Основные положения компетентностного подхода в образовании Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные положения компетентностного подхода в образовании Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт.
Advertisements

Компетентностное содержание новых ФГОС Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании»ТГУ.
Компетентностный подход к новым стандартам: возможные тьюторские проекты Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора.
Контексты развития современного образовательного учреждения (материалы программы профессиональной переподготовки «Управление социальными и образовательными.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Компетентностный подход и инновационные образовательные технологии Материалы программы ПК «Инновационные образовательные технологии», Разработчик Е.А.Суханова,
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как условие создания образовательной среды для формирования современных компетенций школьников Е.А.СУХАНОВА,
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Изменилась структура стандарта ФГОС представляет собой совокупность требований: - К структуре основной образовательной программы; - К условиям реализации.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Транксрипт:

Основные положения компетентностного подхода в образовании Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании»ТГУ

Инновация Нововведение, изменяющее качество системы Система образования: Содержание Организация Управление Связи внешние

Компетентностный подход как инновация Независимая оценка качества образования Требования рынка труда Образовательная политика Образовательный заказ

Исследования результатов образования 60% затрудняются в анализе текстов 70% не могут провести оценку социальных фактов и явлений 51% не могут создать речевое высказывание

Исследования результатов образования Timss Российские школьники хуже решают задачи, ТРЕБУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ В НЕЗНАКОМОЙ СИТУАЦИИ Pisa 83 место в рейтинге по ПОНИМАНИЮ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ПОИСКУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТРОЕНИЮ КОММУНИКАЦИЙ

Требования рынка труда Работник, способный принимать решения ставить и решать новые профессиональные задачи работать в команде эффективно действовать в условиях неопределенности мобильно перестраиваться

Образовательная политика Современные образовательные стандарты Приоритетный национальный проект «Образование» Болонский процесс Образование как инструмент решения социально-экономических проблем

Образовательный заказ Как оценивают студенты специфику и результативность компетентностных программ?

Новое качество образования ЗУНы + компетентности + психические новообразования + индивидуальные приросты

КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СПОСОБНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ ДОСТИГАТЬ РЕЗУЛЬТАТА ЭФЕКТИВНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ

Рабочее определение группы по разработке ГОС третьего поколения в высшем профессиональном образовании (2006) Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях; способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда Компетентность – владение определенными компетенциями

Рабочее определение группы по разработке макета ГОС общего образования (2008) Компетентность – качество индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно проблемного характера.

Рабочее определение группы по разработке макета ГОС общего образования (2008) Компетентность не сводима к обобщеному способу действия и не может быть сформирована как умение или навык: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность.

Рабочее определение группы по разработке макета ГОС общего образования (2008) Компетентность представлена в культуре в виде реальных персонализированных образцов персонализированного действия. Ключевые компетентности – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту действия.

Сравнение подходов Академический подход Компетентност – ный подход Научность знанийНаучность способов их получения Природосообразность+ социосообразность Прочность через повторение Прочность через применимость

Академический ПОДХОД КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Сознательность и активность по отношению к задачам Постановка собственных задач Практика подкрепляет теорию Теория через практику Учет возрастных и индивидуальных особенностей С опережением

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Процесс передачиПроцесс учения Репродуктивные методы Активизирующие методы Результат – сумма знаний и умений, личность Результат – готовность к продуктивному, самостоятельному, ответственному действию

Компетентности как результат деятельности Интерес – Проблема - Цель – Задачи – Действия – Результат - Контроль/оценка – Рефлексия

Обязательные элементы образовательного процесса Организация мотивации Моделирование деятельности Групповая работа Дискуссионные формы Возможность выбора формирование позиции, мнения Презентация продукта Рефлексия результата и процесса

Организация учебного процесса (стандарты ВПО 3-го поколения ) Реализация компетентностного подхода должна предусматривать Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.

Уровни формирования компетентности (Г.Н.Прозументова,Е.А. Суханова) 1 уровень. Построение свободного действия. 2 уровень. Реконструкция свободного действия для построения алгоритма 3 уровень. Освоение алгоритма действия через пробы действия в разных ситуациях, нестандартной ситуации 4 уровень. Обобщение алгоритма в нормы деятельности (выделение инварианта последовательности действий) 5 уровень. Обобщение знаний о норме деятельности

Материалы ФГОС (пример) Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта. Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются: в области развивающей деятельности: диагностика уровня психического развития детей; разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе; разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении; …… в области учебно-воспитательной деятельности: организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей; ……. в области социально-педагогической деятельности: проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса; проведение профориентационной работы; оказание помощи в решении задач социализации учащихся; индивидуальное консультирование участников образовательного процесса; И т.д.

Материалы ФГОС: требования к квалификации по специальности «Прикладная экономика» Расчетно-проектная деятельность Сбор и анализ исходных данных Расчет по известным моделям и с использованием стандартных средств Разработка и оформление проекта Контроль соответствия стандартам и нормативным документам Проведение предварительного экономического обоснования проекта Производственно-экономическая деятельность Выполнение служебных обязанностей с большей долей формально-логических операций Научно-исследовательская деятельность Сбор и анализ исходных данных, поиск информации по полученному заданию Изучение информации Проведение исследований по заданной методике Использование основных методов экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности Оформление полученных данных, результатов в соответствии с установленными стандартами отчетности Подготовка отчета по проведенной работе, реферата прочитанной литературы, основных видов деловой документации Организационно-управленческая деятельность Организация собственной работы Организация работы малых коллективов исполнителей Организация выполнения конкретного порученного этапа работы

Материалы ФГОС: требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки магистров Выпускник по направлению подготовки ________________ с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп и настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями: а) универсальные: ____________________________________________________________ б) профессиональные: (указываются по видам деятельности) Например: - производственно-технологическая деятельность: _____________________________________________________________ - организационно-управленческая деятельность: ______________________________________________________________ - научно-исследовательская деятельность: ______________________________________________________________ проектная деятельность: _____________________________________________________________ другие виды деятельности____________________________________.

НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ Томск, пр.Ленина 36, ТГУ, корп.НИИПММ, оф.145 (3822) WWW. TSU.RU ГОТОВЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !