- ти летними детьми. Часто видит результат не в изменении личности, а в конкретном знании и умении ( преследует конкретные результаты ). Учит больше чем играет. - Может возникать сложность адаптации к новому учреждению, которая в 6 лет протекает более болезненно чем в 7 ДОУ + Сохраняется привычная не травмирующая психику ребёнка обстановка. Воспитатель, дети, помещение, организация дня + Шестилетний возраст - это возраст посещения детьми детского сада. Воспитатель специалист в работе с детьми 6- летнего возраста - Сложно создать обстановку перехода к другой ступени обучения не находясь в этом учреждении - Воспитатель затрудняется в формировании умения « учиться », конкретный результат кажется не обязательным

Принципиальные психолого - педагогические условия осуществления предшкольного образования В данный класс принимаются дети не младше шестилетнего возраста не готовые к обучению ( отставание в развитии ). Подготовительная группа не дублирует 1 класс, а готовит детей к обучению через развитие и формирование навыков, необходимых для школы. Педагог подготовительной группы использует вариативное разноуровневое содержание и гибкие методики, учитывающие разные возможности и готовность к обучению каждого ребёнка. Выравнивание и развитие навыковой деятельности детей осуществляется посредством интерактивных и игровых сред, методик и форм. Подготовка проводится только в условиях достаточной мотивации дошкольников, в соответствии с нормами СанПина и с согласия родителей.

Основные ошибки педагогов Хвалят всех детей, независимо от вклада в своё развитие : « Все дети молодцы !» Учат читать и писать, потому, что этого хотят родители « Зациклены » на интеллектуальном развитии ребёнка « Бросаются » на помощь ребёнку, не давая ему возможности сообразить самому Не выводят ребёнка на выполнение полностью самостоятельной работы

Основа новых школьных взаимоотношений ребёнка с педагогом. Все требования учителя к ученику нужно выполнять. Хорошие и плохие отметки не зависят от отношения учителя к ученику. Это оценка результатов работы ученика. Учитель поможет исправить то, что у ученика не получилось.

Формирование ценностного отношения к обучению в школе. Обучаться в школе значит быть взрослее Обучаться в школе, значит больше уметь. Обучаться в школе, значит принимать на себя новые обязанности. Обучаться в школе, значит быть примером для тех, кто младше ;

Подходы к получению самостоятельного продукта деятельности детей Формирование умений происходит посредством фронтальной, групповой и самостоятельной деятельности, временные рамки, которых одинаковы. Самостоятельная работа не может подменяться фронтальной. Все виды деятельности, которые являются значимыми для предшкольного образования обязательно выполняются детьми при конечном присвоении самостоятельно ( без помощи педагога ). Самостоятельная деятельность начинается с двух минут и завершается десятью к концу подготовительного периода. Помощь ребёнку оказывается педагогом, только в случае, если он не справляется с заданием в течение 3-5 минут, не ранее.