НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ Авторы презентации: Климантова В.П., Туробова О.В. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Решение эмоционально-волевых проблем у детей в условиях ДОУ (игры по правилам) Методы психокоррекционной работы.
Advertisements

«Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению». «Обучая левое полушарие, вы обучаете только.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Практика реализации психолого-медико- педагогического сопровождения в МБОУ СОШ 177 Дзержинского района города Новосибирска.
Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон.Эта система была разработана ими более.
МЕТОДИКИ ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА МЕТОДИКИ ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА А. В. Семенович Б. А. Архипов Б. Андерсон В. Ф. Базарнов Р. И. Моисеева Школа-интернат.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Государственное образовательное учреждение Омской области «Исилькульская специальная.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО НАРКОТИЗМА Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 208 Центрального района Волгограда» Старший.
Презентация программы предшкольной подготовки «Росток»
Развитие познавательных процессов «РАСТЁМ И РАЗВИВАЕМСЯ» (кружок по психологии)
Детский сад компенсирующего вида 940. НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ВНУТРИ ГЭП: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ.
Из опыта работы психолога Центра ПМПС детей с трудностями в обучении и школьной дезадаптацией Хохловой С.В. МОУ лицей 5 г.Елец.
Сотрудничество семьи и ДОУ в решении проблем инклюзивного образования в условиях введения ФГОС Педагог-психолог МБДОУ 65 Методист-психолог МАУ «ГНМЦ» Сивова.
Итоги работы по коррекции речевых нарушений у детей со сложной структурой дефекта учитель-логопед – Филатова Ирина Александровна.
Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогического сопровождения в развитии профессиональной компетентности воспитателя Доклад подготовила: педагог-психолог ГОУ детский сад 2221.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Комплексный долгосрочный проект Обеспечение взаимодействия специалистов всех уровней образовательного учреждения по созданию условий для психо - физиологического.
Открытое занятие Круглый стол по преемственности «Готовность первоклассников к обучению в школе. Адаптация на 1 ступени. Итоги». г. Сосновый Бор педагог-психолог.
Транксрипт:

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ Авторы презентации: Климантова В.П., Туробова О.В. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ Авторы презентации: Климантова В.П., Туробова О.В.

Дети с ОВЗ Трудности усвоения программы ДОУ Трудности усвоения программы ДОУ Трудности в установлении контактов со сверстниками или взрослыми Трудности в установлении контактов со сверстниками или взрослыми Нарушения в детско- Нарушения в детско- родительских отношениях Нарушения в личностной и Нарушения в личностной и в эмоциональной сфере

Источники обращений Запрос родителей Запрос родителей Запрос воспитателей Запрос воспитателей Запрос логопеда Запрос логопеда Заключение ПМПК Заключение ПМПК

Жалобы взрослых «Невнимательный» «Невнимательный» «Неусидчивый» «Неусидчивый» «Ленивый» «Ленивый» «Память плохая» «Память плохая» «Рассеянный» «Рассеянный» «Нарушает правила» «Нарушает правила» «Нет динамики в постановке звука» «Нет динамики в постановке звука» «Агрессивный» «Агрессивный»

Упражнения для развития Высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи не эффективны

«Метод замещающего онтогенеза» «Метод замещающего онтогенеза» Ретроспективное воспроизведение тех участков онтогенеза ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены Комплексная методика психомоторной коррекции Семенович А.В., которая включает Комплексная методика психомоторной коррекции Семенович А.В., которая включает дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные у пражнения, растяжки, релаксации и игры с правилами Выход

Формы организации нейрокоррекционнной помощи в ДОУ Индивидуальные Индивидуальные занятия с ребенком Индивидуальные занятия с ребенком Индивидуальные занятия с ребенком и родителем Индивидуальные занятия с ребенком и родителем Групповые Детско-родительские группы Детско-родительские группы Детские группы развития Детские группы развития

Необходимые средства и оборудование Кабинет

Массажные коврики Массажные коврики Массажные мячики Массажные мячики Мячи разных размеров и из разных материалов Мячи разных размеров и из разных материалов Тоннели Тоннели «Пенки» для каждого ребенка «Пенки» для каждого ребенка

Оценка результатов нейрокоррекционной помощи Итоговая диагностика Итоговая диагностика Отношение ребенка к занятиям Отношение ребенка к занятиям Поведение в группе Поведение в группе Отзывы родителей Отзывы родителей Динамика на занятиях логопеда Динамика на занятиях логопеда Отзывы воспитателей Отзывы воспитателей

Результаты нейрокоррекционной помощи Удержание ребенком программы Удержание ребенком программы Знание ребенка о собственном теле Знание ребенка о собственном теле Динамика в развитии Динамика в развитии Развитие произволь- Развитие произволь-ности Развитие ВПФ Развитие ВПФ

Условия эффективности Комплексный поход Медикаментозное лечение Медикаментозное лечение Отношение в семье Отношение в семье Логопедическая помощь Логопедическая помощь Понимание воспитателей Понимание воспитателей Нейрокоррекционная помощь Нейрокоррекционная помощь

Условия эффективности Психолог Курсы по нейропсихологической диагностике и коррекции Курсы по нейропсихологической диагностике и коррекции Конструктивное взаимодействие с родителями и коллегами (Пмпк) Конструктивное взаимодействие с родителями и коллегами (Пмпк) На занятии – система поощрений и наказаний, рефлексия На занятии – система поощрений и наказаний, рефлексия

Условия эффективности Родители Принятие проблем ребенка Принятие проблем ребенка Конструктивное общение с ребенком Конструктивное общение с ребенком Регулярное посещение занятий и Регулярное посещение занятий и выполнение домашних заданий Дополнительные занятия Дополнительные занятия в секциях по рекомендации специалистов

А теперь подробнее…

Авторы Ахутина Татьяна Васильевна - Нейропсихолог, Ахутина Татьяна Васильевна - Нейропсихолог, доктор психологических наук Микадзе Юрий Владимирович - профессор, Микадзе Юрий Владимирович - профессор, доктор психологических наук. доктор психологических наук. Глозман Жанна Марковна - доктор психологических наук,профессор, ведущий научный сотрудник Глозман Жанна Марковна - доктор психологических наук,профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологи факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Бизюк Александр Павлович - доцент кафедры Бизюк Александр Павлович - доцент кафедры специальной психологии Института специальной специальной психологии Института специальной Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Хомская Евгения Давыдовна Хомская Евгения Давыдовна заслуженный профессор МГУ заслуженный профессор МГУ Цветкова Любовь Семеновна Цветкова Любовь Семеновна Доктор психологических наук Доктор психологических наук Профессор кафедры нейро- и патопсихологии Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии факультета психологии Сиротюк Алла Леонидовна - доктор психологических наук, Сиротюк Алла Леонидовна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета. профессор Тверского государственного университета. Семенович Анна Владимировна - кандидат Семенович Анна Владимировна - кандидат психологических наук, психологических наук, доцент, профессор кафедры доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии. клинической психологии и психотерапии.

Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые УРОВНИ 1 уровень – стабилизации и активации энергетического потенциала организма 1 уровень – стабилизации и активации энергетического потенциала организма Упражнения направлены на элиминацию дефекта и активацию подкоркового дефекта. 2 уровень – операционального обеспечения вербальных и невербальных процессов. 2 уровень – операционального обеспечения вербальных и невербальных процессов. Упражнения направлены на стабилизацию межполушарного взаимодействия, специализацию левого и правого полушария (развитие когнитивной сферы). 3 уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов 3 уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов Упражнения направлены на формирование оптимального функционального статуса передних и префронтальных отделов мозга.

Программа состоит из 25 занятий. Программа состоит из 25 занятий. Периодичность: 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца. Периодичность: 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца. Время проведения минут. Время проведения минут. Оптимальное число участников группы 46 человек. Оптимальное число участников группы 46 человек. Оптимальный возраст 57 лет. Оптимальный возраст 57 лет. Занятия могут проходить в индивидуальной и групповой формах. Занятия могут проходить в индивидуальной и групповой формах.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Ритуал приветствия. Маркировка пространства; Разминка для рук и стоп Ритуал приветствия. Маркировка пространства; Разминка для рук и стоп Основная часть: схема двигательного развития ребенка методом замещающего онтогенеза с поэтапным включением всех трех уровней развития. Основная часть: схема двигательного развития ребенка методом замещающего онтогенеза с поэтапным включением всех трех уровней развития. Дыхательные упражнения; Дыхательные упражнения; Растяжки; Растяжки; Глазодвигательные упражнения; Релаксация (пальминг); Глазодвигательные упражнения; Релаксация (пальминг); Ползание; Ползание; Завершающая часть: Игры и упражнения на развитие произвольности или коммуникативной или когнитивной сфер, релаксационные упражнения. Завершающая часть: Игры и упражнения на развитие произвольности или коммуникативной или когнитивной сфер, релаксационные упражнения. Ритуал Прощание Ритуал Прощание

Ритуал приветствия Маркировка пространства Цель: Подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Цель: Подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Разминка для рук и стоп

Реципрокные (перекрестные) упражнения «Здорово – о,кей» «Честь – здорово» «Честь – здорово»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Дыхательные упражнения Значение: Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Значение: Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Упражнения выполняются поэтапно: в положении лежа, сидя, стоя. «Гол в ворота» «Задуй свечу»

Дыхательные упражнения «Кораблик плывет по волнам» по волнам» «Надуваем воздушный «Надуваем воздушный шарик животом» шарик животом»

Растяжки Значение: они нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. А оптимизиция тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции Значение: они нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. А оптимизиция тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции «Тоннель» «Кокон»

Растяжки «Бревнышко» «Гусеница» «Гусеница»

Глазодвигательные упражнения Значение: они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Помощь в преодолении синкинезий и развитие межполушарного взаимодействия Значение: они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Помощь в преодолении синкинезий и развитие межполушарного взаимодействия «Крестики» «Крестики»

Глазодвигательные упражнения. Пальминг

Ползание Значение: развитие базовых сенсомоторных (одновременно и реципрокных) взаимодействий, развитие произвольной саморегуляции Значение: развитие базовых сенсомоторных (одновременно и реципрокных) взаимодействий, развитие произвольной саморегуляции «Раненный боец» «Одноименные четвереньки» четвереньки»

Ползание «Хождение у стены» «Роботы»

Завершающая часть: Игры и упражнения на развитие произвольности или коммуникативной или когнитивной сфер, релаксационные упражнения. «Принцесса и стража» «Ива на ветру» «Ива на ветру»

Ритуал прощания Цель: создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. Цель: создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. Это может быть: позитивное подкрепление, позитивное подкрепление, слова благодарности за встречу, слова благодарности за встречу, рефлексия, рефлексия, арттерапия, арттерапия, домашнее задание домашнее задание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ