08.11.2012 Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила педагог-психолог БОУСОШ 2 Пахомова Ольга Николаевна Профилактика суицидального поведения в условиях образовательного учреждения.
Advertisements

«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ. Причины и способы преодоления.
За пределами нормы За пределами нормы. Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды.
Дезадаптация школьников Медицинский подход, рассматривающий дезадаптацию, когда проявления дезадаптированнос ти весьма схоже с клиническим описанием симптоматики.
Презентация на тему: «Соотношение причин преступности с причинами и условиями конкретного преступления» Выполнила студентка Гр. ПВД-3 Павлова Алла.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
Повышение самооценки у младших школьников как одна из форм профилактики бродяжничества Составила: учитель начальных классов МБОУ средняя общеобразовательная.
Профилактика асоциального поведения. Асоциальное поведение (девиантное поведение ) – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм,
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Транксрипт:

Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи

Критерии девиантности Критерий отклонения «-» от нормы Критерий устойчивости Критерий противоречия этнокультурным нормам Критерий санкционируемости Критерий несоответствия возрастным нормам социализации Критерий деструкции личности и группы

Концепции девиантности Философская Медико-биологическая Психиатрическая Социологическая Психологическая

Факторы девиантного поведения подростков

На общественном уровне дезинтегративные процессы в обществе; ценностно-идеологическая дезинтеграция; ослабление групповых связей; неравномерность распределения общественных ресурсов; расслоение общества; социально-экономическое и статусное неравенство; этнические, конфессиональные, групповые противоречия и конфликты

На нормативно-правовом уровне девиации связаны с несоответствием нормативно-правовых механизмов общественным и индивидуальным реалиям; противоречивостью социальных норм; несовершенством нормативно-правовой базы; ограниченностью социально-правового контроля девиантного поведения; неадекватной общественной оценкой социальной девиации; стигматизацией

На межличностно-групповом уровне девиантность формируется по причине низкого группового статуса (дефицита социальных ресурсов; символической дифференциации; маргинальности); негативного группового влияния (принуждения, обучения в группе через идентификацию и усвоение групповых норм, ритуализации, моды, негативных стереотипов, конфликтов); дефицита групповой поддержки (отсутствия поддерживающей референтной группы; отсутствие удовлетворяющих межличностных отношений; низкий внутригрупповой статус и аутсайдерство)

На деятельностном уровне девиации формируются в связи с неразвитой или фрустрированной потребностью в самореализации и сублимации: дефицит образования и культуры, социальная невостребованность, незанятость, несформированность позитивных интересов, хроническая неуспешность, профессиональное «выгорание» и профессионально-личностная деформация

На конституционально-биологическом и физиологическом уровнях девиации возникают вследствие сниженных адаптивных возможностей: низкой выносливости и работоспособности, ограниченных физических возможностей, чрезмерной или недостаточной активности, сниженной или повышенной потребности в общении, повышенной или сниженной сензитивности, низкой стрессоустойчивости, ригидности, возбудимости, импульсивности, пониженного или повышенного интеллекта, органических и функциональных нарушений ЦНС, психических расстройств

На семейном уровне девиации возникают, если роль семьи в социализации личности нарушена или недостаточна: потеря одного или обоих родителей; девиантное поведение родителей; семейное насилие; деструктивные конфликты в семье; развод; личностные нарушения у родителей; нарушения родительских функций (нежной заботы, близости, поддержки, требований, авторитета); деформация отношений нормальной зависимости и стабильной привязанности

На индивидуально-личностном уровне отклонения связаны с дезадаптивными свойствами личности: нарушения нормативно-правового сознания; оппозиционная направленность; девиантные ценности; эгоцентрическая фиксация; негативный или дефицитарный жизненный опыт; несформированность коммуникативных навыков; эмоциональные нарушения; неэффективная саморегуляция; нарушения идентичности и поляризация самооценки; когнитивные искажения; отчуждение от культурной среды; одиночество

На ситуативном уровне отклоняющееся поведение формируется при столкновении личности со такими обстоятельствами как: принуждение, провокация, угроза жизни и безопасности, соблазнение. Также может возникать при дезадаптивных состояниях личности: возрастной кризис, горе, потеря жизненно важных ресурсов, фрустрация, конфликт, травма, физический стресс и переутомление, социально- психологическая дезадаптация

На поведенческом уровне отклонения связаны с самоподкрепляющейся спецификой девиации и ее объекта: доступность объекта, яркие (пиковые) переживания в момент девиации, стойкий поведенческий стереотип при длительном сохранении девиации; положительное личное отношение к девиации, скрытая психологическая выгода, отрицание негативных последствий девиации и собственной ответственности за нее

Личностям с девиантным поведением присущи следующие характеристики: 1) социально-психологическая дезадаптация; 2) оппозиционная установка и деформация нормативно-правового сознания; 3) поляризация индивидуально-психологических проявлений (дефицит или чрезмерная выраженность отдельных характеристик и свойств личности, ведущих к социально-психологической дезадаптации); 4) эмоционально-регуляционная дестабилизация; 5) интолерантность и высокое напряжение в сфере межличностых отношений; 6) инверсия отношений привязанности (дефицит стабильных удовлетворяющих отношений с близкими и значимыми людьми)

Пропаганда девиантного поведения

Манипулятивные приемы, используемые в пропаганде девиаций «Приклеивание или навешивание ярлыков» «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» «Перенос» или «трансфер» «Я свой» «Ссылка на авторитеты» «Продвижение через медиаторов»

Виды социальных патологий молодежи

Кибер- и интернет-аддикция Факторы Мотивы пребывания в виртуальной реальности Соматические и психосоциальные последствия

Проституция Виды: гостеприимная, эстетическая, религиозная, физиологически обусловленная, гражданская Социальная политика в отношении проституции: запрещающая, игнорирующая, контролирующая

Деструктивные религиозные культы секты западной ориентации, секты восточной ориентации, секты сатанистской ориентации, секты оккультной и языческой практики

Способы вовлечения и удерживания в секте «вербовка ослабленных» «бомбардировка любовью» «шаг за шагом» «деление мира на белое и черное» «разрушение идентификации» «изменение сознания» «демонстрация чудес» «альенация» (отчуждение) «контроль сознания, поведения и поступающей извне информации»

Социально-педагогическая профилактика суицидальных явлений

Суицидологические концепции Медико-биологическая Психиатрическая Социологическая Психологическая Социально-психологическая

Факторы суицидального поведения Внешние: острые психотравмирующие, стрессовые ситуации и обстоятельства, которые подталкивают человека к роковому решению (горе, разлука, вина, несчастная любовь, соматические заболевания и уродства и т.д.). Внутренние: психологические особенности личности, способствующие развитию суицидальных мыслей и намерений (эмоциональная нестабильность, астеничность, аффективность, конформизм, душевная боль, инфантильность, дефекты целеполагания и целедостижения, низкий самоконтроль и низкая стрессовая толерантность, трудность волевых усилий).

Виды суицидального поведения психически нормальных людей демонстративно-шантажное (когда целью попытки является не уход из жизни, а привлечение внимания к своим проблемам), аффективное (попытка убить себя в состоянии аффекта), альтруистическое (суицид-самопожертвование во имя какой-то значимой идеи, группы, человека), истинное (цель попытки – уход из жизни под воздействием тяжелых жизненных обстоятельств).

ВНЕШНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (горе, инвалидность, несчастная любовь, физические страдания и др.) ВНУТРЕННИЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (слабо развитые волевые качества, патология смысловой регуляции, низкий уровень социальной компетенции, неадекватность самооценки, непереносимость фрустрации и др.) Антивитальные переживания Суицидальны е намерения Суицидальный поступок Повторная суицидальна я попытка ПервичнаяВторичная Третичная Профилактика суицидального поведения

«Мифы» о самоубийстве 1. «Самоубийства совершаются психически ненормальными людьми». 2. «Суицидальные намерения неотвратимы, если человек решил покончить с собой, то никто и ничто не сможет его остановить». 3. «Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства». 4. «Если люди будут загружены работой и за ними будет осуществляться жесткий контроль, то проблема профилактики будет решена». 5. «Нет внешних признаков, указывающих на то, что человек решил покончить с собой».

Педагогические ошибки как фактор суицидального поведения 1-ая группа педагогических ошибок связана с профессиональной непригодностью учителя и низким уровнем педагогического мастерства (грубость учителя, унижение ученика, наклеивание ярлыков, публичная компрометация учащегося, нарушение педагогического этикета, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание). 2-ая группа ошибок детерминирована определенной педагогической позицией учителя, что проявляется в его отношении к ученику: демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, предвзятое отношение, лицемерие, игнорирование учащегося. 3-я группа ошибок – неправильное конструирование педагогических действий (обсуждения на занятиях самоубийств художественных героев, известных личностей, в ходе которых суицидальные поступки трактуются как нормальные, приемлемые, а иногда как высоконравственные образцы поведения в трудной ситуации).

Виды профилактики суицидального поведения Первичная диагностика и профилактика направлены на выявление, формирование и развитие тех черт личности, которые позволяют либо не позволяют адекватно реагировать на возникающие жизненные трудности и превращать их в ситуации саморазвития. Вторичная диагностика и профилактика заключается в работе с личностью, которая уже проявила признаки суицидального поведения. Большинство существующих методик диагностики и профилактики Третичная диагностика и профилактика заключается в предотвращении повторной суицидальной попытки (в случае, если предыдущая не удалась).

Сравнительный анализ характеристик «суицидальной» и жизнестойкой личности Характеристики «суицидальной» личностиХарактеристики жизнестойкой личности Низкий уровень развитости волевых качеств: слабый самоконтроль, неразвитые навыки целедостижения (Я.Силард, 1987; Н.И. Бережная, А.Г. Пасичный, 1988; Н.В. Конончук, 1983; и др.) Высокий уровень развитости волевых качеств (С. Кобаса, С. Мадди, 1979, 1990; Васильева, Л.Р. Правдина, 2002; М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов, О.Д. Привалова, 2003; В.К. Калин, 1989; В.И. Селиванов, 1974) Патология смысловой регуляции: деформация мотивации и целеполагания; структурная упрощенность смысловой сферы; искаженность представлений о смысле жизни, обедненность целевой структуры деятельности; неустойчивость ценностей и целей в жизни; сниженный контроль по отношению к собственной жизни (В. Франкл,1979; И.П. Павлов, 1999; Н.В. Конончук, 1983; А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, В.А. Тихоненко, 1978, 1986; Д.А. Леонтьев, 2003; и др.) Оптимальная смысловая регуляция (И.П. Павлов, 1999; Д.А. Леонтьев, 2003; В. Франкл, 1979; С. Мадди, 1990; Е.С. Мазур, 1983; О.С. Васильева, Л.Р. Правдина, 2002; М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов, О.Д. Привалова, 2003; Г. Крайг, 2001) Недостаточная социальная компетентность; деструкции когнитивных структур; неполноценность ориентировки в реальной ситуации (А. Линаарс,1988; А. Бек, 1990;Р. Марис, 1981; А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, 1986; Н.В. Конончук, 1983; Е. М. Вроно, Н.А. Ратинова,1989 ) Развитая социальная компетентность; норма развития когнитивных структур; полноценность ориентировки в реальной ситуации (М. Тышкова, 1987; С. Миллер, 1989; В. И. Журавлев,1976; С. Мадди, Д. Хошаба-Мадди, 1996; Г. Крайг, 2001; Васильева, Л.Р. Правдина, 2002; М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов, О.Д. Привалова, 2003;) Неадекватность самооценки (А. Бек, 1990; Шапиро, 1975; Конончук, 1983; А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, 1978; В.В. Нечипоренко, 1991; Ю.М. Антонян, 1995; и др.) Адекватность самооценки (С. Кобаса, С. Мадди, 1979, 1990; Васильева, Л.Р. Правдина, 2002; М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов, О.Д. Привалова, 2003; А.Г. Маклаков, 2001; Г. Крайг, 2001) Неблагополучие коммуникативной сферы: нарушения в системе контактов, затрудненность коммуникаций (А. Линаарс,1988; Амбрумова, В.А. Тихоненко, 1978; И.В. Лазарева,1999; и др.) Благополучие коммуникативной сферы (У. Бауман, 1992; С. Мадди, 1990; М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов, О.Д. Привалова, 2003; А.Г. Маклаков, 2001; Г. Крайг, 2001 ) Инфантильность: потребность в симбиотических отношениях, эмоциональная зависимость (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, 1990; Н.В. Конончук, 1983; А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, 1986; и др.) Самостоятельность (С. Мадди, Д. Хошаба-Мадди, 1996; Васильева, Л.Р. Правдина, 2002; Г. Крайг, 2001 ) Непереносимость фрустрации (А. Линаарс,1988; Н.В. Конончук, 1983; А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, 1986; Н.И. Бережная, А.Г. Пасичный, 1988; М.В. Горская, 1994; Антонян, 1995; и др.) Устойчивость к фрустрации (М. Тышкова, 1987; П. Беккер, 1995; Васильева, Л.Р. Правдина, 2002; М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов, О.Д. Привалова, 2003; И.Н. Грызлова, 1984; А.Г. Маклаков, 2001; и др.)

Требования к профилактике суицидального поведения 1. Содержание диагностического и профилактического материала не должно носить «агитационный» характер. 2.Методика выявления суицидальной предрасположенности должна разрабатываться с учетом психологических, гендерных и возрастных особенностей детей, подростков, молодежи. 3.Одним из условий разработки методики диагностики и профилактики должно быть понимание того, что суицидальное поведение формируется под воздействием двух видов факторов: социопсихологические особенности личности и неблагоприятная жизненная среда.

Жизнестойкость личности – способность личности не только противостоять внешним психотравмирующим, стрессовым условиям и обстоятельствам, но и превращать их ситуации собственного развития Компоненты жизнестойкости: Нормальная смысловая регуляция личности Стремление к саморазвитию Развитые волевые качества Высокий уровень социальной компетентности Навыки целеполагания и целедостижения Развитые коммуникативные и рефлексивные способности Высокий уровень самоконтроля.

Асоциальные группы молодежи - это малые неформальные, спонтанно возникающие, развивающиеся в процессе асоциальной деятельности группы, в которых имеются и сохраняются чуждые обществу взгляды, обычаи, традиции, антиобщественные нормы поведения

Признаки асоциальных объединений возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка); относительная устойчивость, высший уровень включения индивида в функционирование общности, определенная иерархия; выраженные особенности (или система) ми­ровоззрения, ценностных ориентации, отношений к окружающей среде, стереотипов поведения; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности

Классификации молодежных формирований Башкатов И.П., 2002: Социально нейтральные («озорные») группы общения; предкриминальные, или асоциальные, группы подражания; неустойчивые криминальные, или антиобщественные, группы; устойчивые криминальные, или преступные, группы

Михайлова Л.И., 1999: Просоциальные, или социально активные (с позитивной направленностью деятельности), группы социальной помощи, экологической защиты, этнические, историко-патриотические объединения и иные формирования с социально-одобряемой деятельностью; асоциальные, или социально пассивные, группы, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, находятся в стороне от общественных проблем; антисоциальные группы, деятельность которых носит социально негативный характер

Позоровский В.Н., 2000: Романтико-эскапистские (хиппи, индеанисты, толкиенисты); гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы, металлисты); полуделинквентные («люберы», «гопники»); радикально-деструктивные, или анархо- нигилистические (анархисты,панки)

Сидоров П.Е., Нелидов А.В., 1998: Криминальные группы; дворовые асоциальные группы (группы «бизнеса»; группы «азартных» игр; досуговые; группы психосексуального общения; группы захвата, удержания и доминирования на «своей» территории; хулиганские группы, группы общего девиантного поведения хулиганства, воровства и уходов из дома); группы протеста против социума и взрослых, группы подростковых компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций и деятельностей на этой основе; группы совместного наркоманического поведения: алкогольные, наркотические, токсикоманические; группы, реализующие (сублимирующие) психопатичес­кие тенденции участников (склонность к агрессии и насилию, попрошайничество, суицидальное поведение); школьные асоциальные группы (доминирование над сверстниками, доминирование на «территории», принудительное отбирание денег, компенсаторное, гиперкомпенсаторное и протестное поведение в связи с развиваю­щейся педагогической запущенностью, внутришкольное девиантное поведение хулиганство и воровство)

Объективные предпосылки формирования асоциальных групп 1. Наличие различных деформаций в деятельности, отношениях и общении социально полезных групп, которые формируют те или иные негативные качества у подростков. 2. Возникающее на основе этих деформаций нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, а также появление первых отклонений в деятельности и поведении подростков, отсутствие у них твердых нравственных взглядов и убеждений

3. Перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений. 4. Постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы, производственного коллектива), что влечет за собой нарушение социализации личности. 5. Появление в рамках социально полезных групп первых признаков асоциальной группы, выражающихся в аморальных суждениях, нормах и ценностях, вступающих в противоречие с установками официальной организации. 6. Наличие за пределами социально полезных групп асоциальных, отчужденных лиц, склонных к антиобщественному поведению, и групп асоциальной направленности

Субъективные предпосылки возникновения асоциальных групп Стремление отчужденных подростков удовлетворить свою потребность в интимно-личностном общении и этим самым улучшить свое положение в системе межличностных отношений со сверстниками. Потребность подростков в эмоциональном благополучии, признании, взаимопонимании, сочувствии. Страх перед социальной изоляцией, одиночеством. Потребность в престиже, самоутверждении. Стремление обособиться от взрослых, показать свою «взрослость», самостоятельность

Возможность свободного установления межличностных отношений и общения, свобода обмена мыслями, представлениями, мнениями, чувствами, интересами и т. п. в процессе совместной асоциальной деятельности и отсутствие контроля со стороны официальных органов. Сходство социально враждебных потребностей, интересов, склонностей, ценностных ориентации. Единство асоциальных целей совместной деятельности с индивидуальными потребностями подростков и стремление к их удовлетворению. Стремление к взаимному приспособлению подростков друг к другу

Признаки сформированности асоциальной группы 1. Наличие непосредственных личных контактов подростков. 2. Высокая эмоциональная вовлеченность каждого подростка в групповые дела. 3. Сильно выраженное у всех членов группы чувство принадлежности к ней, чувство «мы» и противо­ поставление его чувству «они». 4. Высокая степень идентифицированности каждого с асоциально-криминальными групповыми нормами и ценностями, стандартами поведения и убеждениями

5. Противоправность средств и способов удовлетворения возникающих потребностей, интересов и склонностей. 6. Строгая стратификация ролевых позиций. 7. Негативные взгляды на мир, выработка общих норм и правил поведения, выражающихся в особой «субкультуре». 8. Создание специфического климата группы с интимностью и доверительностью отношений. 9. Автономизация, закрытость, замкнутость группы, существование круговой поруки, групповых секретов и тайн, отдаление ее от других социальных общностей

Дезорганизация асоциальной группы это разрушение ее композиции, ее неформальной организа­ции. Оно направлено на нарушение связей между членами группы и вносит расстройство в неформальную структуру группы, ее внутреннюю дисциплину, согласованность. Реорганизация, наоборот, предполагает перестройку не только структуры асоциальной группы, но и изменение направленности ее деятельности. Суть реорганизации заключается в переделке, перестройке существующей организации асоциальной группы на принципиально новых просоциальных началах

Факторы разрушения группы усиление недовольства в группе в связи с дифференциацией ролевых функций; уменьшение эмоциональной удовлетворенности в результате постоянных неудач, ссор, конфликтов, поражений; ослабление межличностных связей в группе; девальвация групповых норм и ценностей; общая неудовлетворенность деятельностью группы; стремление отдельных членов перейти в другую группу

Приемы воздействия на группы несовершеннолетних

Организация социально полезной деятельности группы, которая рассчитана на выдвижение определенных членов группы в качестве новых лидеров. Организация ситуаций, способствующих закреплению за «нужными» лидерами на некоторое время ведущих официальных ролей. При этом очень важно учитывать, чтобы этот период времени не был слишком длительным. Привлечение группы к интересным и увлекательным делам без разрушения установившихся дружеских связей между членами группы, например, участие в каком-либо конкурсе, концерте, спортивном соревновании и т. д. При этом важно, чтобы эти дела были повышенной трудности, так как они будут требовать от членов группы большого напряжения, мобилизации духовных и физических сил. Искусственное создание противоречий между лидером и членами группы путем разоблачения негативных характеристик лидера. Привлечение лидеров неформальных групп к участию в организаторской работе социально полезной деятельности