К вопросу о формировании коммуникативной компетенции на уроках истории и обществознания из опыта работы учителя ГОУ СОШ 998 Гаврилиной Ю.Г.
возраст психологическая предпосылка образовательная практика Младший школьник Высокая мотивация, интерес к деятельности, значимость личности учителя Подросток (сред.шк.) Значимость общения, ориентация на мнение сверстников Организация процесса воспитания ответственно отношения к учению через использование влияния «значимой» для подростка группы - Демонстрация учителем возможностей использования результатов учения в будущей профессиональной деятельности, самообразовании и общении Старший школьник самоопределение Профориентация
Организация учебной деятельности 1. Работа в парах СТАТИЧЕСКАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ 2. Работа в группах ПЕРВИЧНЫЕ группы ВТОРИЧНЫЕ (смешанные) группы
Индивидуальная работа по заданию (поиск информации)
Работа в парах 1. СТАТИЧЕСКАЯ
Работа в парах (взаимопроверка, обмен информацией) учительученик
Работа в парах Слушает, помогает, оценивает Рассказывает, объясняет,…
Оценка 1. «проверяющий» оценивает выступавшего
Подготовка к 2 этапу (работа с информацией) 1вариант Повторяет материал 2 вариант Придумывает вопросы к тексту
Работа в парах 2. ДИНАМИЧЕСКАЯ
Работа в парах 2. ДИНАМИЧЕСКАЯ
1вариант Задает вопросы 2 вариант Отвечает на вопросы
1вариант Задает вопросы 2 вариант Отвечает на вопросы
Взаимооценка 2. Оцениваются не только ответы, но и сами вопросы
Работа в группах
Групповая форма работы Первичные группы Вторичные группы Выполнение заданий Подготовка выступлений Обмен информацией Взаимное обучение, взаимооценка Закрепление
Этап формирования новых знаний и способов действий учащихся (основной) «НАУЧИСЬ САМ» 1. Выполнение заданий (совместно участниками группы) 2. Каждый из участников подводит итоги работы группы по выполнению задания: в зависимости от типа задания, учащийся зачитывает пункты плана, дает определения понятий, пересказывает, отвечает на вопрос и т.п. (первичная проверка понимания) 15 мин. Этап применения изучаемого материала «НАУЧИ ДРУГИХ» 1. Формирование вторичных групп (в каждую из вторичных групп входят учащиеся, выполнявшие различные типы задания в рамках работы первичных групп). 2. Обмен информацией между участниками вторичных (смешанных) групп. Каждый из учащихся рассказывает об особенностях своего типа задания и итогах его выполнения во время работы в первичной группе. 15 мин. Первичные группы Вторичные группы
Первичные группы 12 34
Диагностика состояния репродукции Фамилия, имятехника чтения пересказ коротких текстов логич-ть переска- за лаконич- ность речи составле ние плана орфогр. грамот- ность 1Аббасов Э Варданян В Василаш Ю КолесниковМ Житенев И цель
Примеры заданий для работы первичных групп ГРУППА 1 Стр.89-90: составить развернутый план. Распад Тушинского лагеря. 1. Причины распада лагеря ЛжедмитрияII: А) ___________________________________ Б) ___________________________________ 2. ___________________________________ 3. ___________________________________ _____________________________________ ГРУППА 2 Стр. 91: пересказ по плану. Положение в стране: 1) народное недовольство ЛжедмитриемII; 2) убийство ЛжедмитрияII. 3)захват поляками русских городов Смоленска и Новгорода; 4) безуспешность боярского правления. 12
Примеры заданий для работы первичных групп ГРУППА 4 Стр – заполнить таблицу и подготовить краткое описание по таблице: Народное ополчение даты центр (город) руководителиитоги Первое1611 не удалось освободить Москву Второе
Первичные группы 12 34
Вторичные группы 12 34
Итоги урокаПодведение итогов работы вторичных (смешанных) групп: - взаимооценка выступлений учащихся в группе; - учащиеся выполняют тестовые задания на обобщение материала по теме 10 мин. 1. Расположите события в хронологическом порядке: А) вступление на престол Бориса Годунова; Б) правление Лжедмитрия I в Москве; В) гибель царевича Дмитрия в Угличе; Г) избрание царем Михаила Романова на Земском соборе; Д) освобождение Москвы от поляков. Ответ:___________ 2. Соотнесите понятие с соответствующим ему определением: Ответ: 3… 1) семибоярщинаА) возмущение, восстание, мятеж 2) смутаБ) боярское правительство во главе с Ф.М. Мстиславским 3) Смутное времяВ) начало XVII века, когда в России до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась длительная вооруженная борьба за власть