ЛЫСОВА НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА, руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы моу сош 5.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Advertisements

Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Комплект учебно-методических пособий«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Все авторы - известные ученые, педагоги и методисты Все учебники и учебные пособия соответствуют.
«Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Транксрипт:

ЛЫСОВА НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА, руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы моу сош 5

Лысова Наталья Павловна – учитель муниципального образовательного учреждения сош 5. Образование – высшее, закончила в 1975 году Ферганский педагогический институт. Общий трудовой стаж – 33 года, педагогический – 25 лет. В 2004году присвоена первая квалификационная категория. С 1998 года работаю в образовательной системе г.Пыть-Ях. За время работы неоднократно была награждена грамотами комитета образования за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов.

Мое жизненное кредо Не идти вперед – значит идти назад! Мое профессиональное кредо Ты должен – значит ты можешь

Повышение квалификации. В современном мире технических преобразований, компьютеризации, новых технологий неизменной остается роль учителя. Современный учитель должен осознавать и уметь анализировать процессы профессионального мышления, демонстрируя эклектические, компилятивные подходы к педагогическим фактам и явлениям. протекающим в государственной, региональной, локальной системах образования, владеть культурой профессионального мышления. Работать в инновационном режиме. Это заставляет педагога находиться постоянно в процессе самопреобразования. Современный учитель должен осознавать и уметь анализировать процессы профессионального мышления, демонстрируя эклектические, компилятивные подходы к педагогическим фактам и явлениям. протекающим в государственной, региональной, локальной системах образования, владеть культурой профессионального мышления. Работать в инновационном режиме. Это заставляет педагога находиться постоянно в процессе самопреобразования. Включение педагога в процесс самопреобразования представляет собой процедуру проектирования «профессионального маршрута»: Включение педагога в процесс самопреобразования представляет собой процедуру проектирования «профессионального маршрута»: - к чему буду стремиться; - к чему буду стремиться; - определение реальных средств и персональных ресурсов для реализации искомой цели; - определение реальных средств и персональных ресурсов для реализации искомой цели; - поиск внутренних и внешних резервов. - поиск внутренних и внешних резервов. Немаловажную роль в процессе самопреобразования учителя играют курсы переподготовки. Немаловажную роль в процессе самопреобразования учителя играют курсы переподготовки. Переподготовка за последние 5лет Переподготовка за последние 5лет 2003 год – «Программно-методическое обеспечение учебного раздела «Элементы домашней экономики, основы предпринимательства и потребительской культуры» в образовательной области «Технология» (80 часов); (80 часов); 2006 год – «Новые подходы к преподаванию русского языка в условиях модернизации образования» 2006 год – «Новые подходы к преподаванию русского языка в условиях модернизации образования» (72 часа); 2007 год – «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника» (72 часа);

Участие в научно-практических конференциях С 2005 года удалось установить сотрудничество с Сургутским государственным педагогическим университетом. С 2005 года удалось установить сотрудничество с Сургутским государственным педагогическим университетом. Ноябрь 2006 года, СурГПУ, участие в Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в современном социокультурном пространстве», доклад «Опыт интерпретации романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» в общеобразовательной школе». Ноябрь 2006 года, СурГПУ, участие в Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в современном социокультурном пространстве», доклад «Опыт интерпретации романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» в общеобразовательной школе». Май 2007года, филиал ТюмГУ г.Пыть-Ях, участие в Региональной научно-практической конференции «Образование. Культура. Личность. Регион», доклад «Формы и приемы работы с теоретико- литературными понятиями в основной школе»). Май 2007года, филиал ТюмГУ г.Пыть-Ях, участие в Региональной научно-практической конференции «Образование. Культура. Личность. Регион», доклад «Формы и приемы работы с теоретико- литературными понятиями в основной школе»).

Результативность обучения Время обучения класса КлассРусский язык %Литература % 2004– – – И, К 6 И, К 7 И, Л ,9 79 Учебный годФ.И. ученикаПредметКлассМесто Бороненко В.русский язык102 Королева О.русский язык Бороненко В.русский язык111 Горбунова Д.литература11 3 Вильданова Д.русский язык51 Вильданова Д.русский язык РО 51 Вильданова Д.литература РО Вильданова Д.русский язык6 2 Миюзова К.русский язык6 3 Латышонок В.литература Вильданова Д.русский язык72 Чернега А.литература 73 Результаты городских предметных олимпиад

Участие в исследовательской работе учебный год 1. Горбунова Д., 9 Л, (2 место в городском конкурсе школьных исследовательских работ «Шаг в будущее»). 2. Горбунова Д., 9 Л, сдача экзамена по литературе по новой форме – защита реферата «Использование лексических антонимов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» учебный год Школьный конкурс исследовательских работ «Шаг в будущее» 1.Латышонок В., 6 К, «Использование устаревших слов в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», (1 место). 2.Негруца Д., 6 К, «Роль портрета в раскрытии идейного содержания произведения (На примере рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»), (2 место) учебный год Школьный конкурс исследовательских работ «Шаг в будущее» 1.Чернега А., 7 И, «Сравнение описания картины боя в поэме А.С.Пушкина «Полтава» и стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино», (1 место). 2.Латышонок В., 7 Л, «Символика синего цвета в искусстве» (3 место). 3.Вильданова Д., 7 Л, слайдовая презентация «Причастие», (3 место).

Из опыта работы За годы своей педагогической деятельности в процессе обучения русскому языку и литературе у меня сложилась определенная система формирования знаний, умений и навыков. Эта система дает право ученику самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи. По моему мнению, главная задача, которая стоит перед учителем, это «личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика». За годы своей педагогической деятельности в процессе обучения русскому языку и литературе у меня сложилась определенная система формирования знаний, умений и навыков. Эта система дает право ученику самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи. По моему мнению, главная задача, которая стоит перед учителем, это «личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика». В основу моей системы обучения положены следующие принципы: В основу моей системы обучения положены следующие принципы: 1) принцип развивающего обучения; 2) принцип воспитывающего обучения учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность; 3) принцип ориентации на зону ближайшего развития; 4) принцип ориентации на успех каждый ученик имеет право быть умным на уроке; 5) учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок; 6) принцип диалогичности и сотрудничества. Я пытаюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик мог двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, уметь проводить рефлексию. Никогда нельзя оставлять ученика наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции» (Л.С. Выготский). Каждый ученик «свободен» принять любое решение, любой объем материала, он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему в данный момент по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Я пытаюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик мог двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, уметь проводить рефлексию. Никогда нельзя оставлять ученика наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции» (Л.С. Выготский). Каждый ученик «свободен» принять любое решение, любой объем материала, он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему в данный момент по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». (А.Франс). Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». (А.Франс). Необходимо вооружать учащихся еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить учащемуся в свою неповторимость, в свои возможности. Волевая мотивация является стержнем личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные переживания, притязания, эмоции, волевые качества. Необходимо вооружать учащихся еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить учащемуся в свою неповторимость, в свои возможности. Волевая мотивация является стержнем личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные переживания, притязания, эмоции, волевые качества. В своей работе отдаю предпочтение тем методам, которые в данном классе в данный момент помогут создать наиболее благоприятные условия для развития потенциала каждого ученика. Все методы, стимулирующие движение вперед, равноправны. Провожу нестандартные уроки, большинство из которых разрабатываю сама или с помощью учеников (дети с удовольствием работают на таких уроках), почти на каждом уроке использую нетрадиционные элементы или дидактические игры, различные виды самостоятельных работ. В своей работе отдаю предпочтение тем методам, которые в данном классе в данный момент помогут создать наиболее благоприятные условия для развития потенциала каждого ученика. Все методы, стимулирующие движение вперед, равноправны. Провожу нестандартные уроки, большинство из которых разрабатываю сама или с помощью учеников (дети с удовольствием работают на таких уроках), почти на каждом уроке использую нетрадиционные элементы или дидактические игры, различные виды самостоятельных работ. В своей работе стараюсь использовать опыт наших учителей и учителей-новаторов (Е.Н.Ильина, В.Воронцова, З.Н.Кудиной, Г.Н.Новлянской, Ю.А.Макарова и др.). В своей работе стараюсь использовать опыт наших учителей и учителей-новаторов (Е.Н.Ильина, В.Воронцова, З.Н.Кудиной, Г.Н.Новлянской, Ю.А.Макарова и др.). В современном обществе в условиях интеграции мировых культур востребована личность, эстетически развитая, владеющая достаточными компетенциям, свободное «вхождение» в культуру другого народа. Школьное лингвистическое образование способствует: В современном обществе в условиях интеграции мировых культур востребована личность, эстетически развитая, владеющая достаточными компетенциям, обеспечивающими свободное «вхождение» в культуру другого народа. Школьное лингвистическое образование способствует: -овладению конкретными знаниями (необходимыми в современном мире); -приобретению навыков логического мышления; -развитию креативных способностей и интуиции; -формированию мировоззрения; -освоению этических принципов; -воспитанию способности к эстетическому восприятию мира; -обогащению запаса историко-научных знаний; -развитию коммуникативных компетенции.

Для достижения основной цели -повышения эффективности обучения - в своей работе решаю такие задачи: 1.ОПТИМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. 2.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, УЧАЩИХСЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКТОРОВ НЕОРДИНАРНОСТИ, НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЙ. 3.ВОСПИТАНИЕ ВДУМЧИВОГО, ТВОРЧЕСКИ МЫСЛЯЩЕГО, ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО В СВОЕМ ТРУДЕ ЧЕЛОВЕКА. 4.ПОВЫШЕНИЕ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ. Пути решения задач: -формировать интерес к знаниям и учению, используя разнообразные формы и методы проведения уроков и внеклассных мероприятий; -осуществлять связь обучения с жизнью; -использовать в работе творческие, исследовательские и практические работы, способствующие более глубокому и прочному усвоению знаний учащимися; -использовать дополнительную литературу, способствующую расширению кругозора учащихся; -подбирать задания, ведущие к эвристическому открытию.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойа В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Педагогические технологии интегрированы с дидактикой, а следовательно современный учитель должен владеть этой наукой. Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойа В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Педагогические технологии интегрированы с дидактикой, а следовательно современный учитель должен владеть этой наукой.

Содержание обучения в системе РО Развивающее обучение – это обучение, Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы которого прямо ориентированы на закономерности развития. на закономерности развития. В.В.Репкин В.В.Репкин В основе PO лежат идеи Л.С.Выготского. В 1956году в «Избранных психологических исследованиях» Л.С.Выготский описал теории, касающиеся соотношения обучения и развития: В основе PO лежат идеи Л.С.Выготского. В 1956году в «Избранных психологических исследованиях» Л.С.Выготский описал теории, касающиеся соотношения обучения и развития: 1. Идея о независимости детского развития от процессов обучения. «Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения». 2. Обучение и есть развитие. 2. Обучение и есть развитие. 3.«Развитие всегда оказывается более широким кругом, чем обучение. Совершая шаг в обучении, ребенок продвигается в развитии на два шага.» ЦЕЛЬ PO – сформировать у ребенка общие способности (рефлексию, анализ, планирование) к самоизменению, к самосовершенствованию, самопознанию и самовоспитанию. ЦЕЛЬ PO – сформировать у ребенка общие способности (рефлексию, анализ, планирование) к самоизменению, к самосовершенствованию, самопознанию и самовоспитанию. -Знания, представленные системой научно-теоретических понятий, являются средством достижения цели. -Учебная деятельность - деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии оценки того, «чем я был» и «чем я стал». -Умение учиться - научиться выходить за пределы собственных возможностей, за границы данной наличной ситуации. -Обеспечить условия развития рефлексивного сознания детей. -Знания должны обладать достоинством всеобщности. Пять составляющих данной системы Пять составляющих данной системы 1. Система Эльконина - Давыдова - это только особая методика обучения. Надо требовать, чтобы нужное предметное содержание всегда было в центре учебного процесса, поскольку оно является специфичным для системы. Думая, в первую очередь, о содержании, учитель получает возможность ставить учебную задачу в соответствии с замыслом и конечными целями конкретного учебного курса системы, а также правильно создавать, видеть и контролировать учебную ситуацию в классе. 2. В развивающем обучении ученик должен дойти до всего сам. Подлинная реальность развивающего обучения открывается в форме и содержании побуждения или, точнее сказать, принуждению ученика к определенному действию. Учитель должен предъявить классу реальный и единичный объект так, чтобы ученики на уровне своих обыденных представлений о свойствах этого и подобных ему многих других объектов начали действовать с этим объектом вполне определенным образом. Это обеспечивается жестким соблюдением внутренней логики учебной деятельности. Центральный момент - постановка учебной задачи. Поэтому надо «не подталкивать» учеников, а грамотно ставить учебную задачу. Содержание этой задачи вынуждает ребенка искать особый способ ее решения. Подлинная реальность развивающего обучения открывается в форме и содержании побуждения или, точнее сказать, принуждению ученика к определенному действию. Учитель должен предъявить классу реальный и единичный объект так, чтобы ученики на уровне своих обыденных представлений о свойствах этого и подобных ему многих других объектов начали действовать с этим объектом вполне определенным образом. Это обеспечивается жестким соблюдением внутренней логики учебной деятельности. Центральный момент - постановка учебной задачи. Поэтому надо «не подталкивать» учеников, а грамотно ставить учебную задачу. Содержание этой задачи вынуждает ребенка искать особый способ ее решения. 3. Технология развивающего обучения заключена в особом типе урока. Проектируя урок, учитель должен исходить не из некого идеального урока, а из логики действий. 4. Развивающее обучение – это, прежде всего, групповая работа учеников. Заслуга Л.С. Выготского в том, что сумел ясно и остро сформулировать задачу для психологического исследования. Он писал: «...задача анализа - показать, как из форм коллективной возникает индивидуальная реакция,... как коллектив создает у того или иного ребенка высшие психические функции». При определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться боле быстрого и более высокого уровня овладения учебным материалом в условиях учебной деятельности, а также и более высокого уровня развития детей. 5. В развивающем обучении главное - это свободное развитие личности. Условием развития личности является общее психическое развитие воображения, символического замещения и мышления. В учебной деятельности это обеспечивается содержанием всего спектра предметов системы Эльконина - Давыдова (математика, родной язык, ИЗО, литература, естествознание) и соответствующими приближенными к творчеству методами его освоения. Условием развития личности является общее психическое развитие воображения, символического замещения и мышления. В учебной деятельности это обеспечивается содержанием всего спектра предметов системы Эльконина - Давыдова (математика, родной язык, ИЗО, литература, естествознание) и соответствующими приближенными к творчеству методами его освоения.

Типы уроков 1 тип: урок постановки учебной задачи 1 тип: урок постановки учебной задачи 2 тип: уроки моделирования и преобразования модели 2 тип: уроки моделирования и преобразования модели 3 тип: уроки решения частных задач по применению открытого способа 3 тип: уроки решения частных задач по применению открытого способа 4 тип: уроки контроля 4 тип: уроки контроля 5 тип: уроки оценки 5 тип: уроки оценки

Урок постановки учебной задачи Постановка учебной задачи является, по мнению самих же педагогов, одним из самых трудных моментов их работы. Главное в этой работе - поиск общего способа решения широкого класса практических задач. Постановка учебной задачи является, по мнению самих же педагогов, одним из самых трудных моментов их работы. Главное в этой работе - поиск общего способа решения широкого класса практических задач. Структура урока «постановки учебной задачи» Структура урока «постановки учебной задачи» 1 этап урока - создание «ситуации успеха». Уроки постановочного типа должны обязательно начинаться с конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребенка. Эту практическую задачу, направленную на демонстрацию «ситуации успеха» каждый учащийсядолжен выполнить индивидуально. На данном этапе урока не рекомендуется использовать групповую работу. Если не удается перейти на следующий этап урока, педагог должен отказаться от постановки новой учебной задачи и вернуться к другому типу урока, связанному с действием контроля и оценки. «Ситуация успеха - обязательное условие перехода на следующий этап работы на уроке. Результатом работы на данном этапе урока является: эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями На данном этапе урока не рекомендуется использовать групповую работу. Если не удается перейти на следующий этап урока, педагог должен отказаться от постановки новой учебной задачи и вернуться к другому типу урока, связанному с действием контроля и оценки. «Ситуация успеха - обязательное условие перехода на следующий этап работы на уроке. Результатом работы на данном этапе урока является: эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями и положительная оценка учителем достижений учащихся, фон, на котором более четко проявится второй этап - разрыв. 2 этап урока - возникновение ситуации «интеллектуального конфликта» (разрыва). Создав «ситуацию успеха», учитель должен предложить другую учебную ситуацию. Эта конкретно- практическая задача по внешним признакам должна быть близка к той, которая использовалась для создания ситуации успеха, но ее содержательный элемент должен не позволить ее решить известным детям способом. Выявление их скрытого различия - и есть основание для нового способа или понятия. Возникает определенный разрыв между тем, что дети знают, и чего они еще не знают. Для создания подобных ситуаций предлагается использовать реальную практику наших детей. Задача педагога заключается в одном: придумать специальную задачу, где бы «старые», напрашивающиеся на первый взгляд знания и способы работы детей в новых условиях не сработали и привели к нужному конфликту. Для создания подобных ситуаций предлагается использовать реальную практику наших детей. Задача педагога заключается в одном: придумать специальную задачу, где бы «старые», напрашивающиеся на первый взгляд знания и способы работы детей в новых условиях не сработали и привели к нужному конфликту. Как правило, этот этап работы целесообразнее проводить, используя разные формы сотрудничества на уроке. Вначале детям предлагается индивидуально попробовать решить новую задачу, а далее по усмотрению детей они сами могут объединяться в пары, группы при возникновении трудностей, или для сопоставления своих способов решения, или для рефлексивного контроля. Дети должны убедиться, что способ работы, который только что привел их к успеху, перестает работать в новой ситуации. Как правило, этот этап работы целесообразнее проводить, используя разные формы сотрудничества на уроке. Вначале детям предлагается индивидуально попробовать решить новую задачу, а далее по усмотрению детей они сами могут объединяться в пары, группы при возникновении трудностей, или для сопоставления своих способов решения, или для рефлексивного контроля. Дети должны убедиться, что способ работы, который только что привел их к успеху, перестает работать в новой ситуации. Результат работы учащихся на данном этапе урока - фиксация на доске разных вариантов решения одной и той же задачи. Результат работы учащихся на данном этапе урока - фиксация на доске разных вариантов решения одной и той же задачи. 3 этап - фиксация места «разрыва» в графико-знаковой форме. Фиксация проблемы происходит в два этапа: вначале в результате общей дискуссии выявленный «разрыв» проговаривается словесно отдельными учащимися класса, а потом им предлагается в малых группах подумать, как обнаруженную проблему можно зафиксировать на бумаге. Фиксация проблемы происходит в два этапа: вначале в результате общей дискуссии выявленный «разрыв» проговаривается словесно отдельными учащимися класса, а потом им предлагается в малых группах подумать, как обнаруженную проблему можно зафиксировать на бумаге. Результат работы на данном этапе - фиксация в графико-знаковой форме в рабочей тетради каждого ученика ситуации «интеллектуального конфликта». 4 этап - формулировка учебной задачи учащимися и педагогом. После фиксации проблемы в тетрадях учащиеся вместе с учителем должны вновь вернуться к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной задачи, которую им предстоит решать на последующих уроках. Здесь можно организовать и групповое обсуждение нашего традиционного вопроса в конце урока: «Ребята, как бы вы смогли сформулировать задачу наших последующих действий?» и т. п. После фиксации проблемы в тетрадях учащиеся вместе с учителем должны вновь вернуться к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной задачи, которую им предстоит решать на последующих уроках. Здесь можно организовать и групповое обсуждение нашего традиционного вопроса в конце урока: «Ребята, как бы вы смогли сформулировать задачу наших последующих действий?» и т. п. Необходимо после этого, чтобы учитель и сам сформулировал с учетом предложений учащихся учебную задачу и либо записал ее формулировку, либо предложил прочесть про это в учебнике. Необходимо после этого, чтобы учитель и сам сформулировал с учетом предложений учащихся учебную задачу и либо записал ее формулировку, либо предложил прочесть про это в учебнике. На этом же этапе следует домашнее задание, которое заключается в том, чтобы дети провели собственную рефлексию той проблемы, которая возникла у них на уроке. На этом же этапе следует домашнее задание, которое заключается в том, чтобы дети провели собственную рефлексию той проблемы, которая возникла у них на уроке.

Технология уровневой дифференциации Актуальность использования технологии уровневой дифференциации Актуальность использования технологии уровневой дифференциации Условия современной школы требуют высокого уровня знаний, но ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке учащихся и часто порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося. С одной стороны, такой подход исключает положительную мотивацию учебного успеха, с другой – ведет к снижению уровня требований. В условиях технологии уровневой дифференциации ученик является партнером, имеющим право на выбор содержания своего образования и уровня его усвоения, а учитель должен обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня. Условия современной школы требуют высокого уровня знаний, но ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке учащихся и часто порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося. С одной стороны, такой подход исключает положительную мотивацию учебного успеха, с другой – ведет к снижению уровня требований. В условиях технологии уровневой дифференциации ученик является партнером, имеющим право на выбор содержания своего образования и уровня его усвоения, а учитель должен обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня. Основные признаки системы уровневой дифференциации - свобода выбора уровней, заключающих в себе тот или иной объем знаний (обязательный, дополнительный, повышенной трудности); - психологическая мотивация движения от меньшего к большему, от количественного к качественному; - нравственные отношения между обучающим и обучающимся; - принцип открытости в учении; - ориентировка на успех. Главная основа уровневых уроков Главная основа уровневых уроков - Каждый ученик должен получить на уроке такой объем знаний, который он может получить, но так должно быть на каждом уроке, тогда появится надежда. Что завтра он не удовлетворится сегодняшним объемом, и вы сможете дать ему больший. - Реализация принципа уровневой дифференциации начинается с соблюдения его при компоновке вопросов по новому материалу. Учитель предлагает классу вопросы после объявления цели урока. - Главное – это то, ради чего изучается материал, то, что связует пройденное, то, в чем проявляются общие закономерности, заложенные в материал всего учебника, то, чем ребенок будет оперировать в дальнейшем приобретении знаний. Второстепенное – это то, что сопутствует главному: проясняет, дополняет, иллюстрирует. Система дифференцированных заданий по литературе разработана на основе принципов первоначального успеха, разноуровневой сложности, индивидуального темпа обучения. Система дифференцированных заданий по литературе разработана на основе принципов первоначального успеха, разноуровневой сложности, индивидуального темпа обучения. Дифференцированные задания используются с целью совершенствования знаний, навыков каждого ученика, активизации образовательного процесса, задания ориентированы на развитие навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения и дополнительной литературой. Дифференцированные задания используются с целью совершенствования знаний, навыков каждого ученика, активизации образовательного процесса, задания ориентированы на развитие навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения и дополнительной литературой. Ученик заранее получает задания и выбирает то, которое он сможет выполнить. Ученик заранее получает задания и выбирает то, которое он сможет выполнить. Ответы на удовлетворительный уровень предполагают знакомство с конкретным писателем или поэтом, рассказ о нем, чтение его произведений, рассказ о своих впечатлениях. Ответы на удовлетворительный уровень предполагают знакомство с конкретным писателем или поэтом, рассказ о нем, чтение его произведений, рассказ о своих впечатлениях. Ответы на уровень «4» требуют умения анализировать произведение, находить художественно- изобразительные средства. Ответы на уровень «4» требуют умения анализировать произведение, находить художественно- изобразительные средства. Ответы на уровень «5» носят, в основном, творческий характер. Ответы на уровень «5» носят, в основном, творческий характер. Задания–карточки можно использовать на итоговых уроках, на уроках контроля знаний учащихся, для самостоятельного изучения темы или раздела. Задания–карточки можно использовать на итоговых уроках, на уроках контроля знаний учащихся, для самостоятельного изучения темы или раздела.

Нетрадиционная форма урока Термин «нетрадиционная» включает в себя «нетрадиционные»: -подготовку и проведение урока; -структуру урока; -взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками; -подбор и критерии оценки учебных материалов; методику оценки деятельности учащихся; анализ урока. ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ УРОКА ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ УРОКА Цель: повысить интерес учащихся к процессу обучения и к изучаемому предмету, повысить эффективность обучения; свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК - ЭТО: Для учащихся: -переход в иное психологическое состояние. -другой стиль общения. -положительные эмоции. -ощущение себя в новом качестве (новые обязанности и ответственность). -возможность развивать свои творческие способности и личностные качества. -оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. -самостоятельность. Для учителя: Для учителя: -возможность лучше узнать и понять своих учеников. -оценить их индивидуальные особенности. -решить внутриклассные проблемы (например, общения). -возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ : ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ : урок - семинар урок - семинар урок - консультация защита оценки лекция-парадокс урок - путешествие смотр знаний игра - викторина пресс конференция судебное заседание КВН и т. д. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА 1 этап: замысел. 2 этап: организация. 3 этап: проведение. 4 этап: анализ.

Урок-семинар Уроки такой формы проводятся после завершения изучения темы или раздела с целью углубленного изучения отдельных вопросов, всей темы, обобщения изученного материала. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося на подготовку к уроку- зачету по данной теме. Мировое значение русской литературы 2 половины 19века. (Литература, 10 класс) Становление реализма и романа как жанра в русской и мировой литературе. Литературная критика и журнальная полемика 60-ых годов 19 века. (Литература, 10класс) «…А вот лиши ты человека любой чудинки, и будет он голый и скучный…». Образы коммунистов-руководителей в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина». Итоги изучения романа. (Литература, 11 класс) Урок-зачет Урок-зачет Проводить его можно в разных вариантах. Первый - когда экзаменаторами являются свободные от уроков преподаватели. Второй - экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, выполнение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех. «Мы – альпинисты». Урок-зачет по теме»Служебные части речи». (Русский язык, 7 класс) Зачет по теме «Библейские легенды». (Литература, 6 класс) Урок-зачет по теме «Творчество Н.А.Некрасова». (Литература,10 класс) Урок-лекция Урок-лекция Лекция ориентирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция должна носить поисковый характер, вопросы, задаваемые учителем, привлекают учащихся к диалогу. Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для учащихся, повторы лекции не желательны. Их можно избежать путём варьирования основной мысли. Лекция ориентирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция должна носить поисковый характер, вопросы, задаваемые учителем, привлекают учащихся к диалогу. Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для учащихся, повторы лекции не желательны. Их можно избежать путём варьирования основной мысли. Русская литература и общественная мысль на рубеже веков. Лекция с элементами беседы и диспута на основе реализации домашнего задания и с опорой на знания о проблемах и противоречиях рубежа веков. (Литература, 11 класс.) «Каждый пишет, как он слышит…». Поэзия годов 20 века. Обзорная лекция. (Литература, 11 класс) «Серебряный век» как важнейший период в истории русской культуры 20 века. Течения, направления, группировки. Лекция с элементами слайдовой презентации. (Литература, 11 класс) «Серебряный век» как важнейший период в истории русской культуры 20 века. Течения, направления, группировки. Лекция с элементами слайдовой презентации. (Литература, 11 класс)

Урок – игра «Что? Где? Когда?» Урок – игра «Что? Где? Когда?» Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов, Вступительное слово учителя. Разминка - повторение всех ключевых вопросов темы. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. Выбираются арбитры. Игра «что? где? когда?». Подведение итогов. Заключительное слово преподавателя. Правописание собственных имен существительных. Против игроков играют сказочные персонажи. (Русский язык, 6 класс) Мифология Древнего Египта. (Литература, 5 класс) Урок – интеллектуальная игра Урок – интеллектуальная игра Такой урок целесообразно проводить при повторении и обобщении темы. Методика зависит от типа проводимой игры. Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в рамках ограниченного времени и условиях соревнования. Литературный покер. Игра для старшеклассников. (Литература, класс) Лингвистический хоккей. (Русский язык,5-6 класс) «Умники и умницы». Итоговый урок по теме «Лексика». (Русский язык, 5 класс) «Самый умный» (Русский язык, 5-6 класс) Урок – экскурсия Урок – экскурсия Или заочное путешествие (возможно очное). План проведения. Сообщение темы. Вступительное слово ведущего. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии проводит экскурсовод- ученик, учитель, родитель, шеф и др. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии. Подарки и сувениры на память (готовить заранее). Урок-путешествие при изучении иноязычных слов. (Русский язык, 5 класс) Урок-путешествие по Пыть-Яху. Итоговый урок по теме «Имя числительное». (Русский язык, 6 класс) День в Ясной Поляне. Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого. (Литература, 10 класс) Петербург А.С.Пушкина. Экскурсия по пушкинским местам Петербурга. (Литература, 9 класс) Урок – аукцион Урок – аукцион До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических заданиях.

Урок – композиция Такие уроки расширяют и углубляют знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя, его литературным окружением, эпохой, развивают творческие способности, формируют художественный вкус. Вечер в «Бродячей собаке». Урок-композиция с элементами театрализации, использованием музыки, живописи. Урок-композиция «Это все – о России» (А.Блок). (Литература, 11 класс) Урок- исследование Урок- исследование На уроках такого типа ученик осознает затруднение и формулирует проблему, которую нужно решить. Все предположения используются как гипотезы. В ходе совместной деятельности проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез. Роль жанра и композиции в раскрытии идейного содержания романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные». (Литература, 10 класс) Интегрированные уроки Интегрированные уроки Для совершенствования литературного и лингвистического образования школьников, их художественно-эстетического развития большое значение имеет проведение интегрированных уроков, на которых соединяются сведения из исторических, литературоведческих наук, искусствознания, философии, лингвистики. Это способствует формированию личности, хорошо ориентирующейся в культурном окружении. Интегрированный урок литературы и истории на тему: «Идет война народная…» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»). Урок по граждановедению и литературе на тему: «Мужчина и женщина в семье» (ло повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и на основе личных наблюдений учащихся.) Урок развития речи и музыки на тему: «Времена года в поэзии и прозе А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов». Уроки внеклассного чтения по литературе Уроки внеклассного чтения по литературе Задача учителя литературы – создать условия для формирования творческого. грамотного читателя, влюбленного в книгу, стремящегося через нее постигать жизнь и совершенствовать самого себя. Уроки внеклассного чтения играют большую роль в развитии самостоятельной творческой инициативы учащихся. На таких уроках необходимо создать атмосферу, рождающую читательскую активность. Для этого можно использовать различные методические средства: рассказ о книге или писателе, организация выставок, подготовку к литературному диспуту или конференции, выпуск литературных газет и альманахов. Задача учителя литературы – создать условия для формирования творческого. грамотного читателя, влюбленного в книгу, стремящегося через нее постигать жизнь и совершенствовать самого себя. Уроки внеклассного чтения играют большую роль в развитии самостоятельной творческой инициативы учащихся. На таких уроках необходимо создать атмосферу, рождающую читательскую активность. Для этого можно использовать различные методические средства: рассказ о книге или писателе, организация выставок, подготовку к литературному диспуту или конференции, выпуск литературных газет и альманахов. На чем держится мир? Урок по повести В.Железникова «Чучело». (6-7 класс) Что значит быть счастливым? Урок по пьесе М.Метерлинка «Синяя птица». (7 класс) Любовь –великое чувство. Урок-концерт по лирике Э.Асадова.

Творческие работы как одна из форм развития креативных способностей учащихся Основная задача курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведение и отражённых в нём жизненных явлениях. Исходным для курса считается отношение А>ХТ ХТ< Ч. Оно соответствует концепции М.М.Бахтина о "заочном" диалоге между читателем и писатели. Согласно этой концепции перед культурным читателем стоят две задачи. 1. Понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться увидеть картину мира "глазами автора". 2. Включить произведения в свой (отличный от авторского) жизненный и культурный контекст. Развитый читатель должен выработать свою точку зрения на то, что изображает автор и вступить в спор, увидеть условный мир произведения своими глазами "глазами читателя". Исходные теоретические представления позволяют конкретизировать основную задачу обучения: не направлять детей на запоминание сюжетов и трактовок "образов" положительных и отрицательных героев, равно как и на "анализ" литературного произведения с точки зрения выявления в нём "художественных средств", портрета, а оснащать начинающих читателей теоретическими и методическими средствами, помогающими им самостоятельно строить адекватный, но не тождественный авторскому образ, постигать авторской принцип видения, порождать собственную оценку произведения и отражённых в нём жизненных явлений. Исходные теоретические представления позволяют конкретизировать основную задачу обучения: не направлять детей на запоминание сюжетов и трактовок "образов" положительных и отрицательных героев, равно как и на "анализ" литературного произведения с точки зрения выявления в нём "художественных средств", портрета, а оснащать начинающих читателей теоретическими и методическими средствами, помогающими им самостоятельно строить адекватный, но не тождественный авторскому образ, постигать авторской принцип видения, порождать собственную оценку произведения и отражённых в нём жизненных явлений. Цель курса литературы - развитие творческих способностей детей, самостоятельности, индивидуальности, неповторимости. Психологической основой литературно - творческих способностей к художественному творчеству, является особе отношение человека к миру. Связь с миром приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать одновременно и единство, и единственность всех предметов и явлений в мире, значит все, к чему он обращается, поворачивается к нему своим индивидуальным, неповторимым ликом. Тогда ребенок в полном смысле слова начинает по-другому видеть, слышать, чувствовать. Тогда для него приобретает особое значение все чувственно воспринимаемое: форма, цвет, любая черта внешнего облика. Цель курса литературы и цель учителя - развивать подобное отношение, когда в любой творческой работе ребёнка, ему есть что сказать о мире, о любом предмете этого мира, потому что весь мир - его мир", всякий предмет -"говорящий предмет". Творческая работа на уроках помогает развитию креативных способностей детей. У них появляется необходимость в творчестве, невозможность молчать и бездействовать, чувствуется побуждение к действию, высказыванию, требование запечатлеть в своём творчестве неповторимую ценность жизни. Переживание такое настолько сложно и сильно, что его не раз пытались передать большие художники. О нём говорят, например, известные строки А. Ахматовой из цикла "Тайны ремесла": Цель курса литературы - развитие творческих способностей детей, самостоятельности, индивидуальности, неповторимости. Психологической основой литературно - творческих способностей к художественному творчеству, является особе отношение человека к миру. Связь с миром приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать одновременно и единство, и единственность всех предметов и явлений в мире, значит все, к чему он обращается, поворачивается к нему своим индивидуальным, неповторимым ликом. Тогда ребенок в полном смысле слова начинает по-другому видеть, слышать, чувствовать. Тогда для него приобретает особое значение все чувственно воспринимаемое: форма, цвет, любая черта внешнего облика. Цель курса литературы и цель учителя - развивать подобное отношение, когда в любой творческой работе ребёнка, ему есть что сказать о мире, о любом предмете этого мира, потому что весь мир - его мир", всякий предмет -"говорящий предмет". Творческая работа на уроках помогает развитию креативных способностей детей. У них появляется необходимость в творчестве, невозможность молчать и бездействовать, чувствуется побуждение к действию, высказыванию, требование запечатлеть в своём творчестве неповторимую ценность жизни. Переживание такое настолько сложно и сильно, что его не раз пытались передать большие художники. О нём говорят, например, известные строки А. Ахматовой из цикла "Тайны ремесла": Многое ещё, наверно, хочет Многое ещё, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим: Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет То, что, бессловесное, грохочет Иль во тьме подземный камень точит, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым. Или пробивается сквозь дым. У меня невыяснены счёты У меня невыяснены счёты С пламенем, и ветром, и водой... С пламенем, и ветром, и водой... Оттого-то мне мои дремоты Оттого-то мне мои дремоты Вдруг такие распахнут ворота Вдруг такие распахнут ворота И ведут за утренней звездой. И ведут за утренней звездой.

. Задача учителя - расслышать в каждом ребёнке единственный голос, потому что именно учитель оценивает способности ребёнка и руководит их развитием. Сделать это, конечно же, значительно труднее, чем ткнуть пальцем в "нескладные" строчки или объяснить логическую ошибку. Но кто и когда сказал нам, что руководство развитием ребёнка - лёгкое дело? И если мы берём на себя эту роль, то берём и её трудности, и всю ответственность за творчество успехи и неудачи каждого, отдельного ребёнка. Художественное развитие ребёнка обычно начинается с освоения элементарных форм литературной, изобразительной, музыкальной или какой-то иной художественной деятельности. Исходя из опыта работы, я считаю, что первой, а точнее главной задачей становится развитие у ребёнка такого отношения к жизни и к самому себя, которое свойственно людям искусства и лежит в основе всех видов художественного творчества. В развитии такого отношения помогает та часть курса литературы, которая направлена на практическую деятельность, на развитие художественного или эстетического отношения к миру. Детское литературное авторство направлено на создание художественного высказывания в соответствии с законом выразительной художественной формы.

Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе

Разработки уроков по разделу «Синтаксис»