Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов как основа повышения эффективности и качества образовательного процесса Умушкина В.С., заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Advertisements

КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева. Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению»
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
П ереход на новые образовательные стандарты Р азвитие системы поддержки талантливых детей С овершенствование учительского корпуса И зменение школьной.
Компетентностная модель современного учителя. Компетентностная модель современного учителя.
Компетенции и компетентностная модель современного учителя МОУ Сусанинская средняя общеобразовательная школа.
Существует такая легенда. «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
К вопросу о компетентностном подходе в обучении Заместитель директора по НМР Турчановская В.Н. Томск 2011.
Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность. Компетентность.
Профессиональная компетентность учителя 9 января 2013 год.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС Педсовет: Павловка, учебный год.
Педагогическая технология «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности) Савинская основная школа учитель-Крылова О.Н. учебный предмет-биология.
Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации предшкольного образования Автор презентации: замдиректора по УВР МОУ «СОШ 1» г.Новоалтайска.
Информационно-методическая компетентность учителя истории на этапе становления модели 12-ти летнего образования Аслямова Р.Г 2009 год.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психологические особенности подросткового возраста.
Транксрипт:

Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов как основа повышения эффективности и качества образовательного процесса Умушкина В.С., заместитель директора по УВР МОУ СОШ января 2010 года 1 Цель семинара: представление опыта создания внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности учителя

Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях… М. Ноулз 2

Единая методическая тема Формирование базовых компетентностей участников образовательного процесса как условие повышения качества образования Цель Создание психолого-педагогических условий процесса непрерывного становления и развития профессиональной компетентности учителя личностно ориентированного образовательного пространства 2005 – 2008 г. Социально-психологическая компетентность учителя 2008 – 2011 г. Управленческая культура учителя как условие обеспечения нового качества образовательного процесса 3

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ

ПЗЛК учителя-управленца Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися Иметь развитую способность к критике и рефлексии Понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, способность к кооперации и диалогу Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями

Методика оценки ПЗЛК по Лукьяновой 6 Коммуникативные функции –влияние –организация –передача информации

Тематический план семинара «Социально-психологическая компетентность учителя: диагностика и развитие» 7 ТемаКоличество часов ЛекцииПрактикум 1Понятие о ППК учителя-2 2Социально-психологические методы ПЗЛК учителя -4 3Коммуникативная компетентность учителя как основа конструктивного профессионального и межличностного общения 22 4Готовность к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса 22 5Способность учителя к реализации развивающего потенциала урока 2 6Круглый стол. анализ ситуаций педагогического взаимодействия 2

Поведенческие характеристики учителя Влияние (как формирование) Организация (как побуждение) Передача информации 1 Умеет создать на уроке благоприятный психологический настрой Умеет найти к ученику индивидуальный подход Демонстрирует хорошее знаний предмета 2 Справедлив и внимателен по отношению к учащимся Умеет вызывать на уроке интерес к изучаемому материалу, ко всему предмету Излагает материал ясно и доступно 3 Рационально организует собственное время и деятельность Часто подбадривает учеников в затруднительных ситуациях Умеет поддерживать разговор на разные темы 4 Не допускает брани в адрес учениковУмеет объединить ребят вокруг общей идеи, задачи, цели При изложении материала побуждает ребят к размышлению над его содержанием 5 Проявляет в работе творческую активность Называет учеников чаще всего по имени Высказывает собственную позицию по тому или иному вопросу 6 Заражает ребят интересом к какому- либо делу Умеет снять напряжение и усталость на уроке Отстаивает свою точку зрения без раздражения и вспыльчивости 7 Может аргументированно и доказательно убедить ребят в необходимости какого-либо дела, поступка Поощряет высказывания учащимися собственной точки зрения Аргументированно и убедительно говорит 8 Является для большинства ребят референтным (значимым) человеком Вовлекает детей в работу на урокеОбладает культурой речи

Единый методический день «Коммуникативная деятельность педагога – основа организации личностно ориентированного пространства ученика» 9

Социально-психологическая компетентность учителя ( из опыта работы МОУ СОШ 45) 11 ДатаТема мероприятия, формаКатегория участниковУровень 2007 Активные формы организации методической работы учителей начальных классов в условиях модернизации образования младших школьников, семинар руководители МО учителей начальных классов город 2007 Комплексный анализ текста как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся. Опыт подготовки выпускников к итоговой аттестации, семинар учителя-словесники, курсанты МОИПК РО область 2007 Развитие творческого потенциала учащихся в условиях личностно- ориентированного образования, конференция администрация школы, учителяшкола 2007 Методическая панорама современных уроков, посвященная 40-летию школы, семинар администрация школы, учителя, родители школа 2008 Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья, семинар учителя русского языка, литературы, английского языка город 2008 Эффективные методы и приемы подготовки учащихся к домашней самостоятельной работе, семинар администрация школы, учителяшкола 2009 Использование современных технологий в обучении и воспитании младших школьников с целью развития креативных способностей, семинар администрация школы, учителя начальной школы область 2008 Формирующийся опыт использование интерактивно доски Hitachi на уроках гуманитарного и естественнонаучного циклов, семинар администрация школы, учителягород 2009Роль школьной библиотеке в инновационной деятельности образовательного учреждения, семинар администрация школы, учителягород

Социально-психологическая компетентность учителя ( из опыта работы МОУ СОШ 45) Деятельность учителей словесников по формированию информационно- коммуникативной компетенции учащихся печатная работа Умушкина В.С.область Внеклассная работа как средство создания речевой среды младших школьников печатная работа Никитина Н.В.область Роль лингвистического анализа в раскрытии коммуникативного замысла автора. Урок-практикум с элементами исследования, 11 класс печатная работа Умушкина В.С.область Художественные приемы русского словообразования. Урок-лекция, 10класс печатная работа Умушкина В.С.область 52007Социолингвистические приметы в речи Флягина (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»). Урок-семинар, 11 класс печатная работа Хрунина И.В.область

Единая методическая тема Формирование базовых компетентностей участников образовательного процесса как условие повышения качества образования Цель Создание психолого-педагогических условий процесса непрерывного становления и развития профессиональной компетентности учителя личностно- ориентированного образовательного пространства 2008 – 2011 г. Управленческая культура учителя как условие обеспечения нового качества образовательного процесса 13

Ключевые компетенции учеников 1.Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов). 2.Информационные технологии (компьютерные – Интернет, электронная почта, программирование и т.д.) 3.Исследовательские (естественнонаучные и гуманитарные методы исследования). 4.Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации). 5.Работа с числами (вычисления, использование мат. методов для решения практических задач). 6.Организационные (координация деятельности людей для достижения целей). 7.Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели). 8.Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.) 9.Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»). 10.Решение проблем.

Диагностика «Моя педагогическая философия» 1.Чему я учу? Распределите цели по важности для вас: - Основам научных знаний Нормам поведения, необходимым для жизни в обществе Пониманию себя, пониманию других людей - Применению знаний на практике - Способности отвечать за себя и результаты учебного труда - Ставить цели, планировать свою учебную работу - Творчеству, самовыражению - Общению, умению взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми - Формированию предметных и надпредметных учебных навыков - Умению видеть, формулировать проблему, предлагать пути ее решения - Общечеловеческим ценностям - Различным способам мышления 2. Кого я учу? На кого ориентируюсь при подготовке занятия? - На всех - На одного - На индивидуальность - На того, кто хочет учиться На группы (какие?)

Диагностика «Моя педагогическая философия»

Диагностика Психологические затруднения учителей в организации современного качественного образовательного процесса на уроке

Семинар «Психолого-педагогические основы повышения управленческой культуры учителя» Этап освоения коллективом технологии ИСУД ТемаФорма 1Качество образования. Составляющие качества образования. Лекция 2Компетенции участников образовательного процесса как модель взаимодействия субъектов Практикум 3Психолого-педагогическая компетентность учителя (по Галеевой Н.Л.) Консультация психолога 4Технология ИСУД как ресурс управления качеством школьного образования. Презентация технологии 5Формирующийся опыт использования технологии ИСУД Мастер-класс, открытый урок

Качество образования 20 Совокупность существенных свойств образования, соответствующих современной педагогической теории, требованиям нормативно-правовых документов, способных удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Составляющие качества образования: качество результатов качество образовательного процесса качество компетентности учителей как ведущих субъектов образовательного процесса качество управления ОУ как социальной системой

Основные компетенции современного учителя Уметь учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций); Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы; Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Владеть проектным мышлением и уметь руководить групповой проектной деятельностью учащихся. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Психолого-педагогическая компетентность учителя (по Галеевой Н.Л.) 22 Психолого-педагогическая компетентность учителя (по Галеевой Н.Л.) Когнитивная составляющая Система знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика -"чем ученик учится". Знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся. Знания психических особенностях учащихся. Операционально- технологическая составляющая Умение педагогическими способами определять уровень развития "познавательных инструментов ученика". Умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса. Личностная, позиционно- ценностная составляющая Позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика: все "познавательные инструменты" ученика могут быть развиты, все имеют диапазон, внутри которого возможна положительная динамика развития.

Принципы организации ОП

Технология ИСУД Принцип управления: если у тебя такие ученики, такие цели и ресурсы, то оптимально сделать так…

Ресурсы учебного успеха ученика Ресурс учебного успеха Параметры индивидуального стиля учебной деятельности (параметры ИСУД) Единица или система измерения «Знаю» Обученность Оценка по предмету «Умею» Организационные навыки Коммуникативные навыки Информационные навыки Мыслительные навыки, 2 (оптимальный уровень) 1 (есть резервы) 0 (недопустимый уровень) «Могу» Внимание Память Модальность (каналы восприятия УМ) Доминирование полушарий мозга 2 (оптимальный уровень) 1 (есть резервы) 0 (недопустимый уровень) А (ауд.), В (виз.), К (кин.) Л(лев.), П (прав.), Р (равн.) «Хочу» Уровень развития мотивационно- потребностной и эмоционально- волевой сфер Социально-духовный Социальный Познавательный Базовый (эмоциональный)

Матрица ИСУД Это совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ученика, спроектированная как открытая система, которая может использоваться как в сокращенном виде, так и расширяться по необходимости в образовательных учреждениях разного типа

Матрица учащихся 3 класса А

обучаемость внимание память модальностьполушарие коммуникативные ОУУН организационные ОУУН мыслительные ОУУН Информационные ОУУН Уровень мотивации Кр. речев. Кр. зрит. аудиал визуал кинестетик левополушарн. Правополушарн. равнополушарн. Монол. речь Активн.слуш. диалог работа в группах планирование Раб. место оформл. самооценка анализ синтез сравнение логика вывод Смысл.чтение Свор. информ. Развор.информ. ТСО, медиатехн. Максим Б. I0,5хн+0,5 слнн 0,5 Б.П Анна Б. II2хн+0,5IIIIIIхннннIIII С.Д. Анастасия В.. II1хн+0,5IIIIIIIслнн 0,5III С. Иван В. < I0,5сл +0,5 I слнн I0,5 I Б. Егор Г. II1слх+0,5II IIIхххннIIII Б.П. Маша Г. II0,5нн+0,5IIII IслннннIIII Б. София Г. III1хх+IIIIIIIнхххнII I Б.П. Женя Г. II2хх+IIII I Iнннхн III С.Д. Денис Д. I0,5нн+0,5 III0,5I слнн 0,5 II Б. Вера Д. II2хн+IIII I ннннн III С.Д. Маргарита Е. II1нсл+IIIIIIIIсл н III0,5 С. Леонид Кл. II2хсл+0,5III I Iннннн III Б. Полина К. < I0,5хн+0,5 I сл н 0,5 Б. Роман М. I0,5нн++IIII0,5IIслнн I0,5 I Б. Виолетта М. II2нх+IIIIIIIсл н нIIII С. Саша Ор. III2хн+IIII I хххнн I С.Д. Андрей Пр. III2нн+0,5IIIIIIнннннII I Б.П. Валерия Р. I2нсл+0,5IIIII слннннIIII Б. Анастасия Св. I1хх0,5IIIIIIсл нн II0,5 С.Д. Андрей С. II0,5нн++0,5IIII нннслнIIIII С. Иван С. I0,5хсл+0,5III сл нн II0,5 I Б. Полина С-Ч I0,5хх+0,5II сл I0,5 Б. Екатерина Ф. II1хсл+IIII I нннннIII0,5 С.Д. Татьяна Хр II2хх+IIII IIIннххн С. Анастасия Ю. II2нн++IIII I слнх нIIIII С.

Требования к компетентности учителя как субъекта, реализующего технологию ИСУД Умеет сам диагностировать актуальный уровень развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика; «сворачивать» эту информацию в матрицу ИСУД. Проектирует сам, выбирает из методических пособий картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по тем же основаниям, что и матрица ИСУД. Умеет путем сопоставления матрицы ИСУД с картотекой выбрать необходимые для него формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности

Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир. Ф. Ларошфуко