Групповые технологии обучения 1. Формирование общеучебных (метапредметных) умений: интеллектуальные умения (добывать, обрабатывать, преобразовывать информацию);

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Advertisements

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А. Цукерман.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Технология организации групповой работы в начальной школе Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного.
«Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Подготовила учитель начальных классов: Сулименко С.А.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Итоговая диагностика познавательных метапредметных умений, 5 класс Демидова М.Ю., МЦКО
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Учитель русского языка и литературы Конева Алла Анатольевна.
Тема: «Технологические приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано.
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
Опыт организации групповой работы в начальной школе Учитель начальных классов МОУ СОШ 2 г.Богородицк Золотарева Л.Н. 1.
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может полюбить математику Посвящается…
Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.

Описание опыта работы Повышение качества образования по биологии через применение исследовательского метода обучения в основной школе Автор: Шеламова Алена.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Транксрипт:

Групповые технологии обучения 1

Формирование общеучебных (метапредметных) умений: интеллектуальные умения (добывать, обрабатывать, преобразовывать информацию); коммуникативные умения (донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми, для того чтобы сделать что-то сообща); оценочные умения (оценивать жизненные ситуации, объяснять свою позицию, самоопределяться в системе ценностей); Организационные умения (формулировать цель, составлять план действий, действия по реализации плана, оценка результата). 2

Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ 3

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА «парная педагогика» (учитель-ученик) учитель доминирует ученики изолированы друг от друга Общение : официальное (у доски) «подпольное» (за партами) 4

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5

ГРУППОВАЯ РАБОТА обучение общению; комфортность; чувство защищенности; преодоление тревожности; воспитание самоуважения. 6

Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный 7

Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе 8

выбрать способ формирования групп; сформировать группы; разработать задания, выбрать способ предъявления заданий группам; организовать работу в группе в соответствии с выбранной технологией; организовать проверку готовности групп; продумать, что будет результатом (продуктом) групповой работы ; организовать рефлексию. 9

I. Деление на группы 10

I. Деление на группы 1) ПО ЖЕЛАНИЮ: разные мотивы для объединения; не всегда создаются условия для продуктивной работы и развития всех; трудно прогнозировать результат. АКТУАЛЬНО ПРИ ПРОЕКТНОЙ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 11

I. Деление на группы 2) ПО ВЫБОРУ «ЛИДЕРА»: более «однородные» группы, чем группы по желанию; лучше не применять этот способ, если есть аутсайдеры. 12

I. Деление на группы 3) СЛУЧАЙНЫМ ОБРАЗОМ: могут объединяться не взаимодействующие между собой ученики; развивается способность приспосабливаться к различным условиям деятельности, к различным партнерам; цель – научить сотрудничеству; 13

Способы формирования «случайной группы» 1)Игровые жеребьевки (по алфавиту имён, фамилий; номеров домов, квартир, телефонов, в обратном алфавитном порядке и т.п.); по считалочке; разрезанная открытка; колечки; «разведчики» (связаться глазами с партнером). 2) Объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса). 3) С помощью «фантов». 14

I. Деление на группы 4) ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ: по решенному заданию 15

I. Деление на группы 5) ПО ВЫБОРУ ПЕДАГОГА: по интеллектуальным возможностям; со схожим темпом работы; равные по силе группы; 16

I. Деление на группы Оптимальное количество человек в группе - от 3 до 6 человек. 17

II. Предъявление заданий. одному посыльному от группы (устно или письменно); всем группам коллективно; каждой группе индивидуально. ТИПЫ ЗАДАНИЙ одинаковые для всех групп; для каждой группы своё. ЭФФЕКТ «МАЛЫХ ШАЖКОВ» 18

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ «Кто меня-я слы-ы-ышит….»; «Эхо»; «Руки-ноги»; «Раз, два, три… ЗАМРИ!» 19

III. Работа в группе (технологии групповой работы): социо-игровая; ТРКМ («зигзаг»); «хождение в гости»; гипертекст; «принятие решения». 20

IV. Проверка готовности задания. самопроверка; взаимопроверка; проверка и добавление своего содержания в общее. 21

V. Предъявление результата. Продукт групповой работы – обязательный этап групповой технологии! презентация; плакат, опорный конспект, кластер; выступление (театрализация); созданный текст; подтвержденная практикой гипотеза. 22

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ смена мизансцены (пересаживание групп); листы с результатами собрать и вытаскивать по жребию; «пять» фактов на пятерку. 23

VI. Рефлексия - обязательный этап групповой технологии! 1) Организационная : что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата); что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился новый способ работы, зафиксировали свое незнание, чувства и отношения). Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия. 2) Знаниевая (тест на усвоение ЗУН). 24

Варианты «негативных» образцов Задания с выходом на вопрос: «Сумели ли участники прийти к единому мнению?» Задания с выходом на вопрос: «Что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?». Задания с выходом на то, что нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения. задания-ловушки (для дискуссий) 25

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Как будут формироваться группы? Будет ли в группе лидер (назначается учителем или выбирается группой)? Будут ли введены правила групповой работы? Как будет контролироваться соблюдение этих правил и какие действия будут предприниматься в случае их нарушения? Будет ли оказываться помощь участникам групп (организационная или содержательная)? Какое время будет отводиться на каждый этап групповой работы и на всю работу? 26

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Будет ли фиксироваться работа группы? Какими способами? Допустимо ли вмешательство учителя-организатора в работу группы? Как пространственно будут располагаться группы в помещении? Какую технологию групповой работы вы выбираете? Почему она наиболее эффективна для реализации цели? Какие приемы активизации внимания можно выбрать? Какой способ проверки готовности наиболее эффективен на этом уроке? 27

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Какой результат (продукт) групповой работы ожидается? Каков способ предъявления результата? Позаботиться о психологическом комфорте. 28

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ не вмешивается в самостоятельную работу! следит за выполнением игроками правил групповой работы; оказывает помощь группе при разрешении конфликтов; следит за временем; организует предъявление полученного группой результата. 29

I. Социо-игровая технология Букатов В.М., Ершов П.М. «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения, тренировки». ТЕАТРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И «ТЕХНИКА ДЕЙСТВИЙ». 30

I. Социо-игровая технология работа в «малых группах»; смена мизансцены; постоянная двигательная активность; ограничение «по времени»; эффект «малых шажков»; ограничения в задании. 31

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ СОБСТВЕННАЯ ИНТУИЦИЯ; ПРЯТАТЬ ДИДАКТИКУ; НЕОБХОДИМОСТЬ ДВИЖЕНИЯ; СМЕНА СОСТАВОВ; НЕ ПО УКАЗКЕ УЧИТЕЛЯ; ШУМ НА УРОКЕ; ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ; СЛЕДИТЬ ЗА СЕКУНДНОЙ СТРЕЛКОЙ. 32

Социо-игровая технология Сайт «Открытый урок» Букатов Вячеслав Михайлович «РЕЖИССУРА УРОКА, общения и поведения учителя» (А.П.Ершова, В.М.Букатов, 4-е изд.[перераб. и доп.], М., 2010, 344 с.: ил.) Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения.– М., 2000.– 224 с. 33

II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В основе - теория осмысленного обучения Л.С. Выготского. творческое сотрудничество ученика и учителя аналитически-творческий подход 34

II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ самостоятельное информация как отправной пункт постановка вопросов и уяснения проблем убедительная аргументация 35

Карпухина М.В., 2008 Качества, необходимые учащемуся, для овладения критическим мышлением: (по Д. Халперну ) Готовность к планированию; Гибкость (готовность воспринимать идеи других); Настойчивость (не откладывать трудные задачи); Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей); Поиск компромиссных решений; Коммуникативность. Критическое мышление - это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ находить информацию; критически осмысливать и интерпретировать ее; систематизировать, видоизменять знаковую систему информации; находить ошибки в информации; устанавливать ассоциативные и практические связи; вычленять главное. 37

Структура технологии урока «Вызов»«Осмысление содержания» «Рефлексия» -активизация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения - получение новой информации; -поддержание интереса к теме; - корректировка учеником поставленных целей обучения - размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения - планирование на перспективу

II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) СТАДИЯ «ВЫЗОВ». анализ информации; выявление того, что известно по теме; постановка учеником целей; активизация познавательной деятельности 39

II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ». 1. Осуществляют контакт с новой информацией. 2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. 3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. 4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. 5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. 6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. 40

II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ». систематизация информации; творческое осмысление и переработка информации. 41

II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Стадия «Вызов» : мозговой штурм, ролевая игра. Стадия «Осмысление»: инсерт + - я знаю; - - я не знаю; ? – хотелось бы узнать подробнее; ! – это меня удивило. 42

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Стадия «Осмысление»: Толстые и тонкие вопросы Кластер «Зигзаг» Двухчастный дневник (1ч. – цитаты; 2ч. – свои мысли, ассоциации). Взаимоопрос Карусель Перепутанные логические цепи 43

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «Зигзаг» 1 этап - учащиеся делятся на группы (постоянный состав), в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «Зигзаг» 2 этап – рассаживаются в группы экспертов (сменный состав по номерам), каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «Зигзаг» 3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение

Пример кластера 47

Пример кластера 48

Пример кластера 49

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Стадия «Рефлексия»: синквейн свободное письмо кластер стратегия «Галерея» 50

III. «Хождение в гости». 1 этап - учащиеся делятся на группы, каждая группа получает свое задание (информацию для освоения, задачу для решения, правило). Изучает материал. Каждый член группы делает записи!

III. «Хождение в гости». 2 этап - учащиеся 1 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

III. «Хождение в гости». 3 этап - учащиеся 2 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

III. «Хождение в гости». 4 этап - учащиеся 3 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

III. «Хождение в гости». 5 этап - учащиеся 4 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

III. «Хождение в гости». 6 этап – знаниевая рефлексия (тест, вопросы для контроля на все 4 части материала)

«Видимо-невидимо» 57

IV. Гипертекст Каждая группа готовит свою часть общего продукта групповой работы (презентация, проект)

IV. Гипертекст На этапе предъявления материала составляется гипертекст, защита происходит коллективно.

60 V. Принятие решения 1 этап - выдвижение каждым участником своих гипотез. Отсутствие критики. 2 этап - обсуждение выдвинутых гипотез. 3 этап - критическая оценка гипотез, выработка группового решения. 4 этап - предъявление результатов. Мнение групп фиксируются на доске и потом обсуждаются. 5 этап - обсуждение процесса работы (организационная рефлексия)

61 V. Принятие решения « Какую пользу можно получить от Змея-Горыныча?»