Система работы учителя Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальной школы к обучению на средней ступени общего образования. Н.М. Шалимова, учитель начальных классов высшей квалификации МОУ Лицей 37
Программа модернизации российского образования базируется на наиболее интересных идеях и практическом опыте международного педагогического сообщества и отечественной педагогической науки Динамика жизни современного общества, процессы глобализации во всех сферах деятельности человека, революция в сфере информационных технологий и коммуникативных взаимодействий требуют новых подходов к образовательной деятельности. Развитие личности ребенка в процессе обучения и воспитания, формирование умения найти свое неповторимое место в стремительно меняющемся мире – становятся приоритетами работы педагогов в любой стране
Для российской школы учет индивидуальности учащихся, обучение их аналитическому подходу к действительности, умению ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, самостоятельно принимать ответственные решения, особенно актуальны, потому что Россия за пятнадцать лет прошла путь преобразований, на которые другие государства потратили десятки и даже сотни лет. Высочайший темп нашей жизни, сложности адаптации к работе в рыночных отношениях подчас тяжелы даже для взрослых.
Одной из главных задач реформы школьного образования является создание условий для раннего выявления способностей и склонностей каждого ребенка, которое, в частности, выражается в разнообразных формах профильного обучения. Образовательными учреждениями системы общего образования, обеспечивающими профильное обучение, сегодня являются лицеи и гимназии. Ранняя специализация позволяет учащемуся в школе получить определенный объем профессиональных знаний и умений в той области человеческой деятельности, которая может стать сферой его будущих профессиональных успехов.
Приоритетом работы начального звена образовательного заведения системы общего образования, безусловно, является обеспечение права каждого ребенка – гражданина Российской Федерации на получение равного с другими начального образования путем сохранения единого образовательного пространства.
Вместе с тем, Концепция содержания непрерывного образования в начальной школе предусматривает возможность применения к начальному образованию принципа вариативности, обеспечивающего в начальном звене любого образовательного учреждения применение разнообразных современных обучающих технологий, методик и средств, учитывающих индивидуальное развитие детей, потребности общества и региональные особенности. Выявление способностей и потенциала ребенка на этапе начального образования на практике обеспечивает непрерывность всех ступеней образования, делает начальное звено образовательного учреждения полноправным участником профильного обучения.
Обучение в Лицее 37 после окончания учащимися начальной школы осуществляется в три этапа (ступени): лицейские и общеобразовательные классы (5 – 7 классы); профильные и общеобразовательные классы (8 – 9 классы); исключительно профильные классы (10 – 11 классы).
Цель разработанной системы «Учимся быть лицеистами»: подготовка учащихся начальных классов лицея к обучению на средней ступени образования путем раннего выявления способностей, развития интеллектуального потенциала личности ребенка и формирования основ творческого мышления.
Структура системы СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ РАННЯЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Методы выявления и изучения способностей первичное собеседование с детьми; первичное и периодическое анкетирование родителей; ведение индивидуальных дневников педагогического наблюдения; периодическое тестирование учащихся; систематический анализ динамики развития способностей учащихся; итоговый прогноз развития способностей учащихся; разработка рекомендаций по обеспечению преемственности развития способностей учащихся.
Пример оценки уровня образно-логического мышления (анализ и обобщение). Тест «Найди лишний предмет»
Пример оценки способности к осмысленному запоминанию. Тест «Парные слова» АВТОМОБИЛЬ - ДОРОГА ЛЁД - КОНЬКИ РЫБА - ВОДА КОСТЁР - ОГОНЬ БУКВЫ - КНИГА БОТИНОК - НОГА ОЧКИ - ГЛАЗА ХЛЕБ - МУКА КРАСКИ - КИСТОЧКА ЗИМА - СНЕГ
Фото с родителями
Развитие креативности Развитие креативности предполагает развитие у ребенка высокого уровня самостоятельности, способностей к анализу и критическому восприятию окружающего мира и себя в этом мире, готовность быстро адаптироваться к сложным ситуациям, принимать верные и зачастую нестандартные решения.
Методы развития креативности учащихся имитационное моделирование жизненно важных ситуаций (формы - деловые, ролевые, сюжетные игры); коммуникативные технологии активного партнерского взаимодействия и общения с использованием различных информационных источников (формы – парная работа, групповая работа, взаимообучение, учебный диалог, дискуссия); исследовательские (проектные) технологии обучения (формы – индивидуальный и совместный поиск решения проблемных задач и ситуаций).
Имитационное моделирование жизненно важных ситуаций (примеры игр) Сюжетно-ролевые игры: «Необитаемый остров», «Один дома», «Путешествие в сказку». Деловые игры: «Туристский поход», «Готовимся к празднику», «Как убрать квартиру».
Коммуникативно-информационное взаимодействие (типы игр и формы работы). Групповая работа: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг». Парная работа: «Звездный час» Индивидуальная работа: «Своя игра», «Поле Чудес» Тематика игр: Учебно-развивающая: математическая, литературно-историческая, биолого-географическая; Познавательная: «Герои сказок и мультфильмов», «Кем быть? (о профессиях); «Спорт», «Загадки, поговорки, пословицы»
Проектные технологии обучения (пример поиска решения проблемной задачи). Цель проекта: «Подготовка подарков к Новому Году». (варианты: концерт-спектакль или изготовление сувениров). Алгоритм проекта: Формулирование решаемых задач, определение необходимых ресурсов (время, материалы, люди), путей достижения поставленных целей (подготовка плана работы, определение ответственных за каждый пункт плана), контроль выполнения проекта, подведение итогов.
Благодарим за внимание!