Москва, 16 октября 2009 г. Московский институт открытого образования Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования Педагогическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка учителя к проектному обучению учащихся Пахомова Нинель Юловна зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО, к.п.н., доцент.
Advertisements

Проектная компетентность учителя Пахомова Нинель Юловна зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО, к.п.н., доцент.
Педагогическое сообщество учебного проектирования 1 Педагогическое сообщество учебного проектирования для развития профессионализма учителя Московский.
Педагогическое сообщество учебного проектирования ОКТЯБРЬ 2013.
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
Организация работы инновационной сети школ, работающих по курсу «Проектная деятельность» в учебном году» Денисова И.В., методист лаб. информационной.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
ГБОУ СОШ 393 Заместитель директора по научно - методической работе Алпатова О. В. «Преемственность между начальной и средней школой при формировании метапредметных.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
Организация проектной деятельности. Преимущество метода проектов Метод проектов – это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации,
Московский институт открытого образования лаборатория информационной поддержки развития образования Педагогическое сообщество учебного проектирования.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
ГБОУ гимназия 1554 Достижения гимназии как ресурс для использования другими школами Заместитель директора по УВР ГБОУ гимназии 1554 Смирнова И. Г
Городская экспериментальная площадка первого уровня Шмелёва Наталья Владимировна, Зам. директора по ЭР педколлежда 5 Москвы.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Программа « » «Организация внеурочной деятельности учащихся через оптимизацию всех внутренних ресурсов образовательного учреждения» Цель: создание условий.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Транксрипт:

Москва, 16 октября 2009 г. Московский институт открытого образования Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования Педагогическое сообщество учебного проектирования Информационная и научно-методическая поддержка развития инновационной работы в учреждениях образования Н.Ю. Пахомова, зав. лаб. МИОО, научный руководитель Педсообщества, к.п.н., доцент

Асмолов А.Г. Важнейшей задачей современной системы образования является: - формирование способности субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - формирование способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Несколько очевидных утверждений: Система образования консервативна Стабильность в работе системы образования больше плюс, чем минус Новое в образовательном процессе с трудом пробивает себе дорогу, доказывая право на внедрение Новое рождается из проблемы несоответствия системы новым требованиям внешних условий

Департамент образования г. Москвы стимулирует модернизацию Каждый педагогический коллектив самобытен, имеет свои особенности Каждое учреждение образования, исследуя проблемы коллектива и социума, намечает пути своего развития в Образовательной программе Педагогические коллективы стремятся предъявить коллегам и управлению свои инновационные достижения, отвечая на создаваемые стимулы

Методологи Пилотные образовательные учреждения Методическая служба города Наука: педагоги и психологи Образовательные учреждения массовой практики Методическая служба округа Поддержка инновационного развития образования

Методическая поддержка Рождение новации Эксперимен тальная апробация Расширение эксперименталь ной апробации Поддержка инновационного развития образования Научно - методическое сопровождение Инновация в массовой образовательной практике Массовая образовательная практика

Госстандарты 2004 НШ Овладение содержания образования направлено на достижение в НШ следующих общих целей: овладение общеучебными умениями и навыками (умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства, определять последовательность действий, проектировать, владеть способами контроля и оценки, определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок); формирование умений учебного сотрудничества (умение работать в группе, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад; освоение правил и культуры взаимодействия). И др. Из действующих госстандартов (2004): Общие цели на ступени среднего (полного) образования: умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), умения проектной деятельности: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, умениями прогноза (умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. И др.

Инновация проектной и исследовательской деятельности Учебное проектирование и исследование позволяют внести деятельностную составляющую в содержание образования, формировать ключевые компетенции и способности к самостоятельному учению и развитию учащихся. Среди ключевых компетенция решать проблемы краеугольная!

Первые шаги педагогического коллектива к инновации Анализ отношения к новации каждого члена коллектива учителей и администраторов – сторонников, сочувствующих, возражающих, Выделение инициативной группы педагогов, готовых к внедрению, установка факта поддержки со стороны директора и администрации, Анализ готовности учителей измениться в отношениях с учениками, необходимости подготовительной работы, Установка необходимости соблюдать принцип добровольности – личной заинтересованности и готовности учителя к перестройке в своей педагогической деятельности. Выстраивание тактики и стратегии внедрения учебного проектирования; Управление и методическое сопровождение внедрения учебного проектирования; Внедрение учебного проектирования в образовательные программы и планирование образовательного учреждения.

Проектная и исследовательская деятельность в основном среднем образовании Расширяется процесс вовлечения учителей и учащихся в проектно- исследовательскую деятельность во внеурочной форме (средняя и старшая школы) Все больше появляется образовательных учреждений желающих примкнуть к экспериментальной апробации урочно-внеурочных и урочных форм проектной и исследовательской деятельности Расширяется экспериментальная работа по разработке и апробации проектной деятельности в начальной школе

С разнообразным содержанием: предметные межпредметные надпредметным Как развивается инновация проектно-исследовательской деятельности учащихся В учреждениях образования уже существуют различные ее формы: внеурочная урочно-внеурочная урочная индивидуальная групповая одноклассная межклассная разновозрастная общешкольная межшкольная международная

Многообразие учебных проектов – классификация По ведущей деятельности поисковый исследовательск ий технологический имитационный конструирующий творческий По используемым технологиям мультимедиа телекоммуникационный театрализация использующий бумагопластику использующий лоскутную мозаику

Классификация учебных проектов По сфере применения результатов экологический страноведческий социологический краеведческий этнографический лингвистический культурологически й маркетинговый экономический шоу бизнеса По способам объединения результатов на этапе презентации - мозаика - конференция - конкурс, состязание, концерт - саммит

Структура учебной деятельности «от здравого смысла» (начало) Классификация учебных проектов По видам презентации издательский инсценирующий макетирующий видео демонстрирующий компьтеро демонстрирующий Интернет представительствующий

Формирование способностей к проектной и исследовательской деятельности Сформировать способности к проектной и исследовательской деятельности, проблемную компетенцию означает: Научить анализировать разного рода ситуации, содержащие проблемы, вычленять проблему и конкретизировать ее. Научить применять технологию проектирования для поиска решения проблемы. Научить ставить и проводить исследование для решения познавательных проблем. Сформировать рефлексивные умения и критическое мышление для оценивания качества и эффективности найденного решения.

Пирамида компетентных в использовании технологии проектной и исследовательской деятельности УЧАЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ ЗАМЕСТИТЕЛИ ДИРЕКТОРОВ ПО НМР МЕТОДИСТЫ ОКРУГА МЕТОДИСТЫ ГОРОДА УЧЕНЫЕ ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИ

методист Методическая помощь учащимся Для успешной самостоятельной работы учащихся необходимо создать специальные условия: Образовательная среда – дидактические условия, партнерские отношения в связке учитель-ученик, психолого-педагогические поддержки внутренних и внешних коммуникаций и многое другое; Обеспечение – информационное, материально-техническое, технологическое, кадровое, учебно-методическое; Система оценивания – публичное предъявление результатов, приоритет рефлексии и самооценки, критериальное оценивание, метод Портфолио.

учитель Методическая помощь учителю Учителю проектного обучения необходим определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования, и технологией осуществления проектного обучения. Освоение технологии обучения школьников проектированию, формирования проектной компетентности – переход учителя на позиции компетентностной парадигмы, выход из предметной «зашоренности» в надпредметное методологическое осмысление своей педагогической практики. Учителю никто пока не предлагает готового материала для работы с учениками методом проектов. Учебный проект как дидактический материал учитель разрабатывает сам. Необходимы новые формы организации, анализа и оценивания образовательного процесса. Все это как отдельные ростки появляется в педагогическом сообществе педагогов новаторов. Поможем себе сами!

Педагогическое сообщество учебного проектирования – цели и задачи Профессиональный рост и формирование новой компетентности педагогов дополнительно к обучению на курсах МИОО, Поддержка инновационной и экспериментальной деятельности педагогов и педагогических коллективов, Поддержка активных членов сообщества для участия в национальном проекте «Образование» Формирование научно-методического потенциала педагогов новаторов, Разработка и внедрение новых форм и методов образовательного процесса на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, Участие в создании условий для внедрения компетентностного подхода.

Лаборатория информационной поддержки развития образования МИОО, Педагогическое сообщество учебного проектирования обеспечивают Публикацию методических разработок учебных проектов в Базе данных, статей в сборниках, журналах Получение и обмен информацией через сайт лаборатории Обучение на курсах повышения квалификации в очной или дистанционной форме Участие в инновационной апробации результатов разработок экспериментальных площадок Участие и выступления в проблемных научно-практических семинарах, мастер-классах, конференциях

Дистанционный курс для зам. директоров и директоров, учителей, курирующих проектную деятельность в учреждении образования: "Организация проектного обучения как реализация компетентностного подхода в образовательном процессе" – 72 часа. Дистанционный курс для учителей: «Метод учебных проектов» – 72 часа. Очный курс «Разработка учебного проекта и его осуществление с использованием информационных ресурсов и ИКТ» – 72 часа. Обучение на курсах повышения квалификации в очной или дистанционной форме в учебном году:

Количество участников постоянно увеличивалось от человек до человек Тематика семинаров очень разнообразна Выступающие и руководители деловых игр: – педагоги-ученые, кандидаты и доктора наук, руководители научных школ, кафедр, отделов РАО; – педагоги-практики, экспериментаторы, новаторы, разработчики новых методик, исследователи и соискатели научных степеней; – психологи-ученые, психологи-практики; – руководители, заместители руководителей образовательных учреждений; – методисты. Участие и выступления в проблемных мастер-классах, научно-практических семинарах, конференциях

Научно-практические семинары в гг Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования Методическое представление учебных проектов в Базе данных Проектная деятельность и информационная культура школьников Методика формирования информационной культуры школьников Информационное пространство современной школы Критериальное оценивание проектной деятельности учащихся Использование элементов проектной и исследовательской деятельности на уроках химии в средней и старшей школе Организация внешних коммуникаций в проектной деятельности Урочно-внеурочное учебное проектирование на предметном содержании английского языка Ролево-игровое проектирование в современном образовательном процессе Педагогическое сопровождение ученической проектной деятельности в школе и вне школы Теория и практика учебного проектирования

Проектно-исследовательская деятельность в непрерывном экологическом образовании От идей Дьюи до нашего завтра в ученическом проектировании педагогические чтения Проектная деятельность в начальной школе: анализ и перспективы экспериментальной работы школ Основы учебного проектирования: начальный этап обучения Управление организацией учебного проектирования в образовательном учреждении Информационно-коммуникативные технологии и ученическое проектирование Культура исследовательской и проектной деятельности учителя и ученика Компетентностный подход, контекстное обучение и учебное проектирование Деятельностный подход и учебное проектирование в образовании Проектная деятельность в начальной школе: экспериментальная апробация Проектная деятельность в начальной школе: апробация курса для 2-4 классов Научно-практические семинары в гг.

Публикации методических разработок учебных проектов в Базе данных, статей в сборниках, журналах Методология учебного проекта. Сборник статей//Ред-сост. Н.Ю. Пахомова, М.: Издательство МИОО, 2001 Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей/Под ред. Пахомовой Н.Ю., Редакторы- составители: О.Н. Мачехина, Н.Ю. Пахомова - М.: МИОО, 2005 Серия сборников «Ученическое проектирование». /Науч. ред. Н.Ю. Пахомова, Редакторы-составители: Н.Ю. Пахомова, Е.И. Голубева, З.П. Крылова, И.В. Суволокина М.: МИОО, 2006 – Проектный урок. ( Вып. 1.) – Формирование базовых компетентностей и учебное проектирование. (Вып.2.) – Педагогические технологии и учебное проектирование. (Вып. 3.) – Учебное проектирование в учебно-воспитательном процессе школы. (Вып. 4.)

Публикации методических разработок учебных проектов в Базе данных, статей в сборниках, журналах Пахомова Н.Ю. Учебно-методический комплект «Проектная деятельность. 2 класс» М.: ИЦ «Маска», Пахомова Н.Ю., Денисова И.В., Суволокина И.В. Учебно- методический комплект «Проектная деятельность. 3 класс» М.: ИЦ «Маска», 2009 Пахомова Н.Ю., Дмитриева Н.В., Денисова И.В., Суволокина И.В., Пухова Л.В., Касатова С.В. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов. – М., 2009.

Научно-методическая работа лаборатории Научное руководство ЭР по темам «Проектирование образовательной среды как основа становления детско-взрослой событийной общности» (ЭП 1ур.) и «Отработка модели проектно-исследовательской деятельности в рамках предметов базисного учебного плана» (ЭП 2ур.) в ГОУ ЦО 775. Апробирование в экспериментальном режиме проектных уроков для 2, 3 и 4 классов в рамках курса «Проектная деятельность», разработка проектных уроков для 5, 6 и 7 классов с вне предметной тематикой. Педагогическое исследование по выстраиванию целостной технологии формирования проектной компетентности учащихся в начальном, основном и старшем звене общеобразовательной школы.

Участие в инновационной апробации результатов разработок экспериментальных площадок Экспериментальная апробация курса «Проектная деятельность» для классов – в двух классах в гг. Инновационная апробация курса «Проектная деятельность» для классов – в гг. В учебном году в апробации участвуют: 50 – 2-х классов 25 – 3-х классов 14 – 4-х классов

Получение и обмен информацией через сайт лаборатории и другие Интернет ресурсы сайт МИОО сайт лаборатории информационной поддержки развития образования виртуальный методический кабинет «Учебный проект: методы и технологии»

тел. (495) , Адрес: Москва, ул. Тимирязевская, д.36 Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования МИОО Педагогическое сообщество учебного проектирования