ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Самсонова Г.И., учитель географии МОУ «Лицей г. Рассказова»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лысова Галина Георгиевна, Заслуженный учитель РФ, учитель химии АНО «Частная школа «Премьер», Предметная интеграция как ресурс формирования.
Advertisements

Тема проекта: Экологический портрет села Кременева Творческое название проекта: «Люблю и знаю. «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, И тем полней.
Каждый уголок земли прекрасен: Город, лес, река, цветочный луг, Дно морское, поле – всё вокруг Удивительно, чудно, неповторимо! И к природе вокруг нас.
Образовательная область "Познание" и её интеграции с другими областями занятия Подготовила Новикова Людмила Ивановна - воспитатель МАДОУ 7.
МО учителей информатики и ИКТ ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ п одготовила: учитель информатики.
Районное методическое объединение учителей географии.
Влияние деятельности человека на окружающую среду Автор: Никитенко О.Д.
Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города и экология человека в городской среде» Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города.
Актуальность В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения.
«Путешествие по земному шару» Автор проекта: Курашова М. А.
Тема проекта: Лес как источник жизни Автор проекта: Лютикова Е.А., Рыбина Н.В. Творческое название проекта: «Природные богатства России»
Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся Воронина Валентина Михайловна, учитель географии МОУ.
Тема проекта: «Свойства функции» © Лютикова И.В., Попова О.С.
Заповедное дело России Авторы: Матвеева Е.Е. Колеватова Е.Н. МОУ гимназия 12.
Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас. Так все сходится в совершенном единстве. Дж. Бруно.
Селиванов а И.В. Селиванов а И.В. учитель биологии МОУ Фруктовская СОШ.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Тема проекта : « Экологические проблемы нашей планеты ». Авторы проекта : Никишина Н. А., Гордеева Н. Н. Цитата: Человек овладевает природой, еще не научившись.
Зимующие птицы нашего села Учебный проект Карнауховой Ольги Николаевны и Ивановой Марины Егоровны ТОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Транксрипт:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Самсонова Г.И., учитель географии МОУ «Лицей г. Рассказова»

Предмет «география» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь как естественной, так и обществоведческой наукой, география способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картине мира.

Содержание предметов регионального компонента: геоэкологию и географическое краеведение Тамбовской области невозможно изучать без интеграции с содержанием таких предметов как : экология, география, биология, химия, экономика, математика.

Потребность в проведении интегрированных уроков при изучении предметов регионального компонента объясняется целым рядом причин: 1) Реализуют межпредметные связи при изучении комплексной проблемы 2) Мир, окружающий детей, познается ими в своём многообразии и единстве; 3) Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 4) Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна: урок-лекция, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, урок-инсценировка, урок-экскурсия, проблемный урок, учебная конференция, мультимедиа-урок и другие… 5) Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. 6) Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение уч-ся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у учащихся воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Методика организации интегрированных уроков проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения изучение различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должно предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам или всему классу в целом по каждому из предметов домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.

Цель проведения интегрированных уроков изучени е, закреплени е, систематизация и обобщени е материала по определенной теме, функциональное назначение предмета в проблеме, сбли жение предмет ов, на хождение общи х точ е к соприкосновения, более глубоко го, комплексного изучения содержани я учебных дисциплин.

Направления и уровни интеграции формирование новых интегрированных учебных курсов, таких как экология растений, экология животных, экология человека, географическое краеведение и геоэкология (межпредметная интеграция) создание циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования (внутрипредметная интеграция) организация разовых интеграционных уроков разного уровня и характера (в рамках решения конкретной проблемы)

Роль межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся при усвоении представлений, понятий (общих и единичных), установлении закономерных связей между явлениями и объектами природы определяется спецификой учебного предмета, на знание содержания которого опирается изучение географических объектов и явлений. Так, использование знаний учащихся по математике способствует формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов. Знания по физике позволяют им глубже познать сущность физико-географических явлений. Использование знаний по биологии помогает раскрыть взаимосвязи между компонентами природы

Подготовка уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей определение темы урока; постановка общих целей и задач; отбор материала, планирование последовательности его изучения; совместная разработка планов интегрированных уроков; разработка предыдущих уроков интегрируемых предметов в соответствии с общими планами

Результат проведения интегрированных уроков Формирование системного подхода к познанию действительности Формирование компетентностей в решении практических задач Развитие коммуникативной компетенции учителей - предметников интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения разнообразные формы преподавания успешно влияют на психологию и эффективность восприятия учащимися учебного материала.

О плюсах интегрированного подхода адекватность современному уровню научных представлений о мире; возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях; расширение «горизонтов» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»; стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующим принципам интегрированного подхода; объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентации и мотиваций обучаемых; снятие перегрузки в учебном процессе; повышение эффективности освоения содержания интегрируемых предметов получение качественно нового педагогического результата; взаимный интерес учителя и учащихся друг к другу, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.

Интегрированный урок - экскурсия на тему: « Взаимосвязь растений, животных и природных условий территории Рассказовского лесничества » ( географическое краеведение и экология растений)

Цели урока : Формирование и углубление компетенций учащихся по выявлению особенности взаимосвязи компонентов природы в пределах природного комплекса Рассказовского района для установления причинно - следственных связей с позиций географов и биологов. Расширение и конкретизация экологических компетенций учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды. Развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся.

Задачи урока : Определить типы почв по почвенной карте. Выявить многообразие растительного и животного мира данной территории, приспособляемость к условиям этой территории и распространение по ней, используя карту растительности и зоогеографическую карту. Познакомить учащихся с основными чертами территории, с проблемами охраны и преобразования природы. Обобщить полученные знания. Форма проведения : групповая творческая работа Оборудование : карточки - задания, дидактический материал, атлас Тамбовской обл.

Инструкция для работы групп. Изучить карточки - задания, дидактический материал. Решить в группе, кто каким специалистом будет, распределить задания. Выполнить задания : А ) каждому специалисту оформить индивидуальное задание ( графики, цепи питания, схемы ). Б ) рисунки растений по территории зоны. В ) знаки охраны природы.

Ход работы Класс делится на группы специалистов : картограф, ботаник, почвовед, зоолог, эколог. Для работы в группах даны инструкции и дидактический материал.

Карточки - задания 1) Ботанику : А ) указать разнообразие растительного покрова зоны. Б ) объяснить причины смены растительности. В ) нанести на карту - схему видовой состав растительности.

2) Почвоведу : А ) определить тип почвы зоны. Б ) объяснить зависимость почвы от материнской породы, климатических характеристик и растительности зоны.

3) Зоологу : А ) указать многообразие видового состава животных. Б ) оформить схемы пищевой цепи зоны. В ) сделать вывод о соотношении растительности с видовым составом животных

4) Экологу : А ) указать хозяйственное использование зоны. Б ) каковы последствия использования природных богатств в хозяйстве. В ) предложите пути решения экологических проблем. Г ) придумать условные знаки мер по охране территории

Итоги работы Р абота групп будет оцениваться по серии баллов, набранных за работу каждого специалиста в группе. В результате создается полная характеристика природного комплекса Рассказовского района

ТЕМА ПРОЕКТА : ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Автор проекта : Самсонова Г. И учитель МОУ « Лицей г. Рассказова » Человек – высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, он должен быть здоровым, сильным и умным (И. П. Павлов)

Основополагающий вопрос : Возможно ли, сохранить неизменным природный комплекс, изменив один его компонент ? Проблемные вопросы : 1)Почему вопросы взаимодействия человека и природы вызывают в настоящее время вызывают такую тревогу? 2)Какие из компонентов наиболее сильно изменяются в результате деятельности человека? 3)Как можно сократить количество отходов производства? 4)Как загазованный воздух влияет на здоровье человека? 5)Подготовлен ли твой организм к жизни в экологически не благоприятной обстановке? Учебные предметы : география, биология, химия, математика, экология, геоэкология Тамбовской области Участники : учащиеся 8- х классов 23

Аннотация проекта Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от экологического качества окружающей среды. Снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков, – неопровержимый фактор, реальность нашего времени. Проблема сохранения и развития здоровья человека стала предметом пристального внимания в науке и практике. Из проекта Вы узнаете : О степени воздействия загрязненного воздуха на здоровье детей ; О геоэкологических основах рационального природопользования ; Об антропогенных экосистемах области. 24

Дидактическая цель : формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности и геоэкологического прогнозирования, развитие географического мышления, навыков работы в команде, овладение умениями решать задачи, требующие учета географической ситуации. Методические задачи : 1) изучить характер влияния антропогенных факторов на здоровье человека. 2) формирование у школьников представления о здоровом образе жизни. 25

Проблемы самостоятельных исследований : Антропогенная воздушная среда и здоровье человека Воздушная среда в геосистеме области. Озеленение городов- залог здоровья. Мониторинг: «Продолжительность жизни населения области и уровень заболеваемости». Результаты представления : Презентация Буклет К проекту разработаны : Тестовые задания Критерии оценивания презентации 26

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА « Мозговой штурм » ( формулирование тем исследований учеников ) – 1 урок, 15 минут. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 20 минут. Выбор творческого названия проекта ( совместно с учащимися ) – 2 урок, 5 минут. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 15 минут. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 2 урок, 10 минут. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 2 урок, 10 минут. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 3 урок. Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 4 урок. Защита полученных результатов и выводов – 5 урок. 27

Информационные ресурсы : 1) В. Н. Кузнецов. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии 2) С. Е. Мансурова, О. А. Шклярова. Здоровье человека и окружающая среда 3) Чередниченко. Биология предпрофильная подготовка 4) О. И. Дубровин, Б. Е. Петухов. Геоэкология Тамбовской области. Учебное пособие для учащихся 8- х классов. ООО « Издательство Юлис »

Тема Антропогенная воздушная среда и здоровье человека Как загазованный воздух влияет на здоровье человека ? Авторы : Пятница Егор Фомин Александр учащиеся 8 класса

Гипотеза Если антропогенное загрязнение атмосферы будет продолжаться, то уровень заболеваемости детей возрастёт.

выявление степени отрицательного воздействия антропогенной воздушной среды на уровень заболевания детей в Тамбовской области и установление причин заболеваний Цель : выявление степени отрицательного воздействия антропогенной воздушной среды на уровень заболевания детей в Тамбовской области и установление причин заболеваний ЗАДАЧИ Выявить основные источники загрязнения воздуха в Тамбовской области Установить зависимость заболеваемости органов дыхательной системы школьников от загазованности воздуха

Ход исследования : 1) Работали с информационными источниками ; 2) Охарактеризовали основные источники загрязнения окружающей среды ; 3) Исследовали уровень загазованности воздуха в Тамбовской области и степень заболеваемости среди детей органов дыхательной системы и пути улучшения здоровья ; 4) Проследили динамику выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на душу населения. 5) Установили факторы снижения загазованности окружающей среды

В результате исследования получены следующие материалы : Информация из различных источников о состоянии окружающей среды Таблицы Диаграммы Графики Выводы и предложения по улучшению состояния окружающей среды – снижению загазованности

- Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо на год. - В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов, в составе которых и канцерогенные вещества. - Окись углерода, выделяющаяся при неполном сгорании всех видов топлива, попадая с воздухом в легкие человека, препятствует кислородному обмену в крови, а в больших дозах поражает нервную систему. При длительном воздействии она вызывает серьезные нарушения сердечной деятельности. - Автотранспорт более всего отравляет воздух на перекрестках у светофоров, т.е. там, где он работает на переменных режимах (разгон, торможение).

МеталлХимический символ Содержание % ЛитийLi1*10 -4 НатрийNa3*10 -2 КалийK2, КальцийCa1,4*10 -1 МагнийMg5*10 -2 ЖелезоFe1*10 -3 МарганецMn1*10 -6 АлюминийAl1*10 -3 ЦинкZn1*10 -3 СОДЕРЖАНИЕ МЕТАЛЛОВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ТОКСИЧНОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. Загрязнит ели Главные воздействия на здоровье Кадмий (Cd) Острые и хронические респираторные заболевания, почечная дисфункция, злокачественные новообразования Хром (Cr)Рак легких, злокачественные новообразования в желудочно-кишечном тракте, дерматиты Свинец (Pb) Нарушение процессов кроветворения, повреждение печени и почек, воздействие на нервную систему Ртуть (Hg)Воздействие на нервную систему, нарушение сенсорных функций и координации, почечная недостаточность Никель (Ni) Респираторные заболевания, рак легких и носа Ванадий (V) Раздражение дыхательных путей, астма, нервные расстройства, изменение формулы крови

АНТРОПОГЕННАЯ ВОЗДУШНАЯ СРЕДА – ЭТО СОСТОЯНИЕ НИЖНЕГО СЛОЯ АТМОСФЕРЫ, КОТОРОЕ ИЗМЕНЕНО В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Современная воздушная среда Тамбовской области относится к антропогенной, так как в ней постоянно находятся химические вещества, пыль и влага, которые являются результатом хозяйственной деятельности человека. Характеристика изменённой воздушной среды может включать множество параметров. Одним из основных является химический состав воздуха в приземном слое атмосферы. Основными химическими загрязнителями атмосферы антропогенного происхождения являются углекислый газ, оксид углерода, диоксид серы и азота, фреоны, метан, а также малые главные составляющие. Из информационных источников

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТА Транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Основные виды прямого воздействия транспорта – загрязнение атмосферного воздуха, шум, образование производственных отходов. Отработанные газы автомобильных двигателей содержат около двухсот веществ, большинство из которых токсичны. В Тамбовской области в 2005 году количество автотранспорта составило 300 тысяч единиц. Объём выбросов в атмосферу составил более 4 тысяч тонн. Количество автотранспорта ежегодно возрастает примерно на 5 тысяч единиц. Из информационных источников

ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА

по данным Госкомстата по Тамбовской области общий объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по области в 2003 году составил 193,28 тыс. т / год. Выбросы в атмосферу от автотранспорта составили 86,7% от общего объёма выбросов в атмосферу, что приводит к росту уровня заболеваемости среди населения и сокращению продолжительности жизни. Так, средняя продолжительность жизни мужчин в Тамбовской об. В г., а женщин - 73 г. Возникла проблема охраны здоровья человека. Из информационных источников

ВЫБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ В АТМОСФЕРУ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КГ / ЧЕЛ Объём выбросов

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ГОДЫ Объём выбросов, тыс. т / год

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГИПОТЕЗА ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ : АНТРОПОГЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙСРЕДЫ НЕЛЬЗЯ НЕ УЧИТЫВАТЬ, ТАК КАК ПОСЛЕДСТВИЕМ ПОВЫШЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ МОЖЕТ ЯВИТЬСЯ ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Так как атмосфера является одним из основных звеньев круговорота многих химических элементов и веществ, в том числе и самого важного для нас кислорода, то необходимо : осуществлять контроль за техническим уровнем эксплуатируемого подвижного состава и системой нейтрализации отработанных газов ; Повышать количество единиц экологически чистого транспорта. Улучшить работу пылеуловителей и дымоуловителей на промышленных производствах. Так как зелёные растения на Земле выделяют за год в атмосферу 400 млрд. т кислорода, в свою очередь усваивают примерно 600 млрд. т углекислого газа и образуют около 450 млрд. т органического вещества, то необходимо увеличивать площадь зеленых насаждений в городской среде.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1) В. Н. Кузнецов. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. 2) С. Е. Мансурова, О. А. Шклярова. Здоровье человека и окружающая среда 3) Чередниченко. Биология предпрофильная подготовка 4) Геоэкология Тамбовской области 8 класс методическое пособие. С. Д. Аленина, О. И. Дубровин, М. М. Кузьмина. 5) Учебник О. И. Дубровин, Б. Е. Петухов Геоэкология Тамбовской области 6) Колесов, Маш, Беляев. Человек. Учебник. 8 класс.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне интеграции знаний различных учебных курсов, а на уровне применения комплекса современных технологий обучения. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Реализация интеграции содержания различных предметов возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.