МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем притязаний Выполнила: Колесников И.Ю Руководитель: Замула А.А г.
Advertisements

1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Деформации ценностно - смысловой сферы личности бизнесмена в его профессиональной деятельности Позднякова А. В Магистрант 2- го года. Иванова Н. Л. Профессор.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Нализ смысловой сферы школьников с разными уровнями профессиональной социализации Тема: «Психологический анализ смысловой сферы школьников с разными уровнями.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Ценностные проявления в отношении делинквентного поведения у подростков
Динамика развития коммуникативной компетентности студентов- филологов в классическом университете Работа магистрантки специальности «Общая педагогика,
Самооценка и уровень притязаний студентов-психологов с различными акцентуациями харатера Выполнила: Володина М.Д. Руководитель: Замула А.А г.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Вятский государственный гуманитарный университет Факультет психологии Кафедра общей и специальной психологии ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Факультет психологии кафедра общей психологии и психологии развития Панченко Кристина Евгеньевна «Изучение смысложизненных ориентаций личности в зависимости от познавательной направленности старшеклассников» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по специальности Психология Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Гриднева Светлана Валерьевна г. Ростов-на-Дону – 2011г.

Цель исследования: изучение смысложизненных ориентаций старшеклассников разной познавательной направленности Объект исследования: старшеклассники профильных классов средней общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону в количестве 45 человек компоненты смысложизненных ориентаций смысловой сферы личности старшеклассника Предмет исследования:

Гипотезы исследования: 1.К началу юношеского возраста формальные, динамические и содержательные характеристики ценностно-смысловой сферы личности могут складываться в систему, представляющую собой совокупность смысложизненных ориентаций личности. 2.Возможно выделить и описать компоненты смысложизненных ориентаций личности как на качественном, так и на количественном уровне в зависимости от познавательной направленности старшеклассников. 3.Компоненты смысложизненных ориентаций школьников одной познавательной направленности могут иметь общее содержание. Обучающиеся с разной познавательной направленностью могут различаться по компонентам смысложизненных ориентаций.

Задачи исследования: Теоретические: 1. Рассмотреть методологические и теоретические подходы к изучению проблем смысла и смыслообразования. 2. Охарактеризовать современное состояние науки по данным проблемам; 3. Изучить основные теоретико-методологические подходы к описанию структуры смысловой сферы личности. 4. Проанализировать динамику смыслового развития личности. 5. На основе анализа научной литературы выделить компоненты смысложизненных ориентаций личности. Методические: 6. Подобрать диагностический пакет методик для исследования ценностно- смысловой сферы личности старшеклассников. Эмпирические: 7. Провести эмпирическое исследование компонентов смысложизненных ориентаций старшеклассников. 8. Провести статистическую обработку и сравнительный анализ эмпирических данных. 9. Описать изученные компоненты смысложизненных ориентаций старшеклассников разной познавательной направленности. 10. Охарактеризовать особенности смысложизненных ориентаций в зависимости от их познавательной направленности.

Методологические и теоретические предпосылки исследования: 1. Отечественные общепсихологические теории, определившие становление современной теории смысла, смыслообразования и динамики смыслового развития в онтогенезе: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, В.П. Зинченко, В.А. Иванников, В.И. Слободчиков, В.В. Столин, Е.В. Субботский, О.К. Тихомиров и др. 2. Работы крупнейших представителей западной гуманистической и экзистенциальной психологии: А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Ройс, Ф. Феникс, В. Франкл, Х. Хекхаузен и др. 3. Современные отечественные теории смысла и смыслообразования: И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, А.Ю. Агафонов, Д.А. Леонтьев и др.

«Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев); «Самоактуализация личности» (Н.Ф. Калина); «Ценностные ориентации» (М. Рокич); «Направленность личности» (Б. Басс). Методики исследования: Методы исследования: сравнительный анализ идей и концепций; тестирование. Процедура исследования проводилась методом горизонтального среза и носила характер групповой работы. Всем испытуемым предлагались единообразные бланки для тестирования. Прохождение всех этапов исследования занимало примерно 2 академических часа.

Этапы исследования: 1.Подготовительный этап (сентябрь 2007 г. – май 2010 г.) На данном этапе в процессе написания курсовых работ анализировалась научная литература по проблемам смыслообразования, мотивации, ценностей подростков, были сформулированы гипотезы исследования и подобраны диагностические методики. 2.Диагностический этап (сентябрь 2010 – ноябрь 2010 г.) Было проведено диагностическое исследование, получены, обобщены и проанализированы экспериментальные данные. 3.Заключительный этап (декабрь 2010 г. – март 2011 г.) Была проведена статистическая обработка данных, обобщены полученные результаты, сформулированы выводы исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена: –общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемы, –методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, –использованием комплекса проверенных стандартизированных диагностических методик и корректной организацией опытно- экспериментальной работы, –статистическими методами обработки полученных данных, –практическим подтверждением основных гипотез исследования.

Научная новизна: проанализированы особенности содержания смысложизненных ориентаций старшеклассников разной познавательной направленности Практическая значимость: результаты могут быть использованы в консультационной и коррекционной работе с обучающимися, их родителями и значимыми взрослыми, а также в сфере подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих со старшеклассниками расширены представления о специфике смысложизненных ориентаций личности в зависимости от ее познавательной направленности Теоретическая значимость:

Глава 1. Глава 1. Теоретические основы исследования смысловой сферы личности 1.1. Исследование категории «смысл» в психологической науке 1.2. Структура смысловой сферы личности 1.3. Динамика смыслового развития личности

Глава 2. Глава 2. Эмпирическое исследование смысловой сферы подростков 2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования 2.2. Выбор участников исследования и характеристика основных этапов исследования 2.3. Методы и методики исследования 2.4. Результаты исследования и их интерпретация

Данные теста «Смысложизненные ориентации» (в баллах): КлассОЖЦелиПроцессРезультатЛК-ЯЛК-Жизнь Естественнонаучный 109,5033,1433,1827,6821,6433,18 Гуманитарный 101,5530,1430,5925,0520,9131,73 Смысложизненные ориентации школьников по данным теста СЖО: = Естественнонаучный класс РезультатПроцессЛК-ЖизньЦелиЛК-Я Гуманитарный класс ЛК-ЖизньЛК-ЯПроцессЦелиРезультат

Приоритетные направления стремления к самоактуализации по данным теста САМОАЛ: Естественнонаучный класс Гуманитарный класс Ориентация во времени Ценности Креативность (стремление к творчеству) Взгляд на природу человека Потребность в познании Самопонимание Автономность Контактность Гибкость в общении Аутосимпатия Спонтанность Ценности Потребность в познании Креативность (стремление к творчеству) Ориентация во времени Аутосимпатия Автономность Гибкость в общении Спонтанность Самопонимание Контактность Взгляд на природу человека

Ценностные ориентации школьников по данным теста М. Рокича: Терминальные ценностиИнструментальные ценности Естественнона учный класс Гуманитарны й класс Естественнона учный класс Гуманитарный класс 1ЛюбовьУверенность1ОбразованностьОтветственность 2Здоровье 2ОтветственностьЖизнерадостность 3ДрузьяЛюбовь3АккуратностьВоспитанность 4ОбеспеченностьДрузья4ВоспитанностьОбразованность 5ПризнаниеСемья5ИсполнительностьНезависимость 6АктивностьСвобода6СамоконтрольВоля 7ПродуктивностьАктивность7СмелостьЧестность 8СемьяРабота8НезависимостьАккуратность 9РаботаОбеспеченность9ЖизнерадостностьТерпимость 10СвободаМудрость10ВоляКругозор 11УверенностьКрасота11ЧестностьЧуткость 12МудростьПознание12ЧуткостьРационализм 13Развитие 13ТерпимостьСмелость 14КрасотаПродуктивность14НепримиримостьИсполнительность 15ПознаниеДругие15РационализмСамоконтроль 16Творчество 16КругозорЭффективность 17ДругиеПризнание17ЭффективностьЗапросы 18Развлечения 18ЗапросыНепримиримость

Среднегрупповые показатели направленности личности (в баллах):

Особенности смысложизненных ориентаций старшеклассников в зависимости от их познавательной направленности: Для класса естественнонаучной направленности характерно: –жить по принципу «здесь и теперь»; –наличие целей в будущем; –стремиться к всестороннему и непрерывному развитию своего духовного потенциала; –задумываться над особенностями собственной жизни; –уделять внимание материальным ценностям; –дисциплинированность и стремление к порядку; –открытость новым впечатлениям; –направленность на «себя»; –фатализм и неверие в себя и свои силы; –недостаточный уровень уверенности в окружающих людях; –поиск социального одобрения и зависимость от группы.

Особенности смысложизненных ориентаций старшеклассников в зависимости от их познавательной направленности: Для класса гуманитарной направленности характерно: –адекватное восприятие окружающего; –максимальная ответственность за свое будущее; –завышенное стремление к достижениям; –стремление к контролю; –стремление к гуманитарным ценностям и гармоничному бытию и внутренней гармонии; –чувство юмора; –способность действовать самостоятельно и решительно; –мнительность и некоторая неуверенность в себе; –не придание значения пройденному периоду; –низкий уровень веры в человека и его возможности; –трудности при налаживании контактов с окружающими; –сниженная чувствительность к своим желаниям и потребностям; –эмоциональная незрелость и зависимость от мнения окружающих.

Заключение: 1.К началу юношеского периода личность выходит на уровень смысловой саморегуляции посредством формирования индивидуальной системы смыслов, которая проявляется в виде смысложизненных ориентаций личности. 2.Смысложизненные ориентации являются качественно-динамическими смысловыми характеристиками личности, объединяющими психическое и социальное в человеке и стимулирующими развитие его психической активности личности. Они выполняют экспрессивную, адаптивную, защитную и познавательную функции, а их характер и конкретное содержание определяют общую направленность личности. 3.В качестве основных компонентов смысложизненных ориентаций личности выделяют цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией.

Заключение: 4.У обучающихся одной познавательной направленности имеются общие устойчивые ценностно-смысловые особенности, которые можно рассматривать как смысложизненные ориентации, имеющие общие закономерности и особенности функционирования и проявляющиеся в особенностях самоактуализации, ценностных предпочтениях и способах их достижения, а также в направленности личности школьников. 5.У обучающихся разной познавательной направленности имеются существенные отличия в особенностях смысловой саморегуляции и смысложизненных ориентаций, что проявляется в различиях стремления к самореализации, значимых ценностей и направленности личности, восприятия окружающей действительности и самоотношения.

Перспективы дальнейшего исследования: –более глубокое теоретическое исследование компонентов смысложизненных ориентаций личности; –увеличение выборки испытуемых в рамках выделенных познавательных направленностей для более тщательного изучения смысложизненных ориентаций обучающихся и увеличения возможности для проведения статистических исследований; –увеличение количества групп в зависимости от познавательных направленностей респондентов; –практическое воплощение полученных результатов в методиках обучения, опирающихся на выделенные ценности, особенности смысловой сферы и смысложизненных ориентаций школьников.

Спасибо за внимание!