НУГ исследований социологии науки и профессий Проект «Popular Science: к социологическому пониманию пограничных состояний научного знания »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Перспективы исследования процесса трансформации научного знания в рамках Popular Science Грибова Е. Высшая школа экономики, Москва,
Advertisements

Popular Science: наука, медиа, общество Роман Абрамов, к. социол. н., доцент НИУ ВШЭ.
Экономическая наука как социальный институт 1. Структура лекции 1.Введение 2.Наука как вид знания 3.Знание и либеральный порядок 4.Знание в голографических.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
Социологические исследования массовых коммуникаций в России Коломиец Виктор Петрович, доктор социологических наук, профессор.
Устойчивое развитие результатов проекта посредством их экспертизы и распространения Prof. Dr. Olga Graumann Workshop in Rom vom September 2015.
Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова «Медиаскоп» Выполнила: Вера Букина, ИФиЯК.
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ПЕРВАЯ ЛИНИЯ» Галина Константиновна ПАНКОВА, руководитель службы массовых коммуникаций.
1 МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
КСА – первая магистерская программа ГУ-ВШЭ по социологической теории и методам исследования 2003 год – совместно с Московской высшей школой социальных.
Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций Проект кафедры политических наук ПермГУ, При поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, 2010-
Группа «Общественное участие в управлении образованием» Координаторы: Александр Моисеев («Эврика»), Алексей Бугай (Управление по образованию и делам молодёжи.
Проблема разработки модели специалиста нового типа Птицына Ольга Николаевна, к.п.н., доцент ЯГУ.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016.
Управление репутацией в целях развития бизнеса репутационный аудит.
Человеческий капитал как важное условие качества жизни.
Жанрово - тематический контекст аудиовизуальных программ для автомобилистов Руководитель : Шеин Валерий Николаевич, кандидат исторических наук, доцент.
Научно-исследовательский семинар как особый тип дисциплины 1 Специалист по учебно-методической работе Методического сопровождения учебного процесса Красильников.
Фабрика кейсов НИУ ВШЭ Евгений Савелёнок Кафедра менеджмента инноваций Институт менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Москва
Транксрипт:

НУГ исследований социологии науки и профессий Проект «Popular Science: к социологическому пониманию пограничных состояний научного знания »

Участники Роман АбрамовРоман Абрамов - руководитель проекта, к.социол. н., доцент НИУ ВШЭ Андрей КожановАндрей Кожанов - соруководитель проекта, старший преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ Валерия Волкова - студентка 2 курса магистерской программы КСА факультета социологии НИУ ВШЭ Екатерина Грибова - студентка 2 курса магистерской программы КСА факультета социологии НИУ ВШЭ Марина Сикорская - студентка 2 курса магистерской программы КСА факультета социологии НИУ ВШЭ Иван Куприянов - студент 2 курса магистерской программы КСА факультета социологии НИУ ВШЭ Маргарита Стаф – студентка 3 курса факультета социологии НИУ ВШЭ Александра Лихарева - студентка 3 курса факультета социологии НИУ ВШЭ

Popular Science Popular Science - бытование научного, по своему происхождению знания, покинувшего пределы науки и попавшего в широкий общественный и медиа - контекст, а также вовлечение « обычных людей » в научный контекст ; научно - популярная периодика и медиа ; представления « обычных людей » о науке, и их поведение как способ употребления и актуализации научного знания ; система коммуникации научного сообщества, медиа и общества. Партисипаторная модель науки (Massimiano Bucchi) Великобритания - Public Understanding of Science movement – PUS

Цель и задачи Цель проекта - релевантное описание феномена Popular Science в контексте классических и современных концепций социологии науки и профессий, а также разработка социологической программы рассмотрения Popular Science на основе анализа тематических кейсов. Задачи определить институциональные и символические рамки, обеспечивающие поддержку и воспроизводство Popular Science как особого типа знания ( разделение труда, роли и специализация в системе Popular Science); реконструировать систему коммуникации и обмена информацией между учеными и экспертами, медиа и широкой аудиторией ; проанализировать трансформацию статуса научного знания и научного языка в системе коммуникаций Popular Science; выявить мотивы создания и освоения Popular Science, а также способы легитимации Popular Science в научном и медийном контекстах ; определить источники формирования и трансформаций тематической повестки Popular Science.

Методы и инструменты - экспертные интервью с редакторами и журналистами научно - популярных медиа ; - онлайн фокус - группы и офлайн фокус - группы с потребителями научно - популярной информации ; - включенное наблюдение ; - экспертные интервью с учеными, вовлеченными в популяризацию научного знания ; - аналитические обзоры зарубежных публикаций по теме проекта ; - дискурс анализ содержания научных медиа.

Popular Science: проблематизации - превращения языка науки - экспертная власть и автономия профессиональных ученых - экспертиза знания - пограничные состояния научного знания ( от « науки » к « пара » и « лже - науке ») - формы репрезентаций научного знания

Доклад Александры Лихаревой « Аналитические модели, характеризующие вовлеченность публики в процесс потребления и производства научно - популярных знаний » Процесс коммуникации между наукой и обществом в России можно охарактеризовать, интегрировав несколько моделей, представленных М. Букки в статье «Of deficits, deviations and dialogues»: Модель диалога и партисипации Позицию россиян нельзя назвать полностью пассивной: к примеру, люди подписывают пикеты против исследований стволовых клеток; собирают базу данных по новому виду генетической болезни, инициируя новое направление научных исследований. Модель дефицита Данные, собранные при помощи экспертных интервью с научными журналистами, показали, что большинство представители медиа принимает патерналистскую точку зрения на процесс передачи знаний от ученых к общественности. +

Доклад Маргариты Стаф « Восприятие научно - популярной информации студентами различных факультетов и специальностей : по результатам онлайн - исследования » Онлайн опрос. Выборка: 356 студентов различных специальностей. Наиболее популярные среди студентов области научно-популярного знания: психология (17,4 %), история (10,6%), медицина (9,2%). В основном студенты черпают научно-популярную информацию из интернет-изданий (45%) либо из книг (21%). Из интернет-изданий чаще всего студенты упоминают Википедию, Полит.ру, РБК и сайты, посвященные какой-либо науке, сайты исследовательских институтов. Студенты считают научно-популярную информацию очень полезной для саморазвития, а также для работы или учебы. О пользе научно- популярной информации в обыденной жизни студенты высказываются неоднозначно. Большинство студентов считают, что общество должно поддерживать науку, но не должно при этом вмешиваться в научный процесс.

Доклад Марины Сикорской « Феномен медиализации науки : к вопросу о характере взаимодействия науки, СМИ и широкой общественности » Рост представленности науки в растущем многообразии внешних по отношению к ней контекстов – ее распространение за пределы лабораторий медиализация Следствия медиализации возникновение новых образцов осуществления науки: ее целей, задач, темпоральной логики развития, тех навыков, которые ожидаются от ученого в процессе осуществления исследовательской работы. Ученые оказываются перед необходимостью позиционировать себя относительно транслируемых масс-медиа характеристик в работе и в плане профессиональной идентичности. «Научные институты и ученые всё в большей степени ориентируются на общественность и внимание масс-медиа, чем на истину» Медиализация как одна из сил, скрыто управляющих исследовательской работой? Rodder, 2009, p. 454

Спасибо за внимание!