Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы по курсу «Обществознание» в 7м классе Раздел Подросток и Закон (4 часа) Выполнила.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Advertisements

Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Современные подходы к организации планирования воспитательной работы в соответствии с ФГОС.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
НАПРАВЛЕНИЕ (проекты классных руководителей) НОМИНАЦИЯ (Воспитательная деятельность во внеурочное время) НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА «Мир начинается с детства»
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную МС « Создание условий успешно социализации.
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
Система интегрированных процедур в образовательном процессе, включающая многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов,
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Транксрипт:

Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы по курсу «Обществознание» в 7м классе Раздел Подросток и Закон (4 часа) Выполнила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 3 г. Павлово Подшибихина Н.Г. Стаж работы 37 лет 2012г.

1. Пояснительная записка Вопросы правового образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государства и гражданского общества в России. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество, его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки курса, умения, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания этого раздела программы является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками информации; решение познавательных и практических задач. Особое значение имеют следующие ценности: знание школьниками своих прав и свобод, умение реализовать их, не нарушая прав других людей, способность отвечать за свои поступки, умение применять на практике полученные правовые знания.

Цели и задачи раздела Познавательные: освоение системы знаний, необходимых для реализации и защиты прав подростка; овладение умениями познавательной, коммуникативной практической деятельности; объяснение изученных положений на конкретных примерах; знание и использование механизмов защиты своих прав и свобод. Развивающие: развитие познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия правовой информации и определение собственной позиции; правовой культуры, выработки собственного правосознания. Воспитательные: воспитание гражданской активности, уважение к праву и его нормам, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, осознание ответственности за свои поступки.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Ученик подготовлен предыдущим обучением к усвоению нового учебного материала, к проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности. После 12 лет появляется потребность в собственных исследованиях явлений, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Творчество – норма детского развития. В то же время, дети этого возраста импульсивны, эмоционально не устойчивы, не сдержанны. Для развития творческих способностей подростков важно признавать их умения и достижения.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы В ходе изучения этого раздела программы учащиеся должны понять какими правами и обязанностями они обладают; как можно защитить свои права; узнают о способах участия гражданина в политической жизни страны, будут готовы к реализации прав подростка; узнают, чем чревато противоправное поведение несовершеннолетних. Таким образом, выстроится модель: опыт – систематизация – осмысление. Учащиеся будут знать, как поступать и что можно делать. Произойдет расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни. Они научаться получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Технологии обучения Для развития у учащихся интересов к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как к общественной ценности, используется несколько технологий: Технология личностно-ориентированного обучения: она ориентированна на развитие личности ребенка с учетом его опыта. Эта технология способствует адаптации и успешности человека в обществе. Технология проблемного обучения- это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению. Проектные технологии – социальные проекты, игровые проекты, творческие проекты. Технологии критического мышления. Основные стадии учебного действия – вызов – осмысление-рефлексия. Ее использование помогает включить в творческий процесс весь класс. Игровые технологии. Виды игры: сюжетные, ролевые, деловые. Игра – своеобразная модель действительности, в которой имитируются и требуют разрешения ситуации максимально приближенные к реальным.

Формы организации деятельности Фронтальные (при проверке первичного усвоения) Групповые (при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, при изучении нового материала) Индивидуальные (на уроках контроля и обобщения изученного материала, на этапе закрепления полученных знаний)

Система знаний и система деятельности

Система знаний включает в себя: Общенаучные знания: наличие прав и обязанностей, т.е. юридическую характеристику человека, характеристик юридического положения несовершеннолетних с позиции законодательства РФ, соотношение прав и обязанностей Знания других предметов гуманитарного цикла и естественных наук, например, литературы, истории, биологии Знания, учитывающие способности и интересы обучающихся, индивидуальность каждого ученика

Система знаний и система деятельности Познавательная деятельность: Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность рассуждать дедуктивно, от общего в частному, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Изучаемый в школе материал становится условием для построения и проверки своих гипотез. Меняется мышление, подросток уже может делать комбинированный анализ при помощи таких мыслительных операций как сравнение, синтез, обобщение, конкретизация. Порой возникают трудности при установлении причинно-следственных связей, так как абстрактное мышление еще находится в стадии становления. Для стимулирования творческого мышления подростков необходимо перед ними ставить проблемы и побуждать к поискам их решения.

Система знаний и система деятельности Преобразующая деятельность: Важным фактором в формировании личности является преобразующая деятельность человека, например, социальный проект предоставляет подростку возможность реализовать себя с разных позиций (от исполнителя до организатора). Например, проекты «Правовой рубикон», «Доброе сердце»- подростки совершают деятельность, направленную на помощь обществу. Эта деятельность расширяет взгляды подростков на свои возможности, улучшает окружающую жизнь, реализует естественную потребность подростка быть полезным обществу.

Система знаний и система деятельности Общеучебная деятельность: Организацией рабочего места ребенка должен заниматься учитель. Он следит за освещением, расстановкой парт, расположением доски, но организацией личного рабочего места занимается ученик. Для успешной учебной деятельности ученик должен быть способным к самостоятельному поиску информации (по учебнику, пособиям, в Интернете). Вырабатывается умение сопоставлять и сравнивать, писать рефераты, конспектировать прочитанное. Общение на уроке позволяет ученику проявлять инициативу, самостоятельность. Оно направлено на формирование личности ученика. Культура общения на уроке предусматривает соблюдение принципов справедливости, тактичности, уважения, выдержанности.

Система знаний и система деятельности Самоорганизующая деятельность: Подростки готовы к самореализации, многие имеют собственную позицию, умеют ее отстаивать, умеют работать в группах, приходить путем обсуждения в общему решению, прислушиваться к чужому мнению. Многие ученики умеют выделять проблемы, формулировать гипотезы, создавать план работы, заниматься поиском информации по теме, ставить достижимые цели, проявлять и развивать свои способности.

Тематическое планирование по разделу. Раздел. Подросток и закон (4 часа) 1 Тема урокаЮридические границы подросткового возраста Тип урокаКомбинированный Основные вопросы и понятия, рассматриваемые на уроке Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиции законодательства РФ. Основные понятия темы:права, обязанности, ответственность Навыки и умения:Навыки самообразования, коммуникативные умения

Тематическое планирование по разделу. Раздел. Подросток и закон (4 часа) 2 Тема урокаПодросток как гражданин Тип урокаКомбинированный Основные вопросы и понятия, рассматриваемые на уроке Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан, проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Участие граждан в управлении государством. Обязанности граждан РФ. Основные понятия: паспорт, гражданство, гражданин, гражданские права и свободы; политические права граждан, обязанности граждан. Навыки и умения:Коммуникативные умения. Навыки самообразования. Работа с текстом учебника.

Тематическое планирование по разделу. Раздел. Подросток и закон (4 часа) 3 Тема урокаПодросток и его права Тип урокаКомбинированный + практикум Основные вопросы и понятия, рассматриваемые на уроке Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь, на неприкосновенность личной жизни. Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых, охрану здоровья. Культурные права ребенка. Основные понятия: права ребенка. Навыки и умения:Развитие творческих способностей, коммуникативных умений – выступать перед аудиторией.

Тематическое планирование по разделу. Раздел. Подросток и закон (4 часа) 4 Тема урокаОпасный путь преступной жизни Тип урокаКомбинированный Основные вопросы и понятия, рассматриваемые на уроке Преступления. Уголовная ответственность за совершение преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Основные понятия: преступления, уголовная ответственность, административные нарушения. Навыки и умения:Навыки самостоятельной работы, умение работать с учебником, отвечать на вопросы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Павлово Нижегородской области Приложение Открытый урок по теме: «Подросток и его права» К компьютерной презентации методической разработки раздела образовательной программы По обществознанию в 7-м классе Подшибихиной Наталии Георгиевны Учителя истории и обществознания МБОУ СОШ 3 г. Павлово 2012 г.

Тема урока: Подросток и его права Психолого-педагогическая характеристика класса 7 б класс. В классе 25 учащихся (мальчиков 12 и 13 девочек; возраст 13 лет). Многие дети отличаются любознательностью, ребята эмоционально отзывчивы, в основном, способны управлять своим поведением, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения. Ученики класса способны решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, имеют необходимые умения и навыки. Стиль классного руководителя - Пригариной Е.А. – демократический, общение ведется на основе увлеченности, общих интересов. Преобладающий тон взаимоотношений – доброжелательный. Коллектив старается поддержать слабых учеников, заметно стремление помогать друг другу. Ребята активно участвуют в жизни школы, стараются лучше учиться, т.к хотят больше знать. Большинство учеников «хорошисты», но в классе есть «непоседы», их тяжело успокоить, настроить на рабочий лад. Обоснование технологий и методик, используемых на уроке. Интерактивные технологии – технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые технологии. Методы: беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра, методики учебного сотрудничества.

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; способствовать развитию навыка работы с документом Задачи урока: образовательные: изучение прав ребенка (гражданских, социально-экономических, культурных). Сформулировать представление о системе прав ребенка развивающие: развивать аналитическое и критическое мышление. воспитательные: воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других людей. Тип урока - комбинированный урок+практикум.

Материалы и оборудование: текст Конвенции о правах ребенка (в сокращенном варианте; рисунки по правам детей, памятка «Права ребенка» на доске) Мультимедиапроектор Компьютер Карточки для индивидуальной работы Средства обучения Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко, Е.А.Певцова, «Русское слово» Этапы работы и их продолжительность: 1. Оргмомент -1-3 мин. 2. Разминка 3. Сообщение темы урока -1 мин. 4. Объяснение нового материала -20 мин. 5. Работа по группам -3-4 мин. 6. Проверка работы группы -2-3 мин. 7. Закрепление изученного материала -5 мин. 8. Дом. задания. 9. Итог занятия -3 мин.

Ход урока Девиз урока: «Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают». Оргмомент. Учитель: Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя, отстоять свои права. В этом нам поможет сегодняшний урок, его тема « Подросток и его права».

Разминка - Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. ( Учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! ( Дети приходят в замешательство. Учитель через 30 с. Удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету). - Игра началась! ( Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (Опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей). - Что вам не понравилось в ходе игры? - (нечестность) - Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила Они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. ( На доске записываются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство). - Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Что наша жизнь – игра. И на уроках права мы знакомимся с самыми важными правилами этой игры – законами. Закон регулирует все стороны нашей жизни, а незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, что мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права. - Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему? (Да, т.к. много случаев нарушения прав детей).

Сообщение темы урока - Итак, мы приступаем к изучению темы «Подросток и его права». Объяснение нового материала - Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей: 1) Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959г., в ней 10 статей) 2) Конвенция о правах ребенка – принята 20 ноября 1989г. ООН. Это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. «Декларация» ( с лат. «провозглашение») «Конвенция» ( с лат. «соглашение») Разница между ними в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию, приняли серьезность документа. Несоблюдение декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения более значимым документом является Конвенция.

- Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком (лицо от рождения до 18 лет). На доске учитель схематично изображает ребенка. - Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т.е. потребности (еда, друзья, школа, семья и.т.д.) - Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей. 1-е право человека – право на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый – пусть живет. А если слабый и больной – бросить его вниз со скалы. - Как вы думаете, правильно поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. - Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком, но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все хвори. Из него вырос талантливый военачальник. Под его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.

Все права можно разделить на 3 группы: Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и.т.д.) Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и др. видов эксплуатации). Участие (свобода речи, мнений, религии…) Только ты на свет родился Право первое твое: Право на имя Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, Право на медицинскую помощь То позвать врача на помощь Тоже право детворы Чтоб с наукой подружиться, С книжкой в маленькой руке Право на образование Правом пользуйся учиться На родимом языке

Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить их в парах, определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет.

А сейчас предлагаю вам измерить температуру ребенка в нашей школе. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к нашей школе. Шкала оценки: 1 – никогда 2 – редко 3 – часто 4 – всегда 1. В школе учащимся обеспечена безопасность. 2. В школе одинаковые мероприятия для всех. 3. Школа выступает против дискриминации, унизительных действий и высказываний. 4. Конфликты мы решаем сообща. 5. Каждому ученику гарантировано справедливое отношение при нарушении дисциплины. 6. Никто не посягает на мое персональное имущество и место. 7. Коллектив школы охотно принимает учащихся. 8. Ученикам школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня. 9. Учащиеся имеют возможность принимать участие в разработке правил своей жизни.

Максимально возможная температура 36º «прав человека». - У кого от 20 до 36? В нашем случае, хорошо, чтобы температура была близка к 36º. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности и своих обязанностях. Это и будет вашим домашним заданием. Д/з - § 18, в рабочих тетрадях составить список своих обязанностей. 8. Итог занятия. - Назовите основные международные документы по правам ребенка? - В чем разница Конвенции и Декларации? - Кого в Конвенции считают ребенком? - Назовите основные права ребенка - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали свое право – право знать о своих правах. - Занятие окончено.

Самоанализ проведенного урока. Почему была выбрана именно такая форма и технологии при проведении урока? Этот урок ориентирован на развитие личности ребенка с учетом его опыта, а этому способствуют интерактивные технологии и методики учебного сотрудничества. Место данного урока в разделе, в системе других уроков. Этот урок логически вытекает из предыдущих уроков, где изучались юридические границы подросткового возраста, подросток как гражданин. Знания, полученные на этих уроках, позволяют лучше определять права и обязанности человека. На последнем уроке ребята закрепят навыки самостоятельной работы при изучении темы «Опасный путь преступной жизни». Как учитывались требования программы, стандартов. При подготовке к уроку учитывались программные требования, образовательные стандарты, такие как: научить учащихся анализировать имеющиеся знания и добывать знания самим учеником, вырабатывать свое отношение к полученным знаниям.

В чем уникальность, специфика урока. Специфика этого урока в том, что он требовал большой подготовительной работы, соотнесения своих прав с умением их реализовать, не нарушая права других, отвечать за свои поступки, урок требовал творческого подхода к материалу, активной педагогики. Какие особенности учащихся учитывались при подготовке к уроку? При подготовке к уроку были учтены такие особенности как способность к общению, психологический настрой, самореализация, эрудиция и кругозор ребят. Были ли достигнуты цели? Никаких отклонений от плана урока не было. Я считаю, что на уроке удалось решить поставленные задачи на оптимальном уровне. Общая самооценка урока – урок был интересным, дал большие возможности в личностном развитии учащихся.

Используемая литература. 1. Актуальные проблемы современного обществознания. Василенкова О.А. «Основы правовых знаний», 7 класс, М. 2005г. Василенкова О.А. «Основы правовых знаний», 7 класс, М. 2005г. 2. Баранов П.А. Воронцов А.В. «Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву»; «Преподавание истории и обществознания в школе», 2006г Абашкина О.А. «Права детей», « Образование в современной школе» 2007г Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы. Книга для учителя. В 2х томах. М. Издательство «Реал-А», 2000г. т2.