«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются, а складываются и помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» - Л.С. Выготский деятельность с геометрическим материалом, основанная на активном думании, поиске способов действий, способствует интеллектуальному развитию детей формирует умение учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, развивает чувство ответственности, волю и характер геометрия способствует развитию пространственных представлений детей, развитию творческого воображения
– это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, умение определять свое незнание, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связанной речи и др. и достичь этого можно на основе изучения геометрического материала
Развитие умственных способностей детей средствами изучения геометрического материала в детском саду.
формирование познавательной мотивации обучения развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения, творческих способностей развитие любознательности, самостоятельности, инициативности формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения
Если при отборе содержания геометрического материала, его структурировании, разработке форм предъявления материала, руководствоваться принципом ориентации на общее развитие ребёнка, опираясь на принципы деятельности, вариативности, то занятия геометрией с дошкольниками будут способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, творчества, самостоятельности, инициативности, целостного представления о мире.
воспитанники группы - (исследователи, субъекты деятельности, равноправные участники процесса познания) воспитатель - (играющий режиссер; обеспечивает условие, организует и направляет учебные действия детей) родители – закрепление полученных знаний в процессе общения и игровой деятельности
: построение проблемного обучения на основе развивающих игр и реализации деятельностного подхода обеспечение положительных эмоций при ознакомлении с программой; создание ситуации успеха каждому ребенку отбор содержания геометрического материала, опираясь на принцип ориентации на общее развитие ребенка
Диагностический(сентябрь 2009 г.) Внедренческий (октябрь 2009 г. – май 2011 г.) Констатирующий (май 2011 г.)
Изучение научно - методической литературы и опыта работы по данной проблеме. Отбор и структурирование геометрического материала математического развития детей. Разработка плана – программы по ознакомлению детей 5-7 лет с геометрией. Диагностика уровня овладения геометрическими понятиями детей 5 лет. Подбор и разработка дидактического материала. Оборудование уголков занимательной математики с учётом присутствия геометрического материала.
Реализация плана - программы по ознакомлению детей с геометрией. Отбор и конкретизация содержания материала по геометрии. Реализация задач математического развития в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
5-6 лет «Точка. Ориентировка на плоскости и в пространстве: вверх, вниз, влево, вправо» «Линии: прямые и кривые. Точки пересечения линий. Классификация прямых по направлению их хода: вертикальные, горизонтальные» «Отрезок. Луч» «Геометрические фигуры: круг» «Плоскостная геометрическая фигура: квадрат» «Плоскостная геометрическая фигура: треугольник» «Угол» «Ломаная линия»
«Освоение пространственной модели целого и частей на предметной совокупности. Использование схем-символов для выполнения действий деления целого на части» «Прямоугольник и его свойства» «Окружность и круг» «Многоугольник и его виды: треугольник, четырёхугольник» «Форма предмета и его частей. Понятие симметрии. Симметричное расположение предметов на плоскости» «Равные фигуры. Фигуры плоские пространственные» «Многогранники : призма, куб, параллелепипед, пирамида» «Круглые тела: цилиндр, конус, шар»
подгрупповая работа с демонстраци онным материалом исследова тельская работа, развивающая игра консультации для родителей по реализации задач геометрическо го образования дошкольников дома самостоятель ная работа детей с раздаточным материалом постановка и разрешение проблемных ситуаций эксперимен тирование элементы театральной деятельности, сюжетно - ролевые игры с математическим содержанием ниткопись, использование мелкого бросового материала для построения геометрических фигур
Промежуточная диагностика уровня усвоения геометрического материала детей 5-6 лет. Мониторинг результативности реализации проекта на промежуточном этапе. Коррекция содержания материала по геометрии для детей 6-7 лет.
Гипотеза оказалась верна : в процессе изучения геометрического материала, построенном с учетом закономерностей развития познавательной деятельности ребенка, осуществляется качественное развитие познавательной сферы ребёнка, интеллектуальный рост, развитие познавательной мотивации, развитие всех его психических процессов.
отработать технологичные задачи каждого вида совместной деятельности взрослого и ребёнка, обеспечить разработку и использование на занятиях пособий развития восприятия, наблюдательности, внимания необходимо развивать речь детей, учить доказывать, делать выводы, рассуждать проблемой по обеспечению качества образовательного процесса является поиск способов рационального использования учебного времени детей
Презентация опыта работы коллегам и родителям на тему: «Геометрия в детском саду» 2010 г. сентябрь. Презентация опыта работы коллегам и родителям на тему: «Геометрия в детском саду» 2010 г. сентябрь. Консультация для родителей «Учимся играя» Консультация для родителей «Учимся играя»
1. А. А. Столяр. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – Москва, « Просвещение », 1988 г. 2. Аромштам М. С., Баранова О. В. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛАСТИКА И СКРЕПОЧКИ. Развивающие занятия. 3. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. Путешествие по стране « Геометрия ». – М., Газета « Дошкольное образование » 5. Е. В. Сербина. Математика для малышей. – Москва, « Просвещение », 1992 г. 6. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Москва, « Просвещение », 1985 г. 7. Инновационная образовательная сеть « Эврика » 8. М. К. Сай, Е. И. Удальцова. Математика в детском саду. – Минск, « Народная асвета », 1990 г. 9. М. Н. Перова. Дидактические игры и упражнения по математике. – Москва, « Просвещение », « Учебная литература », 1996 г. 10. Образовательная программа Intel « Обучение для будущего » Педагогический энциклопедический словарь