Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ 10 Бугровой А.С.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Advertisements

Технология критического мышления через чтение и письмо.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Мозговой штурм 1)Что вы знаете о «критическом мышлении»? 2)Что вы знаете о таксономии Блума? 3) Какие приемы критического.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией,
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо 1 учитель биологии и информатики Козинец О.Ф.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Тема: «Достижение метапредметных образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС. Цель: внедрение федерального государственного образовательного.
Транксрипт:

Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ 10 Бугровой А.С.)

Научный руководитель Агапов Игорь Геннадьевич –доктор педагогических наук, лауреат премии Президента РФ и мэрии г. Москвы, «Учитель года России – 96», лауреат премии «Менеджер России», заслуженный учитель РФ.

Основные направления Теоретическое изучение основ технологии Использование моделей уроков в учебно- воспитательном процессе Распространение накопленного педагогического опыта

Повышение профессионального уровня педагогов (курсовая подготовка) «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода в образовании» 2001 год «Инновационные процессы и проблемы реформирования образования» 2003 год «Реализация компетентностного подхода в образовании» 2007 год

Курсовая подготовка

Распространение опыта работы в ТКМ Областная конференция «Русское слово: синхронический и диахронический аспекты» «Итоги и перспективы внедрения новых методик и технологий в преподавании русского языка» 2002 год Семинар руководителей ОУ «Современные образовательные технологии» 2002 год ГМО учителей начальных классов, биологии 2002 год ГМО учителей английского языка, русского языка и литературы «Реализация компетентностного подхода в образовании» 2003 год ГМО учителей химии 2007 год ГМО учителей физики и математики, биологии «Реализация компетентностного подхода в образовании» 2008 год Презентация школы – победителя ПНПО 2008 год ГМО учителей начальных классов 2009 год Семинар зам. директоров по УВР 2012 год

Диагностическая работа с первоклассниками Потенциал низкийсреднийвыше среднего высокий Познавательный60%20%15%5% Коммуникативный50%35%15%- Творческий57%40%3%-

Задачи: помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития; вызвать их мотивацию; научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.

Результативность опыта самосовершенствование личности; развитие творческих способностей; умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; сформированность навыков самостоятельной и групповой работ; интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Основа ТКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Роль учителя в ТКМ: направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Модель урока Чтение со стопами Читатель- ская конферен -ция 6 шляп мышле- ния Базовая модель Урок, на котором применя- ется базовая модель Литератур- ное чтение, окружаю- щий мир, внеклассное чтение. Внеклассное чтение Литератур- ное чтение, окружаю- щий мир, внеклас- сное чтение. Литературное чтение, ИЗО, окружающий мир, внеклас- сное чтение, технология, музыка, математика, русский язык. Наиболее популярные базовые модели уроков.

Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ?? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Ромашка Блума П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я П р а к т и ч е с к и й в о п р о с ?

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Кластеры (гроздья)

Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Прием «Рыба» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод

«Оценочное окно» Сразу могу применить Совсем непонятно Хорошо понятно Никогда не смогу применить

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию АБВГАБВГ ДЕЖЗДЕЖЗ

Прием «Перепутанные логические цепочки» Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Прием «Перепутанные логические цепочки» Толстой родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников. Толстой участвовал в Крымской войне. Окончил Казанский университет. Создал «Азбуку», Выпустил учебник «Новая азбука». Писал басни, рассказы, пьесы, романы, стихотворения.

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Инсерт (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Стратегия «Отсюда – сюда» Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследования Сбор информации об объекте Обмен информацией в группе Выделение общего для запоминания основной части таблицы Заполнение таблицы Написание совместного исследования по теме Презентация исследования

Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискуссия Спор-диалог Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе) 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения) Аквариум

АКВАРИУМ Рыбки Ведущий НаблюдательНаблюдатель Эксперт Эксперт Эксперт Эксперт

Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. Свободное письмо, эссе Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава Методики КСО

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Современный выпускник умеет: формировать собственное мнение совершать обдуманный выбор между различными мнениями решать проблемы аргументировано спорить ценить совместную работу, в которой возникает общее решение уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Динамика качества обученности в выпускных классах

Мотивационно-потребностный критерий

Оценка самочувствия, активности, настроения У 84% учащихся улучшалось самочувствие, у 93% - поднималось настроение, у 80%- повышалась работоспособность, у 94% - росла увлеченность, 85% учащихся чувствовали себя отдохнувшими. Отмечались такие характеристики, как внимательность (94%), бодрость (93%), оптимистичность (79%), расслабленность (70%).

На уроках в ТКМ учатся: Думать критически Нести ответственность за свое обучение Учиться работать в сотрудничестве с другими Стать неустанно познающими

Литература: И.Г.Агапов, Н.В.Эфендиева «Интерактивная методика. Практические советы учителей» (методическое пособие) Москва-Ашхабад, 2007г. Городская экспериментальная площадка. «Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования» Москва, 2006г. И. О. Загашев, С. И. Заир – Бек, И.В.Муштавинская «Учим детей мыслить критически», Санкт – Петербург, Издательство «Альянс «Дельта», 2003г. Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001г. С. И. Заир – Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», 2004г. Д. Халперн «Психология критического мышления» Санкт – Петербург, Издательство «Альянс «Дельта», 2003г.