МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ, АНАЛИЗА, УЛУЧШЕНИЯ В ВУЗЕ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.Г. Карелина Повышение квалификации по направлению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад проректора по учебной работе С.Г. Сидорова. 13 февраля 2009 г. 1.
Advertisements

Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Петрозаводский государственный университет Заседание ректората О разработке комплексного плана- графика мероприятий по подготовке к аккредитации.
АККРЕДИТАЦИЯ отдельных образовательных программ. Государственная аккредитация ранее аккредитованного образовательного учреждения по новым для него образовательным.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Сибирский федеральный университет СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «АККРЕДИТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА» 22 декабря 2011 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА.
О ПОДГОТОВКЕ ВУЗА К АККРЕДИТАЦИИ Проректор по УР, проф. Никулина С. Ю. Ученый Совет, 18 апреля 2012г.
24 мая 2012 г. «Экспертиза данных, представленных НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций» при проведении государственной аккредитации» Член Аккредитационной.
1 О подготовке к государственной аккредитации ЭПИ НИТУ МИСиС.
Анализ отчетов и заключений, представленных экспертной группой Москва 2014 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальное аккредитационное.
Нормативное обеспечение и система организации процедуры государственной аккредитации федеральных образовательных учреждений и научных организаций Татаринова.
Собрание председателей комиссии факультетов ( институтов, филиалов ), зам. председателей комиссии, ответственных за ООП 27 сентября 2012 года Харитонова.
О результатах системного изучения потребностей кафедр в управленческой информации Евдокимова Е.Н.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.
1 Национальное аккредитационное агентство в сфере образования © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Организационно-техническое.
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса как условие реализации ООП бакалавриата в Московском государственном институте индустрии туризма.
Кафедра управления качеством и машиностроительных технологий Отчет по самообследованию Основной Образовательной Программы подготовки специалистов по направлению.
Транксрипт:

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ, АНАЛИЗА, УЛУЧШЕНИЯ В ВУЗЕ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.Г. Карелина Повышение квалификации по направлению «Управление качеством»

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА Лицензирование - проверка выполнения лицензионных нормативов и требований к материально-техническому обеспечению учебного процесса Аттестация - процесс установления соответствия качества подготовки выпускников требованиям ГОС ВПО Аккредитация - установление аккредитационного статуса по типу (вуз) и виду (университет)

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ Сведения о зданиях и помещениях, заключения СЭС и Госпожнадзора на строения Об укомплектованности штатов и численности обучающихся (в целом по вузу) Рабочие учебные планы ООП Об обеспеченности литературой по блокам дисциплин (с учетом новизны) ф ф ф ф ф оооо рррр мммм ыыыы I I I I IIII ,,,, I I I I IIII О качественном составе ПП кадров каждой образовательной программы (по блокам дисциплин) единые треб к укомплектов ППС распор 6-24 от «О штатах ППС учреждений ВПО и СПО»

Лицензирование О О лицах с учеными степенями и званиями, по каждой дисциплине учебного плана каждой образовательной программы Сведения об обеспеченности специализи- рованным и лабораторным оборудованием по дисциплинам учебного плана ф ф ф ф ф оооо рррр мммм аааа аааа местах проведения практик (с копиями договоров на срок не менее 5 лет) ф ф ф ф ф оооо рррр мммм аааа бббб социально-бытовом обеспечении С Сведения о работе магистратуры т т т т т аааа бббб

Этапы аттестации Включение вуза в план (до 1 декабря предшествующего году аттестации) Включение вуза в план (до 1 декабря предшествующего году аттестации) Аттестационная экспертиза Аттестационная экспертиза - проведение самообследования (6 мес) - проведение самообследования (6 мес) - оценка Рособрнадзором результатов самообследования (не менее 1 месяца) - оценка Рособрнадзором результатов самообследования (не менее 1 месяца) - компьютерное тестирование знаний студентов - компьютерное тестирование знаний студентов - внешняя аттестационная экспертиза (до 10 дней) - внешняя аттестационная экспертиза (до 10 дней) Утверждение аттестационного заключения Рособрнадзором и издание приказа Утверждение аттестационного заключения Рособрнадзором и издание приказа

До 5 программ – экспертиза по всем До 5 программ – экспертиза по всем До 10 программ – не менее 5 До 10 программ – не менее 5 Свыше 10 программ – не менее 10 Свыше 10 программ – не менее 10 Все специальности, по которым состоялся первый выпуск, подлежат внешней экспертизе и аттестации в период КОД Все специальности, по которым состоялся первый выпуск, подлежат внешней экспертизе и аттестации в период КОД

Подготовка перечня документов Само- аттеста ция Отчет в Рособрнадзор Внешняя эксперти за Аккреди тация ИМЦА заключен ие по УП До г. 6 месяцев за месяц до приезда комиссии 1 месяц 10 дней 1 месяц Заявление в Рособрнадзор Модуль комплексной оценки

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Центр государственной аккредитации Центр государственной аккредитации Департамент лицензирования, аттестации, аккредитации Рособрнадзора Департамент лицензирования, аттестации, аккредитации Рособрнадзора Информационно-методический центр по аттестации (ИМЦА) Информационно-методический центр по аттестации (ИМЦА)

Цель самообследования- готовность вуза к внешней аттестационной экспертизе Самообследование способствует: Развитию системы внутривузовского контроля за содержанием и качеством подготовки Развитию системы внутривузовского контроля за содержанием и качеством подготовки формированию единой базы данных о деятельности образовательных учреждений формированию единой базы данных о деятельности образовательных учреждений сокращению затрат на проведение аттестации ??? сокращению затрат на проведение аттестации ???

Необходимый минимум для начала самообследования ГОС ВПО (СПО) ГОС ВПО (СПО) Учебный и рабочий учебный планы Учебный и рабочий учебный планы Рабочие программы учебных дисциплин Рабочие программы учебных дисциплин Программы всех видов практик и договоры Программы всех видов практик и договоры Расписание за три года Расписание за три года Перечень учебных лабораторий и оборудования Перечень учебных лабораторий и оборудования Документация по организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов Документация по организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов

Необходимый минимум для начала самообследования Информация о библиотечных фондах Информация о библиотечных фондах Приказы о движении контингента Приказы о движении контингента Сведения о конкурсе за последние пять лет Сведения о конкурсе за последние пять лет Экзаменационные билеты за 5 лет, тематика ВКР и ВКР за три года Экзаменационные билеты за 5 лет, тематика ВКР и ВКР за три года Отчеты ГАК, протоколы Ученых советов по обсуждению результатов ИГА (за 5 лет) Отчеты ГАК, протоколы Ученых советов по обсуждению результатов ИГА (за 5 лет) Сведения о трудоустройстве за 5 лет, отзывы организаций, информация службы занятости Сведения о трудоустройстве за 5 лет, отзывы организаций, информация службы занятости

СТРУКТУРА ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Система управления факультетом Система управления факультетом Структура подготовки специалистов Структура подготовки специалистов Содержание подготовки выпускников Содержание подготовки выпускников Качество подготовки специалистов Качество подготовки специалистов Воспитательная работа Воспитательная работа Условия реализации образовательных программ Условия реализации образовательных программ Выводы Выводы

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Наличие лицензии по всем реализуемым уровням ОП Наличие лицензии по всем реализуемым уровням ОП Анализ выполнения лицензионных нормативов (кадровое, учебно- методическое обеспечение, предельный контингент, лабораторное оборудование, базы практик) Анализ выполнения лицензионных нормативов (кадровое, учебно- методическое обеспечение, предельный контингент, лабораторное оборудование, базы практик)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТОМ (ВУЗОМ) Наличие собственной нормативной и организационно-распорядительной документации и ее соответствие законодательству и Уставу ГОУ ВПО Наличие собственной нормативной и организационно-распорядительной документации и ее соответствие законодательству и Уставу ГОУ ВПО Организация взаимодействия структурных подразделений (филиалов, факультетов, кафедр, центров и др) Организация взаимодействия структурных подразделений (филиалов, факультетов, кафедр, центров и др)

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТОМ

СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Изменение структуры за последние 5 лет Изменение структуры за последние 5 лет Ориентация на региональные потребности Ориентация на региональные потребности Динамика приема (за 5 лет) Динамика приема (за 5 лет) Соотношение между бюджетным приемом и по договорам.Целевой прием Соотношение между бюджетным приемом и по договорам.Целевой прием Показатель сохранности контингента (% отч от приема с указанием причин) Показатель сохранности контингента (% отч от приема с указанием причин) Анализ выпусков за 5 лет. Динамика Анализ выпусков за 5 лет. Динамика

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Соответствие ПрОП и учебно- методической документации требованиям ГОС Соответствие ПрОП и учебно- методической документации требованиям ГОС Анализ источников учебной информации на соответствие программам Анализ источников учебной информации на соответствие программам Содержание подготовки через организацию учебного процесса Содержание подготовки через организацию учебного процесса

Соответствие ПрОП и учебно- методической документации требованиям ГОС Соответствие учебного плана - ГОС Соответствие учебного плана - ГОС Заключение ИМЦА по учебным планам Заключение ИМЦА по учебным планам Соответствие рабочих программ ГОСам и учебным планам Соответствие рабочих программ ГОСам и учебным планам Наличие и соответствие учебно-методичес- кой документации требованиям ГОС Наличие и соответствие учебно-методичес- кой документации требованиям ГОС

ГОС – УП – программы дисц – УМК (УМК – программы дисциплин, практик, ИГА, документы по организации текущего и промежуточного контроля, самостоятельной работы, критерии оценки) Соответствие ПрОП и учебно- методической документации требованиям ГОС

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ Наличие достаточного количества основной литературы, рекомендованной в программах Наличие достаточного количества основной литературы, рекомендованной в программах Оценка программно-информационного обеспечения по блокам дисциплин УП Оценка программно-информационного обеспечения по блокам дисциплин УП Собственная УМЛ за 5 лет включая: Собственная УМЛ за 5 лет включая: - Учебники, имеющие гриф МО или отраслевых министерств, УМО, НМС - Методические разработки форма IV-11 форма IV-11 форма IV-11

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Соответствие УП и расписания Соответствие УП и расписания Внедрение новых форм, методов обучения и организации самостоятельной и научно- исследовательской работы Внедрение новых форм, методов обучения и организации самостоятельной и научно- исследовательской работы Ориентация учебно-научного процесса на практическую деятельность, связи с заинтересованными организациями Ориентация учебно-научного процесса на практическую деятельность, связи с заинтересованными организациями Соответствие учебно-лабораторной базы требованиям ГОС Соответствие учебно-лабораторной базы требованиям ГОС Использование НИТ и ВТ в учебном процессе Использование НИТ и ВТ в учебном процессе

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Требования при приеме (данные за 3 г) Требования при приеме (данные за 3 г) Требования и итоги промежуточных аттестаций (КИМы и ведомости) Требования и итоги промежуточных аттестаций (КИМы и ведомости) Контроль остаточных знаний Контроль остаточных знаний Показатель сохранности контингента, % отчислений с указанием причин Показатель сохранности контингента, % отчислений с указанием причин Результаты ИГА, анализ отчетов ГАК Результаты ИГА, анализ отчетов ГАК Востребованность, отзывы, продвиже- ние Востребованность, отзывы, продвиже- ние

Потенциал специальности (условия, определяющие качество) Кадры Кадры Научно-исследовательская деятельность Научно-исследовательская деятельность Международное сотрудничество Международное сотрудничество Материально-техническая база Материально-техническая база Социально-бытовые условия Социально-бытовые условия Воспитательная деятельность Воспитательная деятельность Финансовое обеспечение Финансовое обеспечение Общая оценка образовательного процесса Общая оценка образовательного процесса Информация об устранении недостатков Информация об устранении недостатков

КАДРЫ (по ОП и по блокам дисциплин) Состояние и динамика кадрового обеспечения образовательного процесса Состояние и динамика кадрового обеспечения образовательного процесса Анализ возрастного состава Анализ возрастного состава Организация повышения квалификации Организация повышения квалификации (с указанием сроков и места прохождения) (с указанием сроков и места прохождения)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Состояние и динамика развития научных направлений, опыт использования в учебном процессе Состояние и динамика развития научных направлений, опыт использования в учебном процессе Уровень организации НИР, участие в НИР ППС и студ-ов IV-14 Уровень организации НИР, участие в НИР ППС и студ-ов IV-14 IV-14 Работа аспирантуры, докторантуры, специализированных советов таб 7, IV-04 Работа аспирантуры, докторантуры, специализированных советов таб 7, IV-04 таб 7IV-04 таб 7IV-04

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Признание зарубежными вузами Признание зарубежными вузами Наличие международных образовательных и научных программ Наличие международных образовательных и научных программ Обучение иностранных студентов Обучение иностранных студентов Обучение студентов за рубежом Обучение студентов за рубежом Повышение квалификации за рубежом Повышение квалификации за рубежом Учебно-научная работа ППС за рубежом Учебно-научная работа ППС за рубежом

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Состояние материально- технической базы Состояние материально- технической базы Состояние и развитие учебно- лабора-торной базы, уровень ее оснащения Состояние и развитие учебно- лабора-торной базы, уровень ее оснащения (паспорта лабораторий с перечнем оборудования, др.) (паспорта лабораторий с перечнем оборудования, др.) Наличие материально-технической базы для внеучебной работы Наличие материально-технической базы для внеучебной работы

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ Состояние общежитий Состояние общежитий Наличие пунктов медицинского обслуживания и договоров с ними Наличие пунктов медицинского обслуживания и договоров с ними Наличие пунктов питания в корпусах и общежитиях Наличие пунктов питания в корпусах и общежитиях Условия для организации отдыха студентов Условия для организации отдыха студентов

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Наличие: Наличие: - концепции и планов работы - концепции и планов работы - института кураторства - института кураторства - органов студенческого самоуправления - органов студенческого самоуправления - в информационно-методических материалах воспитательных целей - в информационно-методических материалах воспитательных целей Финансовая обеспеченность Финансовая обеспеченность Основные достоинства и проблемы в организации воспитательной работы Основные достоинства и проблемы в организации воспитательной работы

Программа тестирования по воспитательной деятельности

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Бюджетное финансирование Бюджетное финансирование Доходы от различных видов деятельности Доходы от различных видов деятельности Система поощрений Система поощрений Финансирование относительно лицензионных требований Финансирование относительно лицензионных требований

КОНТРОЛЬ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ Проводится тестологами Центра тестирования Проводится тестологами Центра тестирования Блок ГСЭ – история, философия, ин.яз Блок ГСЭ – история, философия, ин.яз Блок ЕН – КСЕ, математика и др Блок ЕН – КСЕ, математика и др Блок ОПД – дисциплины с большим количеством часов трудоемкости Блок ОПД – дисциплины с большим количеством часов трудоемкости Блок СД – указанные в ГОС дисциплины Блок СД – указанные в ГОС дисциплины Результаты передаются в Рособрнадзор и председателю комиссии Результаты передаются в Рособрнадзор и председателю комиссии

ВНЕШНЯЯ ЭКСПЕРТИЗА Отчет по самообследованию Отчет по самообследованию Рейтинг вуза Рейтинг вуза Заключение ИМЦА на УП Заключение ИМЦА на УП Результаты компьютерного тестирования Результаты компьютерного тестирования Модуль КОД или отдельных ОП Модуль КОД или отдельных ОП Заключения подкомиссий по лицензированию и аттестации Заключения подкомиссий по лицензированию и аттестации

ПОКАЗАТЕЛИ Госаккредитации ПО ТИПУ «ВУЗ» Содержание подготовки Содержание подготовки Качество подготовки Качество подготовки Информационно-методическое обеспе-чение образовательного процесса Информационно-методическое обеспе-чение образовательного процесса Информатизация вуза Информатизация вуза Материально-техническая база Материально-техническая база Воспитательная деятельность Воспитательная деятельность

Показатели ГА для определения вида (университет, академия…) Спектр реализуемых основных образовательных программ Спектр реализуемых основных образовательных программ Возможность продолжения образования в аспирантуре, докторантуре, ФПК, дополнительное образование Возможность продолжения образования в аспирантуре, докторантуре, ФПК, дополнительное образование Научные исследования Научные исследования Научно-методическая работа Научно-методическая работа Качественный состав ППС Качественный состав ППС

1. Спектр основных программ Число профилей основных образовательных программ Число профилей основных образовательных программ - Для университетов – более 5 - Для академий – 1-2

2. Продолжение образования Число специальностей аспирантуры Число специальностей аспирантуры - для ун-тов – более 5; академий – 1-2 Число аспирантов на 100 ст-ов Число аспирантов на 100 ст-ов - Для ун-та – не < 2; академий – не< 1 Наличие докторантуры, диссоветов, ФПК, переподготовка кадров высшей квалифика- ции – для ун-ов Наличие докторантуры, диссоветов, ФПК, переподготовка кадров высшей квалифика- ции – для ун-ов Наличие докторантуры, диссоветов, ФПК, переподготовка кадров для определенной области – для академий Наличие докторантуры, диссоветов, ФПК, переподготовка кадров для определенной области – для академий

3. Научные исследования Число отраслей наук научных исследований Число отраслей наук научных исследований - Для ун-та - > 5, для академии – 1-2 Объем научных исследований на единицу ППС (тыс. руб.) Для ун-та – не < 6,2; академ не < 4,2; института не< 2,5 Объем научных исследований на единицу ППС (тыс. руб.) Для ун-та – не < 6,2; академ не < 4,2; института не< 2,5 Фундаментальные и прикладные исследова- ния на единицу ППС (тыс.руб.) – для ун-та не < 5,0, академии не < 3,5; инст-т- не < 2,0 Фундаментальные и прикладные исследова- ния на единицу ППС (тыс.руб.) – для ун-та не < 5,0, академии не < 3,5; инст-т- не < 2,0 Научные исследования из внешних источни- ков – ун-т – не < 3,0; академ – не < 2,2; институт – не < 0,8 Научные исследования из внешних источни- ков – ун-т – не < 3,0; академ – не < 2,2; институт – не < 0,8

4. Научно-методическая работа Кол- во изданных монографий на 100 ППС с учеными степенями и(или) званиями Кол- во изданных монографий на 100 ППС с учеными степенями и(или) званиями - Для ун-та – не < 2; академий – не < 1,5; института – не < 1,2 Количество учебников с грифами на 100 ППС с учеными степенями и(или) званиями Количество учебников с грифами на 100 ППС с учеными степенями и(или) званиями - Для ун-та – не < 0,5; академий – не < 0,3; института – не < 0,15

5. Качественный состав ППС % ППС с учеными степенями и(или) званиями % ППС с учеными степенями и(или) званиями - Для ун-та – не < 60; академий – не < 60; института – не < 55 % докторов наук и(или) профессоров % докторов наук и(или) профессоров - Для ун-та – не < 10; академий – не < 10; института – не < 8,5 % штатных преподавателей на полную ставку – для вузов до года – не < 15; от года до трех-не

К лицензированию должно быть представлено По ВГУ: По ВГУ: - 50 специальностей ВПО - 29 бакалавриатов - 12 магистратур - 70 специальностей аспирантуры - 2 программы допобразования + ФПК

К аттестации должно быть представлено: 43 специальности + 4 в филиалах 43 специальности + 4 в филиалах 12 бакалавриатов + 2 в филиалах 12 бакалавриатов + 2 в филиалах 12 программ подготовки магистров 12 программ подготовки магистров 2 программы дополнительного образования + программы ФПК 2 программы дополнительного образования + программы ФПК Сведения о 70 программах подготовки аспирантов Сведения о 70 программах подготовки аспирантов

Форма II-05

Форма II-06

Форма 4а

Форма 4б

Таблица 8

Форма IV-11

Форма IV-14

Таблица 7

Форма IV-04