© Т.А.Кабанова1 Компетентностно-ориентированные оценочные средства: проблемы разработки и реализации в условиях перехода на ФГОС ВПО Кабанова Татьяна Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Advertisements

О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Инновационные оценочные средства Канд.пед.наук Давыдова О.В. ГУУ.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
« Модели компетентностно- ориентированных измерителей для аттестации студентов » В.И. Звонников Государственный университет управления.
ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» Шарина А.В., зам. директора по УР Контрольно-измерительные средства: оценка и экспертиза Нижний.
Методологический семинар «Проектирование и оценка планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы» 23 апреля 2013.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
Транксрипт:

© Т.А.Кабанова1 Компетентностно-ориентированные оценочные средства: проблемы разработки и реализации в условиях перехода на ФГОС ВПО Кабанова Татьяна Александровна Кабанова Татьяна Александровна кандидат химических наук, доцент Государственный университет управления (Москва)

© Т.А.Кабанова2 Используемые сокращения ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ООП - основная образовательная программа ООП - основная образовательная программа IMS QTI - Instructional Management Systems: Question & Test Interoperability Specification (стандарты компьютерного тестирования) IMS QTI - Instructional Management Systems: Question & Test Interoperability Specification (стандарты компьютерного тестирования)

© Т.А.Кабанова3 ФГОС ВПО включает требования: к структуре ООП к структуре ООП к условиями реализации ООП к условиями реализации ООП к результатам освоения ООП к результатам освоения ООП

© Т.А.Кабанова4 Принципом формирования ООП является сочетание подходов: Компетентностного Компетентностного Модульного Модульного Кредитного Кредитного

© Т.А.Кабанова5 Компетентностный подход к разработке ООП Базируется на достижении результатов образования, выраженных в компетенциях (а не на содержании образования, как в ГОС) Базируется на достижении результатов образования, выраженных в компетенциях (а не на содержании образования, как в ГОС) Компетенция – способность и готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач Компетенция – способность и готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач В ФГОС ВПО составляющие результатов обучения, являющиеся базой формирования компетенции, описывается в терминах «знать», «уметь», «владеть» В ФГОС ВПО составляющие результатов обучения, являющиеся базой формирования компетенции, описывается в терминах «знать», «уметь», «владеть»

© Т.А.Кабанова6 Модульный подход к разработке ООП Модуль - относительно автономная часть ООП, курса, предмета, дисциплины относительно автономная часть ООП, курса, предмета, дисциплины имеет логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения ООП имеет логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения ООП Модулем может быть: часть дисциплины (раздел, тема) часть дисциплины (раздел, тема) учебная дисциплина учебная дисциплина группа родственных дисциплин группа родственных дисциплин совокупность видов учебной работы и др. совокупность видов учебной работы и др.

© Т.А.Кабанова7 Модульный подход к разработке ООП В модуле должны быть определены: цели, задачи, результаты и уровни его освоения цели, задачи, результаты и уровни его освоения оптимальные образовательные технологии оптимальные образовательные технологии критерии оценивания достижения результатов его освоения критерии оценивания достижения результатов его освоения технологии и средства для оценки и самооценки сформированности компетенций технологии и средства для оценки и самооценки сформированности компетенций

© Т.А.Кабанова8 Оценка качества освоения ООП (ФГОС) Вуз обязан обеспечить гарантию качества подготовки, в том числе путем разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников Вуз обязан обеспечить гарантию качества подготовки, в том числе путем разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников Вузом самостоятельно разрабатываются Вузом самостоятельно разрабатываются –формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине –фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций

© Т.А.Кабанова9 Система оценивания и контроля (ФГОС) Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций выпускников к условиям их будущей профессиональной деятельности Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций выпускников к условиям их будущей профессиональной деятельности С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны привлекаться работодатели (представители организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны привлекаться работодатели (представители организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины Помимо индивидуальных оценок, должны использоваться групповые и взаимооценки: Помимо индивидуальных оценок, должны использоваться групповые и взаимооценки: –рецензирование и оппонирование студентами работ друг друга –экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей

© Т.А.Кабанова10 Фонды оценочных средств (ФГОС): должны полно и адекватно отображать требования ФГОС ВПО, соответствуют целям и задачам ООП и ее учебному плану полно и адекватно отображать требования ФГОС ВПО, соответствуют целям и задачам ООП и ее учебному плану учитывать все виды связей между знаниями, умениями, навыками, которые позволяют установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности учитывать все виды связей между знаниями, умениями, навыками, которые позволяют установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций выпускников и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций выпускников и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности включать типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля включать типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля

© Т.А.Кабанова11 Проблемы перехода к компетентностному оцениванию результаты контрольно-оценочной деятельности являются основным источником информации о качестве подготовки обучающихся результаты контрольно-оценочной деятельности являются основным источником информации о качестве подготовки обучающихся компетенции многомерны; это - базовые качества индивидуума (мотивы, психофизиологические свойства, систему представлений о самом себе, знания и навыки) компетенции многомерны; это - базовые качества индивидуума (мотивы, психофизиологические свойства, систему представлений о самом себе, знания и навыки) компетенции в разной степени поддаются как формированию в процессе обучения, так и оцениванию компетенции в разной степени поддаются как формированию в процессе обучения, так и оцениванию с помощью большинства традиционных тестов невозможно с высокой степенью надежности оценить даже знания с помощью большинства традиционных тестов невозможно с высокой степенью надежности оценить даже знания

© Т.А.Кабанова12 Оценочные средства должны: учитывать требования профессиональных стандартов (быть максимально приближенными к условиям профессиональной деятельности ) учитывать требования профессиональных стандартов (быть максимально приближенными к условиям профессиональной деятельности ) иметь высокую надежность (объективность), обоснованность (валидность, в т.ч. и прогностическую) иметь высокую надежность (объективность), обоснованность (валидность, в т.ч. и прогностическую) состоять из различных количественных и качественных измерителей состоять из различных количественных и качественных измерителей разрабатываться на основе теории педагогических измерений с использованием методов разрабатываться на основе теории педагогических измерений с использованием методов –многомерного шкалирования –интеграции качественных и количественных оценок

© Т.А.Кабанова13 Состав оценочных средств кейсы кейсы компьютерные симуляции компьютерные симуляции деловые и ролевые игры деловые и ролевые игры портфолио портфолио стандартизированные анкеты стандартизированные анкеты психологические тесты психологические тесты интервью, собеседования и др. интервью, собеседования и др. компетентностно-ориентированные тесты и тесты практических умений (полидисциплинарные и междисциплинарные) компетентностно-ориентированные тесты и тесты практических умений (полидисциплинарные и междисциплинарные)

© Т.А.Кабанова14 Проблемы развития оценочной деятельности Потребность в качественно разработанных оценочных средствах Потребность в качественно разработанных оценочных средствах Необходимость их сертификации и стандартизации Необходимость их сертификации и стандартизации Необходимость создания оценочных заданий для всех этапов обучения Необходимость создания оценочных заданий для всех этапов обучения Необходимость развития обеспечения оценочной деятельности Необходимость развития обеспечения оценочной деятельности –информационно-технологического –программного –научно-методического –кадрового

© Т.А.Кабанова15 Пути решения проблем Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров –разработчиков заданий –экспертов по их сертификации и стандартизации Разработка информационно-технологического и программного обеспечения с учетом требований теории педагогических измерений Разработка информационно-технологического и программного обеспечения с учетом требований теории педагогических измерений Издание научно-методической литературы Издание научно-методической литературы

© Т.А.Кабанова16 Компетентностно-ориентированный экзамен (зарубежный опыт) конструкторы теста конструкторы теста разработчики заданий разработчики заданий внешние эксперты содержательной части (представители профессионального и академического сообщества) внешние эксперты содержательной части (представители профессионального и академического сообщества) тестологи, педагоги, психологи, методисты, проводящие: тестологи, педагоги, психологи, методисты, проводящие: –наполнение банка компетентностных заданий –обработку, шкалирование и интерпретацию результатов –мониторинг индивидуальных достижений по отдельным компетенциям на протяжении всего периода обучения каждого студента

© Т.А.Кабанова17 Программа экзамена описание группы экзаменуемых описание группы экзаменуемых название дисциплины и уровень контроля название дисциплины и уровень контроля перечень проверяемых компетенций, каждая из которых представлена в виде совокупности конкретизированных для измерения признаков перечень проверяемых компетенций, каждая из которых представлена в виде совокупности конкретизированных для измерения признаков перечень проверяемых знаний, умений и навыков перечень проверяемых знаний, умений и навыков

© Т.А.Кабанова18 Контролируемые компетенции относятся к сферам личностной личностной образовательной образовательной трудовой (профессиональной) трудовой (профессиональной) научной научной

© Т.А.Кабанова19 Направления разработки тестов нового поколения Развитие обучающей компоненты тестовых технологий Развитие обучающей компоненты тестовых технологий Интеграция тестовых и компетентностно- ориентированных образовательных технологий (кейс-стади, портфолио и др.) Интеграция тестовых и компетентностно- ориентированных образовательных технологий (кейс-стади, портфолио и др.) Интеграция тестовых и информационных и коммуникационных технологий Интеграция тестовых и информационных и коммуникационных технологий Индивидуализация тестов (развитие адаптивного тестирования) Индивидуализация тестов (развитие адаптивного тестирования)

© Т.А.Кабанова20 Тестирование в ДО Основное средство контроля Основное средство контроля Эффективное средство обучения и самоконтроля Эффективное средство обучения и самоконтроля Средство отслеживания своевременности освоения студентом программы и выполнения учебного плана Средство отслеживания своевременности освоения студентом программы и выполнения учебного плана

© Т.А.Кабанова21 Отечественные СДО коммерческого использования СДО WebTutor и Система тестирования персонала WebTest (WebSoft СДО WebTutor и Система тестирования персонала WebTest (WebSoft СДО eLearning 3000 (ГиперМетод СДО eLearning 3000 (ГиперМетод СДТ РЕДКЛАСС (РЕДЦЕНТР СДТ РЕДКЛАСС (РЕДЦЕНТР Семейство СДО Competentu - (Группа компаний Competentum Семейство СДО Competentu - (Группа компаний Competentum СДО Прометей (Виртуальные технологии в образовании СДО Прометей (Виртуальные технологии в образовании СДО Доцент (Униар СДО Доцент (Униар

© Т.А.Кабанова22 Зарубежные СДО Достоинства: широкие функциональные возможности широкие функциональные возможности качественная реализация программного обеспечения. качественная реализация программного обеспечения.Недостатки: высокая стоимость высокая стоимость недостаточная русифицированная помощь в административно-управляющей части недостаточная русифицированная помощь в административно-управляющей части Примеры СДО: IBM Lotus Learning Space, IBM Lotus Workplace Collaborative Learning ( 306.ibm.com/software) IBM Lotus Learning Space, IBM Lotus Workplace Collaborative Learning ( 306.ibm.com/software) 306.ibm.com/softwarehttp://www- 306.ibm.com/software Blackboard Learning ( Blackboard Learning (

© Т.А.Кабанова23 Свободно распространяемые СДО Moodle ( Moodle ( Dokeos ( Dokeos ( ATutor ( ATutor ( ACollab ( ACollab ( Claroline ( Claroline ( Nicenet ( и др. Nicenet ( и др.

© Т.А.Кабанова24 Функциональность подсистемы тестирования СДО Подсистема должна располагать возможностями: Поддержки стандартов компьютерного тестирования Поддержки стандартов компьютерного тестирования Импорта контента Импорта контента Использования средств мультимедиа Использования средств мультимедиа Организации обратной связи Организации обратной связи Проведения тестирования Проведения тестирования Сбора, хранения и экспорта результатов тестирования Сбора, хранения и экспорта результатов тестирования Получения отчетов по выполнению теста Получения отчетов по выполнению теста Автоматического определения статистических характеристик теста Автоматического определения статистических характеристик теста

© Т.А.Кабанова25 Направления повышения качества компьютерных тестов Отбор контента наиболее высокого качества Отбор контента наиболее высокого качества Оперативное обновление контента в соответствии с современным состоянием предметной области Оперативное обновление контента в соответствии с современным состоянием предметной области Повышение информативности и наглядности благодаря использованию мультимедийных компонентов (графических, аудио и видео фрагментов, флэш-анимации), формульных и графических редакторов Повышение информативности и наглядности благодаря использованию мультимедийных компонентов (графических, аудио и видео фрагментов, флэш-анимации), формульных и графических редакторов Повышение уровня интерактивности благодаря использованию комментариев, средств обратной связи и др. Повышение уровня интерактивности благодаря использованию комментариев, средств обратной связи и др. Автоматизация проверки заданий открытого типа Автоматизация проверки заданий открытого типа

© Т.А.Кабанова26 Сбор статистических данных Преподаватель должен иметь доступ к результатам тестирования: каждого студента каждого студента группы студентов группы студентов по каждому курсу по каждому курсу по каждому тесту по каждому тесту по каждому тестовому заданию по каждому тестовому заданию по каждой попытке и др. по каждой попытке и др.

© Т.А.Кабанова27 Мини-кейсы в заданиях закрытой формы с выбором ответа

© Т.А.Кабанова28 Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа

© Т.А.Кабанова29 Задания открытой формы

© Т.А.Кабанова30 Использование средств мультимедиа Эмуляция интерфейса MS Excel (WebSoft CourseLab)

© Т.А.Кабанова31 Организация обратной связи Вывод на экран правильного ответа (WebSoft CourseLab )

© Т.А.Кабанова32 Сбор статистических данных Представление статистических данных в СДО Moodle

© Т.А.Кабанова33 Экспорт данных Возможность экспорта результатов тестирования в формат MS Excel (СДО Moodle)

© Т.А.Кабанова34 Стандарты компьютерного тестирования Необходимость инвариантного представления тестовых материалов для различного ПО Необходимость инвариантного представления тестовых материалов для различного ПО Цель спецификации IMS QTI – возможность импорта/экспорта контента тестирования и обеспечение совместимость содержания учебных программ с системами оценки Цель спецификации IMS QTI – возможность импорта/экспорта контента тестирования и обеспечение совместимость содержания учебных программ с системами оценки Классификация стандартов IMS QTI определяется способом отображения заданий на экране компьютера и технологией их выполнения Классификация стандартов IMS QTI определяется способом отображения заданий на экране компьютера и технологией их выполнения Стандарты обеспечивают удобства разработчиков программного обеспечения, а не разработчиков тестов Стандарты обеспечивают удобства разработчиков программного обеспечения, а не разработчиков тестов

© Т.А.Кабанова35Литература Жильцов В.А. Механизм дополнения учебных планов модульными программами, разработанных на основе профессионального стандарта. Материалы итогового совещания УМО по направлению «Менеджмент», Москва, марта 2010 г Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. Учеб. пособие. – М.: Университетская книга. Логос, – 272 с Кабанова Т.А., Новиков В.А. Тестовые технологии в дистанционном обучении. Специализированный учебный курс. – М.: Изд. Дом «Обучение-Сервис», – 320 с Кабанова Т.А., Новиков В.А. Тестирование в современном образовании. Учеб. пособие. – М: Высшая школа, – 381 с Кабанова Т.А., Новиков В.А. Стандарты компьютерного тестирования // Вестник университета, (8) с Кабанова Т.А., Новиков В.А. Перспективы развития тестовых технологий - инструмента оценки качества образования при переходе к ФГОС ВПО // Вестник РУДН, сер. «Информатизация образования», , с Кабанова Т.А., Новиков В.А. Проблемы формирования у преподавателей высшей школы новых профессиональных компетенций // Вестник университета, с Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Пер. с англ. – М.: HIPPO, – 384 с.

© Т.А.Кабанова36 Ваши вопросы

© Т.А.Кабанова37 Спасибо за внимание