1 Северное окружное управление образования г. Москвы ГОУ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «Управление предпрофильным и профильным обучением в системе образовательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
Advertisements

Профильное обучение по математике Боровикова Е.И. учитель МОУ «СОШ1»
Совершенствование модели профильного обучения в гимназии Рыбинская Т.В. Учитель химии г.
«Базовая школа» Курагинская СОШ год. Цель: Создание системы специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательной школы,
Организация профильной и предпрофильной подготовки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа 41.»
«Проблема результатов образовательного процесса при введении профильного обучения» Воронина Елена Владимировна, Воронина Елена Владимировна, ведущий специалист.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
Районный семинар руководителей ОУ МОУ – СОШ 4 г. Петровска Саратовской области 14 апреля 2009 г.
Выполнила Гаврилова Татьяна Сергеевна школа 47 имени Д.С. Лихачева Санкт -Петербург 2005 год.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.Н.Гридасова, педагог-организатор по М.Н.Гридасова, педагог-организатор по предпрофильной.
Профессионально-прикладная направленность физического воспитания школьников в классах с углубленным изучением предмета Профессионально-прикладная направленность.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Тенденции развития на учебный год МОУ Жиздринская средняя школа 1 День открытых дверей, 24 апреля 2010 года,
Родительское собрание Май 2012 г. «Индивидуальный учебный план, как одна из форм профильного обучения»
Школьная площадка МБОУ Марининской СОШ 16 «Преемственность между предпрофильной подготовкой и профильным обучением»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Программа развития ГОУ СОШ – 2011 гг.. Миссия школы Наша миссия – удовлетворение потребности учащихся в повышенном уровне социально-гуманитарного.
ПРОЕКТ «Отработка требований к качеству образования в образовательных учреждениях, реализующих программы профильного обучения на основе индивидуальных.
Транксрипт:

1 Северное окружное управление образования г. Москвы ГОУ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «Управление предпрофильным и профильным обучением в системе образовательного процесса»

Нормативные документы: Приказ Министерства образования РФ от Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Москва, 2002 Приказ Министерства образования РФ от Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования…(Вестник образования, август ) Экспериментальный федеральный учебный план. (Вестник образования, апрель 2004, 8) Методические рекомендации по введению профильного обучения на основе индивидуального учебного плана (Вестник образования, декабрь 2005) 2

Образовательная политика округа Развитие системы дошкольного образования Развитие системы дошкольного образования Развитие образовательной среды для особой категории детей Развитие образовательной среды для особой категории детей Формирование вариативной образовательной среды Формирование вариативной образовательной среды Поддержка и сохранение здоровья детей Поддержка и сохранение здоровья детей Создание условий для развития поддержки одаренных детей Создание условий для развития поддержки одаренных детей Консолидация деятельности всех социальных партнеров в направлении совершенствования системы образования в округе Консолидация деятельности всех социальных партнеров в направлении совершенствования системы образования в округе Формирование поликультурного образовательного пространства Формирование поликультурного образовательного пространства Стратегия развития образования округа Цель: обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства Направления реализации стратегии развития Северного округа Направления реализации стратегии развития Северного округа

4 Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение: не является профессиональным или производственным обучением; не конфликтует с существованием лицеев и гимназий так как должно быть массовым; не является заменителем или вытеснителем непрофильного, универсального обучения. 5

6 Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: - обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; - создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; - способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; - расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. 7

Возможные формы организации профильного обучения Модель внутришкольной профилизации : однопрофильная (реализовывает только один избранный профиль) и многопрофильная (организовывает несколько профилей обучения) классная и групповая. 8

Возможные формы организации профильного обучения Модель сетевой организации: осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов других образовательных учреждений 9

Модель сетевой организации объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра» 10

Модель сетевой организации кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. 11

Стратегии формирования профилей обучения Жёсткая профилизация Жестко определяется набор профильных предметов Строится на основе программ углублённого обучения по профильным предметам Осуществляется селективный отбор в профильные классы Элективные курсы формируются, в основном, на предметной и межпредметной основе Форма организации – однопрофильное или многопрофильное образовательное учреждение Мягкая профилизация Предлагается несколько уровней изучения предметов (базовый, расширенный, углублённый) Распределение учащихся по профилям осуществляется на основе индивидуальной работы с каждым Предлагается широкий набор элективных курсов развивающего характера Осуществляется психологическое сопровождение процессов самоопределения Форма организации – ресурсный центр, механизм реализации – индивидуальный учебный план

Конкурсный набор в старшие классы отдельных общеобразовательных учреждений не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст.16, п.1, абз.2 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном общеобразовательном учреждении. В связи с этим представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу. 13

Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно- исследовательских и коммуникативных методов); завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования. 14

15 Создание образовательной среды, способствующей саморазвитию личности обучающихся Совершенствование форм организации учебного процесса с использованием ИУП Совершенствование работы психолого- педагогической службы Совершенствование материально- технической базы школы Совершенствование работы по подготовке и расстановке кадров Совершенствование работы по изучению социума и формированию направлений профилизации Совершенствование системы управления школой в новых условиях

16 Совершенствование работы психолого- педагогической службы Осуществление психолого- педагогического сопровождения УВП в профильных классах Осуществление изучения профессиональных интересов и возможностей школьников. Участие в формировании классов Работа с преподавателями профильных классов Работа с родителями учащихся профильных классов Результат: осознанное профессиональное самоопределение учеников, построение личной образовательной траектории, повышение эффективности занятий Результат: повышение мотивации, создание обстановки психологического комфорта, повышение качества образования Результат: лучшая адаптация к работе в условиях профилизации и ИУП, к внедрению новых педагогических технологий Результат: понимание родителями особенностей работы профильных классов (групп), организация помощи учащимся со стороны родителей

17 Программы развития образовательных учреждений Государственные инициативы в области образования Изменения на уровне образовательного учреждения Принятие образовательных стандартов (два уровня: базовый и профильный) Вариативность содержания учебных программ, учебно-методических комплектов, используемых учителями Введение новой формы итоговой аттестации (ЕГЭ) Введение профильного обучения (проблема содержания, форм организации, системы оценивания учебных достижений) Внедрение новых экономических механизмов Разнообразие Образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей Появление новых задач развития образовательных учреждений, требующих гибкого и быстрого реагирования (обеспечение безопасности, подготовка к ЕГЭ, нормативное финансирование ) Общие тенденции изменений Дифференциация содержания образования Изменение системы оценивания результатов образования Необходимость качественного самоопределения Необходимость повышения конкурентоспособности ОУ

18 Изменение форм и методов обучения: наблюдается технологизация процесса обучения. Изменение образовательной модели (введение профильного обучения, индивидуальный учебный план) Статусные изменения: гимназия, лицей, ЦО, городская экспериментальная площадка и другие. Изменение содержания образования: формируются новые типы содержания (гимназическое, лицейское, профильное и т.д.) Изменение форм организации образовательного процесса: наряду с классно-урочной внедряются проектная, лекционно- семинарская, блочно- модульная и другие формы.

Профильное обучение – содержание инновации Образовательные потребности учащихся и их родителей Кадровый, Научно -методический, Организационный, Материально-технический и другие ресурсы образовательного учреждения Индивидуальные возможности и психологические особенности ребёнка Проектируемое качество образования

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Показатель эффективности образования – сформированность самостоятельности СПОСОБНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ СПОСОБНОСТЬ К САМОУПРАВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЬ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Модель профильного обучения Начальная школа 2-7 классыСпособность к самообразованию Средняя школа8-9 классыСпособность к самоопределени ю Старшая школа10-11 классы Способность к самоуправлению

Уровень, форма, место обучения – поле выбора для ученика. Дополнительное образование элективные курсы спецкурсы базовые Различные формы получения образования Формы контроля и самоконтроля ЗУН Формы презентации учебных достижений (наполнение портфолио) Виды деятельности в системе общего и дополнительного образования

Поле выбора для учителя Вариативный УМК (базовый, профильный, углублённый уровни) Вариативные системы оценивания (рейтинг, портфолио, тестирование в режиме on-line). Возможность создания авторских программ (спецкурсы, элективные курсы, в том числе интегративного, междисциплинарного характера)

Поле выбора для школьной управленческой команды:. Выбор модели реализации профильного обучения (однопрофильная, многопрофильная, ресурсный центр профильного обучения Выбор эффективной системы поощрений педагогического коллектива на прозрачной основе Выбор стратегии развития качества предоставляемых образовательных услуг