Использование метода проектного обучения как средства развития ключевых компетентностей учащихся
Форманчук Людмила Витальевна, учитель изобразительного искусства МОУ «Общеобразовательная Илезская средняя школа»
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов формирования творческой личности - созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе - актуальная задача образования.
Одним из подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. Одним из подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.
Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Метод проектов – это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы ( не просто темы, а именно проблемы ), которую необходимо решить, получив конкретный, « осязаемый » результат. Следовательно проектное обучение способствует развитию аналитических, информационных, коммуникативных компетентностей.
В ходе проектной деятельности : - Каждый ребёнок может проявить себя как творческая личность. - Каждый ребёнок включен в деятельность, которая ему « по душе ». - Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения – каждый ученик лично заинтересован в получении результата. - У ребёнка развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах. - Ребёнок учится самовыражению, самоопределению, самореализации. - Работа над проектом воспитывает у детей целеустремленность, инициативность, чувства коллективизма и ответственности. - Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания. В ходе проектной деятельности : - Каждый ребёнок может проявить себя как творческая личность. - Каждый ребёнок включен в деятельность, которая ему « по душе ». - Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения – каждый ученик лично заинтересован в получении результата. - У ребёнка развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах. - Ребёнок учится самовыражению, самоопределению, самореализации. - Работа над проектом воспитывает у детей целеустремленность, инициативность, чувства коллективизма и ответственности. - Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
Цели проектного обучения : 1) создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения ; 2) способствовать повышению личной уверенности ученика, его самореализации и рефлексии ; 3) развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, развитие коммуникабельности. Цели проектного обучения : 1) создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения ; 2) способствовать повышению личной уверенности ученика, его самореализации и рефлексии ; 3) развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, развитие коммуникабельности.
В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетентности, как В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетентности, как А ) коммуникативная компетентность, так как ученик в процессе изготовления « продукта » деятельности постоянно взаимодействует с другими участниками проекта, высказывает свою точку зрения, аргументировано доказывает свое мнение, учиться слушать и уважать чужое мнение ; Б ) информационная компетентность, так как учащиеся учатся самостоятельно находить, анализировать и отбирать различные виды информации, преобразовывать её. В ) социальная компетентность, так как в ходе использования групповой формы учащиеся учатся работать в команде, приобретают навыки работы в группе ; Г ) продуктивная – способность создать свой собственный продукт, что является обязательной целью проектного обучения, принимать решения и нести за них ответственность.
Формы проектной деятельности. Проектная деятельность осуществляется в следующих формах : 1) предметные проекты ( исследования ; изделия ; пособия и т. д.); 2) межпредметные проекты ; 3) внешкольные проекты – индивидуальные или групповые. Формы проектной деятельности. Проектная деятельность осуществляется в следующих формах : 1) предметные проекты ( исследования ; изделия ; пособия и т. д.); 2) межпредметные проекты ; 3) внешкольные проекты – индивидуальные или групповые.
Виды учебных проектов. 1. По доминирующей в проекте деятельности : а ) исследовательские б ) информационные в ) творческие г ) игровые д ) практические 2. По характеру контактов проекты могут быть : - внутренними или региональными ( т. е. в пределах одной страны ); - международными ( участники проекта - представители разных стран ). 3. По количеству участников проектов можно выделить проекты : - личностные, парные, групповые. 4. По продолжительности проведения проекты могут быть : - краткосрочными (1 – 2 урока ); - средней продолжительности ( от недели до месяца ); - долгосрочные ( от месяца до нескольких месяцев ). Виды учебных проектов. 1. По доминирующей в проекте деятельности : а ) исследовательские б ) информационные в ) творческие г ) игровые д ) практические 2. По характеру контактов проекты могут быть : - внутренними или региональными ( т. е. в пределах одной страны ); - международными ( участники проекта - представители разных стран ). 3. По количеству участников проектов можно выделить проекты : - личностные, парные, групповые. 4. По продолжительности проведения проекты могут быть : - краткосрочными (1 – 2 урока ); - средней продолжительности ( от недели до месяца ); - долгосрочные ( от месяца до нескольких месяцев ).
При организации проектного обучения необходимо придерживаться следующих этапов работы: 1) проблематизация и целеполагание; 2) планирование; 3) аналитический этап; 4) этап обобщения информации, оценки; 5) этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
Метод проектного обучения может применяться как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Однако его использование в начальной школе обладает рядом особенностей. 1. Роль учителя на первых этапах работы над проектом носит более руководящий характер по сравнению со средней школой, так как самостоятельность и волевая регуляция младшего школьника развиты еще недостаточно. 2. В 1-2 классах введение всех этапов создания проекта нерационально и невозможно ввиду того, что психические процессы еще недостаточно развиты, поэтому здесь возможно использование лишь элементов проектной деятельности. 3. Проекты носят в большей степени практическую значимость, чем теоретическую ( теоретическая база рассматривается в старшей школе ). 4. Сроки выполнения проекта значительно меньше, чем в старшей школе, ввиду того, что интересы еще не стойкие.
1. « Золотая осень » ( г.) - проект предметный ( в рамках предмета « Технология »), творческий, внутренний, групповой, краткосрочный (2 урока ) Форма обучения – коллективная. Метод обучения - эвристический, « звездочка обдумывания ». Средства обучения – визуальные ( технологические карты ), аудиальные ( А. Вивальди из цикла « Времена года » тема « Осень ») Приведу характеристику тех проектов, которые были реализованы мною на практике.
3. «Панно «День Святого Валентина» ( г.) (внекл. деят.)- межпредметный (ИЗО и технология), творческий, внутренний, групповой, продолжительность (4 дня) Форма обучения – групповая. Метод обучения – эвристический. Средства обучения – визуальные (примеры работ в технике «квилинг») 2. «Изготовление панно в технике коллажа «Заюшкина избушка» ( г.) - проект предметный (в рамках предмета «Технология»), творческий, внутренний, групповой, краткосрочный. (2 урока). Форма обучения – групповая Метод обучения – эвристический, «звездочка обдумывания». Средства обучения - визуальные (иллюстрации к сказке)
4. « Телевизор - это друг или враг ?» ( автор Таваков И.) - межпредметный проект, информационный, внутренний, личностный, долгосрочный (1,5 мес.) Форма обучения – индивидуальная. Методы обучения – проблемный, исследовательский, социометрический. Средства – визуальные ( газеты для анализа программы передач, журналы по теме ), беседа с логопедом, аудиовизуальные ( просмотр мультфильма « Том и Джерри »)
5. « Полезные свойства растений Архангельской области » ( автор Силинский Юр.) - межпредметный проект, информационный, внутренний, личностный, среднесрочный (1 мес.) Форма обучения – индивидуальная. Методы обучения : проблемный, исследовательский, социометрический. Средства обучения – визуальные ( книги, журналы по теме, лекарственные этикетки )
6. Альбом « Пословицы, поговорки, загадки Севера » ( г.) (5 кл.) - межпредметный ( ИЗО и литература ), информационный, внутренний, групповой, средней продолжительности (2 недели ) Форма обучения – групповая. Метод обучения эвристический, исследовательский. Средства обучения – визуальные ( сборники русского фольклора, учебники по литературе, окружающему миру )
7. « Оценка загрязнения атмосферного воздуха школьного помещения Илезской средней школы и прилегающей к ней территории » ( г.) (3 класс ) - предметный ( окружающий мир ), исследовательский, внутренний, групповой, среднесрочный (1 мес.) Форма обучения – групповая. Методы обучения – проблемный, исследовательский. Средства обучения – визуальные ( энциклопедии растений, карточки для сбора пыли, наблюдение за проходящим транспортом, наблюдение за усыханием хвои сосны, наблюдение за ростом и положением лишайников ), практическая работа по измерению площади деревьев на территории школы ).
С целью проверки результативности данного метода перед началом работы мною были проведены две диагностики ( обе после уроков по технологии в традиционной форме ), затем эти же диагностики были проведены после уроков с использованием метода проектного обучения : 1) Оценка школьной мотивации. Автор Лусканова Н. Г. 2) Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности. Авторы Г. В. Репкина, Е. В. Заика. Анализ результатов обеих диагностик показал, что использование метода проектов в обучении младших школьников позитивно влияет на повышение уровня мотивации, а также положительно влияет на развитие познавательного интереса, как структурного компонента учебной деятельности.