Федеральный Государственный Образовательный СТАНДАРТ 2009-2012 гг. « развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Тема: «Достижение метапредметных образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС. Цель: внедрение федерального государственного образовательного.
ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ НА 2, 3, 4, 5, 9 ГПОУ « СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени И. А. КУРАТОВА ». Преподаватель Н. С. Лыюрова.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Картотека приёмов технологии развития критического мышления педагогический опыт учителей начальных классов МОУ «Сланцевская СОШ 3» (Андреевой Л.Э, Рыбаковой.
Вызов Осмысление Рефлексия. Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому.
Транксрипт:

Федеральный Государственный Образовательный СТАНДАРТ гг. « развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий … составляет цель и основной результат образования »

3 Формирование универсальных учебных действий средствами индивидуально- ориентированных технологий

развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию «дебаты»; технологию модульного и блочно- модульного обучения лекционно-семинарско-зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления» технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно- коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии Технология продуктивного обучения технологию дистанционного обучения и др.

Разработчики технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, В России технология осваивается с 1997 г.

Проявлять любознательность. Использовать исследовательские методы. Ставить перед собой вопросы. Осуществлять планомерный поиск ответов. Вскрывать причины и последствия фактов. Сомнение в общепринятых истинах. Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами. Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

направляет усилия учеников в определенное русло. сталкивает различные суждения. создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы. подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Т ехнология дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

РЕФЛЕКСИЯ ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ Трехфазная структура урока

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Приемы: Кластер Корзина идей Покопаемся в памяти Ассоциация Перепутанные логические цепочки Инструкции

В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. (Ученики работают в парах или в группах.) ФОНЕТИКА (ударение, сильная/слабая позиция) МОРФЕМИКА ОРФОГРАФИЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ + СЛОВООБРАЗАОВАНИЕ

Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме. Обмен информацией в парах или группах Группы по кругу называют сведения, факты. Учитель записывает все на доске. Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации. ? ? ?

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Например, по теме «Глаз", 3 класс могут быть предложены следующие высказывания: Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. высказываниедо ч-япосле ч-я 1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. 2. Форма глаза напоминает яблоко. 3. Глаза в сильные морозы мерзнут. 4. Зрачок - это отверстие в глазу. 5. В глазу имеется прозрачная линза. 6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. 7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

Задачи фазы реализации осмысления Получить новую информацию; Осмыслить ее; Соотнести с уже имеющимися знаниями.

1. Инсерт 2. Чтение с остановками 3. "Рыбий скелет" или "Фишбоун" 4. Приёмы, работающие с таблицами таблица ПМИ таблица ЗХУ таблица-синтез сводная таблица концептуальная таблица таблица "Что? Где? Когда? Почему?" 5. Толстые и тонкие вопросы Ромашка вопросов (ромашка Блума)

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица "знаю - хочу знать - узнал«. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. З – что знаюХ - что хочу узнать У - что узнал, и что осталось узнать

Инсерт, или условные значки. Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы после прочтения текста, заполнить таблицу "Инсерт", где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. V + - ?

«Тонкие» вопросы на понимание текста. (Традиционно такие вопросы ставит сам учитель после текста.) «Толстые» вопросы пробле мные вопрос ы, не имеющ ие однозна чного ответа, требую щие обраще ния к другим источни кам, побужд ающие к дальне йшему поиску.

«Тонкие вопросы»«Толстые вопросы» Кто….? Что…? Когда…? Как зовут…? Где происходит действие? Почему…? В чём различие? Чем объясняется…? Предположите, что будет, если…?

1.Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. 2.На стадии вызова это будут вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. 3.На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения. 4.На стадии рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Схема реализации приема «Чтение с остановками»: 1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием? - прогноз его содержания и проблематики; рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут); 2. Осмысление. Учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал. Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Приемы: Эссе Рафт Диаманта Синквейн Хокку (хайку) Бортовой журнал Двухчастный дневник Трёхчастный дневник Шесть шляп мышления

Тема - предмет Признак Действие Фраза -отношениектеме Вывод – суть темы

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Заполняется на стадии вызова Заполняется при чтении (по мере чтения) во время пауз и остановок

Ромашка Блума П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я П р а к т и ч е с к и й в о п р о с ?

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. Правила работы с данным приемом таковы: " ствол дерева " - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие. " ветви " - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено). "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему. не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом.

аргументы ТЕМАТЕМА предположения аргументы

Прием «Шесть шляп критического мышления» Этот прием обычно используется на стадии обобщения и систематизации. т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

« Белая шляпа» СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения); «Желтая шляпа» ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты); «Черная шляпа» НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме); «Синяя шляпа» АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?); «Зеленая шляпа» ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые бредовые идеи и предположения); «Красная шляпа» ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом

Любой прием, используемый в технологии ТКРМ должен выполняться правильно и иметь логическое завершение. На стадии «вызов» тему формулировать должны дети. На протяжении всего урока учитель – координатор. На стадии «рефлексии» необходимо делать переход к изучению следующей теме. Рекомендации и советы

Презентацию составили: Нестерова О. С., Ильиных Л. М.