О проектах учебно-методической документации, обеспечивающей введение ФГОС ВПО Гунявина Наталья Леонидовна, директор Центра по обеспечению деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О проекте рекомендаций по организации научного семинара в магистратуре Гунявина Наталья Леонидовна, директор ЦОД УМО.
Advertisements

Научному руководителю подготовкой магистерской диссертации по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» Автор: Вышегородский Даниил Вадимович, зав. кафедрой.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Практический опыт разработки ООП на основе ФГОС ВПО на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова Телешова Ирина Георгиевна зам.декана экономического.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
подготовка высококвалифицированных управленцев- аналитиков и исследователей, владеющих современными методами сбора и обработки информации в целях анализа.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ф И Н А Н С О В Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т П Р И.
1 Дисциплина «Финансы» Интерактивные формы, используемые в процессе проведения семинарских (практических) занятий Группа ФК2-16с к.э.н., доцент Растеряева.
Семинар по подготовке выпускного аттестационного проекта ст. преподаватель Анастасия А. Голубева.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
1 Дисциплина «ДКиФС», Раздел «Финансовая система» Интерактивные формы, используемые в процессе проведения семинарских (практических) занятий Группа ФК1-14,
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» (технология организации самостоятельной работы студентов) Кафедра.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Направление подготовки «Финансы и кредит» Магистерская программа Стратегические финансы.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Вопрос 1: Вопрос 1: Сущность понятия «практика». Практика (др.-греч. «деятельность») – это целесообразная и целенаправленная деятельность, которую субъект.
Транксрипт:

О проектах учебно-методической документации, обеспечивающей введение ФГОС ВПО Гунявина Наталья Леонидовна, директор Центра по обеспечению деятельности УМО вузов России (Финуниверситет при Правительстве Российской Федерации)

Разработка проектов учебно-методической документации: Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (уровень бакалавриата) Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (уровень магистратуры) Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов в бакалавриате Рекомендации по организации научного семинара в магистратуре

Подходы к разработке проектов рекомендаций: Рекомендации разработаны: для обеспечения введения уровневого ВПО (бакалавриат и магистратура) в соответствии с нормативно-правовыми документам (Закон РФ об образовании, Типовое положение о вузе, приказы Минобрнауки России) в соответствии с нормами, установленными ФГОС ВПО, включая требования к результатам освоения программы с учетом опыта разработки вузами России (включая Финуниверситет) учебно-методической документации Рекомендации разработаны с участием: представителей УМС УМО Рекомендации прошли обсуждение в: методическом управлении ФУ

Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы Содержат разделы: 1. Общие положения – особенности ВКР 2. Определение темы работы – отличительные характеристики при выборе темы 3. Руководство работой - обязанности научного руководителя 4. Структура и содержание работы - требования к содержанию введения, всех трех глав работы и заключения Особенность рекомендаций – наличие требований к содержанию отзыва научного руководителя, в том числе в части указания на уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций выпускника в соответствии с ФГОС ВПО

Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (общие положения) Бакалавриат Бакалаврские работы (БР) могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов В БР на основе материалов производственной практики дается анализ и характеристика проблемы, как правило, на примере конкретной организации, описываются пути ее решения Магистратура ВКР выполняется в виде магистерской диссертации (МД), посвященной решению актуальной задачи, имеющей теоретическое и практическое значение для современной науки МД должна содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты

Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (выбор темы) Бакалавриат Перечень примерных тем разрабатывается кафедрой: совместно с представителями организаций, на базе которых студенты работают и (или) проходят производственную (преддипломную) практику и которые заинтересованы в разработке этих тем с учетом практических и (или) научных интересов студентов, включая их участие в НИРах кафедр, внутривузовских и выигранных по конкурсу НИРах Магистратура Примерный перечень тем МД формируется кафедрой с учетом: тематики научных школ кафедры, НИРах, проводимых на кафедре, включая внутривузовские НИРы и НИРы, выигранные по конкурсу научных и (или) практических интересов магистранта

Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (основные функции научного руководителя) Бакалавриат разработка задания на подготовку БР оказание помощи студенту: в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения БР в разработке плана БР в подготовке презентации и доклада для защиты консультирование студента: по подбору источников литературы и фактического материала по проблематике работы, оказание ему необходимой методической помощи контроль за ходом выполнения бакалаврской работы в соответствии с установленным графиком отчет о ходе подготовки БР на заседаниях кафедры предоставление письменного отзыва Магистратура формирование задания на подготовку МД оказание студенту помощи: в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения МД в составлении рабочего плана МД, подборе списка литературных источников и информации, необходимых для выполнения диссертации в подготовке презентации и доклада для защиты проведение консультаций по проводимому исследованию контроль хода работы над диссертацией обсуждение доклада магистранта в ходе проведения регулярных научных семинаров с участием руководителя магистерской программы представление письменного отзыва

Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (отзыв научного руководителя): Бакалавриат владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2) способен логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь (ОК-6) Магистратура способен обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2 Экон) способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень (ОК-1 Экон и Фин) способен генерировать новую информацию в сфере профессиональной деятельности, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-5 Фин) способен самостоятельно овладевать (в т.ч. с помощью ИКТ) и использовать в практической деятельности новые знания, методы, навыки и умения, включая новые области знаний (в т.ч. при смене профиля профессиональной деятельности) (ОК- 2.3 Экон, ОК-6,7 Фин)

Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (содержание введения) Бакалавриат Обоснование выбора темы актуальность выбранной темы степень её разработанности цель и задачи объект и предмет исследования круг рассматриваемых проблем Магистратура актуальность выбранной темы цель и задачи объект и предмет исследования состояние разработанности темы на основе обзора литературы и дискуссионных проблем избранные методы исследования элементы новизны практическая значимость исследования

Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (содержание первой главы) Бакалавриат: Магистратура : теоретические аспекты исследуемой проблемы обзор используемых источников информации по теме БР описание объекта и предмета исследования различные теоретические концепции, принятые понятия и их классификации свою аргументированную позицию по данному вопросу В этой главе могут найти место статистические данные, построенные в научные таблицы и графики. описание объекта и предмета исследования, различных теоретических концепций, взглядов, принятых понятий и их классификации, а также степени проработанности проблемы в России (при необходимости и за рубежом) раскрытие студентом понятийного аппарата (в т.ч. авторские определения) и (или) критическая оценка имеющихся понятий описание имеющихся средств и методов по решению рассматриваемой проблемы

Работа над первой главой должна позволить научному руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития компетенций выпускника бакалавриат: магистратура: способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8) способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9) способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4) способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5) способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой и планом(ПК-3 Экон) способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1 Экон) способен осуществлять разработку инструментов проведения исследований и анализа (ПК-18 Фин) способен выявлять и проводить исследование актуальных научных проблем в области экономики, эффективных направлений экономического обеспечения инновационного развития и исследование экономических рисков в деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-21,22,23 Фин) способен осуществлять сбор, обработку и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования (ПК – 19 Фин)

Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (содержание второй главы) Бакалавриат Магистратура Вторая глава посвящена анализу практического материала, подобранного во время производственной (преддипломной) практики. В ней содержится: анализ конкретного материала по избранной теме (на примере конкретной организации) за последние 3-5 лет сравнительный анализ с действующей практикой (на примере ряда организаций, отрасли (отраслей), региона (регионов), страны описание выявленных закономерностей, проблем и тенденций развития объекта и предмета исследования оценка эффективности принятых решений (на примере конкретной организации, отрасли, региона, страны) В ходе анализа используются аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики Вторая глава формируется на основе анализа конкретного материала по избранной теме за последние 5-10 лет, собранного во время работы над МД, статистических данных функционирования аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом, а также результатов апробации собственного алгоритма (авторской методики) по решению рассматриваемой проблемы В ней содержится: описание выявленных закономерностей и тенденций развития объекта и предмета исследования оценка основных показателей функционирования и развития объекта и предмета исследования В ходе анализа используются аналитические таблицы, расчеты, формулы, проводки, схемы, диаграммы и графики.

Работа над второй главой должна позволить научному руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих компетенций выпускника бакалавриат: магистратура: способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1) способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2) способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3) способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10) способен осуществлять разработку теоретических и новых эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, давать оценку и интерпретировать полученные в ходе исследования результаты (ПК-20 Фин) способен владеть методами аналитической работы, связанными с экономическими аспектами деятельности организаций (ПК-1 Фин) способен анализировать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9 Экон и ПК-2 Фин)) способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макро уровне (ПК-8 Экон) способен составлять прогноз основных социально- экономических показателей (ПК-10 Экон) способен разрабатывать и обосновывать финансово-экономические показатели (ПК-3 Фин) способен на основе комплексного экономического и финансового анализа дать оценку результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций (ПК-5 Фин) Способен оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6 Экон и ПК-9 Фин) способен самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разработку проектных решений и соответствующих нормативных и методических документов для реализации подготовленных проектов (ПК-5 Экон и ПК-7 Фин)

Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (содержание третьей главы) бакалавриат: магистратура: рассматриваются и обосновываются направления решения выявленных проблем предлагаются: пути решения исследуемой (разрабатываемой) проблемы конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых (разрабатываемых) явлений и процессов анализируются результаты апробации собственного алгоритма (авторской методики) по решению рассматриваемой проблемы формулируются конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых явлений и процессов, в т.ч. по внесению изменений в нормативные правовые акты разрабатываются пути решения проблемной ситуации и определяется научный вклад автора в ее решение.

Работа над третьей главой должна позволить научному руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих компетенций выпускника бакалавриат: магистратура: способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6) способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7) способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13. способен интерпретировать результаты финансово- экономических исследований с целью разработки перспективных направлений инновационного развития организаций (ПК-25 Фин) способен разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7 Экон и ПК-11 Фин) способен предлагать конкретные мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5 Экон и ПК-8 Фин) способен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12 Экон)

Рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы (содержание заключения) Бакалавриат Завершающей частью БР является заключение, которое: содержит выводы и предложения из всех трех глав бакалаврской работы с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами раскрывает значимость полученных результатов При этом выводы не могут подменяться механическим повторением выводов по отдельным главам Магистратура. В заключении должны быть представлены: общие выводы по результатам работы оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в практике возможные направления дальнейшего научного исследования проблемы Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации

Подходы к разработке проекта рекомендаций: Рекомендации разработаны для обеспечения введения уровневого ВПО (магистратура) в соответствии с нормами, установленными ФГОС ВПО: требованиями к результатам освоения программы – общекультурными и профессиональными компетенциями требованиями к условиям реализации ООП магистратуры – раздел 7 ФГОС требованиями раздела 8 – оценка качества освоения ООП магистратуры с учетом временного положения о научных семинарах в магистратуре, утвержденного приказом Финуниверситета от 28 декабря 2009 г /0 Рекомендации разработаны с участием: УМС УМО Рекомендации прошли обсуждение: в методическом управлении ФУ на выездном заседании УМС УМО в Анапе

Рекомендации по организации научного семинара в магистратуре: разделы рекомендаций 1.Общие положения 2.Цели и задачи научного семинара 3. Содержание научного семинара 4. Формы организации научного семинара 5. Планирование времени, отведенного на научный семинар 6. Руководство научным семинаром

Рекомендации по организации научного семинара в магистратуре – общие положения: Научный семинар (пункт 7.3. ФГОС ВПО (уровень магистратуры) – основные характеристики: является одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр продолжается не менее 2 семестров является основой корректировки индивидуальных планов магистра к работе привлекаются ведущие исследователи и специалисты практики Виды научного семинара: научно-методологический семинар научно-исследовательский семинар/научно-практический

Цель НС – подготовка студентов магистратуры к решению задач научно-исследовательской деятельности, формированию компетенций в соответствии с требованиями ФГОС: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, в том числе путем изучения современных проблем экономической науки, бизнеса и управления, ознакомления с прикладными задачами, решаемыми экономистами и финансистами в разных областях способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, современных методов управления научными и бизнес–проектами, к изменению научного профиля профессиональной деятельности способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу научных исследований способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада овладение методикой оппонирования, ведения научных диспутов, дискуссий, презентаций и обсуждений способность к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности на современном уровне

Задачи семинара научно-методологического: научно-исследовательского: Обучение студентов: методологии научных исследований методам анализа и обзора научной литературы, проведения исследований, подготовки и написания научных работ способам и средствам профессионального изложения специальной информации, научной аргументации, ведения научной дискуссии и презентации результатов исследований Согласно п ФГОС ВПО: планирование и корректировка индивидуальных планов научно- исследовательской работы студентов в процессе подготовки магистерской диссертации осуществление мониторинга и контроля хода выполнения научно-исследовательской работы, магистерской диссертации, а также предзащита магистерской диссертации оценка уровня приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций студентов, оценка компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры

Содержание семинара научно-методологического: научно-исследовательского: Направлено на ознакомление студентов с: методологией научного исследования философскими и актуальными проблемами соответствующей научной области Направлено на: выбор направления и темы научного исследования, МД обоснование студентом актуальности избранной темы, целей и задач МД изучение основных теоретических результатов и моделей, используемых в качестве базы научного исследования, формулировку гипотезы, характеристику методологического аппарата обсуждение актуальных проблем по темам МД в рамках магистерской программы критический анализ основных результатов и положений в соответствующей области и оценка их применимости в МД обсуждение инструментария исследования обсуждение промежуточных результатов научного исследования оценка предполагаемого вклада автора в разработку темы МД обсуждение полученных результатов, хода выполнения МД и ее предзащита

Формы организации семинара научно-методологического: научно-исследовательского: дискуссии по современным проблемам соответствующей области науки и философским проблемам ее развития; тренинги, коллоквиумы по обсуждению материалов периодических отечественных и зарубежных научных изданий. презентации научных руководителей студентов магистратуры по направлениям собственных исследований и формулировке возможных тем МД мастер-классы и презентации приглашенных к участию в семинаре сторонних исследователей и практиков бизнеса по постановке актуальных аналитических и исследовательских задач кейсы, деловые игры и дискуссии по актуальным проблемам соответствующей области науки и подготовки МД, проводимые преподавателями вуза и приглашенными сторонними исследователями и практиками; презентации результатов исследований студентов магистратуры предварительная защита МД с оценкой работы научным руководителем студента

Планирование времени, отведенного на научный семинар Рекомендуемый объем времени, отводимый на научный семинар, должен планироваться в пределах времени, отведенного на раздел «Практики и научно-исследовательская работа», который в соответствии с ФГОС ВПО (уровень магистратуры) составляет зачетных единиц ООП магистратуры, включая все виды текущей и промежуточной аттестаций Согласно примерному учебному плану подготовки магистров по направлению Экономика, разработанному УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики, на практику и научно-исследовательскую работу отводится 45 зачетных единиц (1620 часов), из них: на преддипломную практику – 12 зачетных единиц (432 часа) на научно-исследовательскую работу - 33 зачетные единицы (1188 часов), включая 6 зачетных единиц (216 часов) на научный семинар: 108 часов – на научно-методологический семинар 108 часов – на научно-исследовательский семинар

Руководство научным семинаром Ответственным за содержание и организацию научного семинара является руководитель магистерской программы К работе в научном семинаре привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, представители российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, приглашенные преподаватели (пункт 7.3. ФГОС ВПО)

Требования к преподавателям, обеспечивающим учебный процесс по профессиональному циклу и научно- исследовательскому семинару (пункт ФГОС): не менее 80% преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания не менее 12% преподавателей должны иметь ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора

Основные функции руководителя семинара: разработка содержательной и организационной части программы семинара организация и проведение научных и научно-практических круглых столов и мини-конференций, мастер-классов; организация работы по подготовке сборников научных трудов магистрантов участие в организации и проведении конкурсов научных работ магистрантов проведение консультаций по проводимому научному исследованию контроль выполнения хода работы над диссертацией (оценка содержания выполненной работы по частям и в случае необходимости внесение корректив) оказание студенту помощи в корректировке индивидуальных планов научно-исследовательской работы, обосновании актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования, составлении программы исследований, проведении самостоятельных исследований в соответствии с разработанной программой

Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС ВПО (уровень бакалавриата) Общие положения: Самостоятельная работа студентов является одним из основных видов учебных занятий (пункт 42 Типового положения о вузе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. 71). ОУ самостоятельно разрабатывает положение о планировании и организации самостоятельной работы студентов

Общие положения: Самостоятельная работа студентов проводится с целью: формирования готовности к работе с информацией для эффективного решения профессиональных задач: умений использовать методы и средства получения, хранения, переработки информации, включая нормативные правовые документы; умений применять технические средства и информационно-коммуникационные технологии, соблюдая основные требования информационной безопасности; развития самостоятельности профессионального мышления: умения анализировать, интерпретировать и моделировать исследуемые процессы, явления и объекты, относящиеся к профессиональной деятельности; способности к профессиональному и личностному росту на основе критической оценки своих достоинств и недостатков; формирования готовности к самостоятельной профессиональной деятельности: организованности, инициативы, постановки целей и выбору путей их достижения, ответственности за результат выполненных работ; развития культуры межличностного общения, готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способности организовать деятельность малой группы для реализации конкретного профессионального или социального проекта.

Виды и формы самостоятельной работы студентов В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы студентов : аудиторная - выполняется на учебных занятиях по заданию и под контролем преподавателя внеаудиторная - выполняется студентом по заданию преподавателя, без его непосредственного участия, но под его контролем Основными формами аудиторной самостоятельной работы являются активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, кейс- стади, психологические и иные тренинги и др. формы (п ФГОС ВПО) Формами внеаудиторной работы являются: работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами; самостоятельное ознакомление с лекционным материалом; подготовка реферативных обзоров периодической печати, поиск информации по теме, выполнение домашних контрольных работ, подготовка расчетных лабораторных работ, заполнение рабочей тетради, написание эссе, рефератов и курсовой работы, подготовка к деловым и ролевым играм, к зачетам и экзаменам, подготовка ВКР

Планирование самостоятельной работы Объем внеаудиторной самостоятельной работы студента – не менее 27 часов в неделю ОУ самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы в целом по обучению, по каждому учебному циклу и по каждой учебной дисциплине, исходя из установленных объемов трудоемкости согласно примерному учебному плану Рекомендуемый объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу находит отражение: в примерных программах учебных дисциплин, с ориентировочным распределением по разделам и темам в рабочих программах учебных дисциплин с распределением по разделам и темам с учетом особенностей методического обеспечения дисциплины в вузе

Планирование самостоятельной работы Тематика внеаудиторной самостоятельной работы устанавливается в рабочих программах учебных дисциплин с учетом примерных программ учебных дисциплин Объем времени на аудиторную самостоятельную работу рекомендуется планировать за счет времени, отведенного на аудиторные занятия : практические занятия (не менее 30%), лекции, (не менее 20 %) Рекомендуемый объем времени на аудиторную самостоятельную работу, проводимую в интерактивных формах составляет не менее 20% от объема времени, отводимого на аудиторную учебную работу (п.7.3. ФГОС ВПО)

Организация самостоятельной работы студентов Внеаудиторная работа студентов должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение (п ФГОС ВПО) Методическое обеспечение внеаудиторной работы студентов включает в себя фонды оценочных средств, рекомендации, методические указания по выполнению тех или иных форм самостоятельной работы Преподаватели информируют студентов о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, основных требований к результатам самостоятельной работы и формах ее контроля Внеаудиторная работа должна быть обеспечена: консультациями, включая консультации во время практики, ВКР за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации доступом студентов к информационным ресурсам (ЭБС, учебной литературе, банку индивидуальных заданий) контролирующими материалами (тестами, заданиями) темами, планами лекций и семинаров, перечнем основной и дополнительной литературы и интернет ресурсов Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от ее формы, уровня знаний и умений студента

Контроль и оценка самостоятельной работы Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на аудиторные учебные занятия по учебной дисциплине на внеаудиторную самостоятельную работу в письменной, устной и смешанной форме, с использованием возможностей компьютерной техники и Интернета Формы контроля: Текущий контроль Промежуточная аттестация Итоговая аттестация Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются: уровень освоения студентом учебного материала; уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

Спасибо за внимание Контактные телефоны ЦОД УМО: (499) , (т/ф) Ждем ваших замечаний и предложений в конце выездного заседания УМС УМО, а также в течение двух последующих недель по электронной почте