НЕПРЕРЫВНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2011 г. Босова Людмила Леонидовна, кандидат педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Advertisements

Босова Людмила Леонидовна 2Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 29 марта 2010 г. Босова Людмила Леонидовна,
Босова Людмила Леонидовна Набор ЦОР к УМК Ресурсы ЕК ЦОР
Образовательные результаты ФГОС. Виды результатов Виды образовательных результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные.
ТИПОВЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЕ Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, главный.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Варюхина Светлана Владимировна,
2011 г. Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор УМК.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
«Информатика в условиях реализации ФГОС в основной школе» учитель информатики и ИКТ ГКОУ «Хамзаюртовский лицей Казбековского района» Алиев Д.Д.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Использование ЦОР (ЭОР) в преподавании информатики Утянская Е.В. учитель информатики МОУ Гимназия Александрова Т.П. зам. директора по ИКТ МОУ Гимназия.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 2012 г. г. 1.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Транксрипт:

НЕПРЕРЫВНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2011 г. Босова Людмила Леонидовна, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор УМК по информатике и ИКТ для основной школы

Социальный заказ Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире » ( Национальная инициатива « Наша новая школа ») Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей ( Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.) 2

Изменения в школе : от цели школьного обучения - усвоения знаний, умений, навыков к цели - формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями ; от « изолированного » изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач ; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий ; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 3

Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах ( мотивационных, операциональных, когнитивных ), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем ; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы 4

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса информатики является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность. 5

Операционный стиль мышления умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств ; умение строить информационные структуры для описания объектов и систем ; умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи ; умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понять текстовое сообщение ; привычка своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области ; технические навыки взаимодействия с ЭВМ. А. П. Ершов 6

Роль курса информатики и ИКТ общепредметные понятия : « объект », « система », « процесс », « алгоритм », « результат », « цель », « управление », « исполнитель », « источник », « приемник », « метод », « способ » общедисциплинаные виды деятельности : моделирование объектов и процессов ; сбор, хранение, преобразование и передача информации ; управление объектами и процессами опыт формирования универсальных учебных действий 7

Информатика и информатизация образования в процессе изучения информатики создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования ; информатика как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе 8

Непрерывный курс информатики В соответствии со структурой школьного образования вообще ( начальная, основная и профильная школы ), сегодня ( преимущественно за счет регионального и школьного компонентов ) выстраивается многоуровневая структура предмета « Информатика и ИКТ », который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и ИКТ 9

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ Реализуется за счет вариативного компонента Предполагает выделение двух ступеней : 2(3)–4 классы – первая ступень ; 5–6(7) классы – вторая ступень Является наиболее благоприятным этапом для формирования не только мотивационных, но и операциональных личностных ресурсов Может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов 10

Цели обучения информатике в начальной школе формирование широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества ; воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни ; развитие образного, алгоритмического и логического мышления как основы для формирования общеучебных умений ; освоение основ осознанной, целенаправленной, грамотной работы с информацией, формирование первичных представлений об основных объектах информатики. 11

Цели обучения информатике в 5-6(7) классах формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты ; пропедевтическое ( предварительное, вводное, ознакомительное ) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как « объект », « система », « модель », « алгоритм » и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации ; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 12

Цели обучения информатике в 8-9 классах формирование основ научного мировоззрения совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности овладение ИКТ как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования 13

Приоритеты Мотивационные ресурсы Когнитивные ресурсы Операциональные ресурсы Начальная школа Старшие классы 5-6(7) классы 14

Личностное развитие учащихся развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств учащихся ; результатом личностного развития выступает сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Личностные образовательные результаты : широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества ; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления ; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ ; интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни ; основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности ;

Личностные образовательные результаты : способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества ; готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты ; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности ; способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания ; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения ; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как : « объект », « система », « модель », « алгоритм », « исполнитель » и др.;

Метапредметные образовательные результаты владение основными общеучебными умениями информационно - логического характера : анализ объектов и ситуаций ; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов ; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ; обобщение и сравнение данных ; подведение под понятие, выведение следствий ; установление причинно - следственных связей ; построение логических цепочек рассуждений и т. д.

Метапредметные образовательные результаты владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими : целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить ; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств ; прогнозирование – предвосхищение результата ; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия ( обнаружения ошибки ); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки ; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача ;

Метапредметные образовательные результаты владение основными универсальными умениями информационного характера : постановка и формулирование проблемы ; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; структурирование и визуализация информации ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Метапредметные образовательные результаты владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний : умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково - символическую модель ; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов ; умение « читать » таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую ; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

Метапредметные образовательные результаты широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации : работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов ; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров ; хранение и обработка информации в базах данных ; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях навыки создания личного информационного пространства ;

Метапредметные образовательные результаты опыт принятия решений и управления объектами ( исполнителями ) с помощью составленных для них алгоритмов ( программ ); владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов ; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств ;

Метапредметные образовательные результаты владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми : умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме ; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта ; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Информатика в условиях инновационной системы образования « Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …» Ершов А. П. 26

Современные средства обучения Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения. ЭОР - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном ( образовательном ) процессе, представленные в цифровом ( электронном ) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ )

ЭОР способны обеспечить все компоненты образовательного процесса : получение информации практические занятия аттестацию или контроль учебных достижений расширение сектора самостоятельной учебной работы изменение ролей преподавателя ( поддержка учебного процесса и его координация ) и учащихся ( активная вовлеченность в учебный процесс ) ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Информационные источникиИнформационные инструменты

За счет расширения действующих сегодня в школе учебников создают у учителей «привычку» к использованию ИКТ, стимулируют их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на достижение современных образовательных результатов. Наборы ЦОР, расширяющие учебники

Инновационные учебные материалы Полные наборы средств обучения, обеспечивающие потребности организации учебного процесса по предмету в ИКТ-насыщенной среде

Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов

Ресурсы ФЦИОР Открытые образовательные модульные мультимедиа системы ( ОМС ), объединяющие электронные учебные модули трех типов : информационные, практические контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение конкретной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС - плеер.

Каталог электронных образовательных ресурсов

Модели использования ЭОР Подготовка учителя к уроку Фронтальная работа ( экран или интерактивная доска ) Групповая работа ( несколько компьютеров в классе ) Индивидуальная работа ( компьютерный класс ) Самостоятельная работа ученика с ЭОР на домашнем компьютере Дистанционное обучение

УМК нового поколения 36 УМК нового поколения Печатная компонента Электронная компонента Локальные ресурсы Сетевые ресурсы Оборудование

УМК « Информатика и ИКТ » 37

Дополнительные компоненты УМК Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование» 1. Изучаем информационные технологии в V-IV классах. 6 – Изучаем информационные технологии в VII классе: информационное моделирование. 2 – Контрольно-измерительные материалы по информатике для V - VII классов. 6 – Объекты, системы, модели в курсе информатики ( V - VII классы). 5 –

Учебники 39 теоретические сведения материал для изучения самое главное вопросы и задания материал для любознательных компьютерный практикум терминологический словарь справочные материалы

Рабочие тетради расширяют границы учебника ; побуждают школьников учиться самостоятельно, с увлечением и азартом ; содержат более 300 заданий, упражнений и задач 40

развитие у учащихся наглядно - образного мышления ; формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме ; фиксация внимания при усвоении учебного материала ; развитие познавательного интереса ; активизация познавательной деятельности ; конкретизация изучаемых теоретических вопросов ; наглядная систематизация и классификация изучаемых явлений на схемах, в таблицах и т. п. Печатные наглядные пособия 41

программа курса и варианты планирования ; файлы - заготовки ( тексты, рисунки ), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума ; демонстрационные работы ; текстовые файлы с дидактическими материалами ( для печати ); плакаты ( цифровой аналог печатных наглядных пособий ); презентации по отдельным темам ; интерактивные тесты ; логические игры ; виртуальные лаборатории. Набор цифровых образовательных ресурсов 42

Полный набор ЦОР к УМК Л.Л. Босовой можно скачать на сайте издательства Полный набор ЦОР к УМК Л.Л. Босовой можно скачать на сайте издательства Набор ЦОР 43

44

Информатика и ИКТ 45 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»

Информатика и ИКТ 46 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»

Информатика и ИКТ 47 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»

Информатика и ИКТ 48 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»

49 Информатика и ИКТ

Клавиатурные тренажеры 50

Электронные издания 51 CD «Алгоритмика 2.0» фирмы «Новый диск» CD «Математика, 5-11 кл. Практикум» фирмы «1С» Можно скачать из ЕК ЦОР (Электронные издания - Ресурсы на CD/DVD - Учебные CD для общего образования)

Система программирования КуМир Кумир работает в операционных системах Windows или Linux. Система Кумир распространяется свободно.

Методические пособия созданы на основе педагогического опыта автора и результатов широкомасштабного эксперимента содержат несколько вариантов планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учебниках и рабочих тетрадях 53

Авторская мастерская 54