Технология е-портфолио в зарубежной педагогической практике.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составитель : Ужанова Т. Л., преподаватель ГАОУ СПО « Тюменский педагогический колледж 1» Технология портфолио.
Advertisements

Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: теоретические основы Автор презентации: Семенова Н.И., ст.методист ГБОУ СОШ 16.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Организация обучения на курсах ИИТО ЮНЕСКО Троян Галина Михайловна К.ф.-м.-н., доцент, Руководитель образовательной программы ИИТО ЮНЕСКО.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
Page 1 Выполнила: магистрант 1 курса ИППС ПП10-58М Кудимова Александра Ивановна.
Оценка образовательных результатов студентов: Портфолио.
Актуальной задачей современного этапа развития высшей школы является оценка базовых и профессиональных компетенций студентов и их развитие. Мы ориентируемся.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Региональная модель оценки качества профессиональной подготовки педагога в соответствии с профессиональным стандартом ( модель оценки профессиональной.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
Транксрипт:

Технология е-портфолио в зарубежной педагогической практике

В определении Хелен Баррет «е-портфолио - это собрание работ студента, которое иллюстрирует его усилия в развитии; демонстрирует достижения студента в одной или нескольких областях за определенный промежуток времени. Электронный портфолио использует цифровые технологии, позволяющие собирать и организовывать артефакты с помощью разных медиа-форматов (аудио, видео, графика, текст). Портфолио, строящийся на основе каких-либо стандартов, сопровождается гиперссылками для демонстрации связи задач, артефактов и рефлексии автора портфолио с образовательным стандартом. Рефлексивные материалы считаются подтверждением достижения задач или стандарта»

Портфолио ныне широко применяется в зарубежной практике, причем диапазон его применения постоянно расширяется. Все нoвые страны включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования, от высшей до начальной школы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронный портфолио») и ориентированных на новые образовательные цели («паспорт компетенций и квалификаций»). Другое характерное явление, лежащее в русле Болонского процесса создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио».

типы портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов 1. Портфолио документов, или «рабочий» портфолио 2. Портфолио процесса 3. Показательный портфолио 4. Портфолио развития 5. Портфолио для учебного планирования 6. Портфолио подготовленности (proficiency) 7. Портфолио трудоустройства 8. Портфолио для поступления в вуз

Зачастую различные модели портфолио (как и другие формы аутентичного оценивания) в зарубежных странах разрабатываются и апробируются в рамках объединений пилотных учебных заведений, при координации профессиональных ассоциаций и научно- исследовательских коллективов. Вместе с тем, несмотря на подобную «инициативу снизу», исходящую от педагогов и учебных заведений прогрессивной ориентации, финансирование на разработку таких технологий, как правило, выделяется из федерального бюджета. Оно, конечно, может дополняться и другими источниками, что, несомненно, свидетельствует о важности данного направления для развития систем образования.

Вермонтский математический портфолио представляет один из наиболее известных примеров критериев, на основании которых можно произвести оценивание. Весь корпус математических работ оценивается с помощью двух основных показателей: решение проблем и коммуникативные навыки, которые в зарубежной практике принято относить к числу ключевых учебных умений. Внутри каждого из них выделяется несколько более мелких показателей, что позволяет точнее определять и оценивать измеряемые умения. Таким образом, ранжируются конкретные навыки, такие как понимание математической задачи, умение находить правильный подход к решению и убедительно его обосновывать. Их оценка позволяет сделать заключение о том, насколько учащийся продемонстрировал в данном предмете два основных учебных умения.

Еще одним образцом портфолио этого рода может служить портфолио, реализующий принципы аутентичного оценивания при профильном обучении на старшей ступени школы Central Efsn Park в Нью-Йорке. Портфолио учащегося профильной школы включает работу по четырнадцати направлениям.

Английская обучающая и поддерживающая программа «Прогрессивные материалы» (Progress File) ( ) предлагает целый список специалистов, помогающих ученику при работе с портфолио. В рассматриваемой нами американской профильной школе также введена система консультирования. Учащиеся делятся на группы по человек, и каждой группой в течение двух лет руководит консультант, который является преподавателем школы. Каждый день не менее часа проходят встречи консультанта и группы, во время которых обсуждается спектр различных вопросов (здоровье, семья, жизнь в сообществе и др.). Консультант, как отмечают учащиеся, становится частью семьи, взаимодействует с родителями. Помимо этого, практически любой преподаватель, заместитель директора, психолог принимает участие в консультировании и оказывает помощь учащемуся при составлении портфолио. Согласно уставу школы, данная работа включена в должностные обязанности сотрудников.

Согласно инструкциям, на выступление учащегося отводится 5-10 минут, 20 минут на защиту (ответы на вопросы членов комиссии), минут на обсуждение и оценивание портфолио членами комиссии. Учащиеся и родители могут попросить разрешения на доступ к результатам обсуждения комиссии. Если учащийся не согласен с результатами, он имеет право на вторичное прохождение презентации, как и в том случае, если он получил неудовлетворительную отметку.

Самооценивание, оценивание сверстниками и родителями в дополнение к оцениванию учителями занимают важное место в процедуре оценки портфолио. Разработаны отдельные оценочные формы для каждой категории экспертов. В дополнение к формальным критериям, во многих случаях используются индикаторы, направленные на выявление ключевых социальных компетентностей, их сформированности в процессе изготовления портфолио в сочетании с формальными признаками отношения к труду. Например, для определения степени вовлеченности в групповую работу по реализации стратегий портфолио такими показателями будут: количество пропусков или опозданий на занятия по подготовке портфолио; объем выполненной работы; четкое понимание и принятие целей работы группы (класса); навыки работы с партнерами; степень концентрации; коммуникативные умения.

Еще одна модель портфолио, получившая в последние годы широкое распространение в индустриально развитых странах Европы и США, связана с выполнением учащимися выпускного проекта. Портфолио такого рода также может использоваться в качестве портфолио подготовленности. Например, в Дании, начиная с 2000 г., выпускные экзамены в гимназии заменены выполнением междисциплинарного проекта с последующей публичной защитой, что является обязательным требованием для всех учащихся.

Выбор консультанта осуществляется учащимися в конце 11 или начале 12 (выпускного) года обучения в старшем звене средней школы. Консультантом может быть преподаватель как академических, так и профильных дисциплин. Консультант и учащийся совместно планируют работу над портфолио и отбирают членов Проектного комитета. Проектный комитет является важным ресурсом в течение всей работы над портфолио и проводит оценивание исследовательского проекта, выполненного продукта и устной презентации. В комитет должны войти не менее трех взрослых: консультантов: представитель отделения английского языка, преподаватель профильной подготовки, а также представители бизнеса, общества и др. После отбора членов комитета учащийся подает список в Комиссию по оцениванию выпускных проектов, которая осуществляет общее руководство и координацию общешкольной работы над проектом-портфолио.

Портфолио карьеры Концепция портфолио и паспорта карьеры получила распространение в экономически развитых зарубежных странах с начала 1990-х годов и, на наш взгляд, является ответом на необходимость подготовки учащихся к реалиям нового мира занятости. В ее основе лежат компетентностный подход в образовании и принципы аутентичного оценивания.

В зарубежном образовании портфолио является частью целостной образовательной стратегии. Портфолио в полной мере дает ученику возможность самостоятельности и учебной инициативы. Ученик самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы, самостоятельно оценивает свои результаты, самостоятельно вступает в контакт с экспертами, а иногда сам их подбирает. Большой вес в портфолио имеют его самостоятельные работы проекты, практики, исследования. Высоко ценится личная учебная инициатива, все формы дополнительного обучения курсы, тренинги, трудовой опыт. В портфолио ученик сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.

Портфолио также созвучно еще одной актуальной образовательной идее идее обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного обучения» (longlife education). Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку различные варианты портфолио служат связующим звеном между школьными ступенями, школой и университетом, учебными заведениями и профессиональными сообществами. Портфолио помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала.

Работа школьников с портфолио организуется и сопровождается как слаженно действующими командами специалистов, так и тщательно разработанными обучающими программами и методическими пособиями. В «группу сопровождения» обычно входят личный тьютор, ментор (координатор), советник по карьере, не считая обычных учителей, тренеров, родителей, экспертов- специалистов и представителей общественности. В ходе совместной работы у учеников и их взрослых помощников устанавливаются совершенно особые отношения сотрудничества и партнерства, которые сами по себе представляют несомненную педагогическую ценность. Эта поддержка и заинтересованное внимание педагогов позволяет ученику постепенно развивать самостоятельность и брать на себя контроль и ответственность как в работе с портфолио, так и в учебной ситуации в целом.

Ссылки kova.html kras.ru/sites/ipps.institute.sfu- kras.ru/files/publications/113.pdf