Управление методической работой при внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс (практико - ориентированный исследовательский проект)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по теме: Презентация "Направления работы методической службы школы"
Advertisements

Модель деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов в рамках проблемного обучения. Новотроицк
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Создание модели методического сопровождения перехода ОУ НОО на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Направления деятельности стажировочной площадки Тамбовской области Клемешова И.В., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ТОИПКРО.
Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Подготовила: Санина З.А., зам.директора по НМР.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Миссия методической работы школы Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования.
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Транксрипт:

Управление методической работой при внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс (практико - ориентированный исследовательский проект) Руководитель: Саитбаева Эльвира Равильевна, профессор, доктор педагогических наук Выполнила: заместитель директора по учебно- воспитательной работе МОУ «Лицей 5» г. Оренбурга Кузнецова Надежда Владимировна

Программа развития «Лицей – школа личностного роста» на период годы Руководитель: Саитбаева Эльвира Равильевна, профессор, доктор педагогических наук Выполнила: заместитель директора по учебно- воспитательной работе МОУ «Лицей 5» г. Оренбурга Кузнецова Надежда Владимировна

Актуальность данного проекта объясняется прежде всего внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода в связи со сменой образовательной парадигмы, ориентацией на целенаправленное развитие ключевых компетентностей, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Для решения этой задачи необходимо совершенствовать педагогическое мастерство учителя, заключающееся, прежде всего, в овладении профессиональными компетентностями. Эту задачу призвана решать методическая служба.

Основные концептуальные идеи проекта 1. Изменения социально- экономической ситуации в России и в мировом сообществе диктуют новые требования к образовательной подготовке граждан. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Одна из актуальных задач современного образования – внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода - ориентация на целенаправленное развитие компетентностей, т. е. способности человека самостоятельно действовать в ситуации неопределенности, при решении актуальных для него проблем.

Основные концептуальные идеи проекта 2. Для решения этой проблемы необходимо совершенствовать педагогическое мастерство учителя, так как именно от педагогического мастерства зависит качество образования, а в конечном итоге реализация целей образования в каждой конкретной школе, в целом в государстве. Одним из факторов совершенствования педагогического мастерства является формирование профессиональных компетентностей педагогов.

Основные концептуальные идеи проекта 3. Важнейшим звеном в системе школьного образования является управление методической работой, основной задачей которой в современных условиях является формирование профессиональных компетентностей учителя.

Основные концептуальные идеи проекта 4. Новое качество образования требует иных подходов к оценке учебных достижений. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях, т.е компетентности, которыми должны быть наделены обучающиеся, как результатом образовательной деятельности. Основные концептуальные идеи проекта Основные концептуальные идеи проекта

Объект исследования: Методическая работа в образовательном учреждении. Предмет исследования: Управление методической работой при внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс. Цель: Разработать и апробировать модель управления методической работой при внедрении компетентностного подхода.

Задачи: 1.Изучить сущность методической работы в условиях компетентностного подхода в образовательном процессе. 2.Провести проблемно-ориентированный анализ имеющегося состоянияметодической работы 3. Разработать модель управления методической работой при внедрении компетентностного подхода. 4.Выделить необходимые для успешного функционирования модели управления методической работой при внедрении компетентностного подхода: ресурсы, способы управления ресурсами, условия управления ресурсами. 5.Экспериментально апробировать модель управления и выявить ее эффективность.

Гипотеза. В данном исследовании предполагается, что управление методической работой при внедрении компетентностного подхода в школе будет эффективным, если оно осуществляется на основе «Модели управления методической работой при внедрении компетентностного подхода» и предусматривает: изучение личностных и профессиональных качеств и потребностей учителя; дифференциацию педагогов по степени сформированности профессиональных компетентностей для организации методической работы; личностно-ориентированное управление профессиональным ростом учителя; создание условий для эффективной работы каждого педагога; диагностику и мониторинг уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога.

Компетентностный поход как понятие и как некая системная концепция описания образованности человека стала интенсивно развиваться в конце 20- начале 21 века под воздействием влияния моделей образования в западной Европе, в том числе под влиянием Болонского процесса. В последнее время происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно фиксируется компетентностный подход в образовании, способный приблизить российскую школу к общеевропейским и мировым стандартам. Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность

В чем отличие? Знания, умения (действия), навыки (действия), наперед заданное социальное требование, норма Освоенные способы деятельности, владение соответствующ ей компетенцией Компетенция Компетентность

Что значит быть компетентным ? Что значит быть компетентным ? Это способность человека самостоятельно действовать в ситуации неопределенности, при решении актуальных для него проблем

«Профессиональная компетентность определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)» Т.Г.Браже

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА. Мониторинговая служба Проект «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях реализации компетентностного подхода. Проект «Компетентностный подход при реализации профильного обучения» Проект «Компетентностный подход в обучении младших школьников» Проектные команды Проект « Роль компетентностного подхода в развитии одаренности» Проект «Здоровьесбережение при внедрении компетентностного подхода» Служба изучения и внедрения компетентностного подхода. Информационная служба Критериальная служба КафедрыНаучно-методическая лаборатория Научно-методический совет МО классных руководителей МО учителей предметников Педагогический совет

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ Мониторинговая служба Проект «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях реализации компетентностного подхода. Проект «Компетентностный подход при реализации профильного обучения» Проект «ФГОС д в обучении младших школьников» Проектные команды (сменного состава) Проект « Роль компетентностного подхода в развитии одаренности» Проект «Здоровьесбережение при внедрении компетентностного подхода» Служба изучения и внедрения компетентностного подхода. Информационная служба Критериальная служба КафедрыНаучно-методическая лаборатория Научно-методический совет МО классных руководителей МО учителей предметников Педагогический совет

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА. Мониторинговая служба Проект «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях реализации компетентностного подхода. Проект «Компетентностный подход при реализации профильного обучения» Проект «Компетентностный подход в обучении младших школьников» Проектные команды Проект « Роль компетентностного подхода в развитии одаренности» Проект «Здоровьесбережение при внедрении компетентностного подхода» Служба изучения и внедрения компетентностного подхода. Информационная служба Критериальная служба КафедрыНаучно-методическая лаборатория Научно-методический совет МО классных руководителей МО учителей предметников Педагогический совет

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ профильным образованием Мониторинговая служба Проект «Профильное обучение как условие выбора профессионального образования» Проект «Мягкая профилизация как путь осуществл. предпрофильной подготовки Проект «Пропедевтика лицейского образования» Проектные команды Проект « Индивидуальные образоват.маршруты в развитии одаренности» Проект «Здоровьесбережение при введенеии профильного обучения» Служба изучения передового опыта проф. обучения Информационная служба Критериальная служба КафедрыНаучно-методическая лаборатория Научно-методический совет МО классных руководителей МО учителей предметников Педагогический совет

Цель-направление деятельности с кадрами Цель-направление деятельности с информацией Создать модельуправления мет. службойпри внедр.комп. подходаПровести обучение посущности и путяхреализации комп. подходаСоздать системуобъективной оценкиэффек-ти работы педаговСовершенствоватьсистему мотивации Составить перспект. план повыш. квалификации. Создать модель компетентностного учителяПровести семинары, тренинги, спланир.педсоветОрганизовать самообр. в соответствии с програм..Разработать формы и критерии эффек. деятельн.Ввести портфолио учителя Разработка нормативн. Базы по стимулированию персонала Разработка методик матер-го и нематериального стимулирования Закончить работу поинформатизации ОУ.Пополнить кабинетысовременным оборудован.Создать норм. базувнедрения компет.подхода Дооборудовать интернет-за л Закупить в предм. каб. интеракт. доски, обр. диски Пополнить библиотечныйфондСоздать информ. банк повопросу компетент.подхода. Создать аналитическуюбазу хода данногопроцесса. Создать теоретич-ую базу по вопросу, дайдже сты Разработать программу внедр-ия компет. подходаСоздать проектные командыСоздать базу качествен. анализа формиров комп. Цель-направление деятельности по материально- техническому оснащению Обновить Локальные акты, издать приказыСпланировать, организовать, установить контрольза деят. структурных компонентов Модели МСРазработать стандарт профкомпетнентност и Запустить мониторинг формирования проф. комп.Создать критериальную базу Пополнить медиатеку по профильным предметам Закупить новые програм мы, мет пособия к ним. Формирование профессиональных компетентностей педагогов. Приобрести в кабинеты компьютеры и проекторы. Закончить созание локальной сети Создать базу документов всех уровней. Дерево целей управления методической работой при формирования профессиональных компетентностей педагогов.

Основные направления методической работы Методический кабинет Сотрудниче ство с ВУЗами Опытно- эксперим., исследовател ьская деятельность Подготовка и проведение аттестации Работа с молодыми специалист ами Психолого- педагогичес кая учеба коллектива Изучение, обобщение, распростра нение опыта работы учителей Взаимопосе щение уроков Курсовая подготовка Самообразо вание учителя Оценочно- диагностичес кая деятельность Групповая и инд.работа с педагогами разного уровня метод. подготовленн ости Обще лицейские методическ ие мероприят ия

Формы методической работы проблемно – деятельностная игра (деловая); тренинг; мозговой штурм круглый стол дискуссия диспут фестиваль методических идей; панорама дидактических находок; семинар–практикум; открытые уроки; конкурсы: «Педагогический дебют», «Учитель года» педагогический ринг выставки и др.

Динамика успешности формирования профессиональных компетентностей педагогов Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень уч. год уч. год уч. год 84848

Инфор мацион но- познав ательн ая компет ентос ть класс Формируемые компетенции Умение слушать и классифици ровать словесный материал (по заданному или сам-но найденному основанию Умение сам-но изучить, систематизирова ть и использовать для определенных целей информацию, содержащуюся в источнике, предложенном учителем (например, в статье) Умение сам-но изучить, систематизиров ать и использовать для определенных целей информацию, содержащуюся в нескольких источниках, предложенных учителем Умение сам-но изучить, систематизиро вать и использовать для определенных целей информацию, содержащуюся в тех источниках, которые нашли сами ученики Способность ставить и решать познавательны е задачи, осуществлять поиск, переработку информации, создавать личностно значимые интеллектуальн ые продукты УровниНизкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Учебные годы Нач. уч. года % Кон. уч. года % Нач. уч. года % Кон. уч. года % Нач. уч. года % Кон. уч. года % Нач. уч. года % Кон. уч. года % Нач. уч. года % Кон. уч. года % в в в в в Мониторинг формирования компетентностей обучающихся по биологии в классе

Ресурсное обеспечение модели управления методической работой при внедрении компетентностного подхода. Виды ресурсов Способы, пути управления ресурсами. Условия управления ресурсами. Нормативно- правовые Нормативно-правовая база различных уровней (федерального, регионального, муниципального) Нормативно-правовая база различных уровней (федерального, регионального, муниципального) Подготовка документов, комплексно-целевых программ, положений, приказов, обеспечивающих создание новой модели управления методической службой Подготовка документов, комплексно-целевых программ, положений, приказов, обеспечивающих создание новой модели управления методической службой Подготовка локальных актов (или корректировка). Подготовка локальных актов (или корректировка). Наличие Наличие профессиональной административной команды профессиональной административной команды Мотивация на достижение цели Мотивация на достижение цели Информатизация управленческой системы Информатизация управленческой системы

Ресурсное обеспечение модели управления методической работой при внедрении компетентностного подхода. Виды ресурсов Способы, пути управления ресурсами Условия управления ресурсами. Управлен ческое обеспече ние Разработка, апробация и реализация модели управления методической службой при внедрении компетентностного подхода. Разработка, апробация и реализация модели управления методической службой при внедрении компетентностного подхода. Формирование механизмов социального партнёрства общественных и корпоративных институтов и лицея в развитии методической службы Формирование механизмов социального партнёрства общественных и корпоративных институтов и лицея в развитии методической службы Совершенствование системы управления методической службой в лицее на основе эффективного использования информационно- коммуникационных технологий. Совершенствование системы управления методической службой в лицее на основе эффективного использования информационно- коммуникационных технологий. Эффективно- действующая модель управления методической службой при внедрении компетентностного подхода. Эффективно- действующая модель управления методической службой при внедрении компетентностного подхода. Кадровая обеспеченность Кадровая обеспеченность Использование современных управленческих технологий Использование современных управленческих технологий Компьютеризация сбора и хранения документации, мониторинговых данных Компьютеризация сбора и хранения документации, мониторинговых данных

Ресурсное обеспечение модели управления методической работой при внедрении компетентностного подхода Виды ресурсов Способы, пути управления ресурсами Условия управления ресурсами. Кадровые Привлечение преподавательского состава ВУЗов, социальных партнёров. Привлечение преподавательского состава ВУЗов, социальных партнёров. Переподготовка, повышение квалификации всех категорий педагогических работников, администрации по вопросам компетентностного подхода Освоение современных технологий обучения (в т.ч. ИКТ) Переподготовка, повышение квалификации всех категорий педагогических работников, администрации по вопросам компетентностного подхода Освоение современных технологий обучения (в т.ч. ИКТ) Подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью. Подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью. Повышение удельного веса категорийных учителей Повышение удельного веса категорийных учителей Модель эффективного управления персоналом. Модель эффективного управления персоналом. Система всесторонней объективной оценки эффективности работы педагогов Система всесторонней объективной оценки эффективности работы педагогов Действенная, эффективная система мотивации труда педагогических работников. Действенная, эффективная система мотивации труда педагогических работников.

Ресурсное обеспечение модели управления методической работой при внедрении компетентностного подхода Виды ресурсов Способы, пути управления ресурсами Условия управления ресурсами. Материально- технические Создание классов-лабораторий Создание классов-лабораторий Приобретение оборудования и оснащение методического кабинета Приобретение оборудования и оснащение методического кабинета Приобретение электронных учебных пособий, пакетов программ, учебно-методических программ, оборудования Приобретение электронных учебных пособий, пакетов программ, учебно-методических программ, оборудования Приобретение мини-типографии Приобретение мини-типографии Создание управленческой локальной сети и др. Создание управленческой локальной сети и др. Своевременнос ть финансирования Своевременнос ть финансирования Добросовестно е отношение исполнителей Добросовестно е отношение исполнителей

Ресурсное обеспечение модели управления методической работой при внедрении компетентностного подхода Виды ресурсов Способы, пути управления ресурсами Условия управления ресурсами. Мотивационные Повышение престижа педагогической деятельности в лицее; Совершенствование системы стимулирования результативности деятельности учителей; Совершенствование системы стимулирования результативности деятельности учителей;

Ресурсное обеспечение модели управления методической работой при внедрении компетентностного подхода Виды ресурсов Способы, пути управления ресурсами Условия управления ресурсами. Информа ционные Полная информатизация управляющей и образовательной систем лицея. Полная информатизация управляющей и образовательной систем лицея. Широкое информирование общественности о результатах работы лицея в условиях компетентностного подхода, творческих достижениях учащихся и учителей, создание сайта в Интернете Широкое информирование общественности о результатах работы лицея в условиях компетентностного подхода, творческих достижениях учащихся и учителей, создание сайта в Интернете Подготовка информационно- аналитического материала по формированию профессиональных компетентностей педагогов для газеты «Университетский учебный округ» и др. Подготовка информационно- аналитического материала по формированию профессиональных компетентностей педагогов для газеты «Университетский учебный округ» и др. Эффективно действующая информационна я система управления.

Спасибо за внимание!