РНС в технологии развития критического мышления. Ведущие курсов: преподаватели психологии Борохова Светлана Федоровна, Торопова Юлия Анатольевна План.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Advertisements

Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Направленность общего образования – личностное развитие ребенка - приобретение опыта разнообразной деятельности - приобретения опыта познания и самопознания.
Козицина Л.А. учитель ИЗО, технологии МБОУ «Куртуковская ООШ» Новокузнецкого района.
Современные методы обучения математике Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ 4 Леонтьевой Л.Л.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ.
Подведение итогов. Рефлексия на уроках русского языка и литературы.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Основные методические приемы развития критического мышления.
Транксрипт:

РНС в технологии развития критического мышления

Ведущие курсов: преподаватели психологии Борохова Светлана Федоровна, Торопова Юлия Анатольевна План курсов: Тема 1. Основы ТРКМ. Обучение осмысленному чтению текста. Техника вопросов. Работа с информационно-насыщенным текстом. Приемы: Таксономия вопросов Б. Блума, учебная стратегия ИНСЕРТ, стратегия «Концептуальная таблица», синквейн. Тема 2. Методы работы с сюжетным текстом. Стратегии обучения осмысленному чтению. Использование стратегий развития критического мышления в лекционных и семинарских формах. Приемы: Чтение с остановками, перекрестная дискуссия. Стратегия «Таблица-синтез». Прием «Дерево предсказаний», прием «Ключевые слова». Тема 3. Развитие критического мышления средствами парных, групповых и дискуссионных форм. Стратегии развития умения решать проблемные ситуации. Методы, используемые на фазе рефлексии. Приемы: стратегия «Зигзаг», «Фишбон», «Шесть шляп мышления», «ПМИ», портфолио- конференция

Виды деятельности Максималь ное кол-во баллов Обязательная часть100 Семинар 1: «Основы ТРКМ. Обучение осмысленному чтению текста. Техника вопросов. Работа с информационно-насыщенным текстом. Приемы: Таксономия вопросов Б. Блума, учебная стратегия ИНСЕРТ, стратегия «Концептуальная таблица», синквейн. Составление кластера по теме.5 Оформление таблицы знаков «ИНСЕРТ» при работе с информационно-насыщенным текстом.10 Формулирование вопросов разного типа.5 Оформление концептуальной таблицы.5 Семинар 2. Методы работы с сюжетным текстом. Стратегии обучения осмысленному чтению. Использование стратегий развития критического мышления в лекционных и семинарских формах. Приемы: Чтение с остановками, перекрестная дискуссия. Стратегия «Таблица-синтез». Прием «Дерево предсказаний», прием «Ключевые слова». Составление текста по ключевым словам.10 Оформление «Таблицы-синтез».10 Семинар 3. Развитие критического мышления средствами парных, групповых и дискуссионных форм. Стратегии развития умения решать проблемные ситуации. Методы, используемые на фазе рефлексии. Приемы: стратегия «Зигзаг», «Фишбон», «Шесть шляп мышления», «ПМИ», портфолио-конференция. Оформление таблицы «ПМИ»10 Составление презентации в группе.10 Анализ проблемных вопросов с помощью приема «Фишбон»5 Итоговое задание: Составление занятия с использованием техник критического мышления30 Накопительная часть20 Составление синквейна5 Участие в перекрестной дискуссии.5 Обобщающая работа в группах.5 Презентация итоговых работ в группах.5

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др., М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Д.Халперн ( Дайана Халперн - американский), размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них: - анализ / выводы; - выдвижение, формулировка, разработка гипотез; - установление и создание, поиск аналогий, метафор; - активизация ранее приобретенных знаний; - активизация причинно-следственных отношений; - анализ значимости; - сравнение сопоставление противопоставление; - применение в реальных условиях; - контраргументация; - оценка и ее достоверность / валидность; - обобщение идей; - изучение других точек зрения.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Функции трех фаз технологии развития критического мышления Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (актуализация имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Технологический прием «INSERT» Название: Приём "Инсерт". (условные значки) Описание: приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес. "Инсерт" - это: I - interactive - самоактивизирующая N - noting S - system - системная разметка E - effective - для эффективного R - reading - чтения T - thinking - и размышления Приём используется в три этапа: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы); Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; Обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. V+-?

Кластер Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность оформления кластера: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 4. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: - Не бояться записывать то, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции. - Продолжить работу пока не кончится время или идеи не иссякнут. - Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следовать конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: - укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости) - выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Пример «Кластера»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы Тонкие вопросы Те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Те вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например: Дайте 3 объяснения, почему..? Объясните, почему…? Почему Вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Например: Кто? Что? Когда? Может…? Будет… ? Могли…? Было ли? Как зовут…? Согласны ли Вы? Верно ли?

Прием «Концептуальная таблица Приём «Концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – критерии, по которым сравнение происходит. Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления) Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.

Прием «Концептуальная таблица В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос. ФазаДеятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы. Вызов Осмысление Рефлексия

Карта самооценки по итогам занятия Самооценка по итогам занятия Уровни самооценки бб Уровни самооценки Семинар 1: «Основы ТРКМ. Обучение осмысленному чтению текста. Техника вопросов. Работа с информационно- насыщенным текстом. Приемы: Таксономия вопросов Б. Блума, учебная стратегия ИНСЕРТ, стратегия «Концептуальная таблица», синквейн. Баллы Я понимаю основные понятия по семинару 321 Я все задания сделал правильно 321 Я могу применить полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности. 321

Синквейн Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы